Научная статья на тему 'Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации'

Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3338
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ / САМООЦЕНКА И УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / ADAPTATION OF PRETEENS / SELF-ESTEEM AND EDUCATIONAL MOTIVATION OF JUNIOR ADOLESCENTS / THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ESTEEM AND ACADEMIC MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Слухаева Марина Александровна

В предлагаемой статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10-11 лет) в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы. Теоретическая часть данной статьи направлена на рассмотрение основных составляющих самооценка, учебная мотивация, школьная адаптация; проведено качественное изучение научной литературы. В экспериментальной части рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации и их взаимообусловленность. Исследование проводилось по двум опросным методикам в московской школе среди подростков 5-х классов. По результатам эмпирического исследования были сделаны выводы, что большинство младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень самооценки младших подростков был выявлен в отношении общительности, а наименьший в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена уверенность в себе, что, возможно, связано с гендерной корреляцией. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При помощи корреляционного анализа и полученных результатов подтвердилась общая гипотеза исследования самооценка младших подростков выступает детерминантой их учебной мотивации. Получили подтверждение и частные гипотезы исследования: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой ума и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой общительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PRETEENS’ SELF-ASSESSMENT AND EDUCATIONAL MOTIVATION IN THE SCHOOL ADAPTATION PROCESS

The proposed article presents the results of the research aimed at studying the interrelation of self-esteem and educational motivation of young adolescents (10-11 years old) in the process of their school adaptation during the transition from the primary to the middle school level. The theoretical part of the article focuses on consideration of the main components: self-esteem, educational motivation, school adaptation; thereto a qualitative study of scientific literature has been carried out. The experimental part consists in examining the relationship between self-esteem and motivation and their interdependence. Two questionnaires were applied in order to carry out the study in a Moscow school among adolescents, 5th graders (10-11 years old). The results of the empirical research allow making conclusion, that most preteens have an average level of self-esteem. Herewith, the highest level of younger adolescents’ self-esteem was revealed in relation to sociability, and the lowest in terms of popularity among peers. Boys show higher level of self-confidence than girls do; that is probably connected with gender correlation. More than half of junior teenagers have an average level of educational motivation. The general hypothesis of the study saying that the self-esteem of younger adolescents is the determinant of their academic motivation was confirmed by applying the correlation analysis and the results obtained during the study. Particular hypotheses of the study were confirmed as well: the boys’ educational motivation is positively associated with self-esteem of the mind and self-confidence; girls’ learning motivation is positively related to the self-esteem of sociability.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации»

УДК 159.922.736.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Иванова Галина Павловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН); Москва, Миклухо-Маклая, 10. e-mail: ivgp@mail.ru

Слухаева Марина Александровна — магистрант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов (РУДН); Москва, Миклухо-Маклая, 10. e-mail: slukhaevam@mail.ru

Введение

Важным аспектом психологического сопровождения учащихся выступает обеспечение адаптации детей к образовательной среде. В частности, особую важность имеет переход учащихся с уровня начального общего образования на уровень общего среднего. Для многих учащихся в это время типичны: снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Они вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям учебной деятельности и общения.

Вопросы особенностей адаптации младших подростков к условиям обучения в средней школе рассматрива-

лись в работах таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, A.M. Прихожан, Т.И. Юферева, Е.В. Новикова и др., однако по-прежнему одним из недостаточно разработанных вопросов в современной науке, связанных с процессом адаптации младших подростков к школьному обучению на уровне общего среднего образования, является проблема их учебной мотивации и самооценки в процессе адаптационного периода и их взаимосвязи. В данной связи нами была поставлена цель эмпирического исследования — изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у младших подростков. Общая гипотеза исследования заключалась в том, что самооценка младших подрос-

тков выступает детерминантой учебной мотивации младших подростков. Частными гипотезами исследования выступили два предположения: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой относительно интеллекта и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой относительно общительности.

Основная часть

Изменённые требования ФГОС актуализируют вопрос адаптации к новым условиям обучения на уровне общего среднего образования в современной образовательной организации. Что влечёт за собой для учащихся переход с одной

РЕЗЮМЕ

В предлагаемой статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10-11 лет) в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы.

Теоретическая часть данной статьи направлена на рассмотрение основных составляющих — самооценка, учебная мотивация, школьная адаптация; проведено качественное изучение научной литературы.

В экспериментальной части рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации и их взаимообусловленность. Исследование проводилось по двум опросным методикам в московской школе среди подростков 5-х классов. По результатам эмпирического исследования были сделаны выводы, что большинство младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень самооценки младших подростков был выявлен в отношении общительности, а наименьший — в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена уверенность в себе, что, возможно, связано с гендерной корреляцией. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При помощи корреляционного анализа и полученных результатов подтвердилась общая гипотеза исследования — самооценка младших подростков выступает детерминантой их учебной мотивации. Получили подтверждение и частные гипотезы исследования: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой ума и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой общительности.

Ключевые слова: адаптация младших подростков, самооценка и учебная мотивация младших подростков, взаимосвязь самооценки и учебной мотивации.

образовательной системы на другую? В первую очередь, у младших подростков происходит ломка сформировавшихся стереотипов поведения, наблюдается изменение во взаимоотношениях. Процесс адаптации младших подростков чреват целым рядом сложностей, включая не только снижение успеваемости или потерю интереса к учёбе, но и ухудшение самочувствия. В результате формируются такие качества как безынициативность, неуверенность, робость, комфортность, зависимость от чужого мнения, возникает серьёзная деформация личности. По мнению Т.Н. Князевой, дезадаптивные проявления младших подростков могут сочетаться с предкризисными проявлениями процесса взросления и перехода в пубертатный период [6]. М.Р. Битянова указывает, что на личностную готовность к обучению в средней школе влияет появление чувства взросления, связанное с вхождением ребёнка в подростковый возраст [1]. Возникает оно под воздействием следующих качеств: новая личностная позиция относительно учебного процесса, новая личностная позиция относительно педагогов и самой школы, новая личностная позиция относительно взаимодействия со сверстниками.

При изучении проблемы соотношения самооценки и мотивации младших подростков необходимо рассмотреть данные категории. Анализ научной литературы показал, что под учебной мотивацией понимается частный вид мотивации, которая включена в учебную деятельность и влияет на успешность обучения в школе.

В психологической научной литературе можно найти множество вариантов, связанных с мотивацией обучающихся школьников. Исследователи отмечают, что учебная деятельность — это сложный процесс, в котором нужно учитывать возрастные особенности обучающихся, онтогенетические факторы развития человека, смену мотивов. Когда ребёнок входит в пубертатный период, в его характере происходит много изменений, все они влияют на мотивацию, связанную с учебно-познавательной деятельностью. Для подростка учебная деятельность уже не имеет такой большой значимости, как раньше, у него есть другая внешняя мотивация, связанная с изменением ведущего типа деятельности [2; 8; 15].

М.В. Матюхина в своём исследовании выделила две группы мотивов, присущих младшим подросткам, ко-

торые перешли на среднюю ступень школьного образования: мотивы, которые закладываются самой учебной деятельностью (содержание и результаты учения); мотивы, которые связаны напрямую с какими-то конкретными предметами (социальные мотивы, личные мотивы, отрицательные мотивы) [12]. В свою очередь, А.К. Маркова отмечает, что результаты учёбы влияют на процесс формирования у ребёнка мотивов, а соответственно, и на его самооценку. От результатов учения зависит, положительными будут эти мотивы или отрицательными [10; 17]. В процессе формирования мотивации у подростков важны именно мотивы общения, а также те мотивы, которые не ориентированы напрямую на учебную деятельность. Данные мотивы делятся на две основные группы: социально значимые мотивы (чувство долга, мотивационные свойства личности, самоопределение, самосовершенствование, самореализация), личностно значимые мотивы (влияние, социальное одобрение, благополучие, престижность, признание) [13].

Т.О. Гордеева создала интегративную модель мотивации достижения, которые влияют на самооценку обучающихся. Автор выделила четыре основных компонента мотивации достижения: внутренняя мотивация, целеустремлённость и самоотдача, уверенность в себе и своих силах, наличие цели и концентрация на ней [3]. По мнению А.В. Ковалевской, мотивы, направленные на самореализацию обучающихся, связаны с их осознанием того, что значение учебной деятельности в их жизни проявляется в том, что она поможет им найти своё место в обществе, стать профессионалом в какой-либо сфере деятельности [7]. Хотелось бы отметить, что самая продуктивная мотивация — это внутренне организованная мотивация, потому что она формируется у подростка на основе его потребностей. Познавательная мотивация формируется у ребёнка только в процессе его учебной деятельности [5]. То, насколько они будут развиты, напрямую зависит от того, есть ли у подростка стремление получить знания, хочет ли он заниматься самообразованием.

Как мы отметили выше, учебная мотивация влияет на самооценку школьников. Рассматривая вопрос самооценки младших школьников, исследователи отмечают, что она достаточно ситуативна и неустойчива, так как подвергается изменениям под воздействием внешних факторов [15; 16]. По мере того как у под-

ростка развивается самосознание, у него смещается центр внимания, и ребёнок больше сосредоточивается не на внешней стороне своей личности, а на внутреннем состоянии. Отмечается, что подростки всегда оценивают себя низко по определённым показателям, и прежде всего они делают оценку по показателям, имеющим для них важное значение.

От уровня самооценки подростка, зависит, какие у него будут качества личности. Так, например, если у подростка адекватная самооценка, то он будет развиваться как самоуверенная личность, которая способна мыслить самокритично, проявлять настойчивость. Такой подросток всегда активен в учёбе и в общественной жизни. Подростки с адекватной самооценкой в своём возрасте уже имеют какой-то статус в обществе и дорожат им, у них существует множество межличностных контактов. В свою очередь, если у подростка самооценка находится на крайних позициях — либо слишком высокая, либо слишком низкая, — то ребёнок проявляет агрессию, ему присущи чрезмерная тревожность и эгоцентризм, что отражается практически на всех сферах жизнедеятельности подростка.

Резюмируя вышесказанное, мы отмечаем, что успешность психологической адаптации обучающихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу обусловливается объективными (изменение условий обучения) и субъективными факторами (возраст, мотивация, пол). Данные группы факторов влияют на учебную мотивацию, а мотивация тесно взаимосвязана с самооценкой младших подростков.

С целью изучения взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у младших подростков нами было проведено эмпирическое исследование на базе московской школы.

Методика, организация и выборка исследования Выборка исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 5-х классов московской школы, в количестве 64 человек (32 мальчика и 32 девочки), возраст 10-11 лет. Методики исследования: Методика изучения мотивации школьников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).

Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Для выявления статистически достоверных различий между психологи-

ческими показателями использовался непараметрический и-критерий Манна — Уитни. Для выявления статистически достоверных взаимосвязей между психологическими показателями использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Расчёт статистических критериев проводился с использованием статистического пакета БТЛШТГСД.

Результаты исследования и их обсуждение

Эмпирическое исследование проводилось нами по двум методикам [16].

Методика изучения мотивации школьников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). Методика предназначена для изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса, в частности для изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние. При помощи данной методики выявляется выраженность следующих мотивов: внешний мотив, игровой мотив, получение отметки, позиционный мотив, социальный мотив, учебный мотив.

2. Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

В результате психодиагностического обследования учащихся 5-х классов были получены данные о выраженности у них учебной мотивации и самооценки учащихся.

На рис. 1 приведено распределение учащихся по уровню общей самооценки.

Анализ данных, отражённых на рис. 1, показывает, что большинство

90 80 70 60 50 40 30 20 10

2%

28%

Низкая

Средняя

Высокая

70%

Рис. 1. Распределение обучающихся по уровню общей самооценки

учащихся 5-х классов (70%) имеют средний уровень самооценки. При этом четверть пятиклассников показывают завышенную самооценку (28%) и лишь 2% испытуемых имеют заниженную самооценку. На рис. 2 отражены показатели выраженности у испытуемых различных параметров самооценки.

Анализ данных, отражённых на рис. 2, показывает, что наибольший уровень самооценки у учащихся 5-х классов выявлен в отношении общительности, а наименьший — в отношении популярности у сверстников, однако в остальном все показатели находятся в среднем диапазоне, что свидетельствует о достаточно хорошем уровне самооценки среди младших подростков. В табл. 1 приведены результаты сравнительного анализа показателей самооценки в группах мальчиков и девочек.

Анализ данных, отражённых в табл. 1, показывает, что у мальчиков достоверно выше, чем у девочек, выражена самооценка уверенности в себе. Это означает, что мальчики, по сравнению с девочками, в большей степени склонны оценивать себя как уверенных в себе, способных достигать трудных результатов в деятельности. На рис. 3 приведено рас-

пределение учащихся по уровню учебной мотивации.

Анализ данных, отражённых на рис. 3, показывает, что более половины учащихся 5-х классов (55%) имеют средний уровень учебной мотивации. Пятая часть пятиклассников показывает сниженный и пятая часть — высокий уровень мотивации учения. Лишь 3 и 2% испытуемых имеют низкий и очень высокий показатель учебной мотивации. В табл. 2 приведены результаты сравнительного анализа показателей учебной мотивации в группах мальчиков и девочек.

Анализ данных, отражённых в таблице 2, показывает, что статистически достоверных различий учебной мотивации у школьников 5-х классов разного пола не выявлено. Это означает, что фактор пола не оказывает значимого влияния на уровень учебной мотивации пятиклассников.

Для выявления взаимосвязи самооценки и учебной мотивации в процессе школьной адаптации младших подростков был использован метод корреляционного анализа. Были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена учебной мотивации и самооценки в об-

Ум

Характер Общительность Популярность Уверенность в себе Рис. 2. Средние значения показателей самооценки

0

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей самооценки в группах мальчиков и девочек

Средние значения U-критерий Манна — Уитни Уровень статистической значимости ф)

мальчики девочки

Ум 67,3 69,4 468 0,555

Характер 66,8 61,0 429 0,265

Общительность 82,2 76,9 420,5 0,219

Популярность 62,1 56,6 437,5 0,317

Уверенность в себе 75,1 64,3 337,5 0,019*

Общая самооценка 70,7 65,6 413 0,184

* Различия статистически достоверны (р < 0,05).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа показателей учебной мотивации в группах мальчиков и девочек

Средние значения U-критерий Манна — Уитни Уровень статистической значимости ф)

мальчики девочки

Уровень мотивации учения 26,9 29,3 412,5 0,182*

* Различия статистически достоверны (р < 0,05)

щей группе младших подростков, а также в группе мальчиков и девочек.

В табл. 3 представлены результаты корреляционного анализа учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки в группе мальчиков.

Анализ данных, отражённых в табл. 3, позволяет сделать следующие выводы. Была выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем мотивации учения младших подростков мужского пола и самооценкой в отношении интеллекта. Это означает, что чем выше самооценка мальчика в отношении своих умственных способностей, в отношении популярности среди сверстников, уверенности в себе, тем выше уровень его учебной мотивации. Выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем мотивации учения младших подростков мужского пола и общим уровнем самооценки. Это означает, что чем выше общая самооценка мальчика, тем выше уровень его учебной мотивации. В табл. приведены результа-

ты корреляционного учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки в группе девочек.

Анализ данных, отражённых в табл. 4, позволяет сделать следующие выводы. Выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем мотивации учения младших подростков женского пола и самооценкой в отношении общительности, общего уровня самооценки. Это означает, что чем выше самооценка девочки в отношении своих способностей поддерживать коммуникации, общаться, тем выше уровень её учебной мотивации. Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь учебной мотивации девочек младшего подросткового возраста и показателями их самооценки. Было выявлено, что позитивное влияние на учебную мотивацию девочек младшего подросткового возраста оказывают общая самооценка, а также самооценка в отношении умения общаться.

В табл. 5 приведены результаты корреляционного учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки в общей группе подростков.

Анализ данных, отражённых в таблице 5, позволяет сделать следующие выводы: выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем мотивации учения младших подростков и самооценкой в отношении ума. Это означает, что чем выше самооценка младших подростков в отношении своих умственных способностей, тем выше уровень их учебной мотивации; также выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем мотивации учения младших подростков и самооценкой в отношении уверенности в себе: чем выше самооценка младших подростков в отношении уверенности в себе, тем выше уровень их учебной мотивации.

Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить особенности влияния самооценки на учебную мотивацию младших подростков. Кроме того, было выявлено, что позитивное влияние на учебную мотивацию младших подростков оказывают общая самооценка, самооценка в отношении интеллекта и уверенности в себе.

Общее заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования

Резюмируя полученные данные, мы приходим к заключению, что большинство из опрошенных нами младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень

2% 3%

20%

20%

Низкий ^иженный Средний Высокий Очень высокий

55%

Рис 3. Распределение учащихся по уровню учебной мотивации

Таблица 3

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки (группа мальчиков)

Уровень мотивации учения

Ум 0,392*

Характер 0,125

Общительность 0,071

Популярность 0,388*

Уверенность в себе 0,489*

Общая самооценка 0,501*

* Корреляции статистически достоверны (р < 0,05).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки (группа девочек)

Уровень мотивации учения

Ум 0,124

Характер 0,057

Общительность 0,356*

Популярность -0,067

Уверенность в себе 0,312

Общая самооценка 0,430*

* Корреляции статистически достоверны (р < 0,05).

Таблица 5

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена учебной мотивации младших подростков с показателями их самооценки (общая группа

подростков)

Уровень мотивации учения

Ум 0,279*

Характер 0,057

Общительность 0,173

Популярность 0,124

Уверенность в себе 0,292*

Общая самооценка 0,388*

* Корреляции статистически достоверны (р < 0,05).

самооценки выявлен в отношении общительности, а наименьший — в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена самооценка уверенности в себе. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При этом пятиклассники поровну, по одной пятой части от общего числа опрошенных, показывают как сниженный, так и высокий уровень мотивации учения. Не выявлено статистически достоверных различий учебной мотивации у младших подростков разного пола. Также была выявлена положительная взаимосвязь учебной мотивации мальчиков младшего подросткового возраста с общей самооценкой, а также самооценкой в отношении ума, популярности у сверстников и уверенности в себе, а у девочек — с самооценкой в отношении общительности. Полученные данные принципиальны в практическом плане и могут использоваться для проведения психолого-педагогической работы с адаптирующимися младшими школьниками.

ССЫЛКИ

[1]. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 352 с.

[2]. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

[3]. Гордеева Т.О., ШепелеваЕ.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестн. Моск. ун-та. — Психология. — 2011. — № 3. — С. 33-45. — Серия 14.

[4]. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. — 384 с.

[5]. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — Спб.: Питер, 2010 — 512 с.

[6]. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. — 189 с.

[7]. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков [Электронный ресурс] // Концепт. — 2015. — № S1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-podrostkov (дата обращения: 22.05.2018).

[8]. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб-

ное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2011. — 204 с.

[9]. Мапиохина М.В. Мотивация учения младших школьников. Текст. / М.В. Матю-хина — М: Педагогика, 1984.- 144 с.

[10]. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — Москва: Институт практической психологии, 2007. — 304 с.

[11]. Маслоу А. Мотивация и личность. Текст. / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 2001. — 352 с.

[12]. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников [Электронный ресурс] // Вопр. психол. ИИ!: http://www.voppsy.ru/ 188^/1985/851/851043.^ (дата обращения: 11.05.2018).

[13]. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //

Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 42-47.

[14]. Папура А.А. Формирование уверенности в себе у подростков [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. — 2010. — Выпуск 5 (95). — С. 110-114. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-uverennosti-v-sebe-u-podrostkov (дата обращения: 23.04.2018).

[15]. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М. Академия, 2010. — 167 с.

[16]. Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах: 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. / Человек и общество: История и современность: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — С. 143-147.

[17]. Собкин В.С. Трансформация целей и мотиваций учёбы школьников / В.С. Собкин / Социологические исследования. — 2006. — № 7. — С. 106-115.

[18]. Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения [Электронный ресурс] // Концепт. — 2014. — № S11. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-adaptatsii-podrostkov-ko-vtoroy-stupeni-obucheniya (дата обращения: 01.06.2018).

REFERENCES

[1]. Bitjanova M.R., Azarova T. V., Afana-s'eva E.I., Vasil'eva N.L. Rabota psihologa v nachal'noj shkole. [The work of a psychologist in an elementary school]. Moscow, Sovershenstvo, 1998. 352 p.

[2]. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formi-rovanie v detskom vozraste [Personality and personality formation in childhood]. — SPb.: Piter, 2009. 400 p.

[3]. Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Vnutrennjaja i vneshnjaja uchebnaja mo-tivacija akademicheski uspeshnyh shkol'-nikov [Internal and external learning motivation academically successful pupils], Vestn. Mosk. un-ta. — Ser. 14. Psiholo-gija [Bulletin of the Moscow University, series 14 «Psychology»], 2011, pp. 3345.

[4]. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. [Educational psychology: a textbook for high school]. Moscow, Logos, 2004. 384 p.

[5]. Il'in E.P. Motivacija i motivy [Motivation and motives]. Spb: Piter, 2010. 512 p.

[6]. Knjazeva T.N. Psihologicheskaja go-tovnost' rebenka k obucheniju v osnovnoj shkole: struktura, diagnostika, formirova-nie [Psychological readiness of the child to education in the primary school: structure, diagnostics, formation]. SPb.: Rech', 2007. 189 s.

[7]. Kovalevskaja A.V. Vlijanie ucheb-noj motivacii na uspevaemost' podrost-kov [The influence of educational motivation on the performance of adolescents]. Koncept [Concept]. 2015, no.1. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/ vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspe-vaemost-podrostkov (accessed 22 May 2018).

[8]. Kulagina I.Ju., Koljuckij V.N. Voz-rastnaja psihologija: Polnyj zhiznennyj cikl razvitija cheloveka [Age psychology: the full life cycle of human development]. Moscow, 2011. 204 p.

[9]. Mapiohina M.V. Motivacija ucheni-ja mladshih shkol'nikov. [Motivation of the teaching of junior schoolchildren], Moscow, 1984. 144 p.

[10]. MarkovaA.K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste [The formation of motivation for teaching at school age], Moscow, 2007. 304 p.

[11]. Maslou A. Motivacija i lichnost' [Motivation and personality], SPb. Evra-zija, 2001. 352 p.

[12]. Matjuhina M.V. Osobennosti motivacii uchenija mladshih shkol'nikov [Features of motivation of the teaching of younger schoolchildren]. Available at: http://

www.voppsy.ru/issues/1985/851/851043. htm (accessed 11 May 2018).

[13]. Mil'man V.Je. Vnutrennjaja i vneshnjaja motivacija uchebnoj dejatel'nos-ti [Internal and external motivation of the teaching of younger schoolchildren]. Vo-prosy psihologii [Questions of Psychology], 2007, no. 5, pp. 42-47.

[14]. Papura A.A. Formirovanie uve-rennosti v sebe u podrostkov [Formation of self-confidence in younger schoolchildren]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2010, no. 5 (95), pp. 110-114.

[15]. Polivanova K.N. Psikhologiya voz-rastnykh krizisov. [Psychology of age crises], Moscow, 2010, 167 p.

[15]. Sedyh O.I. Issledovanie cennostnyh orientacij podrostkov v vozrastnyh gruppah: 11-12 let, 13-14 let, 15-16 let. Chelovek i obshhestvo: Istorija i sovremennost': mez-hvuzovskij sbornik nauchnyh trudov [The study of value orientations of adolescents in age groups: 11-12 years, 13-14 years, 1516 years. Man and Society: History and Modernity: Interuniversity Collection of Scientific Works]. VGPU, 2005, pp. 143-147.

[16]. Sobkin VS. Transformacija celej i motivacij ucheby shkol'nikov. Sociologi-cheskie issledovanija. [Transformation of the goals and motivations of schoolchildren. Sociological research], 2006, no. 7, pp. 106-115.

[17]. Hapacheva S.M. Psihologo-pedago-gicheskie osobennosti adaptacii podrostkov ko vtoroj stupeni obuchenija [Psychological and pedagogical features of adaptation of adolescents to the second stage of education]. Koncept [Concept], 2014, no. 11.

INTERRELATION OF PRETEENS' SELF-ASSESSMENT AND EDUCATIONAL MOTIVATION IN THE SCHOOL ADAPTATION PROCESS

Galina P. Ivanova — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship

University of Russia (PFUR); Miklukho-Maklaya Street, 10, Moscow; e-mail: ivgp@mail.ru Marina A. Slukhaeva — Master's Degree Student, Department of Psychology and Pedagogics, Peoples' Friendship University of

Russia (PFUR); Miklukho-Maklaya Street, 10, Moscow; e-mail: slukhaevam@mail.ru ABSTRACT

The proposed article presents the results of the research aimed at studying the interrelation of self-esteem and educational motivation of young adolescents (10-11 years old) in the process of their school adaptation during the transition from the primary to the middle school level. The theoretical part of the article focuses on consideration of the main components: self-esteem, educational motivation, school adaptation; thereto a qualitative study of scientific literature has been carried out. The experimental part consists in examining the relationship between self-esteem and motivation and their interdependence. Two questionnaires were applied in order to carry out the study in a Moscow school among adolescents, 5th graders (10-11 years old). The results of the empirical research allow making conclusion, that most preteens have an average level of self-esteem. Herewith, the highest level of younger adolescents' self-esteem was revealed in relation to sociability, and the lowest — in terms of popularity among peers. Boys show higher level of self-confidence than girls do; that is probably connected with gender correlation. More than half of junior teenagers have an average level of educational motivation. The general hypothesis of the study saying that the self-esteem of younger adolescents is the determinant of their academic motivation was confirmed by applying the correlation analysis and the results obtained during the study. Particular hypotheses of the study were confirmed as well: the boys' educational motivation is positively associated with self-esteem of the mind and self-confidence; girls' learning motivation is positively related to the self-esteem of sociability. Keywords: adaptation of preteens, self-esteem and educational motivation of junior adolescents, the relationship between self-esteem and academic motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.