Научная статья на тему 'Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста'

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3259
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илларионова Инна Валерьевна

Статья посвящена проблеме тревожности в дошкольном возрасте и возможностям ее коррекции у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Выявлена взаимосвязь тревожности с особенностями родительского отношения к детям в семье. Представлены основные направления психологической коррекции, разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение интенсивности тревоги у детей и формирование адекватного отношения к детям со стороны родителей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.922.73

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

CORRECTION OF ANXIETY AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

И. В. Илларионова I. V. Illarionova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме тревожности в дошкольном возрасте и возможностям ее коррекции у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Выявлена взаимосвязь тревожности с особенностями родительского отношения к детям в семье. Представлены основные направления психологической коррекции, разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение интенсивности тревоги у детей и формирование адекватного отношения к детям со стороны родителей в семье.

Abstract. This article is devoted to the problem of anxiety at preschool age and the capacities of its correction at 5-6-year-old children in the aspect of children-parents relationships. The connection of anxiety and peculiarities of parents' attitude towards the children in the family is revealed here. This study presents the main directions of psychological correction and also the complex of instruments, decreasing children's anxiety level and forming adequate children-parents relationships.

Ключевые слова: тревожность, дети дошкольного возраста, детско-родительские отношения, коррекция тревожности, психологические упражнения.

Keywords: anxiety, preschool children, children-parents relationships, correction of anxiety, mental exercise.

Актуальность исследуемой проблемы. Кардинальные перемены, происходящие в нашей стране, оказывают существенное влияние на уровень и качество жизни людей. В последние годы возрастает количество детей с нарушениями психоэмоционального развития, такими как: психофизический инфантилизм, эмоциональная нестабильность, отклонения в поведении, невротические расстройства и другие. Их причины кроются не только в экологическом и экономическом неблагополучии, социальной нестабильности общества, отрицательно влияющих на растущую и формирующуюся личность ребенка. Негативное влияние оказывают также причины социально-педагогического генеза, связанные с недостатками семейного и общественного дошкольного воспитания. Одной из главных выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводят к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в психологии. Вместе с тем в науке практически отсутствуют сведения о психологических условиях преодоления повышенной тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений.

Таким образом, изучение возможностей коррекции тревожности в связи с особенностями семейной среды представляется нам актуальным.

Цель нашего исследования состояла в определении совокупности психологических условий коррекции повышенной тревожности у детей дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи:

1) определить организационно-методические подходы к конструированию программы мероприятий, способствующих психологической коррекции повышенной тревожности у детей 5-6 лет;

2) разработать коррекционную программу, направленную на снижение уровня тре -вожности у детей 5-6 лет.

Материал и методика исследований. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 25, 83, 103, 149 г. Чебоксары. В нем приняли участие 210 детей в возрасте 4-7 лет, имеющие различный уровень тревожности, и 210 семейных родительских пар.

Экспериментальная работа проходила в три этапа.

На первом этапе осуществлялось диагностическое обследование с целью выявления уровней детской тревожности и выяснение особенностей внутрисемейных отношений, определение ведущих стилей воспитания. В качестве диагностических средств был использован комплекс психодиагностических методик: «Тест тревожности» М. Дорки, Е. Амен, Р. Тэммел; тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина; модифицированный вариант теста «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса.

Цель второго этапа исследования состояла в разработке и апробации программы психокоррекционной работы, направленной на преодоление повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап работы предусматривал проведение контрольного среза с целью выявления степени эффективности апробированной коррекционной программы.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ данных констатирующего эксперимента показал следующее: во всех исследуемых возрастных выборках (4-5, 5-6 и 6-7 лет) преобладающим оказался высокий уровень тревожности (51,9 %); имеет место тенденция к возрастанию числа высокотревожных детей по мере взросления - с 48,6 % в возрасте 4-5 лет до 57,1 % в возрасте 5-6 лет; круг ситуаций, провоцирующих тревогу дошкольников с высоким уровнем тревожности, связан со сферой внутрисемейных отношений. При этом наиболее высокий процент детей с высоким уровнем тревожности обнаружен в семьях со стилями воспитания «симбиоз», «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация».

С учетом полученных данных об особенностях проявления тревожности в аспекте детско-родительских отношений была разработана программа мероприятий по коррекции тревожности детей 5-6 лет и повышению сензитивности родителей к чувствам детей, коррекции негативных тактик воспитания.

Разрабатывая программу коррекции, мы исходили из того, что эффективное разрешение проблем ребенка, вызванных типом воспитания в семье, возможно при следующих условиях: а) проведении параллельной коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями; б) осуществлении совместной деятельности с целью отработки позитивных навыков общения друг с другом, формирования положительного образа семьи.

Методическое формирование комплекса велось на основе ведущих исследований в этой области (А. И. Захаров, 1998; М. И. Чистякова, 1990; И. Г. Швец, 2000 и др.).

Психокоррекционная программа включала 3 направления работы. Рассмотрим более детально содержание каждого из них.

1-е направление. Психологическая поддержка тревожных детей с целью коррекции личностной тревожности ребенка, гармонизации отношений с окружающими.

Данное направление предусматривало решение ряда задач: обучение детей способам снятия внутреннего напряжения; развитие положительной самооценки через умения принимать себя; формирование способности осознавать свои эмоции и понимать эмоции других людей; оптимизация общения со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими; формирование положительного образа семьи и родителей.

В структуру программы были включены игры и упражнения, направленные на оптимизацию развития обозначенных сторон психики и жизнедеятельности детей. В качестве содержательных методов психологического воздействия на тревожных детей были выбраны: психогимнастика, элементы арт-терапии, элементы тренинга, психотехнические игры, музыкотерапия, танцевальная терапия, элементы релаксации, подвижные игры творческого плана.

2-е направление. Социально-психологическая работа с родителями тревожных детей. Цель данного направления состояла в коррекции негативных стилей воспитания, по -вышении сензитивности родителей к чувствам детей.

Поставленная цель определила ведущие задачи этого направления: актуализация возможности непрерывного развития личности, создание климата максимальной свободы для самовыражения личности в условиях межличностных коммуникаций; формирование отношения к ребенку как к полноценной личности и равному партнеру через осознание родителями позитивных качеств ребенка; развитие способности понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, способности к познанию себя и своего ребенка более полно, чем это возможно в обычных социальных или семейных отношениях; формирование в родителях ценностного отношения к эмоциональной жизни ребенка, пробуждение интереса и эмпатии к проявляемым эмоциям, обучение «видению мира» глазами ребенка; обучение родителей способам активного слушания; обучение родителей способам расслабления и снятия своего внутреннего напряжения, повышения собственной самооценки; расширение знаний родителей о психических нарушениях в детском возрасте и об особенностях тех или иных воспитательных стратегий (о тревожности, ее особенностях, причинах, возможностях профилактики, стилях воспитания и т. д.).

В качестве основной формы проведения коррекционной работы с родителями был выбран психологический тренинг. Основными методами были следующие: приемы ролевой игры, моделирование, анализ конкретных ситуаций, выполнение домашних заданий, приемы самоанализа, групповые дискуссии, элементы психогимнастики и аутотренинга.

3-е направление. Организация совместных групповых мероприятий родителей и их детей. Целью данного направления стало закрепление детьми и родителями полученных ими знаний, умений, навыков в совместной деятельности.

Данная цель была конкретизирована в таких задачах, как: реконструирование позитивной эмоциональной связи родителей с детьми; формирование навыков эффективного общения с ребенком через отработку конкретных приемов установления контакта; обуче -ние родителей способам расслабления и снятия напряжения у детей, а также способам повышения их самооценки.

В качестве главной формы проведения коррекционной работы выступали совместные групповые занятия. Ведущими методами работы были: ролевые игры, моделирование, психогимнастика, элементы арт-терапии, подвижные игры, элементы расслабления и аутотренинга.

Апробация тренинговой программы для родителей тревожных дошкольников велась одновременно с апробацией коррекционной программы для детей и совместными групповыми занятиями для родителей и их детей.

Рамки статьи не позволяют в целостном объеме представить итоги проведенной работы, однако отметим, что эффективность реализации разработанной нами экспериментальной программы коррекции высокого уровня тревожности у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений оказалась достаточно высокой. Результаты проведенного контрольного этапа эксперимента продемонстрировали динамику в сторону улучшения показателей тревожности у детей 5-6 лет и родительского отношения к ним: увеличилось количество детей, показавших средний уровень тревожности, обнаружилось уменьшение частоты проявления стиля «маленький неудачник» и «авторитарная гиперсоциализация», которые рассматриваются нами как факторы, в значительной степени детерминирующие появление и упрочение неадекватного уровня тревожности у дошкольников.

Резюме. В целом проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение актуальной задачи оптимизации уровня тревожности у старших дошкольников, а также имеет прикладное значение. Материалы исследования могут быть использованы для разработки общей и индивидуализированных программ коррекции тревожности у дошкольников, а также могут быть рекомендованы педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми и их родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров, А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 1998. - 144 с.

2. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.

3. Швец, И. Г. Особенности личности родителей и их отношения к детям в семьях тревожных дошкольников / И. Г. Швец // Тезисы докладов конференции «Проблемы науки и практики: региональный подход». - Архангельск : ПГУ, 2000. - С. 171-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.