УДК 159.922.
СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Анализ применения методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [9] для выявления у муниципальных служащих потенциальных возможностей к личностно профессиональному развитию. Описание и анализ эмпирических данных при использовании данной методики. Цель исследования — выявить уровень развития саморегуляции поведения у муниципальных служащих. Показано, что сформированность саморегуляции поведения у муниципальных служащих имеет разный уровень развития и различается между собой как по половым признакам, так и по показателям стажа профессиональной деятельности. Полученные результаты позволяют разрабатывать пути личностно профессионального развития муниципальных служащих и использовать их как компоненты в различных акмеологических моделях личностно профессионального развития муниципальных служащих.
Ключевые слова: личностно профессиональное развитие, муниципальный служащий, стили саморегуляции поведения, субъект профессиональной деятельности.
Несмотря на многочисленные разработки акмеологической диагностики по вопросам личностно профессионального развития государственных служащих, тема диагностики муниципальных служащих по данному направлению остаётся не полностью разработанной, и отсутствует единый психолого-акмеологический диагностический комплекс по данной проблеме [1, 3, 4, 5, 6, 7, 14,13, 14,15,16, 18, и др.].
Изучением проблем личностно-профессионального развития занимаются как в зарубежной психологии (Е.С. Бордин, А. Кос, У. Мозер, Д. Сьюпер, Р. Хейвиг-Херст и др.), так и в отечественной (В.С. Агапов, В.А. Бодров, А.А. Деркач, Э.Ф. Зазыкин, В.Г. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.В. Пазухина, Ю.П. Поваренков, Л.В. Темнова, А.Р. Фонарев, С.К. Хаидов, В.Д. Шадриков и др.) [2, 6, 8, 10, 12, 17, 19 и др.].
Под стилем саморегуляции поведения личности понимается степень развития осознанной саморегуляции и её индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы. Степень сформированности индивидуальной саморегуляции — значимый предиктор продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности [9].
Для лиц с высоким уровнем саморегуляции поведения характерны: самостоятельность, гибкое и адекватное реагирование на изменение условий, осознанное выдвижение и достижение целей. При низком уровне саморегуляции поведения не сформированы потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения, присутствуют зависимость от ситуации и мнения окружающих, сниженная возможность компенсации неблагоприятных для достижения целей личностных особенностей.
Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для диагностики одного из компонентов потенциального резерва личностно профессионального развития муниципальных служащих использовалась методика В.И. Мо-росановой «Стиль саморегуляции поведения». Для обработки результатов использовались методы количественного и качественного анализа эмпирических данных. В исследовании приняли участие 802 муниципальных служащих Мурманской области и г. Ижевска. Из них 202 мужчин и 600 женщин. По стажу муниципальной службы выборка исследования была разделена на 3 группы. Первая группа — стаж муниципальной службы до трёх лет включительно, вторая группа — стаж от четырёх до девяти лет включительно, третья группа — стаж от десяти лет и больше.
АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование по сформированности индивидуального стиля саморегуляции поведения как предиктора продуктивности выполнения профессиональной деятельности муниципальных служащих дало следующие результаты.
В общей выборке муниципальных служащих отмечаются следующие характеристики саморегуляции.
Периодически возникает малореалистичность в осознанном планировании деятельности, выдвижении и удержании целей. Отмечается неполная самостоятельность планирования, цели подвержены периодической необоснованной смене. Осознание программирования действий свидетельствует о недостаточной детализированности и развёрнутости разрабатываемых программ действий и поведения при достижении поставленных целей. В способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий деятельности проявляются периодические возникающие сбои, приводящие к неудачам в выполнении профессиональной деятельности. Отмечается периодическое некритическое следование чужим советам. Общий уровень сфор-мированности системы осознанной саморегуляции произвольной активности выражается зависимостью в сложных ситуациях от мнения окружающих.
Общая мужская выборка характеризуется средним уровнем сформированности процесса планирования и оценки достигнутых результатов, высоким уровнем процессов моделирования и программирования. Мужчины сосредоточены на выполняемой деятельности, им свойственна настойчивость в преодолении препятствий, энергичность и работоспособность. Программа их деятельности сохраняет устойчивость независимо от условий её выполнения и имеющихся помех. Одновременно с этим могут проявляться излишняя самоуверенность, некоторая легкомысленность, отсутствие взвешенной критической оценки себя, своих действий и полученных результатов, что может приводить к несоответствию полученных результатов первоначально намеченным целям.
В общей женской выборке отмечается средний уровень сформированности планирования, моделирования, программирования и оценки полученных результатов. Для женщин характерны внесение разнообразия в деятельность и стремление выполнять её новыми способами, интерес к конкретным заданиям, поддержка общих интересов. Действия и поступки могут определяться требованиями ситуации, что может привести к недостаточной последовательности и даже импульсивности поведения.
В общей выборке муниципальных служащих, имеющих стаж от года до трёх лет, отмечаются следующие характеристики саморегуляции.
В осознанном планировании деятельности, выдвижении и удержании целей периодически возникает малореалистичность. Отмечается неполная самостоятельность планирования, цели подвержены периодической необоснованной смене. Осознание программирования действий отличается недостаточной детализированностью и развёрнутостью разрабатываемых программ действий и поведения при достижении поставленных целей. Автономная регуляторность свидетельствует о неполной самостоятельности в планиро-
вании деятельности и поведения; недостаточной организации работы по достижению выдвинутой цели, слабом контроле за ходом её выполнении, недостаточном уровне анализа и оценивания как промежуточных, так и конечных результатов деятельности. Общий уровень сформированности системы осознанной саморегуляции произвольной активности выражается зависимостью в сложных ситуациях от мнения окружающих.
Мужская выборка характеризуется средним уровнем сформированности процесса планирования и оценки достигнутых результатов, высоким уровнем моделирования и программирования. Мужчины склонны заранее формировать самостоятельную программу исполнительских действий, определять и составлять схему будущего действия. Они сосредоточены на выполняемой деятельности, им свойственна настойчивость в преодолении препятствий, энергичность и работоспособность. Они вовремя замечают трудности и стремятся их преодолеть. Поведение ориентировано на поиск внешней опоры. Возникающие проблемы решают по мере их возникновения, следуя за ходом событий. В общении ориентированы на социальное одобрение. Стремятся удовлетворить все требования. Реально оценивают обстановку, стараются управлять ситуацией. Одновременно с этим избегают трудностей, возможно наличие неопределённых целей, противоречивости, личной неустойчивости, увлечение разнообразными, иногда противоположными идеями. Не берут на себя ответственность за свой выбор и принятые решения.
В женской выборке отмечается средний уровень сформированности планирования, моделирования, программирования и оценки полученных результатов. Характерны внесение разнообразия в деятельность и стремление выполнять её новыми способами, интерес к конкретным заданиям, поддержке общих интересов. Действия и поступки могут определяться требованиями ситуации, что приводит к недостаточной последовательности и даже импульсивности поведения.
Общая выборка муниципальных служащих, имеющих стаж от четырёх до девяти лет, в саморегуляции характеризуется следующим образом.
В осознанном планировании деятельности, выдвижении и удержании целей периодически возникает малореалистичность. Отмечается неполная самостоятельность планирования, цели подвержены периодической необоснованной смене. Возможна малореали-стичность планирования. В осознании программирования действий отмечаются потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированность и развёрнутость разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно. Сами программы гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого результата. В способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий деятельности проявляются периодические возникающие сбои, приводящие к неудачам в выполнении профессиональной деятельности. Отмечаются периодические некритические следования чужим советам. Общий уровень сформированности системы осознанной саморегуляции произвольной активности выражается зависимостью от мнения окружающих в сложных ситуациях.
Мужская выборка характеризуется средним уровнем сформированности процесса оценивания достигнутых результатов, высоким уровнем процесса планирования, моделирования и программирования. Для мужчин данной выборки характерно следующее: необходимость заранее планировать свою деятельность, осознанность профессиональных целей, целостность и устойчивость планов. Они восприимчивы ко всему новому, быстро оценивают ситуацию, верно определяют цель деятельности в данных условиях, оперативно строят адекватную ситуации программу действий. Реально оценивают свои возможности и прогнозируют результаты, хорошо предвидят действия и поступки других людей, умеют распределять обязанности при совместной деятельности. Отмечается лёгкость в переключении с одного вида деятельности на другой, в переходе от одних действий к другим. Одновременно с этим отмечается возможность не всегда адекватно сопоставлять и оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, точно определять
степень рассогласования с целью деятельности, выявлять причины и оперативно перестраивать программы действий, вовремя внося необходимые коррективы.
В женской выборке отмечается средний уровень сформированности планирования, моделирования, программирования и оценки полученных результатов. Характерны внесение разнообразия в деятельность и стремление выполнять её новыми способами, интерес к конкретным заданиям, поддержка общих интересов. В то же время отмечаются эпизодические проявления небрежности, неумение организовывать своё время и работу, не полностью реалистическое планирование целей. Действия и поступки могут определяться требованиями ситуации, что может привести к недостаточной последовательности и даже импульсивности поведения.
В общей выборке муниципальных служащих, имеющих стаж от 10 лет и больше, в саморегуляции отмечаются следующие характеристики.
В осознанном планировании деятельности, выдвижении и удержании целей периодически возникает малореалистичность. Отмечается неполная самостоятельность планирования, цели подвержены периодической необоснованной смене. При осознании программирования действий имеет место недостаточная детализированность и развёрнутость разрабатываемых программ действий и поведения при достижении поставленных целей. В способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий деятельности проявляются периодически возникающие сбои, приводящие к неудачам в выполнении профессиональной деятельности. Отмечается наличие некритических следований чужим советам. Общий уровень сфор-мированности системы осознанной саморегуляции произвольной активности выражается зависимостью в сложных ситуациях от мнения окружающих.
Мужская выборка характеризуется средним уровнем сформированности планирования и оценки достигнутых результатов, высоким уровнем процесса моделирования и программирования. Мужчины склонны заранее формировать самостоятельную программу исполнительских действий, определять и составлять схему будущего действия. Они сосредоточены на выполняемой деятельности, им свойственна настойчивость в преодолении препятствий, энергичность и работоспособность. Они вовремя замечают трудности и стремятся их преодолеть. Поведение ориентировано на поиск внешней опоры. Возникающие проблемы решают по мере их возникновения, следуя за ходом событий. В общении ориентированы на социальное одобрение. Стремятся удовлетворить все требования. Реально оценивают обстановку, стараются управлять ситуацией. Одновременно с этим избегают трудностей, возможно наличие неопределённых целей, противоречивости, личной неустойчивости, увлечение разнообразными, иногда противоположными идеями. Не принимают на себя ответственности за свой выбор и принятые решения.
В женской выборке отмечается средний уровень сформированности планирования, моделирования, программирования и оценки полученных результатов. Характерны внесение разнообразия в деятельность и стремление выполнять её новыми способами, интерес к конкретным заданиям, желание поддерживать общие интересы. В то же время отмечается эпизодические проявления небрежности, неумение организовывать своё время и работу, не вполне реалистическое планирование целей. Действия и поступки могут определяться требованиями ситуации, что порой приводит к недостаточной последовательности и даже импульсивности поведения.
Обобщённые результаты исследования по данной методике всех групп муниципальных служащих предоставлены в табл. 1.
Таким образом, исследование по опроснику «Стиль саморегуляции поведения» свидетельствует, что у муниципальных служащих имеются актуальные и потенциальные ак-меологические резервы для личностно профессионального развития.
Таблица 1
Результаты исследования по опроснику «Стиль саморегуляции поведения» всех групп муниципальных служащих
Наименование шкалы Общая выборка Стаж от года до трёх лет Стаж от четырёх до девяти лет Стаж от десяти лет и больше
Общая n = 802 2 0 2 ^ й 1 1 n * ? n Общая n = 285 2 1 1 n 2 2 а 7 n Общая n = 301 2 s V n 2 а 7 n Общая n = 216 2 1 1 n т а Т n
Гибкость 6 7 6 6 7 6 6 6 6 6 7 5
Самостоятельность 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4 5 3
Моделирование 6 7 6 6 7 6 6 7 6 6 7 6
Программирование 6 7 6 6 7 6 7 7 6 6 7 6
Планирование 6 6 5 5 6 5 6 7 6 6 6 5
Оценивание результатов 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Общий уровень саморегуляции 29 33 28 29 32 28 30 34 29 29 32 27
ВЫВОДЫ
1. Муниципальные служащие обладают средним уровнем развития стиля саморегуляции поведения с тенденциями как к снижению, так и к повышению развитых навыков контроля и управления своим поведением, что свидетельствует о потенциальных возможностях их личностно профессионального развития.
2. С ростом стажа муниципальной службы происходит самостоятельное развитие уровня саморегуляции поведения.
3. После девяти лет стажа муниципальной службы самостоятельное развитие саморегуляции поведения приостанавливается и по некоторым показателям снижается.
4. Наличие зоны потенциального развития у муниципальных служащих позволяет использовать акмеологические технологии с целью их дальнейшего личностно профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Становление концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1999.
[2]. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции самосознания личности. — М., 2008.
[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.
[4]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. 2013. № 3. С. 85-90.
[5]. Гагарин А.В. Личностно профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 063-076.
[6]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4. (44). С. 11-17.
[7]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. 2013. № 2. С. 25-31.
[8]. Климов Е.А. Ведение в акмеологию // Акмеология. 2010. № 2 (34). С. 16-24.
[9]. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. — М.: Когито-Центр, 2004. — 44 с.
[10]. МарковВ.Н. Стратегии реализации профессионального потенциала // Акмеология. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня, 2014). С. 144-146.
[11]. Пазухина С.В. Профилактика конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе как одно из условий организации эффективной деятельности управленцев новой формации // Сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. «Эффективность государственной службы, государственного и муниципального управления, функционирования органов власти и хозяйствующих субъектов» / Под общ. ред. С.Д. Журавлёва. — Тула: ТФ РАНХиГС, 2013. — С. 259-270.
[12]. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2001.
[13]. Хаидов С.К. Диагностический комплекс исследования профессионально важных качеств муниципальных служащих // Акмеология. 2013. Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых учёных (Москва, декабрь 2013). С. 243-244.
[14]. Хаидов С.К. Сущностные признаки личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеология. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014). С. 232-234.
[15]. Хаидов С.К. Социальный самоконтроль как показатель личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеология. 2014. № 4 С. 269-274.
[16]. Хаидов С.К. Роль макиавеллизма личности в личностно-профессиональном развитии муниципальных служащих // Акмеология. 2014. № 3-4 (специальный выпуск). Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014). С. 178-179.
[17]. Хаидов С.К. Методологическое обоснование акмеологической концепции личностно-профессионального развития муниципальных служащих (монография). — Тула: Тульский полиграфист, 2014. — 226 с.
[18]. Хаидов С.К. Влияние волевых качеств личности на личностно-профессиональное развитие муниципальных служащих // Акмеология. 2014. № 3-4 (специальный выпуск). Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014). С. 180-181.
[19]. Шадриков В.Д. Способности человека. — М., 1997.
[20]. Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy. — N.Y., 1973.
[21]. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahe: Sublimierung, lilentibizien mgund beruflicheIdentitat // Psychologie. Scheirerische Zeitschrift Psychologie. 1963. № 1.
[22]. Super D.E.; Bahn M.Y. Occupational psychology. — London, 1971.
SELF-REGULATION STYLE OF THE CONDUCT AS AN INDICATOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EMPLOYEES
Sergey K. Khaidov, Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University; Prospekt Lenina 125, Tula, 300026; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of application ofthe methodology of V.I. Morosanova»Self-regulation style of the conduct» [9] to reveal of potential abilities to personal and professional development. Thedescription and analysis of the empirical data, which were derived by using of these methods, are given in this paper. The main objective of the research was identification ofthe development level of self-regulation of the conduct of personal and professional development of municipal employees. It is shown that maturity of the self-regulation of municipal employees has a different level and differs both in sexual characteristics and in indicator of professional work experience. The received results allow to devise the ways of personal and professional
development of municipal employees and use it as components in various acmeology models
of personal and professional development of municipal employees.
Keywords: personal and professional development, municipal employee, self-regulation style
of conduct, a subject of professional activity.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Concept formation in management activity of heads: PhD dissertation (Psychology). — Moscow, 1999.
[2]. Agapov V.S., Egunova E.V. The typology of structural integration of the self-consciousness of personality. — Moscow, 2008.
[3]. Agapov V.S. I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches // Acmeology. 2012. № 3(43). P. 26-31.
[4]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. About tasks and the directions of modern acmeology researches // Acmeology. 2012. № 3. P. 85-90.
[5]. Gagarin A.V. Lichnostno-professional'noe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja, L.A. Bystrjakova // Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Social'no-jekologicheskie tehnologii. 2013. № 1. S. 063-076.
[6]. Derkach A.A. Psycho-acmeology base and optimization facilities of personal and professional development of competitive specialist // Acmeology. 2012. № 4 (44). P. 11-17.
[7]. Zazykin V.G. Scale of the personality as acmeology condition of professionalism // Acmeology. 2013. № 2. P. 25-31.
[8]. Klimov E.A. Introduction to acmeology // Acmeology. № 2 (34). 2010 P. 16-24.
[9]. Morsanova V.I. Questionnaire»Self-regulation style of the conduct» (SRSC): Manual. — Moscow: Kogito-Centre, 2004. — P. 44.
[10]. Markov V.N. Realization strategy ofprofessional potential // Acmeology. 2014. № 1-2 (special edition). Materials of the IX International scientific conference «Acmeology: personal and professional development of the person» (Moscow, June, 1-15th, 2014) P. 144-146.
[11]. Pazukhina S.V. The prevention of conflicts of interest on the state and municipal service as one of the conditions of effective activity organisation of managers of the new formation // Materials of the VIs International scientific and practical conference «The effectiveness of state service, state and municipal government, functioning of government bodies and business entities» / Edited by Zhuravlev S.D. — Tula: TF RANHiGS, 2013. — P. 259-270.
[12]. Temnova L.V. The personal and professional development of a psychologist in the system of higher education: PhD dissertation (Psychology) — Moscow, 2001.
[13]. Khaidov S.K. The diagnostic complex of research of important professional qualities of municipal employees // Acmeology. 2013. Special edition on materials of the IXXs acmeology readings of graduates, postgraduates and young scientists Moscow, December 2013). P. 243-244.
[14]. Khaidov S.K. Essential features of personal and professional development of municipal employees // Acmeology. 2014. № 1-2 (special edition). Materials of the IXs International scientific conference «Acmeology: personal and professional development of the person» (Moscow, June, 1-15th, 2014). P. 232-234.
[15]. Khaidov S.K. Social self-control as an indicator of personal and professional development of municipal employees // Acmeology. 2014. № 4. P. 269-274.
[16]. Khaidov S.K. The role of machiavellianism of personality in personal and professional development of municipal employees // Acmeology. 2014. № 3-4 (special edition)Materials of the XXII Internationalacmeology readings (Moscow, St. Petersburg December 1-15th, 2014), P. 178-179.
[17]. Khaidov S.K.Methodological substantiation of the acmeological concept of personal and professional development of municipal employees (monograph). — Tula, Tulskiypoligrafist, 2014. — P. 226.
[18]. Khaidov S.K.The influence of volitional qualities of personality on personal and professional development of municipal employees // Acmeology. 2014. № 3-4 (special edition). Materials of the XXII International acmeology readings (Moscow, St. Petersburg. December 1—15th, 2014), P. 180-181.
[19]. Shadrikov V.D. The human abilities. — Moscow, 1997.
[20]. Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy. N.Y., 1973.
[21]. Moser U. Zur psychoanalytischen Theoric der Berufswahe: Sublimierung, lilentibizien mgund beruflicheIdentitat // Psychologie. Scheirerische Zeitschrift Psychologie. 1963. № 1.
[22]. Super D.E.; Bahn M.Y. Occupational psychology. London, 1971.