Научная статья на тему 'Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования'

Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2013
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СВЕРСТНИКИ / СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завгородняя Т. В.

Введение. Детско-родительские отношения оказывают влияние на все сферы личности ребенка, в том числе и на коммуникативную, где в процессе взаимодействия с родителями возникает определенная фиксация форм взаимодействия на эмоциональной основе, и они, как следствие, переносятся на другие значимые для ребенка ситуации. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Материалы и методы. Представлено содержание эксперимента, приводится диагностический инструментарий. Полученные данные в ходе исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками подтверждаются методами математической статистики. Результаты. В результате исследования выявлены дети с высоким и со средним уровнем тревожности, отрицательные стратегии взаимодействия. Установлена зависимость между уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста и нарушениями родительского отношения, дисгармоничными типами процесса воспитания и отрицательными стратегиями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение. Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что нарушение родительского отношения по типу «доминирующей гиперпротекции» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками. Заключение. Нарушения родительского отношения являются значимым фактором, влияющим на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и задающим отрицательные стратегии во взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования»

15. Krivenko M.P. (2014), Sravnitel'nyy analiz protsedur regressionnogo analiza [Comparative analysis of regression analysis procedures]. Informatika iyeyeprimeneniya. 8(3), 70-78. DOI: 10.14357/19922264140308 (In Russian).

16. Smortchkova J. (2017), Encapsulated social perception of emotional expressions. Original Research Article Consciousness and Cognition. 47, 38-47. DOI: 10.1016/j.concog.2016.09.006

17. Sokol Y., Serper M. (2017), Temporal self-appraisal and continuous identity: associations with depression and hopelessness. Journal of affective disorders. 208, 503-511. 10.1016/j.jad.2016.10.033 40

18. Vianello M., Schnabl K., Sriram N., Nosek B. (2013), Gender differences in implicit and explicit personality traits. Personality and Individual Differences. 55, 994-999. Available at: http://projectimplicit. net/nosek/papers/VSSN2013.pdf.

19. Berzonsky M.D., Papini D.R. (2014), Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment. Identity. An international journal of theory and research. 14(2), 96-112. DOI: 10.1080/15283488.2013.858228.

20. Bulfin A. (2017), Popular culture and the "new human condition": Catastrophe narratives and climate change. Global and Planetary Change. 156, 140-146. DOI: 10.1016/j.gloplacha.2017.03.002.

DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.21

УДК 151.7 ББК 88.834.01

Т.В. Завгородняя

ORCID № 0000-0001-5212-8514, соискатель кафедры социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: Tatyana-Gordaya-Kov@yandex.ru.

влияние детско-родительских отношений

НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕйСТВИЯ ДЕТЕй СТАРШЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ: РЕЗУЛьТАТы ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Детско-родительские отношения оказывают влияние на все сферы личности ребенка, в том числе и на коммуникативную, где в процессе взаимодействия с родителями возникает определенная фиксация форм взаимодействия на эмоциональной основе, и они, как следствие, переносятся на другие значимые для ребенка ситуации. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Материалы и методы. Представлено содержание эксперимента, приводится диагностический инструментарий. Полученные данные в ходе исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками подтверждаются методами математической статистики.

Результаты. В результате исследования выявлены дети с высоким и со средним уровнем треск вожности, отрицательные стратегии взаимодействия. Установлена зависимость между уровнем

^ тревожности детей старшего дошкольного возраста и нарушениями родительского отношения, о

о. дисгармоничными типами процесса воспитания и отрицательными стратегиями взаимодей-m ствия детей старшего дошкольного возраста.

05 Обсуждение. Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что

нарушение родительского отношения по типу «доминирующей гиперпротекции» в большей

степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками.

Заключение. Нарушения родительского отношения являются значимым фактором, влияющим на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и задающим отрицательные стратегии во взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, тревожность, дети старшего дошкольного возраста, сверстники, стратегии взаимодействия, эмпирическое исследование.

Основные положения:

• разработана модель эмпирического исследования, позволяющая выявить влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;

• на статистически достоверном уровне выявлена связь между детско-родительскими отношениями и особенностями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста;

• экспериментально доказано, что «доминирующая гиперпротекция» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками.

1. Введение (Introduction)

Детско-родительские отношения являются одним из главнейших и важнейших условий, обуславливающих развитие и становление личности ребенка, где, получив свой первый опыт социального взаимодействия с окружающим миром, ребенок не только закрепляет данный опыт, но и вследствие усвоения данного опыта формирует определенные модели поведения с другими окружающими его людьми - взрослыми и сверстниками [1-3]. Детско-родительские отношения оказывают влияние на все сферы личности ребенка, в том числе и на коммуникативную, где в процессе взаимодействия с родителями возникает определенная фиксация форм взаимодействия на эмоциональной основе, и они, как следствие, переносятся на другие значимые для ребенка ситуации, т. е. детско-родительские отношения оказывают влияние на формирование стратегий взаимодействия со сверстниками [4-8]. Также формы взаимодействия, становясь привычными для ребенка, способствуют формированию черт личности ребенка [9-11].

Таким образом, детско-родительские отношения, с одной стороны, влияют на черты характера, свойства личности ребенка, а с другой стороны, эти сформировавшиеся черты и свойства личности влияют на поведение ребенка, на особенности его взаимоотношений с окружающими [12-15]. Проблема нашего диссертаци-

онного исследования связана с решением вопроса о том, какое влияние оказывают детско-родительские отношения на формирование тревожности детей старшего дошкольного возраста и особенности их взаимодействия со сверстниками, а также выявление связи между различным уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста и особенностями их взаимодействия со сверстниками.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Цель исследования - выявить особенности детско-родительских отношений, определяющие проявления тревожности и ведущие к различным стратегиям взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - психологические особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с родителями и сверстниками. Предмет исследования - влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Основная гипотеза исследования заключается в том, что особенности детско-родительских отношений определяют проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста, что приводит к различным стратегиям взаимодействия ребенка со сверстниками. Данная гипотеза была конкретизирована следующим образом: нарушение родительского отношения по типу «доми-

ф

3 ^

го н

° к

>5 S

Ф I

£ ^

Ф m

4 о

* S

s ф

ш

I- о

о о

>5 S

£ О

0 о

5 а

1 ° ™ Ф

^ i

! «

£ ё

0 -Q го ^

<0 to

1 ф

а.

х

н

о _ ^

g 8 £ °

s Р ^

о ca

о

0

&S

ф -Q

1 О

Н

^ о СО Ч

к к

X

ч о

Î2 m го со

m

нирующей гиперпротекции» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками.

Эмпирической базой исследования выступили детские сады: №2 «Рябинка» и № 3 «Ромашка» ХМАО-Югры г. Радужный. В исследовании приняли участие 220 человек: 110 детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и 110 матерей.

В качестве модели совместной (игровой) деятельности детей старшего дошкольного возраста была использована диагностическая ситуация на выбор детей «Варежки для Деда Мороза» и/или «Бантики для Снегурочки», позволяющая выявить стратегии взаимодействия. Для изучения уровня детской тревожности использовались: тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, проективные тесты «Рисунок семьи» Г.Т. Хомен-таускас и «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич. Для изучения особенностей детско-родительских отношений - методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис) [16].

Для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции (по Спирмену), угловое преобразование Фишера (Критерий ф*) [17]. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета STATISTICA 6.0., компьютерных программ - BioStat Professional 2007 и Microsoft Office Excel.

3. Результаты (Results)

Для изучения и выявления стратегий взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками использовалась игровая ситуация «Варежки для Деда Мороза» и/или «Бантики для Снегурочки» (необходимо совместно выбрать героя, бантики или рукавички, придумать и нарисовать одинаковый узор). Методика исследования состояла в наблюдении за взаимоотношениями детей в условиях совместной игровой деятельности [18].

На основании анализа совместной деятельности было выявлено, что для детей характерны «отрицательные» стратегии взаимодействия - 62%, «положительные» - 38%. Для детей характерны такие «отрицательные» стратегии взаимодействия: зависимости - 34%, подавления -14%, избегания - 8%, конфронтации -6%. Из «положительных» стратегий наиболее частой была стратегия сотрудничества - 18%, 11% - подчинение, 5% -стратегия самостоятельности, стратегия руководства - 4%.

При количественном анализе суммарных данных по тесту тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен можно отметить, что данной выборке характерен средний уровень тревожности - 56% (62 ребенка), и 44% (48 детей) с высоким уровнем тревожности. Низкий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста выявлен не был. Для достоверности мы соотнесли данные, полученные в результате проведения методики «Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен», и двух проективных методик -«Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». Только 67% от всей выборки -74 ребенка имеют совпадение по результатам трех методик, т. е. уровни тревожности детей совпадают, поэтому данные, полученные в результате проведения методики «Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен», использовались лишь для получения дополнительной информации - для выявления источника тревожности. Дети сделали негативный выбор в 13,5% ситуаций, моделирующих повседневную деятельность детей (одевание, умывание и еда в одиночестве), в 43,2% источником тревожности являются ситуации, связанные с взаимоотношениями со взрослыми, в 43,3% источником тревожности являются ситуации, моделирующие взаимодействие ребенка со сверстником.

Из всей выборки детей старшего дошкольного возраста - 110 человек на основании проективных тестов, а именно «симпотомокомплекса тревожности», были получены результаты: 73 ребенка - 66% являются высокотревожными и 37 детей - 34% - среднетревожными.

Использование 1-критерия Стьюдента позволило установить статистическую достоверность различий наличия симптомов тревожности по «симптомо-комплексу тревожности» проективных методик у детей высокотревожных и среднетревожных. У высокотревожных детей старшего дошкольного возраста симптомы тревожности выше (более выражены) ^ эмп = 3 при р = < 0,01).

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса позволяет выявить, какие встречаются нарушения процесса воспитания. Из 110 матерей детей старшего дошкольного возраста только у 38 матерей - 35% не было выявлено типов нарушения процессов воспитания ни по одному из параметров. Остальные матери - 65% - 72 человека характеризуются нарушением по какому-либо из параметров. Также характерна ситуация, когда у родителя выявляются сочетания нарушений по нескольким параметрам. Из 72 обследуемых матерей только 26 человека - 36% - имеют нарушения по одному из параметров, и 46 человек - 64% - имеют сочетание нарушений по различным параметрам. Мы проанализировали типы нарушений процессов воспитания, которые свойственны выборке матерей высокотревожных и среднетревожных детей. Для матерей высокотревожных детей наиболее частым нарушением родительского отношения является: гиперпротекция - 47,9%, недостаточность требований - запретов к ребенку - 27,4%, минимальность санкций - 24,7%, чрезмерность требований - запретов и недостаточность требований - обязанностей ребенка - 17,8%, предпочтение женских качеств - 12,3%. В выборке матерей высокотревожных детей: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств -9,6%, потворство - 8,2%, чрезмерность санкций - 4,1%, игнорирование потребностей ребенка, неустойчивость стиля воспитания, предпочтение детских качеств и воспитательная неуверенность -2,7%, 1,4% - чрезмерность требований -обязанностей ребенка и фобия утраты ребенка. В отличие от матерей высокотревожных детей, для которых характер-

но наличие 16 выявленных нарушений, для матерей среднетревожных детей старшего дошкольного возраста характерны только 7 параметров нарушений родительского отношения: 18,9% - недостаточность требований - запретов к ребенку, минимальность санкций - 16,2%, гиперпротекция - 10,8%, потворство и недостаточность требований обязанностей - 5,4%, 2,7% - чрезмерность требований - запретов и предпочтение детских качеств в своем ребенке.

Чтобы определить, существует ли зависимость между уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста и нарушениями процесса воспитания в семье, выявить статистически значимые различия в частоте проявления нарушений процесса воспитания в двух группах детей с высоким и со средним уровнем тревожности, рассчитали показатель углового преобразования Фишера (Критерий ф*). Таким образом нами были выявлены значимые статистические различия между группами детей старшего дошкольного возраста с высоким и со средним уровнем тревожности по шкале гиперпротекция (ф*эмп = 4,257 при р < 0,01 ), недостаточность требований -обязанностей ребенка (ф*эмп = 1,992 при р < 0,05), чрезмерность требований - запретов (ф*эмп = 2,681 при р < 0,01). Типы нарушений процессов воспитания в семье, по которым были выявлены статистически значимые различия, могут лежать в основе такого типа нарушения родительского отношения, как «доминирующая гиперпротекция», которая в большей степени и влияет на возникновение тревожности и приводит к формированию высокого уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Использование критерия Фишера позволило установить статистическую достоверность различий в использовании положительных и отрицательных стратегий взаимодействия у детей с высоким и со средним уровнем тревожности. Доля детей, использующих положительные стратегии взаимодействия со сверстниками в группе детей со средним уровнем тревожности больше, чем

ф

3 ^

го н

° к

Ф I £ ГО Ф ш

4 о

* я

5 £ ш ^ I- о о о >2 ^

^ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 I-

о о

5 а

Ё ° ™ Ф

"I

10 О. ^ |

° О £ ё

0 -О £ ^

ГО СО

1 Ф

I

н

о _ ^

£ 8

с °

сВ °

Ё 15

о ш

о

0

I?

ф -О

с;

1 о

1 с; о т ч

к к

X

ч о

Î2 m го со

m

в группе детей, использующих положительные стратегии взаимодействия со сверстниками, имеющих высокий уровень тревожности (ф*эмп = 3,682 при р < 0,01). Обнаружены значимые статистические различия между группами детей старшего дошкольного возраста с высоким и со средним уровнем тревожности в частоте проявления отрицательной стратегии подавления (ф*эмп = 2,859 при р < 0,01), зависимости (ф*эмп = 1,962 при р< 0,05).

Для обоснования психологических закономерностей влияния детско-родительских отношений, а именно нарушений процессов воспитания в семье на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками нами был рассчитан коэффициент корреляции рангов Спирмена.

Мы определили корреляционную зависимость между нарушениями родительского отношениями и отрицательными стратегиями взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с высоким и со средним уровнем тревожности.

Согласно Э.Г. Эйдемиллеру и В.В. Юстицкису, некоторое сочетание нарушений родительского отношения задает определенный тип воспитания: «Доминирующая гиперпротекция», «Потворствующая гиперпротекция», «Жестокое обращение», «Эмоциональное отвержение», «Повышенная моральная ответственность», «Безнадзорность» [19]. Чтобы изучить, какой тип воспитания в большей степени предопределяет выявленные отрицательные стратегии во взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками нами была отслежена корреляционная связь между нарушением родительского отношения по вышеуказанным типам воспитания и отрицательными стратегиями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (подавления, зависимости, конфронтации и избегания). Были установлены следующие статистические корреляционные связи между типом нарушения родительского отношения и отрицательными стратегиями взаимодействия

детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (табл. 1).

С помощью использования критерия Спирмена, на статистически достоверном уровне, нами было выявлено, что между выявленными дисгармоничными типами процесса воспитания в семье и отрицательными стратегиями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками существуют положительные корреляционные зависимости: 1. «Доминирующей гиперпротекцией» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 958), зависимости (rs = 0, 974) при р = 0,01, конфронтации (rs = 0, 766), избегания (rs = 0, 742) при р = 0,05; 2. «Потворствующей гиперпротекцией» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 979), зависимости (rs = 0, 9), конфронтации (rs = 0,6), избегания (rs = 0,979) при р = 0,05; 3. «Жестоким обращением» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 909), зависимости (rs = 0, 909), избегания (r = 0,8129) при р = 0,05; 4. «Эмоциональным отвержением» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 924), зависимости (rs = 0, 916) при р = 0,01, избегания (rs = 0,846) при р = 0,05; 5. «Повышенной моральной ответственностью» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 961), избегания (rs = 0, 969) при р = 0,01, конфронтации (rs = 0, 784), зависимости (rs = 0, 932) при р = 0,05; 6. «Безнадзорностью» и отрицательными стратегиями взаимодействия подавления (rs = 0, 936), зависимости (rs = 0,889), конфронтации (rs = 0,669), избегания (rs = 0,887) при р = 0,05.

4. Обсуждение (Discussion)

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: нарушение родительского отношения по типу «доминирующей гиперпротекции» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками. Очень важно понимание этой взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и взаимодействиями со сверстниками, т.к.

Табл. 1. Статистические корреляционные связи между типом нарушения процесса воспитания в семье

и отрицательными стратегиями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Tab. 1. Statistical correlation links between type of violation in the process of upbringing within the family and negative strategies of senior pre-school children interaction with their peers

3

0

1

о

CM

с £ Ф

0

55 С Ф

1

I

С

№ п/п Отрицательные стратегии Тип нарушения процесса воспитания в семье (связь - уровень значимости)

«Доминирующая гиперпротекция» р ' Крит «Потворствующая гиперпротекция» р ' Крит «Жестокое обращение» р ' Крит «Эмоциональное отвержение» р ' Крит «Повышенная моральная ответственность» р ' Крит «Безнадзорность» р ' Крит

1 Подавление 0,958 (0,01) 0,88 0,979 (0,05) 0,94 0,909 (0,05) 0,78 0,924 (0,01) 0,88 0,961 (0,01) 0,94 0,936 (0,05) 0,85

2 Зависимость 0,974(0,01) 0,88 0,9 (0,05) 0,94 0,909 (0,05) 0,78 0,916 (0,01) 0,88 0,932 (0,05) 0,78 0,889 (0,05) 0,85

3 Конфронтация 0,766 (0,05) 0,72 0,6 (0,05) 0,94 0,681 (0,05) - отсутствует связь 0,78 0,719 (0,05) - отсутствует связь 0,72 0,784 (0,05) 0,78 0,669 (0,05) 0,85

4 Избегание 0,742 (0,05) 0,72 0,979 (0,05) 0,94 0,812 (0,05) 0,78 0,846 (0,05) 0,88 0,969 (0,01) 0,94 0,887 (0,05) 0,85

Ю Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего ® дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования

на сегодняшний день вопрос взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками стоит достаточно остро. Зная, что лежит в основе формирования различных форм и стратегий взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, - нарушения родительского отношения, можно развивать оптимальные формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста через гармонизацию детско-родительских отношений.

Важно знать все направления формирования разных свойств и форм, чтобы корректировать и помогать ребенку про-страивать более адекватные и социально-приемлемые стратегии взаимодействия с окружающими его людьми, расширять поведенческий репертуар старших дошкольников, так как не всегда усвоенный коммуникативный опыт в дошкольные

годы может способствовать успешной адаптации ребенка в новом школьном коллективе [20].

5. Заключение (Conclusion)

Эмпирический анализ проблемы показал, что детско-родительские отношения оказывают влияние не только индивидуально-личностные особенности детей старшего дошкольного возраста, но и на особенности взаимодействия детей в коллективе сверстников.

Проанализировав полученные данные в ходе проведенного исследования, можно сделать вывод, что нарушения родительского отношения являются достаточно значимым фактором, влияющим на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и задающим отрицательные стратегии во взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Библиографический список

1. Ярошевская, С.В. Родительские и детские репрезентации межличностных отношений: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] / С.В. Ярошевская // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 36-45. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/ jmfp_2017_n2.pdf. - [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060204

2. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - C. 97-106.

3. Жамалетдинова, Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка [Текст] / Г.Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. - 2017. - № 41. - С. 146-148.

4. Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 7-14.-Режим доступа: http://psyjoumals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. - [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060201

5. Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности [Текст] / Е.О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-12.

6. Смирнова, Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2004. -№ 2. - С. 54-61.

7. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 63-69.

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.

9. Козловская, Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Козловская // Психолог в детском саду. - 2005. -№ 4. - С. 85-98.

10. Рагулина, О.А. Родительские практики, способствующие появлению неврозов у детей [Электронный ресурс] / О.А. Рагулина, А.В. Фокина // Современная зарубежная психология. - 2017. -Т. 6. - № 2. - С. 46-53. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. - [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060205

11. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. -М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с.

12. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15-26. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_ n2.pdf. - [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060202

13. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

14. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 5-13.

15. Годовикова, Д.Б. Общение ребенка с взрослым [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 5. - С. 42-52.

16. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Линкас-Пресс, 1997. - 176 с.

17. Гублер, Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в Медико-биологических исследованиях [Текст] / Е.В. Гублер, А.А. Генкин. - Л.: Медицина, 1973. - 141 с.

18. Сурьянинова, Т.И. Особенности совместной деятельности младших школьников [Текст] / Т.И. Сурьянинова, Н.В. Смирнов // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 58-66.

19. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

20. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника [Текст] / Н.Е. Верак-са, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 144 с.

T.V. Zavgorodnyaya

ORCID No. 0000-0001-5212-8514, Applicant, Department of Social Psychology and Acmeology, Oryol State University named after I. S. Turgenev, Oryol, Russia. E-mail: Tatyana-Gordaya-Kov@yandex.ru

THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONS ON INTERACTION BETWEEN SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH THEIR PEERS: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

Abstract

Introduction. The relations between children and parents affect all aspects of the child's identity including the communicative one where, in the course of interaction with parents, a certain fixation of interaction forms develops on emotional basis and they are consequently transferred to other situations, significant to a child. The article provides the results of empirical research on the influence of child-parent relations on interaction of senior pre-school children with their peers.

Materials and methods. The paper shows the content of the experiment and introduces the diagnostic tools. The data obtained in studying the influence of child-parent relations on interaction of senior pre-school children with their peers have been confirmed by methods of mathematical statistics.

Results. The research has detected children with high and average level of anxiety, and the negative strategies of interaction. The study has discovered the dependence between the level of anxiety of senior pre-school children and violations in parenting, disharmonious types of upbringing process, and negative strategies of interaction between senior pre-school children.

Discussion. The empirical research allows drawing a conclusion that violation of parental relations of the "dominating hyper patronage" type mostly influences the level of anxiety in senior pre-school children and builds negative strategies of their interaction with peers.

Conclusion. Violations of parental relations appear to be significant and affect the level of anxiety in senior pre-school children, as well as build negative strategies of their interaction with peers.

Keywords: child-parent relations, anxiety, senior pre-school children, peers, strategy of interaction, empirical research.

Highlights:

• The author has developed a model of empirical research allowing to reveal the influence of the child-parent relations on interaction of senior pre-school children with their peers;

• The research has revealed, at statistically reliable level, links between child-parent relations and interaction of senior pre-school children with their peers;

• The experiment has proved that the «dominating hyper patronage» mostly influences the level of anxiety of senior pre-school children and builds negative strategies in their interaction with peers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Referencеs

1. Yaroshevskaya S.V. (2017), Roditel'skie i detskie reprezentacii mezhlichnostnyh otnoshenij: obzor zarubezhnyh issledovanij [Parenting and children's representation of interpersonal relations: foreign research review]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 6 (2), 36-45. Available at: http://psyjournals.ru/ files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. (Accessed: 27.12.2017). DOI: 10.17759/jmfp.2017060204 (In Russian).

2. Avdeeva N.N., Khokhlacheva I.V. (2010), Osobennosti privyazannosti rebenka k materi, stil' detsko-roditel'skih otnoshenij i adaptaciya rebenka k DOU [Specificity of children's attachment to their mothers, the style of child-parent relations and adaptation of the child to pre-school education establishment]. Psiho-logicheskaya nauka i obrazovanie 3, 97-106. (In Russian).

3. Zhamaletdinova G.R. (2017), Vliyanie detsko-roditel'skih otnoshenij na stanovlenie lichnosti [Influence of parent/child relations on formation of the identity of the child]. Molodoy ucheny. 41, 146-148. (In Russian).

4. Avdeeva N.N. (2017), Teoriya privyazannosti: sovremennye issledovaniya i perspektivy [Attachment theory: advanced studies and prospects]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 6(2), 7-14. Available at: http://psyjournals.ru/jmfp/2017/n2/86618.shtml. (Accessed: 27.12.2017). (In Russian). Available at: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. - (Accessed: 27.12.2017). DOI: 10.17759/ jmfp.2017060201

5. Smirnova E.O., Radeva R. (1999), Razvitie teorii privyazannosti [Development of the theory of attachment]. Voprosi psihologii. 1, 3-12. (In Russian).

6. Smirnova E.O. (2004), Genezis obcheniya rebenka ot rogdeniya do 7 let v issledovaniyah sotrydnikov psihologicescogo instityta [Genesis of communication of the child from the birth up to seven years in researches of staff of psychological institute]. Voprosi psihologii, 2, 54-61. (In Russian).

7. Repina T.A. (1984), Osobennosti obcheniya malchikov I devochek v detskom sady [Features of communication of boys and girls in nursery school]. Voprosi psihologii. 4, 63-69. (In Russian).

8. Lisina M.I. (2009), Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the child's personality in communication], Sankt-Peterburg: Piter Publ. (In Russian).

9. Kozlovskaya N.V. (2005), Vliyanie detsko-roditelskih otnochenii na yroven trevognosti detey starchego dochkolnogo vozrasta [Influence of parent/child relations on the level of uneasiness level of the advanced preschool age children]. Psiholog v detskom sady. 4, 85-98. (In Russian).

10. Ragulina O.A., Fokina A.V. (2017), Roditel'skie praktiki, sposobstvuyushchie poyavleniyu nevrozov u detej [Parental practices contributing to the child's neuroses emergence]. RussianJournal of Modern Foreign Psychology. 6(2), 46-53. Available at: http://psyjournals.ru/jmfp/2017/n2/86630.shtml DOI: 10.17759/ jmfp.2017060205 (Accessed: 27.12.2017). (In Russian).

11. Zakharov A.I. (2000), Proiskhozhdenie detskikh nevrozov i psikhoterapiya [The origin of children's Murals ses and psychotherapy], M.: Eksmo-Press Publ. (In Russian).

12. Karabanova O.A. (2017), Detsko-roditel'skie otnosheniya i praktika vospitaniya v sem'e: kross-2 kul'turnyj aspekt [Child-parent relationship and the practice of education in the family: cross-cultural aspect]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya 6 (2), 15-26. Available at: http://psyjournals.

N ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. (Accessed 27.12.2017). DOI: 10.17759/jmfp.2017060202 ^ (In Russian).

13. Spivakovskaya A.S. (2000), Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: play, childhood, family], M.: Aprel' Press, ZAO EHKSMO-Press Publ. (In Russian).

14. Smirnova E.O., Utrobin V.G. (1996), Razvitie otnocheniya k sverstniky v dochkolnom vozraste [Development of the attitude towards the peer at preschool age]. Voprosipsihologii. 3, 5-13. (In Russian).

15. Godovikova D. B. (1988), Obchenie rebenka s vzroslim [Communication of the child with the adult]. Dochkolnoe vospitanie. 5, 42-52. (In Russian).

16. Martsinkovskaya T. D. (1997), Diagnostika psihicheskogo razvitiya detey. Posobie po prakticheskoj psihologii [Diagnostics of mental development of children. Practical psychology study guide], M.: Linkas-Press Publ. (In Russian).

17. Gubler E.V., Genkin. A.A. (1973), Primenenie neparametricheskih kriteriev statistiki v medico-biologicheskih issledovaniyah [Use of nonparametric criteria of statistics in medicobiological researches], L.: Medicina Publ. (In Russian).

18. Suryaninova T.I., Smirnov N.V. (2017), Osobennosti sovmestnoy deyatelnosti mladchih chkolnikov [Characteristics ofjoint activity in primary school]. Voprosi psihologii. 2, 58-66. (In Russian).

19. Eydemiller E., Yustitskis V. (2006), PsihologiyaIpsihoterahiya sem'i [Psikhologiya and psychotherapy of family], SPb.: Piter Publ. (In Russian).

20. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2006), Zarybegnye psihologi o razvitii rebenka - dochkolnika [Foreign psychologists about development of the child - the preschool child], M.: Mozaika - Sintez Publ. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.22

X

УДК 151:371.015 |

ББК 88.834.021 °

и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: khatueva-m@mail.ru

М.М. Хатуева1, Н.М. Швалева2 |

1 ORCID № 0003-4482-9614, аспирант кафедры психологии личности § §

И

2 ORCID № 0002-0614-6444, доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры § | психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного £ х

университета, г. Пятигорск, Российская Федерация. Е-таИ: shvaleva@rambler.ru

ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность поддержки субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений, влияющих на развитие психологического здоровья младших школьников.

Психологическое здоровье и развитие младшего школьника зависит от поддержки и принятия родителями индивидуальности ребенка, его субъектности, поэтому целью данного исследования является анализ проблем поддержки субъектной активности младшего школьника как основы его психологического здоровья.

Материалы и методы. Методы исследования состояли из анализа научно-методической литературы, посвященной проблеме состояния психологического здоровья младшего школьника, детско-родительских отношений, а также психодиагностических методик: опросник Кеттел-

с ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.