УДК 159.922
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ПСИХОЛОГА
Горбунова Елена Викторовна — преподаватель кафедры практической логопедии и детской речи, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки; ул. Революции, 5/1, Пермь, 614007; e-mail: [email protected]
Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: [email protected]
Введение
Компетентность — это обладание определёнными знаниями и опытом собственной профессиональной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет психология как профессия.
Профессиональная компетентность специалиста характеризуется сфор-мированностью у него единого комплекса: знаний, навыков, умений, лич-
ностно-профессиональных качеств, профессиональных позиций.
Профессиональные знания проявляются в первую очередь как объективные сведения о всех сторонах профессиональной деятельности, необходимых для её эффективности. Профессиональные знания психолога охватывают сведения об объектах работы и исследованиях, психологических технологиях, реализации функциональных обязанностей, обо всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Они составля-
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Методика оценки эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеева, С.В. Велиева; «Выявление тревожности старших дошкольников» С.В. Мерлина, С.В. Велиева; «Домики» О.А. Ореховой, направленных на выявление влияния эмоциональной сферы на формирование «Образа Я» старших дошкольников, которые оказали воздействие на развитие личностно-профессиональных качеств психологов дошкольных образовательных учреждений. Формирование целостной профессиональной деятельности и компетентности дошкольного психолога строится на основе усвоения профессиональных навыков и умений, которые неразрывно связаны друг с другом.
Исходя из опроса школьных психологов, можно предположить, что данные методики положительно влияют на их личност-но-профессиональное саморазвитие. В статье выделены основные профессиональные умения, навыки и личностные качества, которые повысились у психологов дошкольного образования после неоднократного использования ими вышеназванных методик.
Ключевые слова: дошкольный психолог, личностно-профессио-нальные качества, профессиональные умения, профессиональные навыки, «Образ Я».
ют основу для формирования психологической культуры и непосредственно достижения психологом желаемых результатов своего труда [14].
Профессиональные умения представляют собой методы и техники действия психолога, необходимые для реализации своих профессиональных обязанностей. В свою очередь, профессиональные навыки развиваются в зависимости от приобретённого опыта психолога и отражают его способность совершенствовать свои профессиональные умения, которые необходимы непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Профессиональные качества выражают не только компоненты психики профессионала — психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность, но также и способность подбирать и применять профессиональный психодиагностический инструментарий при взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста. Данная способность обусловливает развитие у дошкольных психологов личностно-профессиональных качеств, профессиональных умений и навыков, что в дальнейшем свидетельствует о развитии профессиональной компетентности [7].
Вместе с тем профессиональная компетентность дошкольного психолога проявляется и в творческом подходе его деятельности, в использовании различных новаторских и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности
в реализации своих профессиональных обязанностей.
Однако развитие личностно-про-фессиональных качеств для повышения профессиональной компетентности является возможным только при наличии у дошкольного психолога личнос-тно-профессионального потенциала. Данный потенциал является целостной системой не только личностно-характерологических особенностей, но и приобретённых знаний, умений и навыков. Данная система развивается и совершенствуется; это связано с тем, что при творческой реализации профессиональной деятельности развиваются личностно-профессиональ-ные качества [15].
Также очень важна профессиональная позиция психолога. Это — целостное психическое образование, включающее в себя конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (или нереализуемые, частично реализуемые) в избранной профессиональной деятельности. Эта позиция выражает способ самоопределения дошкольного психолога, принятия и реализации им собственной профессиональ-но-деятельностной концепции [14].
Из перечисленных выше отдельных качеств и формируется профессиональная компетентность.
Методика, организация и выборка исследования
В исследовании методом опроса приняли участие 42 психолога дошкольных образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области, которые использовали в своей работе три психодиагностические методики: «Методика оценки эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеева, С.В. Велиева; «Выявление тревожности старших дошкольников» С.В. Мерлина, С.В. Велиева; «Домики» О.А. Ореховой [8; 11]. Им предлагалось ответить на два вопроса:
1. Влияет ли использование трёх используемых Вами методик на Ваше профессиональное развитие?
2. Какие личностно-профессиональ-ные качества, по Вашему мнению, развиваются и самосовершенствуются в процессе использования этих методик?
Затем ответы респондентов были ранжированы, после чего были определены процентные соотношения рангов. Личностно-профессиональные качест-
ва, набравшие менее 50%, не анализировались.
Данные методики позволяют не только изучить влияние познавательной, эмоциональной сферы на развитие «Образа Я» детей старшего дошкольного возраста, но и рассмотреть их косвенное влияние на личностно-профессиональное развитие дошкольных психологов при их использовании. Понимание этими психологами содержания «Образа Я» у дошкольников позволяет им отрефлексировать особенности собственного профессионального поведения [1-4; 10; 13].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования анализировались в процентном соотношении. Было выявлено, что 40% дошкольных психологов отметили повышение качества умения обрабатывать проективные методы психодиагностирования, а также способность понимания механизма детской тревожности. 34% респондентов научились лучше разбираться в особенностях эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и предупреждать аффективные негативные эмоциональные проявления. У 63% психологов развились следующие личностно-профессио-нальные качества: стремление к проведению работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей (50,3%); способность к эмпатии (51,5%); умение понять и прислушаться к эмоциональному состоянию ребёнка (61,2%); стремление к повышению квалификации (55,4%); стремление к саморазвитию и самообразованию (53,1%); понимание механизмов развития эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте (56,4%); умение реалистично оценивать проявления своих эмоций и тревожности (52,6%). Одновременно с этим дошкольные психологи научились оценивать силу воздействия эмоций на развитие «Образа Я» у дошкольников (62,3%). Психологи, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отметили у себя повышение умения давать объективную оценку особенностям таких детей (64,3%), развитие гибкости своих профессиональных планов и действий (67,4%), повышение умения осознанно выдвигать цели своей профессиональной деятельности (64,3%). У 70% респондентов повысился уровень знаний, появилось желание помогать ребёнку
в развитии независимости от его эмоционального состояния.
Также на фоне использования данных методик дошкольные психологи заметили изменение своего познавательного компонента личностно-про-фессиональных качеств. Они научились объективнее воспринимать личностные качества детей и их эмоциональное состояние (62,2%), отметили у себя: желание проявлять творческий подход к решению возникающих проблем (59,1%); рост уровня профессионального мастерства (58,2%); повышение самооценки (63,1%); улучшение способности оценивать результаты профессиональной деятельности — как своей, так и коллег (54,3%) [5; 6; 9;12].
Дошкольные психологи стали более заинтересованными в проведении кор-рекционно-развивающей работы с детьми и просветительской работы с родителями и педагогами (56,3%).
Результаты исследования показали, что при взаимодействии со старшими дошкольниками посредством использования данных методик у всех дошкольных психологов развивались профессиональные умения и навыки, а также рефлексия.
Выводы
В статье приведены результаты использования трёх психодиагностических методик по исследованию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на развитие личностно-профес-сиональных качеств психологов, работающих в дошкольных общеобразовательных и специальных образовательных учреждениях.
Исходя из ответов участников опроса, были сделаны выводы о том, что у дошкольных психологов в процессе использования этих методик наибольшее развитие получили следующие личнос-тно-профессиональные качества: рост уровня профессионального мастерства (58,2%); повышение самооценки (63,1%); стремление к повышению квалификации (55,4%); стремление к саморазвитию и самообразованию (53,1%); развитие гибкости своих профессиональных планов и действий (67,4%); развитие умения осознанно выдвигать цели своей профессиональной деятельности (64,3%); проявление творческого подхода в профессиональной деятельности (59,1%).
Полученные результаты позволяют оценить влияние использования психодиагностических методик — при исследовании эмоциональной сферы
дошкольников — на развитие личнос-тно-профессиональных качеств дошкольных психологов и повышение эффективности выполнения ими профессиональной деятельности.
Заключение
Итогом проведённого исследования влияния трёх психодиагностических методик на развитие личностно-про-фессиональных качеств дошкольных психологов явилось то, что, взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования этих методик, у специалистов развивались профессиональные умения, навыки и рефлексия.
Эти данные могут быть использованы для разработки рекомендаций при подготовке дошкольных психологов и развития у них личностно-професси-ональных качеств.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. — М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. — 40 с.
[2]. Агапов B.C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 133-143.
[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.
[4]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 27-30.
[5]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 185-190.
[6]. Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с делинк-вентным поведением: Дис. ... канд. пси-хол. наук. — М., 2006. — 139 с.
[7]. Деркач А.А., Соловьёв И.О. Развитие профессионала в акмеологи-ческой среде. — М.: Издательско-полиграфический комплекс «Знак», 2011. — 292 с.
[8]. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задержкой психического развития // Акмеоло-гия. — 2015. — № 3. — С. 100-103.
[9]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 35-39.
[10]. Пашукова Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции:
Дис. ... д-ра психол. наук. — Киев, 2002. — 508 с.
[11]. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.
[12]. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников // Акмеология. — 2016. — № 2. — С. 127-129.
[13]. Фокина А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. — 22 с.
[14]. Хаидов С.К. Теоретическая модель личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеология. — 2016. — № 1 (57). — С. 27-31.
[15]. Enright R.D., Shukla D.C., Laps-ley D.K. Adolescent egocentrism-socio-centrism and self-conciousness // Journal of Youth and Adolescence. — 1980. — Vol. 9. — P. 57-69.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Sushhnostnaja harak-teristika Ja-koncepcii [The essential characteristics of the I-conception]. Edited by A.V. Ivashchenko. — Moscow: MSOU, MHSA, RPS, 2001. — 40 р.
[2]. Agapov VS. Sovremennye issledo-vanija samosoznanija Ja-koncepcii sub'ekta v kontekste idej S.L. Rubinshhtejna [The modern studies of self-consciousness of I-conception of 122 the subject in the context of ideas of S.L. Rubinstein] // Akmeologi-ja [Acmeology]. — 2012. — № 1 (41). — Р. 133-143.
[3]. Agapov VS. Koncepciya Ya i samo-realizaciya subekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij [I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches] // Akmeologi-ja [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — Р. 26-31.
[4]. Agapov VS. Sistemnoe izuchenie Ja-koncepcii sub'ekta v rossijskoj psihologii [Systemic study of the I-conception of the subject in Russian psychology] // Akme-ologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — Р. 27-30.
[5]. Apalkova E.V., KhaidovS.K. Speci-fika projavlenija, korrekcii i razvitija jemocional'no-volevoj sfery u slabosly-shashhih podrostkov [The specifity of expression, correction and development of emotional and volitional of hearing-impaired adolescents] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 4. — Р. 185-190.
THE INFLUENCE OF EMOTIONAL SPHERE DIAGNOSTIC METHODS ON THE DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ATTRIBUTES OF A PSYCHOLOGIST
Elena V. Gorbunova — Lecturer, Department of Practical Speech Therapy, Ural Institute for Advanced Training and Retraining; Revolutsii Street, 5/1 Perm, 614007, Russia; e-mail: [email protected]:[email protected] Sergey K. Khaidov — Candidate of Psychological Sciences, Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Prospect, 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
This article presents the results of the study of the following methods application experience: "Methods of Emotional State Evaluation" (E.T. Dorofeeva, S.V. Veliyeva), "Identification of elder preschoolers' anxiety" (P.V. Merlin, S.V. Veliyeva), "Houses" (O.A. Orekhova). The above-mentioned methods are aimed at identifying the influence of the emotional sphere on the formation of "Self-Image" of the elder preschoolers, who have had impact on the development of personal and professional attributes of preschool educational institutions' psychologists. The formation of a preschool psychologist' comprehensive professional activity and competence is based on the mastering of professional skills and competences inextricably linked with each other. Basing on school psychologists survey, we can assume that these techniques have a positive effect on their personal and professional self-development. The article highlights basic professional skills and personal qualities, developed by preschool education psychologists after having applied those methods repeatedly. Keywords: preschool psychologist, personal and professional attributes, professional competences, professional skills, "Self-Image".
[6]. Basin M.A. Formirovanie volevoj reguljacii u podrostkov s delinkventnym povedeniem [Formation of strong-willed regulation in adolescents with delinquent behavior]. Dis. Cand. Psychol. Sciences. — M., 2006. — 139 p.
[7]. Derkach A.A., Solovyov I.O. Development of a professional in the acmeolog-ical environment. — M.: Publishing and printing complex "Sign", 2011. — 292 p.
[8]. Lebedeva S.A., Khaidov S.K. Samootnoshenie u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Formation features of self-attitudeof adolescents with retardation on mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 100-103.
[9]. Mishina M.M. Osnovnye polozheni-ja sistemnoj koncepcii intellektual'noj dejatel'nosti lichnosti [The main regulations of the systemic conception of intellectual ac-
tivity of personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 35-39.
[10]. Pashukova T.I. Jegocentrizm, osnovnye psihologicheskie harakteristiki, za-konomernosti i mehanizmy formirovanija i korrekcii [Egocentrism, basic psychological characteristics, regularities and mechanisms of formation and correction]. Dis. Doctor of psychology. Sciences. — Kiev, 2002. — 508 p.
[11]. Fateeva K.N., Khaidov S.K. Os-obennosti sformirovannosti Ja-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Formation features of i-concep-tion of adolescents with retardation of mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.
[12]. Fateeva. K.N., Khaidov S.K. Razvi-tie cennostnyh orientacij u slaboslyshash-hih starsheklassnikov [The development of value orientations for hard of hearing high
school students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 2. — P. 127-129.
[13]. Fokina A.V. Rol' lichnostnogo jegocentrizma v strukture podrostkovoj deviantnosti [The role of personal egocentrism in the structure of adolescent deviance] Abstract of the thesis. Cand. psychologist. Sciences. — Moscow, 2008. — 22 p.
[14]. Khaidov S.K. Teoreticheskaja model' lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Theoretical model of personal and professional development of municipal employees] // Akme-ologiya Scientific and Practical Journal. — 2016. — № 1 (57). — P. 27-31.
[15]. Enright R.D., Shukla D.C., Laps-ley D.K. Adolescent egocentrism-socio-centrism and self-conciousness // Journal of Youth and Adolescence. — 1980. — Vol. 9. — P. 57-69.