Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ В ЭПОХУ ДЕТСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ В ЭПОХУ ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автономия / детство / семья / воспитание / формирование / развитие.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Громыхалина Яна Сергеевна, Елена Николаевна Белоус

Статья посвящена психологическому исследованию об особенностях формирования и развития автономии у современных детей дошкольного возраста. В данной работе раскрывается важность о возрастных особенностях формирования и развития автономии в эпоху детства. Приведены результаты исследования, по которым прослеживается взаимосвязь сформированной автономии детей дошкольного возраста и тип воспитания их в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ В ЭПОХУ ДЕТСТВА»

4. Лаптева Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного института. 2016. №3(67). С. 51 - 55.

5. Уланова, А.Ю. Понимание психического мира как механизм развития согласованности между коммуникативными партнерами / А. Ю. Уланова // Психологические исследования. Труды молодых ученых. - 2016. - № 8. - С. 166 - 177.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ В ЭПОХУ ДЕТСТВА

Громыхалина Яна Сергеевна - студентка 3 курса, социально-психологического факультета, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, д.30, e-mail ghromykhalina@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена психологическому исследованию об особенностях формирования и развития автономии у современных детей дошкольного возраста. В данной работе раскрывается важность о возрастных особенностях формирования и развития автономии в эпоху детства. Приведены результаты исследования, по которым прослеживается взаимосвязь сформированной автономии детей дошкольного возраста и тип воспитания их в семье.

Ключевые слова: автономия, детство, семья, воспитание, формирование, развитие. FORMATION AND DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN THE ERA OF CHILDHOOD

Gromykhalina Yana Sergeevna. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to a psychological study of the peculiarities of the formation and development of autonomy in modern preschool children. In this paper, the concept of age-related features of the formation and development of autonomy in the era of childhood is given. The results of the study are also presented, according to which the relationship between the formed autonomy of preschool children and the type of their upbringing in the family is traced.

Keywords: autonomy, childhood, family, upbringing, formation, development.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов в нашей стране.

В настоящее время существенно меняются социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества концентрируется на его индивидуальности, инициативности, самостоятельности. Способность к самостоятельной постановке жизненных целей, умение принимать собственные решения, управлять и регулировать свою деятельность и поведение - такие требования общество предъявляет к современной, автономной личности.

Таким образом, автономия - это своего рода критерий психологической успешности и психического здоровья, и, наоборот, ее отсутствие является сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.

Автономия не обозначает изолированности человека от окружающего мира, наоборот, она свойственна личности, которая открыто и смело принимает внешние вызовы и зрело взаимодействует с внешними по отношению к ней составляющими. По Д.А. Леонтьеву автономия определяется как «ориентация на собственный закон развития».

Автономная личность определяется как система, образованная на принципах свободного выбора, однако индивидуальная линия развития не всегда приводит к этому. Такая личность не только руководствуется своими жизненными ценностями, но и может выступать в качестве активной творческой составляющей, создавать и преобразовывать свой мир, привносить в него новые значения. Д.А. Леонтьев отмечает, что перед человеком всегда стоит выбор: «плыть по течению, не задаваясь вопросом об изменениях, или двигаться путем самоуправляемой личности». [1, с. 119].

Автономия в целом может пониматься как все больше на протяжении жизненного пути. Развивается полагание на собственное «я», умение дистанцироваться от поступков, мнений, ценностей окружающих, владеть собственным поведением. Автономность-это стремление к отделению, к самостоятельности. Автономия развивается в детстве. Поэтому важно отследить формирование автономии именно в детском возрасте.

Чтобы понять, как сформировалась автономия у ребёнка в эпоху дошкольного детства, мы поставили перед собой задачу, провести исследование по данной проблеме.

Цель: изучить особенности формирования и развития автономии у современных детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: возрастные особенности формирования и развития автономии в эпоху детства

Гипотеза исследования: формирование и развитие автономии в эпоху детства зависят от типа воспитания ребёнка в семье.

Теоретико-методологическая база исследования:

1. Проективная методика для диагностики «автономности-зависимости» у дошкольников 5-7 лет

2. Опросник АСВ для родителей «Тип воспитания в семье»

3. Наблюдение за детьми

Анализируя теоретические основы формирования и развития автономии в эпоху детства, можно сделть следующие выводы.

— Автономия ребёнка - процесс длительный, многоплановый и подчинённый возрастной динамике.

— Автономия означает способность человека к самоопределению на основе личных убеждений, проявляющуюся в независимости от авторитетного давления другой личности, группы или социального института.

— Автономия ребёнка формируется под влиянием социальной среды. Она проявляется в стремлении к отделению от родителей. А также в стремлении к самостоятельности, целеустремлённости и принятию собственных решений.

— При развитии автономии важно понимать, что успешная автономия личности выражается в необходимости уметь противостоять внешним влияниям, следуя своим целям и намерениям, но при этом развивать и поддерживать социальные связи.

Практическое исследование автономии современных детей дошкольного возраста было проведено с помощью методик, направленных на выявление степени автономности детей в группе и типа воспитания в семье.

По результатам исследования было выявлено, что автономные дети составляют всего 10% от всей выборки. А большая часть детей относится к зависимому типу автономности, что составило 70% детей от всей выборки.

На основе сравнения данных двух методик, был сделан вывод, что тип воспитания и степень автономности ребенка не зависят друг от друга напрямую. В гармоничных семьях встречаются и зависимые дети, и автономные, так же как в семьях с нарушениями в процессе воспитания. Не все дети с зависимым типом автономии воспитываются в гиперопекаемых семьях. Это свидетельствует о том, что гипотеза исследования не подтвердилась. Возможно, в любой другой группе данные могли бы быть другими. Но факт остается фактом, автономия у современных детей дошкольного возраста сформирована слабо.

Вспомогательным методом определения автономии детей в группе было наблюдение. Оно показало, что первое впечатление о ребёнке обманчиво, а точнее внешнее поведение ребёнка не всегда сходится с результатами тестирования. Но результаты наблюдения дали понять, как всё- таки можно отличить автономного ребёнка от ребёнка с зависимым типом автономности.

Автономные дети ведут себя уверенно и не ждут оценки окружающих. Они адекватно воспринимают критику и самостоятельны.

На первый взгляд, можно подумать, что активные, артистичные и эмоциональные дети, которые всегда впереди всех, - автономные. Но результаты опросника и наблюдения показали, что дети, которые ждут похвалы от воспитателя и родителей, - зависимые дети.

Навыки самообслуживания к этому возрасту сформированы у всех хорошо. И с родителями дети расстаются без слёз, в отличие от детей младших и средних групп. Характер и темп работы разный и у более автономных детей, и у зависимых.

Таким образом, можно сделать вывод. Если ребёнок застенчивый, это не значит, что он не автономный. И наоборот, если ребёнок постоянно активный и весёлый, это не значит что он зависимый.

По итогам обработанных результатов данного исследования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день возникает новая проблема. Проблема не только излишней гиперопекаемости детей в семьях, а в том, что автономных детей, не зависимо от типа воспитания, становится всё меньше и меньше.

Это может быть связано с прогрессом общества. Больше комфорта для детей создано родителями. Дети становятся всё более зависимыми от них. Чтобы избежать такой проблемы, мы предлагаем родителям рекомендации по развитию автономии у своих детей. Ведь автономия ребёнка формируется и развивается не только в детском саду, но и в семье. Именно семья является главным институтом воспитания ребёнка.

Как помочь ребёнку стать более самостоятельным? Ниже представлены основные рекомендации родителям из разработанной нами памятки.

Признаки гиперопеки и недостаточно сформированной автономии ребёнка:

• ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;

• родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;

• родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;

• готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);

• ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;

• ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении

Добрые советы для родителей:

• Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

• Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.

• Не вменяйте ребёнку в обязанность то, что сами делать не любите.

• Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

• Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

• Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

• Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.

• Не ругайте, если ваш ребёнок что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.

• Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!

• Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »

• И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.

Эти рекомендации помогут скорректировать воспитание ребёнка в семье в правильном направлении. Родители смогут помочь своему ребёнку стать более самостоятельным, что поспособствует развитию его автономии.

Таким образом, развитие автономии подрастающего поколения обусловлено не только новыми стандартами современного образования, но и сегодняшними реалиями общества. Проблема развития автономии является ключевой, поскольку она открывает путь успешной жизнедеятельности личности. Современным детям необходимо повышать уровень автономии, чтобы они могли успешно существовать в социуме, чтобы были более самостоятельными и могли легко справляться с трудностями в жизни. Ведь важно быть пластичной личностью в современном обществе. По крайней мере, повышенная автономия ребёнка дошкольного возраста поможет ему без труда адаптироваться к условиям в новой образовательной среде при поступлении в первый класс. Гармоничное формирование и развитие автономии в эпоху детства способствует психологическому благополучию личности в дальнейшей жизни. Ведь важно быть успешным человеком, уверенным в себе и в своей жизни.

Литература

1. Бурыкина М.Ю. Психология личностных потребностей детей дошкольного возраста. Дис... д. псих. наук. - М., - 2013. - 49 с.

2. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 130 с.

3. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография: Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009.- 408 с.

4. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность и развитие автономии в младшем школьном возрасте . 2 часть, М., 2005. - 560 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. - Питер: Мастера психологии.2019. - 448 с

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Татьяна Андреевна Яшкина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. yashkina 1401@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru Аннотация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.