Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1 ПО 4 КЛАССОВ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1 ПО 4 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / младший школьный возраст / закономерности интеллектуального развития младшего школьника

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниил Денисович Строгов, Елена Николаевна Белоус

Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций — восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Упустить этот период в развитии ребенка — значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. 282 Именно поэтому было принято решение провести исследование интеллекта младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниил Денисович Строгов, Елена Николаевна Белоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1 ПО 4 КЛАССОВ»

педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

Литература

1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. - 672с.

2. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М. :ВЛАДОС, 2007. - 302 c

3. Ефанова, Е.Н. Оценка сформированности гигиенических навыков у детей школьного возраста в аспекте профилактики заразных кожных заболеваний / Е.Н. Ефанова, Э.А. Нишанбаева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - № 2. - 144с.

4. Игнатьева, Л.П. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп : учеб. пособие / Игнатьева Л.П., Чирцова М.В., Потапова М.О. - Иркутск, 2017. - 44 с.

5. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: учебное пособие / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2012. -568 с.

6. Кайгородова, Е.В. Организация трудовой деятельности младших школьников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. - 2012. - № 4. - 102 с.

7. Насырова, Г.Ф. Содержание, формы и методы трудового воспитания младших школьников / Г. Ф. Насырова, Ф. М. Сулейманова // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. - 2018. - 385с.

8. Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М., 2003.

9. Тилавова, М.М. Приемы формирования трудолюбия у младших школьников // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. - 2018. - С. 23-25. - Полный текст доступен на сайте издательства «Проблемы науки». URL: https://scientific-conference.com/images /PDF/2018/2/the-methods-of-forming.pdf

10. Чурекова, Т.М. Педагогические условия воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду в современной школе / Т. М. Чурекова, Е. Н. Штогрина. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 1 (1). - С. 47-50.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1

ПО 4 КЛАССОВ

Даниил Денисович Строгов. Студент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация s_vv_smog@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Анннотация

Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций — восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Упустить этот период в развитии ребенка — значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

Именно поэтому было принято решение провести исследование интеллекта младшего школьника

Ключевые слова: интеллект, младший школьный возраст, закономерности интеллектуального развития младшего школьника.

PATTERNS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF STUDENTS FROM

GRADES 1 TO 4

Daniil Denisovich Strogov. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. s_vv_smog@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Intelligence has a great influence on all spheres of human life and social relations. Primary school age is the optimal period of development of all higher mental functions - perception, memory, attention, imagination, thinking, speech. To miss this period in the development of a child means to slow down his personal development and growing up, to create great difficulties at the subsequent stages of learning. That is why we decided to conduct a study of the intelligence of primary school age.

Keywords: intelligence, primary school age, patterns of intellectual development of a primary school age.

Интеллект оказывает большое влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. От уровня интеллекта напрямую зависят осознанность поступков, память, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации и общение с окружающими. Интеллектуальное развитие является важнейшим компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.

Предмет исследования: закономерности интеллектуального развития обучающихся с 1 по 4 классов.

Гипотеза. Предполагается, что у современных школьников младших классов интеллект развивается по типу усложнения. Методы исследования: I. анализ литературы по данной проблеме, II. проведение диагностического исследования:

1. Тест Дж. Равена

2. Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1-4 классов, Яковлева О. Н.

3. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. III. анализ и интерпретация полученных данных.

Описание исследования. В исследовании принимали участие 44 респондента: 21 ученик 3 класса 23 ученика 4 класса, обучающихся в Муниципальном бюджетном учреждении -лицее «Воскресенская кадетская школа». Были использованы следующие методики для изучения интеллекта младшего школьного возраста: Тест Дж. Равена; Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1-4 классов, Яковлева О.Н; Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Форма обследования - групповая.

Результаты. В результате исследования была получена информация, которая может послужить базой для разработки учебной программы для 1-4 классов, направленной на последовательное нарастание объема преподаваемой информации.

Интерпретация результатов исследования. Проведя исследование «Прогрессивные матрицы Дж. Равена», мы получили следующие результаты:

«Среднее значение правильных ответов» выше у четвертого класса (26 баллов у четвертого против 23 баллов у третьего). Также «Среднее значение Щ» у 4 класса находится на более высоком уровне, чем у 3 (0,72 у четвертого, против 0,63 у третьего).

Распределив учеников 3 класса по степеням, мы выяснили, что большая часть (67%) испытуемых относятся к 3 степени (средний интеллект для данной возрастной группы) развития интеллекта, при этом 28% испытуемых относятся ко 2 ступени (незаурядный интеллект для данной возрастной группы), а 5% к 4 ступени (интеллект ниже среднего). К 1 ступени (особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы) и 5 ступени (дефектная интеллектуальная способность) степени развития интеллекта не относится ни один ученик.

Распределив учеников 4 класса по степеням, мы выяснили, что большая часть (52%) испытуемых относятся к 3 степени (средний интеллект для данной возрастной группы) развития интеллекта, при этом 39% испытуемых относятся ко 2 ступени (незаурядный интеллект для данной возрастной группы), а 9% к 1 ступени (особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы). К 4 ступени (интеллект ниже среднего) и 5 ступени (дефектная интеллектуальная способность) степени развития интеллекта не относится ни один ученик.

Сравнивая результаты распределения учеников по степеням, мы заметили, что у 4 класса на 1(особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы) и 2 (незаурядный интеллект для данной возрастной группы) ступенях находится больший процент учеников, а на 4 ступени (интеллект ниже среднего) у 4 класса процент учеников ниже чем у 3.

Всё вышесказанное позволяет судить о том, что согласно результатам исследования по методике «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» интеллектуальное развитие 4 класса находится на более высоком уровне, чем у 3.

Проведя исследование «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды», мы получили следующие результаты:

Общие значения у 4 класса выше, чем у третьего (77,77 против 88,43). Также показатели по всем отдельным субтестам, кроме 4(умение учащихся сравнивать понятия) также выше у 4. Исходя из этих данных можно сказать, что интеллектуальное развитие 4 класса находится выше, чем у третьего, как в целом, так и по отдельным показателям (сформированность у учащихся умения анализировать текст; уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению; сформированность письменной речи; уровень развития логического мышления; уровень развития анализа отношений понятий; уровень развития произвольности деятельности у учащихся).

Следует отметить, что весомая часть четвероклассников хорошо справлялась с заданиями, в которых у учащихся 3 класса возникали трудности. Также были задания, в которых оба класса допускали ошибки, или не успевали их сделать из-за нехватки времени.

Проведя исследование «Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1-4 классов, Яковлева О.Н», мы получили следующие результаты: Средний балл по 3 классу: 33,28571429-33 Средний балл по 4 классу: 38,3913-38

Большая часть испытуемых 3 класса находится на среднем уровне интеллектуального развития (72%, 15 чел.), 14%(3 чел.) на высоком и 14%(3 чел.) на сниженным. На очень высоком и низком не находится ни один из испытуемых.

48% (11 чел.) испытуемых 4 класса находится на среднем уровне интеллектуального развития, 43% (10 чел.) на высоком, 9% (2 чел.) на очень высоком. На сниженном и низком не находится ни один из испытуемых.

Сравнивая распределение учеников по уровням, было замечено, что на очень высоком и высоком уровнях у 4 класса находится больший процент учеников, чем у 3. На среднем и сниженном уровне у 3 класса процент учеников выше, чем у 4. Всё это позволяет нам судить, о том, что по результатам исследования по методике «Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1-4 классов, Яковлева О.Н.» интеллектуальное развитие 4 класса выше, чем у 3 класса.

Также стоит отметить, что 4 класс хорошо справлялся с заданиями, в которых у 3 класса возникали трудности, однако 3 класс, по большей части, давал неправильные ответы на вопросы, в которых 4 класс допускал ошибки.

Вывод. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: согласно результатам исследования по всем трем методикам, уровень интеллектуального развития (как общий, так и по отдельным параметрам) учеников 4 класса Муниципального бюджетного учреждения - лицей «Воскресенская кадетская школа» выше, чем у учеников 3 класса. Тот факт, что по многим исследованиям 4 класс без проблем справлялся с заданиями, которые вызывали трудности у 3 класса, но 3 класс не справлялся с заданиями, вызывающими трудности у 4 класса, позволяет нам судить о том, что интеллект младших школьников развивается по типу наращивания

Литература

1. Бобров А. Н. Интеллектуальный потенциал: понятие и основные факторы развития // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - С. 19-27.

2. Кунгурцева, Г.Ф. Социологический анализ понятий "интеллектуальный потенциал личности" и "интеллектуальный потенциал общества" / Г.Ф. Кунгурцева // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №5. - С.128-138.

3. Лучникова А. А, Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - С. 31-40.

ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Ирина Сергеевна Яхина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерациялга.уакЫпа.01@таП.ш

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

В младшем школьном возрасте самооценка в большей степени основывается на оценке, которую даёт близкий взрослый: родитель, учитель, родственник. Однако в данном периоде жизни ребенок проходит этап становления: меняет интересы, оценивает свои возможности по-новому, ставит новые цели, открывает для себя новое мышление, меняет мировоззрение.

Я-концепция - результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

Существует несколько значимых аспектов, непосредственно влияющих на личностное развитие в данный период. Большую роль оказывает непосредственно семья. Доказано, что недостаток внимания, любви со стороны близки вызывает у ребенка дефицит самоотношения, вплоть до непринятия себя. Так же к факторам, влияющим на самооценку,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.