УДК 159.99
Епанчинцева Г.А.1, Козловская Т.Н.1, Потокина А.М.12
1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
СПЕЦИФИКА МАТЕРИНСКИХ УСТАНОВОК ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Первостепенное значение в развитии личности ребенка играют родительские установки на воспитание. Необходимость исследования материнских установок женщин, имеющих детей в возрасте от 5 до 7 лет заключается в утверждении и доказательности эмпирических данных о прямой связи формирования индивидуальных характерологических особенностей детей и материнских установок. Выявление особенностей материнских установок позволит спрогнозировать психическое, эмоциональное развитие детей, а также своевременно оказать психологическую помощь семьям, испытывающим трудности в воспитательном процессе.
Мы провели исследование на выборке 30 женщин в возрасте от 25 до 45 лет и их детей в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 11 месяцев. Выборка была разделена на страты по составу семьи, количеству и полу детей. Полученные нами результаты говорят о том, что матери, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста, проявляют требовательность, строгость, тревожность и контроль к поведению ребенка как в полной, так и в неполной семье. При этом между родителями и детьми выстроены взаимоотношения сотрудничества и эмоционально-комфортных отношений, как в полной, так и неполной семье. Показатели родительского воспитания детей свидетельствуют о преобладании авторитарного стиля. В результате исследования нами впервые выявлены следующие особенности влияния материнских установок на развитие и проявление детского негативизма: чем выше показатель по материнским установкам «требовательность», «строгость», «тревожность» и «контроль» тем выше формирование у ребенка тревоги, страхов, агрессии и негативизма. Если матери стремятся к развитию самостоятельности ребенка, но из-за повышенной тревожности предпочитают оберегать ребенка от трудностей в ситуации самовыражения, то уровень неблагоприятного эмоционального состояния и развития у ребенка будет повышаться. Мы определили взаимосвязь директивной установки матери и проявления автономии поведения ребенка или преобладания чувства одиночества у детей дошкольного возраста. Детский негативизм имеет разные формы проявления, а именно капризы, упрямство, отказные реакции, своеволие, недисциплинированность, которые направлены против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Специфика материнских установок не зависит от пола ребенка, структуры семьи и количества детей в семье.
Таким образом, проведенное исследование специфики материнских установок женщин, имеющих детей в возрасте от 5 до 7 лет позволило уточнить понятие материнская установка и выявить особенности влияния материнских установок на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Выявлена статистически значимая взаимосвязь между директивными материнскими установками и негативным эмоциональным развитием детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: развитие, родительские установки, материнские установки, детско-родительские отношения.
Epanchintseva G.A.1 , Kozlovskaya T.N.1 , Potokina A.M.1,2
1Orenburg State University, Orenburg, Russia 2Orenburg regional clinical psychiatric hospital №1, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
THE SPECIFICITY OF THE MATERNAL ATTITUDES OF WOMEN WITH CHILDREN AGED 5 TO 7 YEARS
The primary importance in the development of the child's personality is played by parental attitudes to education. The need to study the maternal attitudes of women with children aged 5 to 7 years is the approval and evidence of empirical data on the direct relationship of the formation of individual characteristics of children and maternal attitudes. Identification of the features of maternal attitudes will allow to predict the mental and emotional development of children, as well as to provide timely psychological assistance to families having trouble in the educational process.
We conducted a study on a sample of 30 women aged 25 to 45 years and their children aged 5 years 2 months to 6 years 11 months. The sample was divided into strata by family composition, number and sex of children. Our results suggest that mothers raising children of preschool show demands, rigor, anxiety and control to the behavior of the child both in full and in an incomplete family. At the same time between parents and children built a relationship of cooperation and emotional and comfortable relationships, both in full and incomplete family. Indicators of parental education of children indicate the predominance of authoritarian style. As a result of the study, we have for the first time identified the following features of the influence of maternal attitudes on the development and manifestation of child negativity: the higher the rate of maternal attitudes «demands», «severity», «anxiety» and «control» the higher the formation of the child's anxiety, fears, aggression and negativity. If mothers seek to develop the independence of the child, but because of increased anxiety prefer to protect the child from difficulties in the situation of self-expression, the level of adverse emotional state and development of the child will increase. The interrelation between the mother's Directive and the manifestation of autonomy of the child's behavior or the predominance of loneliness in preschool children is revealed. It is established that children's negativism has different forms of manifestation, namely whims, stubbornness, refusal reactions, self-will, indiscipline, which are directed against
the existing or perceived as such unfavorable attitude of adults or peers to it. It is established that the specificity of maternal attitudes does not depend on the sex of the child, the structure of the family and the number of children in the family.
Thus, the study of the specifics of maternal attitudes of women with children aged 5 to 7 years allowed to clarify the concept of maternal attitudes and to identify the features of the impact of maternal attitudes on the emotional development of preschool children. The statistically significant interrelation between Directive maternal attitudes and negative emotional development of children of the senior preschool age is established.
Key words: development, parental attitudes, maternal attitudes, parent-child relationship.
Детско-родительские отношения относятся к одним из первостепенных причин развития личности ребенка, где неповторимое значение играют родительские установки на воспитание. Как правило, под родительскими установками осмысливается система эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и методов поведения с ним. В отечественных и зарубежных исследованиях им уделяется немалое внимание (В.Н. Белкина, М.В. Ермолаева, М.В. Лисина, А.А. Бодалев, В.В. Столин, S.Brody и др.). В главном поиске авторы обращены на обнаружение материнских установок, в связи с развитием детей [4], [8], [9]. В части знаменитых исследований определяется проблемное поле-роль взаимосвязи материнских установок с признаками эмоционального развития детей. Так, в частности, относительно периода раннего детского возраста, исследования А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина показали, что психическое развитие ребенка во многом определяется эмоциональным контактом и спецификой отношений с родителями. Проблемой роли родительских установок в формировании индивидуальных характерологических особенностей детей разных возрастов занимались такие исследователи, как А.И. Захаров, О.В. Мо-лоховская, А.А. Петрова, О.Б. Чарова (2002), P.M. Crittenden, R.E. Connors, K.D. Jennings, JA. Manganello, C.A. Taylor (2010) и др. [5]. В исследованиях последних лет акцент смещается в сторону исследования развития самих материнских установок женщин. Как правило, под материнскими установками осознается система эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка матерью и способов поведения с ним. Понятие «материнские установки» употребляют как синоним «родительские установки» под которым уясняется готовность родителей действовать по отношению к своим детям в определенной ситуации, опираясь на эмоционально-ценностное отношение к элементам данной ситуации (С. Броди, А.Я. Варга,
А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.) [3], [8], [9]. Проведен анализ типологии родительских (материнских) установок [1], [6]. Авторами данный феномен подвергается тщательному теоретическому анализу:
- с позиции однополярности («неправильные установки», где акцент делается на негативной стороне детско-родительских отношений) и многополярности (предполагается рассмотрение материнских установок, как с «негативной», так и с «позитивной» стороны) (Д. Боумринд, А.С. Спиваковская, 8.В1^уи др.);
- по соотношению типов личности и типов социальных коммуникаций «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность» и «чрезмерная опека» (А. Адлер);
- через систему двух парных параметров: неприятие - расположение и гиперопека - ги-поопека (Е.С. Шеффер);
- основывающаяся на трех параметрах детско-родительских установок: симпатия-антипатия, уважение - пренебрежение, близость - дальность (А.В. Спиваковская).
Проведенное нами исследование направлено на рассмотрение специфики материнских установок женщин, имеющих детей в возрасте от 5 до 7 лет. Психоэмоциональное состояние, личностные особенности и социальное функционирование матерей напрямую влияют на столь важную составляющую личности как развитие эмоционального компонента детей [12], [14]. Становление данного компонента имеет свои особенности в старшем дошкольном возрасте, когда происходит значительное изменение эмоциональной сферы ребенка, в связи с расширением границ составляющих образа мира. Ребенок характеризуется некоторой тревожностью, неуверенностью, нестабильностью настроения, рождением социальных страхов детей, с их постепенным осознанием и переносом в действительность с дальнейшей фиксацией, а также формированием в эмоциональном проявлении отказных реакций и негативизма [2], [5], [11], [13].
Эмпирическое исследование оформлялось на платформе следующей гипотезы: материнские установки взаимосвязаны с эмоциональным и личностным компонентом самих матерей.
Основные методы исследования:
- опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (И.М. Марковская);
- Алабамский опросник практик родительского воспитания «Опросник родительского воспитания детей»;
- стили материнского отношения к ребенку (А.М. Потокина).
Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартных и специализированных программ. В числе статистических процедур применялась описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ, и-критерий Манна-Уитни, 1>тест Стьюдента, Т-критерий Уилкоксона.
В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст) и их дети в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 11 месяцев (средний возраст). Группа респондентов состояла из 30 женщин, матерей детей -5-7 лет. Далее представлен социологический портрет группы респондентов по критериям -полная и неполная семья, половозрастные характеристики детей (рисунок 1).
Исследование специфики материнских установок женщин, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста представлено результатами опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми (И.М. Марковская). Ниже нами представлены первичные данные исследования (таблица 1).
Анализируя показатели взаимодействия родителей с детьми (таблица 1), мы видим, что для матерей характерно проявление синтеза требовательности, строгости, тревожности и контроля поведения ребенка как в полной, так и в неполной семье. Однако данные материнские установки не мешают выстраиванию между родителями и детьми сотрудничества и развитию эмоционально-комфортных отношений, как в полной, так и неполной семье. Матери стремятся завоевать уважение и доверие своего ребенка, желают развития его самостоятельности, но из-за повышенной тревожности избирают стратегию постоянной опеки, защиты ребенка от трудностей в ситуации самовыражения как в полной, так и в неполной семье.
Корреляционный анализ материнских установок показал наличие большого количества разнонаправленных взаимоотношений, отсутствием изолированных шкал. Это говорит о довольно близкой внутренней взаимосвязи
Рисунок 1 - Разделение выборки по составу семьи, количеству и полу детей ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2018 № 5 (217)
многообразных материнских установок в нашем исследовании. Другими словами, проявление одной материнской установки связано с появлением многих других, наши респонденты показали широкий спектр материнских установок, что делает их отношения с детьми более эмоционально комфортными.
Системообразующими обнаруживаются следующие положительно взаимосвязанные шкалы: «требовательность - строгость», «контроль - тревожность за ребенка», «принятие -удовлетворенность отношениями с ребенком» и «сотрудничество - удовлетворенность отношениями с ребенком».
Во внутрисемейном взаимодействии с детьми матери в большей степени стремятся к позитивному воспитанию, тем не менее есть и случаи непоследовательности в применение системы наказаний, которые мы исследовали возможностями Алабамского опросника (таблица 2).
Для воспитательного процесса исследуемых мам в наибольшей степени характерен авторитарный стиль, то есть матери в нашей выборке четко обрисовывают собственные представления о том, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий, используя определенные требования.
Таблица 1 - Показатели взаимодействия родителей с детьми по методике И.М. Марковской
№ Название шкалы Группа матерей (п=30 человек) Полная семья (п=21 человек) Неполная семья (п=9 человек)
Средний балл Средний балл Средний балл
НП ПП СП ВП НП ПП СП ВП НП ПП СП ВП
1 Нетребовательность — требовательность 11 33,6 60 83,3 10 33,3 60 82,5 12 35 0 85
2 Мягкость — строгость 15 40 54 76 17 40 53 75 10 40 55 80
3 Автономность — контроль 0 36,5 56 91 0 36,5 55 91,5 0 0 60 90,7
4 Эмоциональная дистанция — близость 14,1 32 50 72,5 14,2 32 50 75 13,8 0 0 70
5 Отвержение — принятие 14,2 33,2 54 81,6 24,4 34,5 52,5 83 12,5 32,5 57,5 70
6 Отсутствие сотрудничества — сотрудничество 13,3 37,7 48 78,5 13,7 38,3 46,6 82 12,5 36,6 52,5 70
7 Тревожность за ребенка 16,6 32 45 80 15 31 45 80 17,5 35 0 80
8 Непоследовательностьм — последовательность 0 32,5 54 81,5 0 33,3 54,4 82,3 0 30 53,3 80
9 Воспитательная конфронтация в семье 16 34,5 60 72 15 34,4 60 74 20 35 60 68,7
10 Удовлетворенность отношениями с ребенком 13,3 36,6 51,6 78 10 37,5 52 78,8 15 35 50 76,6
Таблица 2 - Показатели родительского воспитания детей по Алабамскому опроснику
№ Название шкалы Группа матерей (п=30 человек) Полная семья (п=21 человек) Не полная семья (п=9 человек)
Средний балл Средний балл Средний балл
1 Позитивное воспитание / вовлеченность 24,13 25,47 21
2 Применение наказаний 5,96 5,66 6,66
3 Непоследовательная дисциплина 6,86 7,38 5,66
Таблица 3 - Показатели стилей материнского отношения к ребенку (А.М. Потокина)
Группа матерей Полная семья Неполная семья
№ Название шкалы (n=30 человек) (n=21 человек) (n=9 человек)
Средний балл Средний балл Средний балл
1 Авторитетный 3.03 3 3.11
2 Авторитарный 2.86 2.85 2.88
3 Либеральный 1.26 1.23 1.33
4 Индифферентный 2.83 2.90 2.66
Мамы мало критичны в данной позиции к автономности собственного ребенка, глубоко самоуверенны в том, что они не могут ошибаться по отношению к своему ребенку.
Далее нами были проанализированы результаты опросника по стилям материнского отношения к ребенку. Эти данные представлены в таблице 3.
В связи с тем, что в нашем исследовании принимали участие матери, находящиеся в браке (полная семья) и кто состоит в разводе (неполная семья), мы решили провести сравнительный анализ материнских установок, полученных на нашей выборке. Полученные данные не выявили статистически значимые различия.
Таким образом, исследование не выявляет различий между материнскими установками, внутрисемейным взаимодействием и отношением матерей, воспитывающих детей в полных и неполных семьях. А также свидетельствует о том, что воспитывая детей, старшего дошкольного возраста, матери стремятся понять своего ребенка и обезопасить от возможных трудностей.
Основные выводы:
Уточнено понятие материнской установки. Материнская установка это - система материнского эмоционального и личностного отношения к ребенку, восприятия ребенка матерью и способов поведения с ним.
Впервые выявлены особенности влияния материнских установок на эмоциональное раз-
витие детей старшего дошкольного возраста. Установлена статистически значимая взаимосвязь между директивными материнскими установками и негативным эмоциональным развитием детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены характерные однополярные материнские установки: шкала «макиавеллизм», когда мать «не слушает» и «не слышит» ребенка; шкала «нарциссизм», когда мать «не видит уникальности, неоднозначности развития собственного ребенка»; шкала «психопатия» влияет на развитие скрытой агрессивности, импульсивности старшего дошкольника, которые влияют на формирование негативных эмоций у детей, в частности тревоги, и поведенческих реакций в виде отгороженности, замкнутости.
Впервые выявлена специфика и структура взаимосвязи детских страхов и проявления негативизма. Установлено, что детский негативизм имеет разные формы проявления, а именно: капризы, упрямство, отказные реакции, своеволие, недисциплинированность, которые направлены против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Установлена высокая взаимосвязь между проявлениями детского негативизма и детскими страхами следующего характера: социально-опосредованные, медицинские, страхи сказочных персонажей, темноты и страшных снов.
Установлено, что специфика материнских установок не зависит от пола ребенка, структуры семьи и количества детей в семье.
07.02.2018
Список литературы:
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 208 с.
2. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - СПб: Питер Пресс, 2004. - 224 с.
3. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - Издательство: Когнито-Центр Серия: Современная психотерапия Язык: Русский, 2011.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
5. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
6. Марцинковская, Т.Д. Ваш тревожный ребенок / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2005. - 32 с.
7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000. - 304 с.
8. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская. -М.: Просвещение, 1981. - 115 с.
9. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
10. Холл, К. Теории личности: учеб. пособие для фак. психологии по дисциплине «Общ. психология» / Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей. - М. : КСП+, 1997. - 719 с.
11. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Айрис - Пресс, 2004. - 480 с.
12. Хухлаева, О.В. Психологическая поддержка детей со страхами / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2002. - №6.
13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006 - 768 с.
14. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999 - 656 с.
References:
1. Aleshina YU.E. Individual'noe i semejnoepsihologicheskoe konsul'tirovanie [Individual and family psychological counseling]. M.: Nezavisimaya firma «Klass», 2007, 208 p.
2. Astapov V.M. Trevozhnost' u detej [Anxiety in children]. SPb: Piter Press, 2004, 224 p.
3. Varga A.YA. Vvedenie v sistemnuyu semejnuyu psihoterapiyu [Introduction to systemic family psychotherapy]. Izdatel'stvo: Kognito-Centr Seriya: Sovremennaya psihoterapiya YAzyk: Russkij, 2011.
4. Vygotskij L.S. Voprosy detskojpsihologii [Questions of child psychology]. SPb.: SOYUZ, 1997, 224 p.
5. Zaharov A.I. Proiskhozhdenie detskih nevrozov ipsihoterapiya [Origin of children's neuroses and psychotherapy]. M.: EHKSMO-Press, 2000, 448 p.
6. Marcinkovskaya T.D. Vash trevozhnyj rebenok [Your anxious child]. M.: Izdatel'skij centr Ventana-Graf, 2005, 32 p.
7. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskayapriroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics]. M.: MPSI, 2000, 304 p.
8. Spivakovskaya A.S. Obosnovaniepsihologicheskoj korrekcii neadekvatnyh roditel'skihpozicij [Justification of psychological correction of inadequate parental positions]. M.: Prosveshchenie, 1981, 115 p.
9. Spivakovskaya A.S. Psihoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: game, childhood, family]. M.: OOO Aprel' Press, ZAO Izd-vo EHKSMO-Press, 2000, 464 p.
10. Kehlvin S. Holl, Gardner Lindsej Teorii lichnosti [Theories of personality]. M.: KSP+, 1997, 719 p.
11. Horni K. Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni [Neurotic personality of our time]. M.: Ajris - Press, 2004, 480 p.
12. Huhlaeva O.V. Psychological support of children with fears. SHkol'nyj psiholog [School psychologist], 2002, no. 6.
13. SHnejder L.B. Semejnayapsihologiya [Family psychology]. M.: Delovaya kniga, 2006, 768 p.
14. EHjdemiller EH.G., YUstickis V. Psihologiya ipsihoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy family]. SPb.: Piter, 1999, 656 p.
Сведения об авторах:
Епанчинцева Галина Александровна, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук E-mail: [email protected]
Козловская Татьяна Николаевна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Потокина Анастасия Михайловна, магистрант Оренбургского государственного университета, медицинский психолог Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №1
E-mail: [email protected]
460018, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13