Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки самообслуживания / условия развития / возрастные особенности / детский сад.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Андреевна Яшкина, Елена Николаевна Белоус

Обучение навыкам самообслуживания помогает детям развиваться. Познавать окружающий мир, изучать речь, тренировать моторику и зрительно-моторную координацию, также изучать инструкции к выполнению каких-либо задач. Специально подготовленные люди с педагогическим образованием обучают детей. Возникает вопрос, как воспитатели участвуют в жизни ребенка, и как формируется навык самообслуживания. Какую важность имеет этот навык, и что бывает, когда он отсутствует? Во всем этом попробуем разобраться, используя литературу и организованное наблюдения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Андреевна Яшкина, Елена Николаевна Белоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

• Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

• Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

• Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

• Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.

• Не ругайте, если ваш ребёнок что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.

• Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!

• Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »

• И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.

Эти рекомендации помогут скорректировать воспитание ребёнка в семье в правильном направлении. Родители смогут помочь своему ребёнку стать более самостоятельным, что поспособствует развитию его автономии.

Таким образом, развитие автономии подрастающего поколения обусловлено не только новыми стандартами современного образования, но и сегодняшними реалиями общества. Проблема развития автономии является ключевой, поскольку она открывает путь успешной жизнедеятельности личности. Современным детям необходимо повышать уровень автономии, чтобы они могли успешно существовать в социуме, чтобы были более самостоятельными и могли легко справляться с трудностями в жизни. Ведь важно быть пластичной личностью в современном обществе. По крайней мере, повышенная автономия ребёнка дошкольного возраста поможет ему без труда адаптироваться к условиям в новой образовательной среде при поступлении в первый класс. Гармоничное формирование и развитие автономии в эпоху детства способствует психологическому благополучию личности в дальнейшей жизни. Ведь важно быть успешным человеком, уверенным в себе и в своей жизни.

Литература

1. Бурыкина М.Ю. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста. Дис... д. псих. наук. - М., - 2013. - 49 с.

2. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 130 с.

3. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография: Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009.- 408 с.

4. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность и развитие автономии в младшем школьном возрасте . 2 часть, М., 2005. - 560 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. - Питер: Мастера психологии.2019. - 448 с

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Татьяна Андреевна Яшкина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. yashkina 1401@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru Аннотация

Обучение навыкам самообслуживания помогает детям развиваться. Познавать окружающий мир, изучать речь, тренировать моторику и зрительно-моторную координацию, также изучать инструкции к выполнению каких-либо задач.

Специально подготовленные люди с педагогическим образованием обучают детей. Возникает вопрос, как воспитатели участвуют в жизни ребенка, и как формируется навык самообслуживания. Какую важность имеет этот навык, и что бывает, когда он отсутствует? Во всем этом попробуем разобраться, используя литературу и организованное наблюдения.

Ключевые слова: навыки самообслуживания, условия развития, возрастные особенности, детский сад.

FORMATION OF SELF-CARE SKILLS IN YOUNG CHILDREN

Tatiana AndreyevnaYashkina. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. yashkina 1401@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Learning self-care skills helps children develop. Learning about the world around them, learning about speech, training motor skills and hand-eye coordination, and learning instructions for tasks.

Specially trained people with pedagogical training teach the children. The question arises as to how caregivers are involved in the child's life and how self-care skills are developed. What is the importance of this skill, and what happens when it is missing? Let's try to understand all of this using literature and organized observation.

Keywords: self-care skills, developmental conditions, age specifics, kindergarten

Самое первое упоминание о детском саде было еще в далеком 1859 году в столице Финляндии. В России же первый платный сад открылся 1863 году в Петербурге. Туда принимались дети от 3 до 8 лет. По датам возникновения дошкольного учреждения понятно, что услуга образования детей раннего возраста появилась не так давно. Сейчас же в наше время практически каждая семья отдает своего ребенка в детский сад, чтобы у него формировались навыки самообслуживания, и протекало своевременное психическое и физическое развитие.

Отметим, что в соответствии с ФГОС, развитие навыков самообслуживания является одним из самых важных направлений в работе ДОО. Осуществляется это через решение таких задач как: 1) формирование позитивных установок к труду, а также к творчеству; 2) воспитание личности ребенка при помощи труда и творчества; 3) воспитание ценностного отношения к своему труду и труду других людей.

Данными проблемами занимались такие ученые как Выготский Л.С, Толстой Л.Н, Блонский П.П., Крупская Н.К., Ушинский К. Д., Эльконин Б.Д., Шацкий С.Т., Сухомлинский В. А., Песталоции Г. И.

Цель: изучить возрастные особенности формирования навыков самообслуживания у современного ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении.

Объект: навыки самообслуживания

Предмет: возрастные особенности формирования навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный методический материал можно использовать преподавателями образовательных учреждений в работе по

формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

База исследования: МОУ «СОШ №26» дошкольные группы детского сада «Колобок» Московская область, город Воскресенск.

Наша самостоятельность напрямую связана с нашим детством, детским садом, где мы проводили большую часть времени. Хотелось бы отметить, что в дошкольном возрасте единственным трудом можно считать только самообслуживание. Если ребеок не усвоит за этот период навыки, которые ему прививали, то в будущем он будет чувствовать проблемы, находясь в обществе.

Если с раннего возраста не приучать детей к порядку, то в последующем у него будет только беспорядок в жизни. Он не сможет нормально контактировать со своими сверстниками и друзьями, будут все больше накапливаться комплексы и, в конечном итоге, будет очень сложно помочь человеку прийти к нормальной жизни. Он не будет чувствовать себя полноценным среди других только из-за того, что в детстве не удалось приучить его к простым действиям.

Избегание работы по самообслуживанию способствует формированию ленивого и безответственного человека, препятствует его личностному самосовершенствованию и самореализации в последующих внутрисемейных отношениях в его будущей семье.

Самообслуживание включает в себя следующие навыки.

1. Навык одевания и раздевания.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки опрятности.

Формирование навыков самообслуживания имеет большое влияние на детскую самооценку, а это серьезный шаг на пути к самостоятельности. Р.С. Буре и Г.Н. Година подчеркнули, что формирование навыков самообслуживания способствует расширению и углублению знаний о мире, сенсорном развитии, обучению правильной речи, мелкой моторики, а также способность действовать, подражая взрослым по устному указанию или же по определенной инструкции.

На развитие навыков самообслуживания большое влияние оказывают окружающие ребенка взрослые. Мамы с самого рождения детей тщательно заботятся о них, проявляют к ним повышенное внимание. Поэтому развитие навыков самообслуживания оказывается зависимым от поведения взрослых, которые находятся в окружении ребенка. Навыки самообслуживания отождествляются с культурно-гигиеническими и санитарно-гигиеническими навыками, которые связаны с соблюдением чистоты и порядка; они формируются под присмотром и руководством взрослых.

Для того чтобы исполнение несложных трудовых приемов и развитие моторных навыков получило характер собственно произвольных движений, важно:

- обеспечить понимание предметного содержания задачи;

- добиться усвоения отношений между целью, средствами и условиями деятельности.

- сформировать образ усваиваемого действия.

Таким образом, мы приходим к выводу, что если не уделять самообслуживанию должного внимания, то возникнут трудности разного характера, которые сложно будет исправить уже в более осознанном возрасте. Исходя из всего выше сказанного, мы видим, что навыки самообслуживания перекликаются и с другими видами деятельности, самоконтролем, получением знаний об окружающем мире, саморазвитием. При помощи и поддержке родителей, ребенок получит нужное и правильное развитие, сможет контактировать со своими сверстниками на одном с ними уровне, а также не отставать по развитию. Самообслуживание играет важную роль в жизни подрастающего поколения.

В практической части нашего исследования принимали участие дети в количестве 20 детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Программа проведения практической части нашей работы предусматривала два главных этапа.

Для того чтобы определить, насколько сформированы те или иные навыки самообслуживания, мы осуществляли непрерывное длительное педагогическое наблюдение за детьми в ходе режимных моментов в течение нескольких дней, фиксируя наблюдаемые факты.

Обработка результатов наблюдения (баллы) проходила следующим образом:

Высокий уровень (от 7 до 9) - означает, что навыки самообслуживания соответствуют возрасту, выполняются на автоматизме. Все действия ребенок выполняет в соответствии с инструкцией.

Средний уровень (от 4 до 6) означает, что у ребенка есть проблемы с выполнением поставленной задачей. Нужна помощь взрослого человека, чтобы закончить действие.

Низкий уровень (от 1 до 3) означает, что у ребенка навык самообслуживания не сформировался. Он не может выполнить поставленную задачу самостоятельно.

Были получены следующие результаты:

Результаты диагностики уровня развития навыков опрятной еды показали, что высоким уровнем (7 -9) навыков опрятной еды владеют 75%, средним уровнем ( 4-6) обладает 25%. Высокий уровень (7-9) навыков мытья рук и личной гигиены имеют 80%, средний уровень (4-6) имеют 20%. Низкого уровня навыков у детей старшей группы не наблюдается.

Высоким уровнем (7-9) снимания и надевания одежды в определенном порядке владеют 60%, средний уровень (4-6) имеется у 35 %, низкий уровень (1-3) имеет 5% наблюдаемых.

Таким образом, можно сказать, что уровень развития навыков мытья рук и личной гигиены немного выше, чем уровень развития навыков опрятной еды, но при этом навыки раздевания и надевания одежды по определенному порядку сформированы не до конца. Мы узнали, исходя из исследования, что навыки опрятной еды и навык личной гигиены имеют процентное соотношение по 26 %, навык раздевания и одевания детей в определенной последовательности составил 23 %, а навык пользования носовым платком - 25 %.

Рассмотрим рекомендации родителям и воспитателям, которые помогут детям со средним и низким уровнем развития самообслуживания до конца сформировать и довести до автоматизма навыки, с которыми у них есть некие проблемы.

Гигиенические навыки. Ребенок учится навыкам в общении с воспитателем, в семье. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами всегда их соблюдали. Чтобы ребенку легче запоминалось, нужно первое время ему помогать, затем с каждым разом давать возможность сделать самому, и если где-то допускает ошибки, то помочь или дать совет. В скором времени ребенок будет запоминать и делать все сам.

Затронем навык раздевания и надевания одежды. Чтобы результаты были действительно видны, нужно обращать внимание на внешний вид ребенка. Если где-то заметили неопрятность, укажите на это ребенку, чтобы он мог сам исправить.

Прием пищи и опрятность во время приема пищи. Столовая должна быть обеспечена соответствующей посудой, удобными столами. Также стоит обратить внимание на сервировку, температуру еды, которую подают. Дети должны чувствовать себя комфортно.

Чтобы приучить детей пользоваться носовым платком, нужно объяснить значимость этой процедуры, как важно это для здоровья. Чаще всего детям приходится об этом напоминать, после чего этот навык станет закрепляться.

Можно провести специальные ролевые игры, с помощью которых дети будут учиться, и запоминать алгоритм действий. В качестве примера можно взять игру в «Повара», где ребенок будет готовить и накрывать. Он узнает, для чего нужна та или иная посуда. Или же игра в «Парикмахера». Ребенок начинает понимать, что расчесываться и убирать волосы, это важно. Таким образом, ребенок начинает вырабатывать алгоритм действий, который пригодится ему уже не игровой деятельности.

Литература

1. Бачурина В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература. / В. Н. Бачурина М.: ДОМ XXI век РИПОЛ - 2016. с - 230.

2. Волоков, В.С. Детская психология: Логические схемы /В.С. Волоков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2009. - 256 с.

Журнал студенческий вестник / дидактическая игра как средство формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста/ 2020. - 43с.

3. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. // Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 231с.

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2011.- 330 с.

5. Лаврентьева Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, /2015. - 144с.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2011. -48с

7. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. /Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва/ 2001г. С. 32-38.

8. Нечаева, Г.В. Воспитание дошкольника в труде / Г.В. Нечаева. - М.: Просвещение, 2009. - 153с.

9. Студенческий вестник/педагогические условия развития самостоятельности у детей раннего возраста / 2021. - 24-26с.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ОТ

5 ДО 13 ЛЕТ

Кудрявцева Кристина Михайловна. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация.kristinkazaraisk2000@yandex.ru

Elena Nikolaevna Belous. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru Аннотация

Дошкольное детство — это первый период умственного развития ребенка и потому можно сказать самый важный в его развитии. За это время закладываются основы всех психических и личностных качеств, познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте взрослые находятся в самых близких отношениях с ребенком, наиболее активно участвуют в его развитии. Многие родители и учителя при работе с детьми стремятся перевести ребенка от игры, ведущей для определенного возраста, к обучению, что отрицательно сказывается как на психическом, так и на физическом благополучии ребенка. Необходимо проанализировать понятие ведущего вида деятельности, показать его значение для развития ребенка.

Ключевые слова: деятельность, ведущий тип деятельности, условия развития, дошкольники

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEADING ACTIVITIES OF A CHILD

FROM 5 TO 13 YEARS OLD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.