Научная статья на тему 'Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений'

Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3462
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ НАРУШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илларионова Инна Валерьевна

Статья посвящена проблеме тревожности в дошкольном возрасте и ее связи со стилем родительского отношения. Представлены результаты изучения особенностей тревожности у дошкольников трех возрастных категорий (4-5, 5-6 и 6-7 лет); выявлены тревогопорождающие ситуации, типичные для всех изучаемых групп и специфичные для детей с разными индексами тревожности; рассмотрены особенности проявления тревожности в зависимости от характера детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений»

УДК 159.922.73

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

THE RESEARCH STUDY OF MANIFESTATION OF ANXIETY OF PRE-SCHOOLCHILDREN IN THE ASPECT OF CHILD-PARENT RELATIONSHIP

И. В. Илларионова

I. V. Illarionova

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме тревожности в дошкольном возрасте и ее связи со стилем родительского отношения. Представлены результаты изучения особенностей тревожности у дошкольников трех возрастных категорий (4-5, 5-6 и 6-7 лет); выявлены тревогопорождающие ситуации, типичные для всех изучаемых групп и специфичные для детей с разными индексами тревожности; рассмотрены особенности проявления тревожности в зависимости от характера детско-родительских отношений.

Abstract. This article deals with the problem of anxiety at pre-school age and its connection with the style of child-parent relationship. The results of the study of anxiety peculiarities in three age groups of pre-schoolchildren (4-5, 5-6 and 6-7) are given in the article. Situations generating anxiety which are typical for all the groups under analysis and specific for children with different levels of anxiety are revealed. Peculiarities of anxiety manifestation which depend on the character of child-parent relationship are considered in this article.

Ключевые слова: тревожность, дети дошкольного возраста, эмоционально-личностное нарушение, эмоциональное благополучие, детско-родительские отношения.

Keywords: anxiety, pre-school age children, emotion-personality disorder, emotion prosperity, child-parent relationship.

Актуальность исследуемой проблемы. Одной из основных задач педагогики и психологии на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности. Она предполагает не только формирование широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но обязательно достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы и психического здоровья ребенка. Психологи отмечают, что при неблагоприятных условиях развития этой стороны психики возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и отношения к определенным сторонам жизни или к людям, что, в свою очередь, по признанию специалистов, становится причиной повышенной заболеваемости простудными и другими болезнями, в том числе неврозами, а также приводит к формированию у ребенка нежелательных личностных особенностей (тревожности, мнительности, неуверенности в себе и др.).

По данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в донозологической форме, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

При анализе основных причин возникновения тревожности классические направления психологии обращают внимание на роль семейного окружения в ее появлении [1], [2]. Оценивая семью как внешний источник, необходимо рассматривать детско-родительские, родительско-детские и внутрисемейные отношения. Именно эти взаимоотношения создают условия для постоянных микротравм детей.

Вместе с тем в литературе практически отсутствуют данные об особенностях таких отношений и об их влиянии на появление и степень выраженности тревожности у детей в разные возрастные периоды дошкольного детства, что затрудняет возможности оказания квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, рассмотрение особенностей тревожности в возрастные периоды 4-5, 5-6 и 6-7 лет в зависимости от стиля детско-родительских отношений представляется нам актуальным и соответствующим задачам развития психологической теории и потребностям практики.

Цель нашего исследования состояла в изучении характера связи уровня тревожности детей дошкольного возраста (4-7 лет) и типа родительского отношения в семье. В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:

1) определение и содержательная характеристика особенностей тревожности у дошкольников;

2) выявление специфики проявления личностной тревожности у высокотревожных дошкольников в сравнении их с детьми, имеющими более низкие индексы тревожности;

3) установление типов родительского отношения в семьях исследуемой группы детей и позиции ребенка по отношению к семье;

4) обнаружение и раскрытие характера связей между типами родительского отношения и уровнем тревожности детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Материал и методика исследований. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 25, 83, 103, 149 г. Чебоксары. В нем приняли участие 210 детей в возрасте 4-7 лет, имеющие различный уровень тревожности, и 210 семейных родительских пар.

В качестве диагностических средств был использован комплекс психодиагностических методик: «Тест тревожности» М. Дорки, Е. Амен, Р. Тэммел; тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина; модифицированный вариант теста «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса.

Экспериментальная работа проходила в три этапа.

Первым этапом диагностического исследования стало выявление уровней детской тревожности. Методика «Тест детской тревожности» позволила выявить индекс тревожности детей по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуаций общения, взаимодействия с другими людьми (игра со старшими детьми, собирание игрушек, агрессивное нападение, общение с родителями, умывание, изоляция и др.).

Цель второго этапа состояла в выяснении характера отношения родителей к ребенку и определении ведущих стилей воспитания. Родителям было предложено содержание теста-опросника родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина, состоящего из 61 утверждения, требующего согласия или несогласия. Путем подсчета баллов за положительные ответы определялся тип родительского отношения к детям («принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»).

Третий этап состоял в изучении особенностей внутрисемейных отношений, особенностей восприятия и переживания ребенком отношений в семье. Средством диагностики служила методика «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса.

При обработке и оценке результатов обращали внимание на формальные и содержательные критерии рисунка. На основании этих показателей делались выводы о благополучии и неблагополучии в системе детско-родительских отношений.

С целью выявления причин, вызывающих у детей тревожность в системе детско-родительских отношений, по окончании рисования с детьми проводилась беседа.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе использования вышеназванных методик нами были получены следующие экспериментальные данные.

По итогам теста «Выбери нужное лицо» распределение по уровням тревожности оказалось таковым (рис. 1).

60 %л 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % %

48,6

42,8

8,6

Н1

50,0

4,3 &

40,0 зт—

□ высокий уровень

□ средний уровень

□ низкий уровень

10,0

-VI

4-5 лет

5-6 лет возраст

6-7 лет

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням тревожности

Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что в возрастном диапазоне 4-7 лет распределение испытуемых идет по всем трем уровням тревожности.

В возрасте 4-5 лет значительная часть испытуемых обнаруживает высокий уровень тревожности (48,6 %). Детей, имеющих средний уровень тревожности, который рассматривается как проявление качества на уровне нормы, было выявлено 42,8 %.

В возрасте 5-6 лет число дошкольников с высоким уровнем тревожности несколько выше (57,1 %), соответственно уменьшается количество детей со средним (38,6 % детей) и низким (4,3 %) уровнями тревожности.

В возрастной категории 6-7 лет количество детей с высоким уровнем тревожности (50,0 % детей) сопоставимо с возрастом 4-5 лет, однако отмечается тенденция к возрастанию числа детей с низким уровнем тревожности (10,0 %), что также является отражением неблагоприятного эмоционального состояния. Детей, имеющих наиболее оптимальный средний уровень, выявлено 40,0 %.

При анализе содержания ответов детей были выделены типичные для всех возрастов психотравмирующие ситуации. Самыми тревожными для всех возрастных категорий стали ситуации: «укладывание спать в одиночестве» (71,9 %), «изоляция» (74,29 %), «агрессивное нападение» (82,38 %), «выговор» (89,05 %), «объект агрессии» (93,33 %). Выбор этих ситуаций характерен для детей всех уровней тревожности.

Рассматривая ситуации агрессивных взаимоотношений, дети говорят чаще всего о последствиях агрессивного нападения, о наказании за него.

Следующими по частоте провоцирования тревожности являются ситуации изоляции, неприятия ребенка. Дети высказывают желание чаще видеть маму и папу, чувствовать от них поддержку и помощь в процессе собирания игрушек и укладывания спать. Все дошкольники в перечисленных ситуациях ожидают чего-то неприятного, негативного и пугающего.

Изучение соотношения выбора детей внутри возрастных категорий позволило выявить, что для детей разного возраста наиболее тревожными оказались различные ситуации. Так, для детей 4-5 лет наибольший процент выбора составили следующие ситуации: «объект агрессии» (95,71 %), «выговор» (85,71 %), «агрессивное нападение» (75,71 %), «изоляция» (72,86 %), «укладывание спать в одиночестве» (70,0 %).

Для детей 5-6 лет такими ситуациями стали: «выговор» (91,43 %), «объект агрессии» (88,57 %), «агрессивное нападение» (85,71 %), «изоляция» (82,86 %).

У детей 6-7 лет наибольшее беспокойство вызвали ситуации: «объект агрессии» (95,71 %), «выговор» (90 %), «агрессивное нападение» (85,71 %), «собирание игрушек» (72,86 %).

Ситуации, вызывающие беспокойство у детей разных возрастных групп, примерно одинаковые в процентном соотношении. Однако значимость той или иной ситуации для ребенка с возрастом увеличивается или уменьшается, что, на наш взгляд, напрямую зависит от оценки данных сфер общения и взаимодействия как благоприятных или негативных. Тревожные дети больше опасаются агрессии со стороны окружающих; далее их беспокоит авторитарное отношение родителей (выговор, распоряжение собирать игрушки) и изоляция со стороны сверстников; затем они опасаются одиночества, особенно вечером, во время укладывания спать. Нетревожные дети опасаются изоляции сверстников, в меньшей степени их опасения связаны с агрессией со стороны окружающих и выговором со стороны родителей.

Были определены ситуации, в которых ответы детей с высоким уровнем тревожности значительно превосходят по своим негативным ожиданиям ответы детей со средним и низким уровнями.

В возрасте 4-5 лет это следующие ситуации: «игра с младшими детьми» (15,71 и

1.43 % соответственно), «ребенок играет с младенцем» (30,0 и 4,29 %), «одевание» (24,29 и 5,71 %), «игра со старшими детьми» (25,71 и 5,71 %), «игнорирование» (34,29 и 2,86 %), «ребенок с родителями» (22,86 и 1,43 %), «еда в одиночестве» (24,29 и 2,86 %).

Ситуации, характерные для детей 5-6 лет: «игра с младшими детьми» (25,71 и 4,29 % соответственно), «одевание» (24,29 и 7,14 %), «игнорирование» (30,0 и 5,71 %).

Для 6-7-летних детей такими ситуациями оказались: «ребенок и мать с младенцем» (20,0 и 1,43 % соответственно), «игра со старшими детьми» (12,86 и 2,86 %), «игнорирование» (42,86 и 11,43 %), «собирание игрушек» (47,14 и 24,29 %), «изоляция» (45,71 и

21.43 %).

Полученные результаты показывают, что отрицательные выборы тревожных детей чаще касаются объективно нейтральных ситуаций, не предрасполагающих к появлению тревоги. Тревожные дети чаще, чем нетревожные, ожидают неблагоприятного течения обстоятельств в ситуациях общения со старшими детьми, братьями и сестрами (проблема ревности); умывания; взаимодействия с родителями.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения данной методики, позволил предположить, что круг тревогопорождающих ситуаций у дошкольников с высоким уровнем тревожности лежит в области внутрисемейных ситуаций.

Мы сочли необходимым организовать диагностику родителей с целью изучения характера поведения родителей по отношению к детям. Для этого было проведено анкетирование родителей по тесту-опроснику А. Я. Варга и В. В. Столина. Приняли участие 210 семейных пар.

Полученные фактические данные отражены на рис. 2.

«Принятие» «Кооперация» «Симбиоз» «Авторитарная «Маленький

гиперсоциализация» неудачник»

38,6

3 2,9

2,9 1 10,0 0,0 0,0 0,0 0,0

30,0

□ и? лет

ш <о ю лет

о (О лет

52,9

474

34,3

28,6

2

0

I >9

Рис. 2. Распределение испытуемых по предпочитаемому стилю семейного воспитания

Анализ полученных данных показал наличие таких типов родительского отношения к ребенку, как «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Лишь в двух семьях (2,86 %) из числа детей 4-5 лет придерживаются стиля «принятие». Социально желательному стилю «кооперация» не было отдано ни одного предпочтения. Наиболее распространенными типами родительского отношения оказались «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». При этом можно выявить некоторые возрастные различия в преобладании типов родительского отношения.

Прежде всего обращает на себя внимание факт наличия стиля «принятие» в семьях испытуемых 4-5 лет и его отсутствие в других возрастных категориях. Лидирующую позицию в этом возрасте занял тип «симбиоз» (38,57 %), а показатели по типам «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» оказались примерно равными (30,0 и 28,57 % соответственно).

Иная ситуация сложилась в семьях испытуемых 5-6 лет. Здесь самую высокую позицию занял тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» (47,14 %), различия по типам «симбиоз» и «маленький неудачник» оказались незначительными (32,86 и 20,0 % соответственно).

В возрасте 6-7 лет большая часть родителей отдала предпочтение типу «симбиоз» (52,86 %), следующую по показателям позицию занял тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» (34,29 %), практически втрое меньше показатели по типу отношения «маленький неудачник» (12,86 %).

Мы сопоставили данные, полученные по методике А. Я. Варга и В. В. Столина, с общими возрастными показателями тревожности у детей из данных семей. Наибольшее число высокотревожных детей (21,9 %) обнаружилось в тех семьях, где более выраженным оказался тип отношения «авторитарная гиперсоциализация». Вместе с тем и социально желательный образ родительского отношения при типе «принятие» тоже вызвал высокий уровень тревожности (0,48 %). Минимальные различия обнаружены в показателях высокого уровня тревожности между типами родительского отношения «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» (18,1 и 21,9 % соответственно). Характерные признаки поведения родителей при этих типах являются по отношению к детям негативными, вызывающими тревожность. Это может быть авторитарное отношение, контроль во всем, стремление инфантилизировать ребенка.

Средний уровень тревожности является доминирующим при стилях «симбиоз» (19,52 %), «авторитарная гиперсоциализация» (13,33 %), меньше показатели при стиле «маленький неудачник» (7,14 %), минимальны при стиле «принятие» (0,48 %).

Низкий уровень тревожности превалирует у детей при стиле «симбиоз» (3,81 %) и в равной степени при стилях «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» (по 1,9 %).

Проведенное исследование позволило также выявить некоторые возрастные отличия в распределении высокого уровня тревожности в зависимости от типа родительского отношения.

Наиболее восприимчивы к стилю воспитания дети 5-6 лет, у них высокий уровень тревожности (24,29 %) выявлен при стиле «авторитарная гиперсоциализация». Наибольший процент детей со средним уровнем тревожности (21,43 %) обнаружен в возрастной категории детей 5-6 лет при стилях «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация».

У детей возрастной категории 4-5 лет наиболее высокий показатель тревожности также выявлен при стиле «авторитарная гиперсоциализация» (20,0 %).

В возрасте 6-7 лет дети тоже достаточно восприимчивы к стилю «авторитарная гиперсоциализация» (21,43 % с высоким уровнем тревожности).

Низкая тревожность превалирует у детей 4-5 лет при стиле родительского отношения «маленький неудачник», что представляется отнюдь не позитивным фактом, поскольку подобная ситуация в конечном итоге может стать причиной снижения объективности и критичности в оценке ребенком собственных действий и поступков. В то же время отсутствие испытуемых 5-6, 6-7 лет с низким уровнем тревожности при стиле «маленький неудачник» позволяет рассматривать факт наличия таких детей в рамках среднего дошкольного возраста как возрастной феномен.

Получить содержательную информацию об особенностях внутрисемейных отношений, своеобразии восприятия и переживания ребенком отношений в семье позволили рисуночная проективная методика «Рисунок семьи» и беседы с детьми.

Анализируя полученные результаты по методике «Рисунок семьи», можно с уверенностью сказать, что дети с высоким уровнем тревожности стараются либо вовсе не изображать родителей, либо рисуют кого-то одного из них, либо разделяют родителей и

детей, изображая тех и других на разных сторонах листа бумаги. В 40,0 % рисунков тревожных дошкольников отсутствует сам ребенок, что указывает, по нашему мнению, на проблему и сложности самовыражения в семье, либо на низкую самооценку.

Часто на рисунках высокотревожных детей появляются дополнительные символы, разделяющие отдельных членов семьи (цветок, дерево, дом, овощ, животное и т. п.). Отдельного анализа заслуживает выбор детьми цветовой гаммы для рисунков. Несмотря на то, что детям был доступен в процессе рисования большой спектр цветов, они отказывались их использовать, останавливая свой выбор на темных оттенках. 75,0 % детей с высоким уровнем тревожности предпочли простой карандаш или карандаш черного цвета для создания образа семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети со средним уровнем тревожности быстрее реагировали на предложенное задание, рисовали долго и старательно. В 90,0 % случаев были изображены все члены семьи и сам ребенок. При изображении семьи штриховка использовалась очень редко (2,0 % рисунков). Цветовая гамма - более полная, рисунки - сочные, яркие. В некоторых случаях образы прорисовывались темными красками. Дети комментировали использование данных цветов (черного, темно-синего) как любимых цветов родителей или часто используемых самими родителями для выбора своей одежды.

Анализ рисунков детей с низким уровнем тревожности позволил найти много общего с качественными особенностями рисунков детей, имеющих высокий уровень тревожности, (наличие темных цветов, штриховки, отказ от изображения отдельных членов семьи и т. д.). Однако были выделены и специфические особенности изображений и процесса рисования: дети достаточно быстро приступали к заданию и выполняли его, ограничивались при создании образов минимумом деталей, в некоторых случаях изображали членов семьи без отдельных частей тела, либо части тела изображали преувеличенно большими. Рисунки детей располагались ближе к одному из краев листа (левому или правому).

По окончании рисования была проведена беседа по вопросам, нацеленным на выяснение характера отношений со значимыми членами семьи, переживаний по поводу наказаний, степени эмоциональной близости ребенка с родителями и др.

Анализ детских ответов продемонстрировал весьма характерную для современной типичной семьи картину: 63,0 % детей хотели бы, чтобы родители их больше любили, и лишь 37,0 % были довольны отношениями с родителями - они ответили, что их любят, что им хорошо дома, 58,0 % детей желали бы, чтобы их не наказывали. Любопытно, что наиболее типичным наказанием, применяемым в семьях, оказалось стояние в углу.

На вопрос, чем родители занимаются с детьми дома, только 4,0 % испытуемых ответили, что родители играют и гуляют с ними. 50,0 % родителей ходят в гости, а детей при этом оставляют у знакомых или с бабушкой, 46,0 % ответили, что папа читает газету, а мама готовит на кухне. При ответе на вопрос о занятиях в это время самого ребенка выяснилось, что большая часть рисует или смотрит телевизор. Таким образом, приведенные ответы детей свидетельствуют, что в семьях отсутствуют действительно совместные формы деятельности, что, несомненно, приводит к обеднению содержания контактов между членами семьи.

Показательными были ответы детей на вопрос о том, кого ребенок больше всего ждет первым, когда находится дома один. Подавляющая часть (73,0 %) ждет маму, 21,0 % -папу и 6,0 % - бабушку. Из этих ответов следует, что наибольшую привязанность дети испытывают к матери.

Итак, обобщая итоги проведенного диагностического исследования, можно констатировать следующее.

1. Во всех исследуемых возрастных выборках отмечается распределение по всем трем уровням тревожности, при этом:

- в целом преобладающим оказался высокий уровень тревожности (51,9 %);

- значительный процент детей обнаруживает высокую тревожность уже в среднем дошкольном возрасте (48,6 %);

- выявлена тенденция к возрастанию числа высокотревожных детей по мере взросления с 48,6 % в возрасте 4-5 лет до 57,1 % в возрасте 5-6 лет; однако в возрастной категории 6-7 лет число детей с высоким уровнем тревожности понижается до 50,0 %;

- показатели среднего уровня тревожности, по данным нашего исследования, оказались свойственными детям всех возрастных категорий, однако такой уровень, который можно рассматривать как оптимальный, обнаруживается лишь у 42,8 % дошкольников;

- обнаружена тенденция к понижению числа низкотревожных детей по мере взросления с 8,6 % в возрасте 4-5 лет до 4,3 % в возрасте 5-6 лет с определенным повышением количества детей с низким уровнем тревожности до 10,0 % в возрасте 6-7 лет.

2. Круг ситуаций, провоцирующих тревогу, у дошкольников с высоким уровнем тревожности более широк, чем у детей нетревожных. Отрицательный выбор тревожных детей касается чаще нейтральных ситуаций, не предрасполагающих к появлению тревоги. Существуют ситуации, вызывающие ситуативную тревогу у детей с любым уровнем тревожности в любом возрасте («объект агрессии», «выговор», «агрессивное нападение»).

Резюме. Основным источником негативных переживаний для детей с высоким уровнем тревожности является сфера внутрисемейных отношений. Наиболее высокий процент детей с высоким уровнем тревожности обнаружен в семьях, придерживающихся стиля «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», «симбиоз».

В связи с тем что в 5-6 летнем возрасте присутствует достаточно большое число детей с высоким уровнем тревожности, которая может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, необходима дальнейшая работа с этой категорией детей, направленная на преодоление у них повышенной тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 32-38.

2. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - СПб. : Питер, 1999. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.