Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
922
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / особенности формирования / причины нарушения / младший школьный возраст / условия развития

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Алексеевна Мищенко, Елена Николаевна Белоус

На протяжении всего периода развития личности происходит формирование самооценки. Первыми людьми, оказывающими влияние на становление самооценки младшего школьника – его родители, близкие родственники, учителя и друзья. На данном этапе ребёнок уже способен осознать самого себя, также у него формируется отношение к окружающему миру. В статье представлены результаты исследования на определение уровня самооценки младших школьников (адекватная, заниженная, завышенная), особенностей эмоциональноценностного отношения к себе и на выявление причин возникновени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Воронеж, 2016. -200 С.

5. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2014. - 335 с.

6. Худик. В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. -Киев, 2019. -220 с.

7. Эльконин Д. Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний, М., 2016. -136 С.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ НАРУШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Алексеевна Мищенко. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. lena.anime.mishhenko@gmail.com

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

На протяжении всего периода развития личности происходит формирование самооценки. Первыми людьми, оказывающими влияние на становление самооценки младшего школьника - его родители, близкие родственники, учителя и друзья. На данном этапе ребёнок уже способен осознать самого себя, также у него формируется отношение к окружающему миру.

В статье представлены результаты исследования на определение уровня самооценки младших школьников (адекватная, заниженная, завышенная), особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе и на выявление причин возникновения проблем в общении и понять, насколько адекватно ребёнок воспринимает себя в обществе.

Ключевые слова: самооценка, особенности формирования, причины нарушения, младший школьный возраст, условия развития.

FORMATION OF SELF-ESTEEM AND THE CAUSES OF ITS VIOLATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Elena Alekseevna Mishchenko. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation lena.anime.mishhenko@gmail.com

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Throughout the entire period of personality development, self-esteem is formed. The first people who influence the formation of a younger student's self-esteem are his parents, close relatives, teachers and friends. At this stage, the child is already able to realize himself, and he also has an attitude to the world around him.

The article presents the results of a study to determine the level of self-esteem of younger schoolchildren (adequate, understated, overestimated), the characteristics of emotional and value attitude to oneself and to identify the causes of problems in communication and to understand how adequately a child perceives himself in society.

Keywords: self-esteem, features of formation, causes of violation, primary school age, conditions of development.

В 21 веке современное общество постепенно вступает в эпоху цифровизации, что значительно повлияло на образ мышления человека в целом. Происходят изменения во всех сферах деятельности. Особенно сегодня огромное влияние оказывает ситуация с пандемией коронавирусной инфекции, когда многие организации работают в дистанционном формате. Но на данный момент нас нтересует сфера образования.

В связи с этими изменениями, социальный заказ общества на образование коренным образом стал значительно отличаться от предыдущего. Теперь современному обществу нужны люди образованные, предприимчивые, которые способны анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, гибкостью мышления, адаптивностью, стрессоустойчивостью, способные к сотрудничеству и владеющие специфическими узко профильными навыками.

Современная практика школьного обучения не редко ограничивается лишь формированием у ребёнка необходимых знаний, навыков и умений, не придавая особого значения тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка.

Для того чтобы ребёнок мог чувствовать себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Следовательно, именно от представлений ребенка зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, адекватное осознание успехов и неудач, отношение к собственным ошибкам и выбор тех задач, с которыми он будет способен справиться.

Именно поэтому, особое значение в формировании самооценки имеет период младшего школьного возраста. Это именно та ступень, когда ребенок расширяет свой кругозор, появляются новые психические новообразования, новые виды деятельности, увеличивается социальный круг общения, всё это значительно влияет на становление самооценки ребёнка.

Над изучением развития и формирования самосознания и самооценки личности в психологи работали отечественные учёные - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Л.И. Липкина, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и зарубежные - У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э.Эриксон и другие.

В своих работах они рассматривали самооценку с точки зрения её роли и функции в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей формирования.

Таким образом, успешность формирования полноценной личности, способной удовлетворить запросы современного общества, зависит не только от набора тех качеств и умений, которые даются образовательными организациями, но и от того, как формируется самооценка (что является одной из важных составляющих личности) и в каких условиях это происходит.

Цель: рассмотреть, как формируется самооценка у младших школьников и найти причины её нарушения.

Объект: самооценка младших школьников.

Предмет: особенности формирования самооценки и причины её нарушения.

Практическая значимость исследования заключается в необходимости и возможности формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.

База исследования: МБОУ СОШ №14 города Коломна, Московская область.

Анализируя особенности формирования самооценки младших школьников, ученые сделали вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющей уровень его притязаний и отношение к самому себе.

Самооценки не может быть слишком много - её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек способен оценивать собственные силы и поступки, можно выделить адекватную и неадекватную оценку.

Самооценка может зависеть от настроения человека и от ситуации. В саму природу человека заложена способность к самооценке. Отсутствие этой способности делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Рассматривая формирование самооценки детей младшего школьного возраста, мы понимаем, что это интегральное качество личности, которое проявляется в потребности и способности оценивать свои знания, умения и навыки, свою деятельность и её результаты, личностные качества, что становятся основой для организации саморазвития и самосознания, а также для регуляции своего поведения в соответствии с социальными нормами, формирование которого обусловлено учением как ведущим видом деятельности данного периода и системой психических новообразований.

Также, на формирование адекватной самооценки младших школьников влияет ряд определённых факторов. И чтобы эти факторы играли положительную роль, необходимо соответствовать определённым условиям. Это взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на уважении к личности ребёнка; формирование навыков учебной деятельности на достаточном уровне. Важное значение имеет использование методов создания воспитательных ситуаций и ситуаций успеха при обеспечении дифференциального подхода, влияющих на формирование адекватного уровня самооценки.

Опираясь на имеющуюся теорию, было проведено исследование, в котором участие приняли 27 человек (14 девочек и 13 мальчиков) возрастом 9-10 лет.

Целью исследования являлось определение уровня самооценки младших школьников.

Исследование проходило с применением диагностические методик: «Какой Я», «Нарисуй себя» и «Дерево с человечками».

Результаты исследования по всем трем методикам показали, что 63% (17 учащихся) имеют адекватный уровень самооценки. Это говорит о том, что дети способны оценивать себя в соответствии со своим «Реальным Я», то есть они не занижают собственных достоинств и так же не завышают их, превращая в недостатки, создающие, по их мнению, неполноценного человека. Также ребята способны прислушиваться к мнению окружающих, но при этом рационально мыслить и фильтровать негативные и положительные мнения, дабы не поддаться негативному влиянию или же найти то, что заставит их стремиться к лучшим результатам.

30% (8 учащихся) имеют завышенный уровень самооценки, но при этом она остаётся в границах нормы до тех пор, пока они не начинают негативно влиять на окружающих. Ребята способны адекватно воспринимать себя, но чаще всего это может выйти за рамки в случае соперничества между теми, кто так же имеет данный уровень самооценки. Это может привести к тому, что отличившийся будет смотреть свысока и на остальных, что в конечном итоге приведет к неадекватному осознанию себя и отторжению обществом.

7% (2 учащихся) по всем трём методикам показали низкие результаты, что говорит об их заниженном уровне самооценки. У этих детей имеются внутренние конфликты, они сравнивают себя с окружающими их сверстниками с мыслями о том, что они лучше. Тем самым, они отвергают общество, замыкаются в себе и не хотят взаимодействовать даже с теми людьми, которые хотят им помочь. Эмоциональный фон таких детей нестабилен и может вызвать как бурю эмоций, которые они выплёскиваю на окружающих, так и полное их отсутствие, полностью переставая реагировать на какие - либо внешние воздействия.

Результаты методик «Какой Я» и «Дерево с человечками» дали идентичные результаты по уровню самооценки (присутствует заниженная, адекватная и завышенная), в методике «Нарисуй себя» интерпретация результатов проходит в более обширном и усложнённом формате. Так какметодика основывается на творческом подходе, результатом стало отсутствие завышенной самооценки, но заниженная совпала с результатами двух других методик.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что методики «Какой Я», «Нарисуй себя» и «Дерево с человечками» идеально подходят для диагностики уровня

самооценки младших школьников. Процент допущения погрешностей - низкий. Можно сказать, что в некоторых случаях методики взаимно дополняют друг друга, тем самым давая более подробную информацию о ребёнке.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что в формировании самооценки младшего школьника со стороны родителей и педагогов важна система. Самое главное в ней - радоваться успехам ребенка, ценить его индивидуальность, помогать ему в достижении целей. Нужно помнить, что самооценка, сформировавшаяся в детстве, существенно влияет на всю жизнь. Необходимо поддерживать ребенка в развитии у него адекватной самооценки.

Литература

1. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте /Т.Ю.Андрущенко // Вопросы психологии. - М.: 2015. - 125 с.

2. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327 с.

3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477с

4. Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника / О. В. Волкова.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 2015. -671с.

7. Головей Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.

8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479с.

9. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей. М.: Легион, 2014.479с.

10. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016 468с

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Елена Николаевна Белоус

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-

педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет,

Коломна, Российская Федерация.

belousen@yandex.ru

Яна Александровна Притула

Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. yanapritula22@yandex.ru Аннотация

На современном этапе развитие общества остро обстоит потребность в людях, знающих, что такое труд. В наше время необходимо закладывать стремление и умение трудиться с самого раннего детства. Трудовая деятельность даёт ребёнку несравненно больше, чем простое наблюдение за трудовой деятельностью, ведь в процессе труда дети не только наблюдают, но и сами учатся основам жизни.

Ключевые слова: трудовые навыки, навыки самообслуживания, условия развития, возрастные особенности, школьники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.