Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовые навыки / навыки самообслуживания / условия развития / возрастные особенности / школьники

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Николаевна Белоус, Яна Александровна Притула

На современном этапе развитие общества остро обстоит потребность в людях, знающих, что такое труд. В наше время необходимо закладывать стремление и умение трудиться с самого раннего детства. Трудовая деятельность даёт ребёнку несравненно больше, чем простое наблюдение за трудовой деятельностью, ведь в процессе труда дети не только наблюдают, но и сами учатся основам жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

самооценки младших школьников. Процент допущения погрешностей - низкий. Можно сказать, что в некоторых случаях методики взаимно дополняют друг друга, тем самым давая более подробную информацию о ребёнке.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что в формировании самооценки младшего школьника со стороны родителей и педагогов важна система. Самое главное в ней - радоваться успехам ребенка, ценить его индивидуальность, помогать ему в достижении целей. Нужно помнить, что самооценка, сформировавшаяся в детстве, существенно влияет на всю жизнь. Необходимо поддерживать ребенка в развитии у него адекватной самооценки.

Литература

1. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте /Т.Ю.Андрущенко // Вопросы психологии. - М.: 2015. - 125 с.

2. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327 с.

3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477с

4. Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника / О. В. Волкова.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 2015. -671с.

7. Головей Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.

8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479с.

9. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей. М.: Легион, 2014.479с.

10. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016 468с

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Елена Николаевна Белоус

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-

педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет,

Коломна, Российская Федерация.

belousen@yandex.ru

Яна Александровна Притула

Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. yanapritula22@yandex.ru Аннотация

На современном этапе развитие общества остро обстоит потребность в людях, знающих, что такое труд. В наше время необходимо закладывать стремление и умение трудиться с самого раннего детства. Трудовая деятельность даёт ребёнку несравненно больше, чем простое наблюдение за трудовой деятельностью, ведь в процессе труда дети не только наблюдают, но и сами учатся основам жизни.

Ключевые слова: трудовые навыки, навыки самообслуживания, условия развития, возрастные особенности, школьники

FORMATION OF LABOR AND SELF-SERVICE SKILLS AMONG ELEMENTARY SCHOOL-AGE CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Elena Nikolaevna Belous

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru Yana Aleksandrovna Pritula

Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and

Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation.

yanapritula22@yandex.ru

Abstract

In the special development of society, there is an acute need for people who know what labor is. In our time, it is necessary to lay the desire and ability to work from early childhood. Labor activity gives birth to a child incomparably more than simple observation of labor activity, because in the process of labor children do not observe, but they themselves learn only the basics of life. Keywords: workskills, self-care skills, developmental conditions, age characteristics, schoolchildren

Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение: дети, владеющие самообслуживанием, чувствуют себя хорошо в коллективе, имеют больше времени и возможностей для контакта со сверстниками и общения.

Конечно, дети по-разному усваивают действия и правила, которым их обучают взрослые. Однако, каждый ребенок развивает стремление к самостоятельности по-разному, в зависимости от типа воспитания в семье. Сущность труда в этом возрасте увеличивается, и развиваются умение доводить начатое дело до конца.

Очень важно разрешить ребёнку проявлять больше самостоятельности в обслуживании собственных потребностей. В процессе самообслуживания, дети развивают и совершенствуют свою самостоятельность, а также трудолюбие, аккуратность и бережное отношение к вещам.

В детском саду и начальной школе воспитатели и учителя формируют простейшие навыки самостоятельности у детей, однако в семье нередко бывает так, что родители не продолжают развивать начатое в образовательных учреждениях. Детям нелегко подстраиваться к противоречивым требованиям взрослы, поэтому для более эффективного и здорового становления навыков саморазвития у ребенка очень важна совместная работа образовательного учреждения и семьи.

Цель исследования - изучение возрастных особенностей по формированию трудовых навыков и навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста. Объект исследования - трудовые навыки и навыки самообслуживания младших школьников.

Предмет исследования - возрастные особенности формирования трудовых навыков и навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.

Практическая значимость - разработка методических материалов участникам образовательного процесса для работы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста.

База исследования: МОУ «Хорошовская СОШ» Московская область, Коломенский городской округ. Выборка составила 40 человек в возрасте с 6 до 7 лет.

В современных на сегодняшний день социально-экономических условиях функционирования российского общества процесс жизненного и профессионального самоопределения личности приобретает качественные иные характеристики, а значительно выдвигает требования к самоопределению к образовательной школе.

Воспитание и формирование самостоятельности у детей связано с привлечением их деятельности в сферу самообслуживания. Младший школьный возраст сложный и насыщенный период в становлении личности. В этот наиболее сензитивный период для развития самообслуживания необходимо поддерживать и закреплять определённые навыки, чтобы в последствии ребёнок приобрёл такие немаловажные качества как усердие, трудолюбие, аккуратность и правильное отношение к различным вещам. С точки зрения психологов, самообслуживание-это труд, направленныйна удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом засвоей личной одеждой. По мнению К.Д. Ушинского,самообслуживание - одна из важнейший задач работы с ребёнком. Взрослые считают, что дети ещё успеют поработать, сейчас для них главное игры и развлечения, поэтому родители их ублажают и обслуживают все детские потребности, а потом возмущаются, почему их дети не могут и даже не хотят убирать за собой те же игрушки или одежду. Главное в этом возрасте - дозволить имбольше самостоятельности, а также следить за аккуратностью и выполнением заданий до конца.

В формировании навыков самообслуживания значимую роль оказывает обучение трудовой деятельности. Ребёнок, находясь в различных социальных институтах сталкивается с трудом взрослых, наблюдает его и пользуется его результатами. Трудолюбие и способность к труду закладывается с самого раннего детства, от природы эти качества не даются. Воспитывая ребенка в семье, родители должны больше уделять внимания к воспитанию самостоятельности, не смотря на то, что он ещё юн и привередлив. Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка школьного возраста. Именно с начальных классов формируются такие черты характера как воля, желание добиться успеха, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в её достижении, а происходит это благодаря привитию самообслуживания.

В педагогическом отношении навыки самообслуживания -это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности- навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий и т.д. Исходя из этих положений, можно сказать, что самообслуживание является основным видом труда ребёнка- формирующейся личности в социуме. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий формирует систематический труд. Через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт и понимает свои обязанности по отношению к обществу. Через труд он узнаёт важность заботы о себе и окружающих. В современных условиях остро стоит вопрос формирования у детей навыков самообслуживания в обществе и в домашних условиях. В разные периоды развития к ребёнку требования, обусловленные установками общества, поэтому необходимо своевременное развитие личностных качеств для взаимодействия с социумом. Это также важно, как умение разговаривать, писать и читать. Формирование умений и навыков самообслуживания отождествлены с культурными и санитарно-гигиеническими навыками, так как напрямую связаны с соблюдением чистоты и порядка. Самообслуживание также является видом детского труда, которое направлено на обслуживание самого себя, а именно: одевание, раздевание, прием пищи и соблюдение личной гигиены. Что касается трудовых навыков, то с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в достижении необходимого результата. Самообслуживание формируется под воздействием воспитания и при определённо развитом уровне общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в социуме.

Формирование у школьников навыков необходимых в жизни, связано с деятельностью в удовлетворении повседневных потребностей. Усвоение навыков одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и

т.п. напрямую влияет на личную самооценку ребенка, и является важным шагом на пути к его независимости.

Школьный возраст, в отличие от других периодов детского развития, имеет свои особенности, которые способствуют развитию самостоятельности: высокий темп физического и психического развития, проявление повышенной активности и готовности в освоении окружающего мира. Все перечисленные особенности необходимо учитывать при воспитании детей для создания условий для их успешного и полноценного развития. К основным методам и приемам развития трудовых навыков и навыков самообслуживания у младшего школьника можно отнести словесные, практические и игровые. К словесным методам относят объяснение действий учителя в ходе показа, напоминание, контроль и оценка деятельности детей, чтение художественной литературы. К практическим можно отнести различную работу, в т.ч. внеклассную. К игровым методам относят различные сюжетно-ролевые игры, а также мероприятия по теме «Мир профессий». В выборе методических приемов обеспечения образовательного процесса, педагог учитывает степень новизны поставленной задачи и способа её выполнения. Если задание детям незнакомо или мало знакомо, стоит объяснить и произвести практический показ приемов его реализации. Такая необходимость в показе и подробном объяснении способов действия возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию. Для удобства оценивания, в исследование мы ввели бальную шкалу оценивания полученных результатов. Педагогическое наблюдение позволило выявить уровень сформированности навыков самообслуживания детей.

Обработка результатов наблюдения (баллы) проходила следующим образом: Высокий уровень (6-8 баллов)- навыки соответствуют возрасту. Все действия выполняются самостоятельно, в соответствии с требованиями общеобразовательной программы школьного образования.

Средний уровень (3-5 баллов) - навыки развития самообслуживания частично систематизированы. Большую часть практических навыков самообслуживания ребенок выполняет самостоятельно, но не регулярно или с большой помощью.

Низкий уровень (0-2 балла) - навыки развития самообслуживания элементарны и не систематизированы. Объем знаний достаточен для взаимодействия с другими , но большую часть навыков выполняются только в совместных действиях или при постоянной помощи. Для составления оценки нами велось наблюдение за исследуемыми 40 школьниками на протяжении нескольких учебных дней с целью выявления уровня самообслуживания. По итогам исследования были получены следующие результаты:

Результаты диагностики уровня навыков гигиены тела показали, что 35% обучающихся начальных классов имеют высокий, 67% средний и 8% низкий уровень развития навыков. Высокий уровень развития навыков ухода за одеждой у детей младшего школьного возраста выявлен у 40%, средний у 50%, к низкому уровню развития навыков относятся 10% исследуемых. Анализируя результаты навыка развития навыков приёма пищи, было выявлено 33% с высоким уровнем и 67% со средними показателями.

Таким образом отметим, что степень сформированности навыков самообслуживания у учеников 1-го и 2-го класса находится на высоком и среднем уровне, а именно 36% детей самостоятельно и быстро выполняют основные навыки, 58% способны к самообслуживанию, но иногда обращаются за помощью или подсказкой к педагогу, у 6% испытуемых навыки самообслуживания сформированы, но, большую часть выполняют только в совместных действиях со взрослыми.

Необходимо отметить, что часть детей, обладающих высоким уровнем развития навыков самообслуживания, навыки более точны и систематизированы. Обучающиеся умеют выполнять их самостоятельно, без напоминаний. Дети, имеющие средний уровень развития самообслуживания, большую часть практических навыков выполняют самостоятельно, но не регулярно, или же им приходится напоминать. Что касается детей с низким уровнем развития навыков самообслуживания, то объем их знаний не мешает их взаимодействию с

социумом, однако для работы по обеспечению собственных потребностей ему необходимо постоянно напоминать о них, а также всегда напоминать о различных правилах личной гигиены.

Опираясь на результаты диагностики навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста, нами были предложены мероприятия по формированию трудовых навыков и навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста. Приём детей. Необходимо приучить обучающихся пользованием зеркала, а также проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме и вырабатывать привычку быть чистым и опрятным. Также стоит обратить внимание на развитие манеры здороваться со всеми, кто их встречает, чтобы они всегда были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.

Организация питания. Для правильной организации питания большое значение имеет создание благоприятной эмоциональной и окружающей обстановки в столовой. Блюда должны подаваться не слишком горячими и не холодными. Сервировка стола должна соблюдаться правилами этикета и требованиями СанПин.

Гигиенические навыки. Необходимо, чтобы обучающиеся имели возможность автоматизировать уже имеющиеся, то есть усвоенные, гигиенические в ситуациях реальности максимально приближенной к их повседневному практическому опыту. В случаях. Если ребенок испытывает затруднения, педагоги или смежные специалисты могут использовать такие средства воспитания, как демонстрация, совместные действия, подробные объяснения или краткие напоминания. Важно с определенной периодичностью повторять объяснения значения и последствий всех гигиенических процедур или их отсутствия. Результат действий с использованием гигиенических навыков следует приучать оценивать по определенному алгоритму, например, визуальная оценка, начиная с верхних частей тела к нижним

Процессуальная игра. Навыки самообслуживания не только имеют ключевое значение для жизни, развития и сохранения здоровья, но еще и для экономии внутренних ресурсов человеческого организма в повседневной жизни. В связи с этим устойчивое формирование навыка отлично сочетается с игровыми формами воспитания и тренировочными упражнениями. Чем меньше дети, тем важнее использовать сюжетные игрушки в процессе привития навыков самообслуживания. Даже если результат игры остается лишь в воображении ребенка, он все равно способствует укреплению навыка и соответствующего ему стереотипа мышления.

Исходя из всего выше перечислено, считаем уместным рекомендовать к реализации в непрерывном педагогическом процессе следующие педагогические условия:

1. Педагогу о необходимости иметь аккуратный внешний вид и подавать пример обучающимся. Учитель - авторитет! В противном случае ученики никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы.

2. Обязательно требуется соблюдение внутреннего распорядка и режима дня. Режим является строгим и твердо установленным, педагогически, физиологически обоснованным распорядок жизни в образовательной организации, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого обучающегося.

3. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей навыков самообслуживания, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

4. При рациональной организации образовательного процесса необходимо соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Следует учесть, что у школьников имеются индивидуальные различия, поэтому приемы и методы обучения должны использоваться в зависимости от особенностей физического и психического состояния здоровья и развития ребенка. Знание особенностей состояния нервной системы, а также основ возрастной и дифференцированной психологии и педагогики позволяет использовать наиболее адекватные

педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

Литература

1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. - 672с.

2. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский - М. :ВЛАДОС, 2007. - 302 c

3. Ефанова, Е.Н. Оценка сформированности гигиенических навыков у детей школьного возраста в аспекте профилактики заразных кожных заболеваний / Е.Н. Ефанова, Э.А. Нишанбаева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - № 2. - 144с.

4. Игнатьева, Л.П. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп : учеб. пособие / Игнатьева Л.П., Чирцова М.В., Потапова М.О. - Иркутск, 2017. - 44 с.

5. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: учебное пособие / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2012. -568 с.

6. Кайгородова, Е.В. Организация трудовой деятельности младших школьников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. - 2012. - № 4. - 102 с.

7. Насырова, Г.Ф. Содержание, формы и методы трудового воспитания младших школьников / Г. Ф. Насырова, Ф. М. Сулейманова // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. - 2018. - 385с.

8. Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М., 2003.

9. Тилавова, М.М. Приемы формирования трудолюбия у младших школьников // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. - 2018. - С. 23-25. - Полный текст доступен на сайте издательства «Проблемы науки». URL: https://scientific-conference.com/images /PDF/2018/2/the-methods-of-forming.pdf

10. Чурекова, Т.М. Педагогические условия воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду в современной школе / Т. М. Чурекова, Е. Н. Штогрина. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 1 (1). - С. 47-50.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С 1

ПО 4 КЛАССОВ

Даниил Денисович Строгов. Студент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация s_vv_smog@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Анннотация

Интеллектуальное развитие является важнейшим компонентом любой деятельности человека. Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций — восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Упустить этот период в развитии ребенка — значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.