Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КАК ВНИМАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ?'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КАК ВНИМАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная деятельность / внимание / условия развития / школьники

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Игоревна Коновалова, Елена Николаевна Белоус

В настоящее время учебная деятельность является важной ступенью в жизни школьников. Усвоение учебной программы и успеваемость напрямую зависит от условий развития этой учебной деятельности. Поэтому актуальность исследования обусловлена тем, что учебная деятельность активно развивается под влиянием условий, которые воздействуют на неё в младшем школьном возрасте. Эффективность дальнейшего обучения во многом зависит от тех базовых знаний и умений ребенка, которые он получил в начальной школе. Поэтому учитель уделяет особое внимание диагностике и условиям развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Важным условием развития учебной деятельности является внимание, так как оно является его неотъемлемой частью. Первоклассники и второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. В итоге дети могут упускать важную информацию, пропустить буквы в слове или слова в предложении, а также могут не выполнить задание в назначенный срок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КАК ВНИМАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ?»

12. Не жалейте сил для подключения родителей к процессу обучения. Их тоже надо учить замечать успехи детей, правильно их хвалить, а также поддерживать в моменты борьбы с самим собой.

13. Стоит концентрировать внимание детей не только на успешности процесса обучении, но и обязательно на получаемых приятных «бонусах» в процессе учебы. Ведь школьные годы - чудесные годы!

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2020

2. Гордеева Т. О. и др. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников //Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №. 2. С. 65-74.

3. Гормоза Т.В. Возрастная динамика успешной деятельности младших школьников: Автореф. дис./ Т.В. Гормоза; Бел. гос. педагог. ун-т. Мн., 2018.25с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения./ В.В. Давыдов. М., 2016. 354с.

5. Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Издательский дом" Питер", 2019.

6. Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости //Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. №. 6-2. С. 290-301.

7. Педагогические технологии. Под ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д: Март, 2016. 364с.

8. Попова Н. В., Елфимова А. В. Социально-педагогические условия развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. 2016. №. 6 (61).

9. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2018. 319с.

10. Шадриков, В.Д. Введение в психологию:мотивация поведения./ В.Д.Шадриков. М.: Логос, 2018. 460с.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КАК ВНИМАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ?

Анна Игоревна Коновалова Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация.ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Елена Николаевна Белоус, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

В настоящее время учебная деятельность является важной ступенью в жизни школьников. Усвоение учебной программы и успеваемость напрямую зависит от условий развития этой учебной деятельности. Поэтому актуальность исследования обусловлена тем, что учебная деятельность активно развивается под влиянием условий, которые воздействуют на неё в младшем школьном возрасте. Эффективность дальнейшего обучения во многом зависит от тех базовых знаний и умений ребенка, которые он получил в начальной школе. Поэтому учитель уделяет особое внимание диагностике и условиям развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Важным условием развития учебной деятельности является внимание, так как оно является его неотъемлемой частью. Первоклассники и второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. В итоге дети могут упускать важную информацию, пропустить буквы в слове или слова в предложении, а также могут не выполнить задание в назначенный срок.

Ключевые слова: учебная деятельность, внимание, условия развития, школьники

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF LEARNING ACTIVITIES OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN: HOW DOES ATTENTION AFFECT LEARNING?

Anna Igorevna Konovalova. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Currently, learning activity is an important step in the life of schoolchildren. The assimilation of the curriculum and academic performance directly depends on the conditions for the development of this educational activity. Therefore, the relevance of the study is due to the fact that educational activity is actively developing under the influence of the conditions that affect it in primary school age. The effectiveness of further education largely depends on the basic knowledge and skills of the child that he received in elementary school. Therefore, the teacher pays special attention to the diagnosis and conditions for the development of educational activities in primary school age.

An important condition for the development of educational activity is attention, since it is an integral part of it. First-graders and second-graders are not yet able to concentrate on work for a long time, their attention is easily distracted. As a result, children may miss out on important information, skip letters in a word or words in a sentence, or fail to complete a task on time.

Keywords: educational activity, attention, development conditions, schoolchildren

Многие родители задаются вопросом: «Почему у моего ребёнка плохая успеваемость, хотя он присутствует на всех уроках?» Так вот мало одного присутствия. Ребёнок должен усваивать материал, который ему даёт учитель на уроке, а для этого необходимо сконцентрировать своё внимание на данном уроке. Однако возрастной особенностью внимания младших школьников является слабое произвольное внимание. В этот период наиболее развито непроизвольное внимание. Их привлекает что-либо новое, без особых усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Также стоит отметить, что у детей в этот период не большая устойчивость внимания. Первоклассники и второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. В итоге дети могут упускать важную информацию, пропустить буквы в слове или слова в предложении, а также могут не выполнить задание в назначенный срок.

Для изучения развития учебной деятельности нами было принято решение исследовать внимание детей, а именно их устойчивость и концентрацию с помощью различных методик.

Предмет исследования. Условия развития учебной деятельности у обучающихся 12 классов.

Гипотеза. Значимым условием развития учебной деятельности у обучающихся 1-2 классов является нормальное развитие внимания

Методы исследования. Теоретический анализ источников по теме исследования, анализ и обобщение эмпирических данных, методы статистической обработки данных.

Описание исследования. Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ СОШ №14 во «2 Г» классе. В исследовании приняли участие 27 человек. Испытуемым предлагалось пройти 3 методики в течение 60 минут. Исследование

проходило поэтапно: после каждой проведённой методики детям давалось время (5-10 минут) на отдых, затем они снова приступали к заданию.

Исследование проводилось с помощью различных методик: методика «Перепутанные линии», методика «Корректурная проба Б. Бурдона», методика «Тест Пьерона-Рузера»

Результаты. По итогам исследования было выявлено, что внимание напрямую связано с учебной деятельностью младших школьников, а именно с их успеваемостью.

В ходе исследования использовались различные методики на устойчивость и концентрацию внимания.

Проведя все 3 методики, мы можем проанализировать результаты уровня концентрации внимания детей во 2 «Г» классе МБОУ СОШ №14, которые у нас получились.

Исходя из данных таблицы, составленной по 3 проведённым методикам, следует, что очень высокий уровень концентрации внимания имеют лишь 2 человека из класса, которые составили 7,4% от общего числа испытуемых.

Высокий уровень концентрации внимания принадлежит 8 испытуемым, что составило 29,7% от общего количества испытуемых.

Средний уровень имеют лишь 18,5% от общего числа испытуемых, а именно 5 человек.

Низкий уровень концентрации внимания принадлежит 10 испытуемым, что составили 37,0% от общего количества испытуемых.

Очень низкий уровень концентрации внимания имеют 2 человека, что составили 7,4% от общего числа испытуемых.

В классе имеется 1 отличник (3,33%), 11 хорошистов (36,67%), из них 10% с одной «4», успевающие (60%), из них 30% с одной «3».

Выводы. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что внимание является неотъемлемой частью учебной деятельности. В зависимости от того, насколько высок уровень концентрации внимания, настолько ребёнок будет сконцентрирован во время урока, не будет отвлекаться на посторонние вещи, тем самым будет лучше усваивать учебный материал и информацию, которую ему преподаёт учитель.

У некоторых детей уровень концентрации внимания низкий, хотя находятся они в категории «успевающие», некоторые имеют одну «3». В зависимости от условий развития учебной деятельности будет зависеть, закрепят ли они своё место в данной категории или съедут вниз по успеваемости.

Заключение

Проведя данное исследование, мы подтвердили информацию о том, что внимание напрямую связано с успеваемостью обучения младших школьников. Ведь не смотря на то, что ребёнок присутствует на уроке, он может быть не сконцентрирован и «витать в облаках», тем самым, не воспринимая и не усваивая информацию, которую ему даёт учитель. От этого и страдает его успеваемость в школе. Для повышения уровня концентрации и устойчивости внимания, нами были даны рекомендации по проведению внеклассных мероприятий с применением различных методик.

Данное исследование может помочь в выявлении проблем с концентрацией внимания и условиями развития учебной деятельности у младших школьников.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. Христоматия. -М.: ЧеРо, 2019.

2. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника/ Экспериментальное психологическое исследование. -М.: «Педагогика», 2018. -250 с.

3. Зимина Н.А. Психологический практикум по изучению внимания [Текст]: методические указания для преподавателей. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. -53 с.

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Воронеж, 2016. -200 С.

5. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2014. - 335 с.

6. Худик. В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. -Киев, 2019. -220 с.

7. Эльконин Д. Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний, М., 2016. -136 С.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Алексеевна Мищенко. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. lena.anime.mishhenko@gmail.com

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

На протяжении всего периода развития личности происходит формирование самооценки. Первыми людьми, оказывающими влияние на становление самооценки младшего школьника - его родители, близкие родственники, учителя и друзья. На данном этапе ребёнок уже способен осознать самого себя, также у него формируется отношение к окружающему миру.

В статье представлены результаты исследования на определение уровня самооценки младших школьников (адекватная, заниженная, завышенная), особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе и на выявление причин возникновения проблем в общении и понять, насколько адекватно ребёнок воспринимает себя в обществе.

Ключевые слова: самооценка, особенности формирования, причины нарушения, младший школьный возраст, условия развития.

FORMATION OF SELF-ESTEEM AND THE CAUSES OF ITS VIOLATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Elena Alekseevna Mishchenko. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation lena.anime.mishhenko@gmail.com

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Throughout the entire period of personality development, self-esteem is formed. The first people who influence the formation of a younger student's self-esteem are his parents, close relatives, teachers and friends. At this stage, the child is already able to realize himself, and he also has an attitude to the world around him.

The article presents the results of a study to determine the level of self-esteem of younger schoolchildren (adequate, understated, overestimated), the characteristics of emotional and value attitude to oneself and to identify the causes of problems in communication and to understand how adequately a child perceives himself in society.

Keywords: self-esteem, features of formation, causes of violation, primary school age, conditions of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.