Научная статья на тему 'Креативность и самооценка в период перехода учащихся из начальной в среднюю школу'

Креативность и самооценка в период перехода учащихся из начальной в среднюю школу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
957
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / САМООЦЕНКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шумакова Н. Б.

В статье представлены данные эмпирического исследования самооценки (СО) и креативности учащихся в период перехода из начальной школы в среднюю. Рассматривается вопрос о связи креативности с самооценкой школьников 4-5-х классов. С помощью методики Т. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и самооценки личности подростка выявлены существенные изменения самооценки учащихся в изучаемый период. Полученные данные свидетельствуют о более адекватной и реалистичной самооценке у высоко креативных пятиклассников, по сравнению с их сверстниками, с одной стороны, и о большей «уязвимости» этой группы учащихся, с другой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативность и самооценка в период перехода учащихся из начальной в среднюю школу»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

КРЕАТИВНОСТЬ И САМООЦЕНКА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

Н.Б. ШУМАКОВА*

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Московский государственный психолого-педагогический университет

В статье представлены данные эмпирического исследования самооценки (СО) и креативности учащихся в период перехода из начальной школы в среднюю. Рассматривается вопрос о связи креативности с самооценкой школьников 4-5-х классов. С помощью методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и самооценки личности подростка выявлены существенные изменения самооценки учащихся в изучаемый период. Полученные данные свидетельствуют о более адекватной и реалистичной самооценке у высоко креативных пятиклассников, по сравнению с их сверстниками, с одной стороны, и о большей «уязвимости» этой группы учащихся, с другой.

Ключевые слова: креативность, самооценка, младшие школьники, подростки.

Введение

Переход учащихся из начальной школы в среднюю традиционно рассматривается педагогами и психологами как проблемный, трудный, сопровождающийся явлениями школьной дезадаптации, снижения успеваемости, учебной мотивации и т.д. И это не случайно, так как в этот период происходят существенные изменения как внешних, так и внутренних условий развития. Об этом написано немало статей, но, надо отметить, что по-прежнему этот возраст остается, по меткому выражению Г.А. Цукерман, «ничьей землей» в психологии [5]. Так, например, выполнено значительное количество исследований, посвященных разным аспектам интеллектуального и мотивационно-личностного развития как младших школьников, так и подростков [1, 4, 9, 11]. В то же время работ, посвя-

© Шумакова Н.Б., 2016.

* Для корреспонденции:

Шумакова Наталья Борисовна доктор психологических наук,

ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», профессор ФГБОУ ВО МГППУ E-mail: [email protected]

щенных изучению этих аспектов развития в период превращения детей из младших школьников в подростков, крайне мало. Это касается как изучения креативности учащихся 4-5-х классов, так и становления я-концепции, выступающей в качестве важнейшего условия появления стремления к саморазвитию. Тем более остается открытым вопрос о связи самооценки и креативности в этот сложный переходный период.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что низкий уровень я-кон-цепции связан с отрицательными эмоциями и низкими уровнями мотивации и достижений учащихся. Известно также, что одним из факторов школьной неуспешности одаренных учеников является низкая или заниженная самооценка [8]. Становление детской самооценки интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, в то время как становление адекватной самооценки связывают с подростковым возрастом, так как ее адекватность связана с когнитивным развитием ребенка, знаниями о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. С другой стороны, становление самооценки ребенка тесно связано с изменением процесса социального сравнения с возрастом. Если младшие школьники на-

ходятся, прежде всего, под влиянием родителей и учителей, то по мере взросления все более важными для них становятся реакции сверстников [10]. Таким образом, можно предположить, что в период перехода детей из начальной школы в среднюю происходят существенные и, возможно, драматичные изменения самооценки у учащихся. Группой так называемого «риска», с точки зрения благополучия, могут быть дети с высокой креативностью. Основанием для такого предположения может быть известный факт, что учителя достаточно хорошо могут оценивать интеллектуальные способности своих учеников, в то время как творческие способности остаются ими нераспознанными [6]. Эту ситуацию усугубляет и факт перехода от одного учителя, имеющего возможность наблюдать ребенка на разных предметах, к нескольким, оценивающим детей через призму своего предмета. В связи с этим нами была определена цель настоящего исследования - изучить динамику самооценки учащихся 4-5-х классов и ее связь с креативностью. В качестве исследовательских задач мы выделили следующие:

1. Выявить динамику самооценки учащихся в период перехода из начальной в среднюю школу: у учащихся 4-5-х классов, используя метод срезов и лон-гитюдный метод.

2. Изучить особенности динамики креативности в изучаемый период.

3. Проанализировать связь показателей самооценки и креативности у учащихся 4-5-х классов.

В исследовании приняли участие 123 человека 4- и 5-х классов (средний возраст детей 10,5 и 11,5, соответственно), количество мальчиков и девочек в каждой возрастной группе примерно равное. Все участники исследования - учащиеся двух московских школ.

Методика

Для изучения самооценки была использована широко распространенная в

практике отечественной психодиагностики методика Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [2], которая позволяет детям в простой и доступной для них форме оценить свои способности, характер, уверенность в себе и другие важные личные качества. Эта методика применялась ко всем участникам исследования.

Для более полной характеристики самооценки личности 5-классников применялась также методика изучения самооценки личности подростка, в которой детям предложено было выбрать из 40 представленных качеств личности сначала те, которые характеризуют положительные качества их идеала, а потом - отрицательные. Затем из отмеченных положительных и отрицательных черт необходимо выбрать те, которые присущи лично им. Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самоприятии [3]. Учитывая достаточную сложность методики и ее адресованность подросткам, мы не применяли ее для учащихся 4-х классов.

Для изучения креативности была использована авторская методика «Образная и вербальная креативность» (ОВК, форма В), которая представлена двумя субтестами - вербальным и изобразительным, позволяющими получать данные об особенностях проявления креативности в разных модальностях: вербальной и наглядно-образной [7]. В вербальном субтесте дети получали лист бумаги с изображением неопределенного объекта, после чего им предлагалось выдвинуть как можно больше предположений о том, что это такое, на

что это похоже (рис. 1).

, /

«

Рис. 1

Рис. 2

Во втором субтесте - изобразительном, детям предлагалось 5 листов, на каждом из которых было размещено по 6 изображений того же объекта (рис. 2). Дети должны были использовать данные изображения для превращения их в новые, интересные картинки, пользуясь карандашами, ручками или фломастерами. Необходимо было также дать названия своим рисункам.

С помощью предложенной методики можно фиксировать все основные параметры креативности, предложенные П. Торренсом, для каждого субтеста (продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность). Кроме того, методика позволяет фиксировать дополнительную характеристику, имеющую отношение к образной креативности, - визуальную трансформацию объекта, определяемую по количеству поворотов основной фигуры при создании нового изображения.

С помощью методики ОВК обследовались все участники исследования. Предложенная методика удовлетворяет требованиям внешней валидности и надежности (а Кронбаха в пределах 0,72-0,81).

Процедура исследования

Для решения поставленных задач были выделены две возрастные группы: 1 - учащиеся четвертых классов, 69 человек, средний возраст 10,5 лет и 2 - учащиеся пятых классов, 54 человека, средний возраст 11,5 лет.

На первом этапе исследования все дети как 1-й, так и 2-й возрастных групп были обследованы с помощью методики изучения самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и авторской методики изучения креативности ОВК. Кроме того, все учащиеся 2-й возрастной группы были обследованы с помощью методики изучения самооценки личности подростка. Все методики проводились с учащимися в группах от 10 до 15 человек.

На втором этапе исследования, выполненном с интервалом 1 год, для верификации данных о динамике самооценки, полученных с помощью срезового метода, 20 учащихся из 1-й возрастной группы, став 5-классникми, были повторно обследованы с помощью методики изучения самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).

Результаты и обсуждение

Особенности динамики креативности у учащихся 4-5-х классов

В таблицах 1 и 2 представлены данные, полученные с помощью методики ОВК в разных возрастных группах.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей вербальной креативности учащихся 4- и 5-х классов (вербальный субтест ОВК)

Группа ВБ s ВГ s ВО s ВР s ВИР s ВКр. s

4 14,00** 5,20 10,48* 3,66 16,70** 14,19 4,63** 3,19 5,56 5,02 51,37** 25,34

5 23,72** 11,12 12,87* 4,64 34,62** 23,61 9,45** 6,60 6,15 4,89 86,80** 41,15

Обозначения: ВБ - вербальная беглость; ВГ - вербальная гибкость; ВО - вербальная оригинальность; ВИР - вербальная изобразительная разработанность; ВКр. - общая вербальная креативность; а - стандартное отклонение. **- р<0,01; * - р<0,05

Таблица 2

Средние значения и стандартные отклонения показателей образной креативности учащихся

4- и 5-х классов (изобразительный субтест ОВК)

Группа РБ о РГ о РО о ВТ о РР о ИКр. о

4 18,59 7,4 12,59 4,66 32,67 20,41 5,11* 4,91 32,67 12,34 101,63 39,10

5 18,90 8,46 11,47 4,10 30,63 20,8 3,12* 2,60 33,45 16,55 97,57 44,55

Обозначения: РБ - изобразительная беглость; РГ - изобразительная гибкость; РО - изобразительная оригинальность; ВТ - визуальная трансформация; РР - рисуночная разработанность; ИКр. - общая изобрази-

тельная креативность; о - стандартное отклонение. *

Сравнительный анализ показателей образной (изобразительной) и вербальной креативности в группах учащихся 4- и 5-х классов с помощью 11-критерия для независимых выборок позволил выявить статистически достоверные различия по всем показателям вербальной креативности. Что касается образной креативности, то статистически значимые различия выявляются только по одному показателю - визуальная трансформация. Учащиеся 5-х классов существенно превышают четвероклассников по вербальной беглости, гибкости, оригинальности и разработанности (р<0,01). Младшие подростки легко выдвигают много разнообразных, оригинальных гипотез в отношении неопределенного изображения, словесно детализируют их, уточняя и развивая разные аспекты основной идеи. Так, например, если для детей 4-х классов характерны такие гипотезы, как «мятая трава» или «много червей», то для пятиклассников - «трава на берегу реки и ее отражение» или «червяк, спящий в стоге сена».

Относительно проявлений образной креативности можно отметить тот факт, что при отсутствии достоверных различий между изучаемыми группами практически по всем показателям 5-классники уступают

р<0,01; * - р<0,05

4-классникам в пространственной свободе оперирования образом при создании собственных изображений. Они существенно реже используют повороты и вращения в своих рисунках, поэтому оригинальность их рисунков обусловлена главным образом содержанием рисунка, а не ракурсом или необычным видением обычного объекта. Кроме того, можно отметить и качественные особенности, проявляющиеся как в гипотезах, так и рисунках 5-классников по сравнению с 4-классниками. В гипотезах и рисунках 5-классников начинают появляться абстрактные понятия и эмоции, например, «вселенная», «идея у человека», «мука». Это может свидетельствовать об успехах в развитии абстрактного мышления, достигнутых к этому возрасту, а также о возрастающем интересе к внутреннему миру человека, характерном для подросткового возраста.

Сравнительный анализ показателей образной и вербальной креативности в группах учащихся как 4-х, так и 5-х классов разных полов не дал возможности выявить достоверных гендерных различий; поэтому мы не будем рассматривать вопрос о гендерных различиях при дальнейшем анализе динамики самооценки у учащихся 4-5-х классов.

Таблица 3

Средние значения и стандартные отклонения показателей самооценки по разным шкалам

в группах учащихся 4- и 5-х классов

Гр. СО Хр. о СО Ум, сп. о СО Вн. о СО Ув. о СО Авт. о СО общая о

4 76,45** 17,71 83,22** 14,95 75,12* 19,01 81,88* 18,03 74,45* 19,95 78,22** 13,52

5 67,28** 21,59 72,65** 17,52 66,13* 27,39 69,22* 26,55 66,89* 25,13 68,43** 17,55

Обозначения: СО - самооценка; Хр. - характер; Ум, сп. - ум, способности; Вн. - внешность; Ув. - уверенность в себе; Авт. - авторитет у сверстников; о - стандартное отклонение. ** - р<0,01; * - р<0,05

Особенности самооценки у учащихся 4-5-х классов

В таблице 3 представлены данные, полученные с помощью методики изучения самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан в разных возрастных группах в случае срезового исследования. Сравнительный анализ показателей самооценки в группах учащихся 4- и 5-х классов с помощью t-критерия для независимых выборок позволил выявить статистически достоверные различия по всем шкалам: «характер», «ум, способности», «внешность», «уверенность в себе» и «авторитет», что отражено и в показателе общей самооценки как результирующей оценки по всем предложенным шкалам. Средние показатели самооценки у учеников 5-х классов по всем шкалам достоверно

ниже, чем у четвероклассников. При этом важно подчеркнуть два факта. Во-первых, средние показатели самооценок у учеников 4-х классов свидетельствуют о несколько завышенной самооценке, в то время как в группе 5-классников они высокие, но более реалистичные. Во-вторых, можно отметить возрастание внутригрупповых индивидуальных различий в группе пятиклассников по всем анализируемым шкалам. Это свидетельствует о важных изменениях самооценки детей, происходящих в изучаемый период: она становится более адекватной и дифференцированной.

Для уточнения полученных данных о возрастной динамике самооценки мы проанализировали результаты замера самооценки у одних и тех же детей с интервалом в один год.

Рис. 3. Средние значения показателей самооценки по разным шкалам у одних и тех же

учащихся в 4- и 5-м классах

На рисунке 3 наглядно представлены средние показатели самооценок по разным шкалам 20 учащихся в 4- и 5-м классах. Характер возрастной динамики, приведенный на рисунке 3, соответствует результатам, полученным в срезовом исследовании, за исключением одной шкалы «внешность», которая фиксирует незначительное возрастание самооценки по этому

параметру в 5-м классе по сравнению с 4-м. Сравнительный анализ средних значений показателей самооценок в разных возрастах, выполненный с помощью 1-критерия для парных выборок, обнаруживает статистически значимые различия только по шкале «уверенность в себе» и «авторитет у сверстников» (р<0,05), что вполне объяснимо, учитывая малочисленность выбор-

ки. Таким образом, полученные данные в целом согласуются с результатами срезово-го исследования, свидетельствуя о том, что в период перехода детей из начальной школы в среднюю происходят существенные и, возможно, драматичные изменения самооценки у учащихся. Что касается расхождения результатов по шкале самооценки «внешность», то мы склонны отнести это к особенностям выборки, в которой 25% детей - интеллектуально одаренные дети. Это

определило как более выраженные внутри-групповые различия, так и более низкий и адекватный показатель по этой шкале в 4-м классе по сравнению с таковыми в срезо-вой выборке их сверстников (п=69).

Для понимания особенностей самооценки 5-классников большой интерес представляют и данные, полученные с помощью методики изучения самооценки личности подростка. В таблице 4 представлены эти данные.

Таблица 4

Средние значения (М) и стандартные отклонения (а) показателей самооценки личности

у учащихся 5-х классов

Гр. Н+ Н++ Н- Н- - СО+ СО-

М а М а М а М а М а М а

5 12,15 5,55 19,67 2,1 3,50 4,26 20,02 13,40 0,61 0,24 0,20 0,25

Обозначения: «Н+» - количество положительный черт личности и «Н-» - количество отрицательных качеств, отмеченных испытуемым у себя; «Н++» - количество черт идеала; «Н- -» - количество черт «антиидеала»; «СО+» - самооценка личности по положительным качествам и «СО-» - самооценка по отрицательным качествам

Как видно из данных, представленных в таблице 4, младшие подростки отмечают у себя значительно больше положительных качеств, чем отрицательных (в среднем 12,15 против 3,5) при примерно равном количестве черт «идеала» и «антиидеала». В результате самооценка пятиклассников по положительным качествам (СО+) практически адекватная или несколько завышенная (0,6-0,8 оценивается как несколько завышенная), в то время как самооценка по отрицательным качествам (СО-) - завышенная (адекватной считается самооценка в интервале 0,6-0,4, а интервал 0,2-0 интерпретируется как завышенная). Полученные нами данные свидетельствуют в пользу того, что и в 5-м классе самооценка детей остается еще недостаточно дифференцированной; младшие подростки испытывают существенные трудности в выделении и оценке своих отрицательных качеств.

Связь креативности и самооценки у учащихся 4-5-х классов

Для решения задачи выявления связи между показателями самооценки и креативности у учащихся 4-5-х классов был проведен корреляционный анализ полученных данных. В связи с тем, что имеются статистически значимые межгрупповые различия по показателям вербальной и общей креативности у 4-классников и 5-классников, мы осуществили корреляционный анализ имеющихся данных в каждой возрастной группе, отдельно используя для этого коэффициент корреляции Пирсона.

В группе 4-классников не было выявлено ни одной статистически достоверной корреляции между показателями креативности и самооценками испытуемых. Коэффициенты корреляций этих же показателей в группе 5-классников приводятся в таблице 5.

Обозначения: «ВКр.» - вербальная креативность; «ИКр.» - изобразительная креативность; «Кр.» - общая креативность; «СО» - самооценка : «Хр.» - характер; «Ум, сп.» - ум, способности; «Вн.» - внешность; «Ув.» -уверенность в себе; «Авт.» - авторитет у сверстников; «Н+» - количество положительных черт личности и «Н-» - количество отрицательных качеств, отмеченных испытуемым у себя; «СО+» - самооценка личности по положительным качествам и «СО-» - самооценка по отрицательным качествам. ** - р<0,01; * - р<0,05

Таблица 5

Коэффициенты корреляций (по Пирсону) показателей креативности и самооценки в группе

учащихся 5-х классов (п=54)

СО общая СО Хр. СО Ум, сп. СО Вн. СО Ув. СО Авт. Н+ Н- СО+ СО-

ВКр. -0,320* -0,231 -0,312* -0,324* -0,388* 0,068 -0,16 0,313* 0,048 0,314*

ИКр. -0,018 0,101 -0,099 -0,152 -0,104 0,229 0,336* 0,274 0,379* 0,314*

Кр. общая -0,184 -0,071 -0,223 -0,258 -0,266 0,160 0,207 0,316* 0,263 0,342*

Как видно из данных таблицы 5, обнаруживаются слабые и умеренные, но достоверные отрицательные связи показателей вербальной креативности с самооценкой способностей, внешности, уверенности в себе, а также общей самооценкой как результирующей всех шкал. Кроме того, чем выше вербальная и общая креативность, тем больше отрицательных черт своей личности выделяют пятиклассники и тем выше у них уровень самооценки отрицательных качеств. Обнаруживается также достоверная положительная связь показателей образной (изобразительной) креативности с уровнем самооценки по положительным и отрицательным качествам личности (г=0,38 и г=0,31, соответственно).

На заключительном этапе исследования в общей выборке пятиклассников мы выделили группу высоко креативных школьников с показателями общей креативности, превышающими М+а (п=10) и группу умеренно креативных, с показателями общей креативности в пределах вариации в одно стандартное отклонение от среднего значения в группе (п=31). Сравнительный анализ показателей самооценки высоко и умеренно креативных пятиклассников предоставил возможность обнаружить существенные различия в самооценке характера, внешности и уверенности в себе. Высоко креативные пятиклассники отличались более низкими показателями

самооценки по всем упомянутым характеристикам по сравнению с умеренно креативными сверстниками. Половина высоко креативных пятиклассников (5 человек) имела заниженную общую самооценку по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Кроме того, они отличались и более дифференцированной и адекватной самооценкой как положительных, так и отрицательных качеств личности. В сравнении с их умеренно креативными сверстниками они выделяли у себя существенно больше отрицательных черт личности.

Полученные нами данные свидетельствуют о более адекватной и реалистичной самооценке у высоко креативных пятиклассников по сравнению с их сверстниками, с одной стороны, и о большей «уязвимости» этой группы учащихся, с другой. Высокая доля подростков с заниженной самооценкой в группе высоко креативных может быть следствием проблем оценивания таких детей их новыми учителями. В то же время заниженная самооценка у таких детей является фактором риска с точки зрения дальнейшего развития и реализации их творческого потенциала.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В период перехода детей из начальной школы в среднюю происходят существенные изменения в характере и уровне проявления их креативности. Учащиеся 5-х классов существенно превышают четвероклассников по показателям вербальной креативности: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, в то время как их образная креативность соответствует уровню четвероклассников. Успехи в развитии абстрактного мышления, а также возрастающий интерес к внутреннему миру человека находят отражение в содержательных проявлениях креативности 5-классников по сравнению с 4-классниками.

2. В период перехода детей из начальной школы в среднюю происходят существенные изменения самооценки учащихся: она становится более адекватной и дифференцированной. Анализ динамики показателей самооценки школьников в этот период с помощью методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан позволил выявить существенные различия в самооценке между учащимися 4- и 5-х классов. Средние показатели самооценки у учеников 5-х классов по всем шкалам достоверно ниже, чем у четвероклассников. Средние показатели самооценок у учеников 4-х классов свидетельствуют о несколько завышенной самооценке, в то время как в группе 5-классников они высокие, но более реалистичные. Найдено также возрастание индивидуальных различий в группе пятиклассников, по сравнению с четвероклассниками, по всем анализируемым шкалам самооценки: характер, ум, внешность, уверенность в себе и авторитет у сверстников.

3. Обнаружено, что самооценка личности у пятиклассников остается еще недостаточно дифференцированной. Младшие подростки испытывают существенные трудности в выделении и

оценке своих отрицательных качеств личности: пятиклассники отмечают у себя значительно больше положительных качеств, чем отрицательных (в среднем 12,15 против 3,5) при примерно равном количестве черт «идеала» и «антиидеала», а их самооценка по отрицательным качествам (СО-) является завышенной.

4. С помощью корреляционного анализа выявлены слабые и умеренные, но достоверные отрицательные связи показателей вербальной креативности с самооценкой способностей, внешности, уверенности в себе, а также общей самооценкой как результирующей всех шкал. Кроме того, чем выше вербальная и общая креативность, тем больше отрицательных черт своей личности выделяют пятиклассники и тем выше у них уровень самооценки отрицательных качеств. Полученные данные свидетельствуют о более адекватной и реалистичной самооценке у высоко креативных пятиклассников, по сравнению с их сверстниками, с одной стороны, и о большей «уязвимости» этой группы учащихся, с другой. В заключение отметим, что полученные нами данные свидетельствуют о существенных изменениях в самооценке школьников в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, что может быть связано как с возрастным развитием самосознания, так и с изменением в школьной жизни - переходом из начальной школы в среднюю. В то же время нами получены и результаты, требующие дальнейшего исследования и анализа, в том числе гендерного, в связи с их неоднозначностью, с одной стороны, и важностью с точки зрения дальнейшего развития способностей подростков, с другой. Учащиеся 5-х классов с высокой креативностью характеризуются более низкой самооценкой по ряду характеристик, чем их менее креативные сверстники. Кроме того, высоко креативные младшие подростки

обнаруживают и большую критичность по отношению к самим себе по сравнению со сверстниками. Представляется возможным, что заниженная самооценка у высоко креативных подростков может быть следствием неадекватности в отношении таких школьников учительских оценок, ориентированных главным образом на академические успехи и прилежание учащихся.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-0600564 «<Роль я-концепции в реализации разных видов одаренности детей и подростков».

Литература

1. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования.

- 2012. - Т. 5(23). - С. 2. http://psystudy.ru 0421200116/0026.

2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. -628 с.

3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.

- М.: МПСИ; Флинта, 2005. - 264 с.

4. Сорокоумова Е.А., Талакова Е.А. Программа изучения содержательных аспектов я-концепции детей младшего школьного возраста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012.

- Т. 14. - № 2-2. - С. 403-406.

5. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998.

- № 3. - С. 17-30.

6. Шумакова Н.Б. Учительские оценки креативности школьников и «эффект Пигмалиона» / Сб. статей XI Международной научно-практической конференции «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». — СПб: Нестор-История, 2015. - С. 296-300.

7. Шумакова Н.Б. Психологические условия выявления творческих способностей у ода-

ренных детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 3. - С. 5-14.

8. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М.: Бином, 2014. - 248 с.

9. Щебланова Е.И., Петрова С.О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 38. -С. 7. http://psystudy.ru.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с. Пер. изд.: Erikson E. Identity Youth and Crisis. - New York: W.W. Norton and Company, 1968.

11. Vialle W., Heaven P.C.L., Ciarrochi J. The relationship between self-esteem and academic achievement in high ability students: evidence from the Wollongong youth study // The Australasian Journal of Gifted Education. - 2005. - Vol. 14(2). - P. 39-45.

References

1. Novikova MA, Kornilova TV. Samootsenka intellekta v strukturnykh svyazyakh s psik-hometricheskim intellektom, lichnost-nymi svoystvami i akademicheskoy uspe-vayemost'yu. Psikhologicheskiye issledo-vaniya 2012; 5(23):2. http://psystudy.ru 0421200116/0026 (in Russian).

2. Prikhozhan AM, Tolstykh NN. Psikhologiya sirotstva. 2-ye izd. St-Petersburg: Piter 2005: 628 (in Russian).

3. Ratanova TA, Shlyakhta NF. Psikhodiagnos-ticheskiye metody izucheniya lichnosti. Moscow: MPSI; Flinta 2005: 264 (in Russian).

4. Sorokoumova YA, Talakova YA. Programma izucheniya soderzhatel'nykh aspektov ya-kontseptsii detey mladshego shkol'nogo vozrasta. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk 2012; 14(2-2):403-406 (in Russian).

5. Tsukerman GA. Desyati-dvenadtsatiletni-ye shkol'niki: «nich'ya zemlya» v vozrastnoy psikhologii. Voprosy psikhologii 1998; 3:1730 (in Russian).

6. Shumakova NB. Uchitel'skiye otsenki kreativ-nosti shkol'nikov i «effekt Pigmaliona». Sb. statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii «Psikhologiya lichnos-tnogo i professional'nogo razvitiya sub'yektov

nepreryvnogo obrazovaniya». St-Petersburg: Nestor-Istoriya 2015: 296-300 (in Russian).

7. Shumakova NB. Psikhologicheskiye uslovi-ya vyyavleniya tvorcheskikh sposobnostey u odarennykh detey mladshego shkol'no-go vozrasta. Teoreticheskaya i eksperimen-tal'naya psikhologiya 2011; 4(3):5-14 (in Russian).

8. Shcheblanova YI. Neuspeshnyye odarennyye shkol'niki. Moscow: Binom 2014: 248 (in Russian).

9. Shcheblanova YI, Petrova SO. Obshchaya i akademicheskaya ya-kontseptsii odarennykh

uchashchikhsya sredney shkoly. Psikhologich-eskiye issledovaniya 2014; 7(38): 7. http://psy-study.ru (in Russian).

10. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Moscow: Progress 1996: 344. Per izd: Erikson E. Identity Youth and Crisis. New York: WW Norton and Company 1968 (in Russian).

11. Vialle W, Heaven PCL, Ciarrochi J. The relationship between self-esteem and academic achievement in high ability students: evidence from the Wollongong youth study. The Australasian Journal of Gifted Education 2005; 14(2):39-45.

CREATIVITY AND SELF-ESTEEM DURING THE TRANSITION OF STUDENTS FROM PRIMARY TO SECONDARY SCHOOL

N.B. SHUMAKOVA

Psychological Institute of RAE, Moscow State University of Psychology and Education

The article presents an empirical study of creativity and self-esteem of students in the period of transition from primary to secondary school. The question of the relationship of self-esteem and creativity of schoolchildren in grades 4-5 is addressed. With the methods of Dembo - Rubinstein modified by Prikhozhan and personality self-assessment we revealed significant changes in the students' self-esteem over the studied period. The data obtained indicate more adequate and realistic self-assessment at the highly creative fifth graders, compared to their peers, on the one hand, and greater «vulnerability» of this group of students, on the other.

Keywords: creativity, self-esteem, primary school students, adolescents.

Address:

Shumakova N.

Doctor of Psychology,

Leading Researcher of Psychological Institute of RAE,

Professor of Moscow State University of Psychology and Education

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.