4. Uklad shkoly buduschego: v dvuh chastyah s prilozheniem. Redakcionnaya kollegiya Yu.V. Gricaj, V.B. Derzhavin, G.A. Biryukova, Z.N. Kasatkina. Redaktor sostavitel' N.B. Krylova. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2009.
5. Chernyavskaya V.S. Psihologicheskie faktory razvitiya pedagogicheskoj tolerantnosti. Vladivostok: Dal'nauka, 2006.
6. Polivanova N.I., Ermakova I.V. Obrazovatel'naya sreda uroka v shkolah raznyh tipov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2000; 3: 72 -80.
7. Robinson K. Obrazovanie protiv talanta. Moskva: 'Eksmo, 2013.
8. Fedorova Yu.P. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya mladshih shkol'nikov v chastnoj shkole. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk, Yaroslavl', 1995.
Статья поступила в редакцию 31.05.15
УДК 159.9.072.433
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University
(Vladivostok, Russky Island, Russia), E-mail: [email protected]
Obidion I.I., student, Department of Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russky
Island, Russia), E-mail: [email protected]
ANXIETY IN PRESCHOOLERS AND STYLES OF THEIR UPBRINGING BY PARENTS. The paper presents the basic categorical terminology of the investigation to clarify the nature of the relationship of the anxiety level of children of preschool age and the style of the family's upbringing by their parents. The authors examine the concepts of "anxiety" and "a style of family's upbringing". The work presents the course of the study, the main methods, techniques, interpretation of results examine the relationship of these phenomena. The work shows how to describe the level of anxiety among children of preschool age and the styles of parenting among parents of preschool children. The research shows the results of diagnostic styles of parenting in low- and middle-income families, and the high level of anxiety of children in such families. The results of the study suggest the correlation of the relationship between the high level of anxiety and the style of "a little loser", as well as between the low level of anxiety and the style of "cooperation", but reliable statistically significant correlation between the level of anxiety and the choice of the educational style by parents is not detected.
Key words: anxiety, style of family upbringing, preschoolers, correlation.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. психологии, проф. каф. психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
И.И. Обидион, студентка направления подготовки «Психология» ВГБОУ ВПО «Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ И СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Представлен основной категориальный аппарат исследования - выяснения характера взаимосвязи уровня тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания их родителей. Рассмотрены понятия «тревожность», «стиль семейного воспитания». Представлен ход исследования, основные методы, методики, интерпретация результатов изучения взаимосвязи указанных феноменов. Представлено распределение уровня тревожности среди детей старшего дошкольного возраста, стилей родительского воспитания у родителей детей старшего дошкольного. Показаны результаты диагностики стилей родительского воспитания с низким и средним уровнем, а также высоким тревожности. Итоги исследования говорят о тенденции взаимосвязи между высоким уровнем тревожности и стилем «маленький неудачник», а также между низким уровнем тревожности и стилем «сотрудничество», однако достоверной статистически достоверной связи между уровнем тревожности и выбираемым родителями стилем воспитания не обнаружено.
Ключевые слова: тревожность, стиль родительского воспитания, дошкольник, взаимосвязь.
Семья - важнейшая среда воспитания и формирования личности, отношений, личностных качеств ребенка-дошкольника. В основе семейного воспитания находится стиль родительского отношения к ребенку. Психологический комфорт или дискомфорт, характер эмоциональной атмосферы в семье могут привести к целому ряду негативных последствий, к числу которых относятся эмоциональные расстройства личности.
В психологической литературе отражены типы отношений родителей к ребенку (А.Я. Варга, А.Н. Веракса, И.Г. Швец, и др.), а также рассматривающих различные факторы, детерминирующие проявления тревожности у детей [1; 2; 3].
А.Я. Варга под родительским отношением понимает целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребёнком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребёнка его поступков [1].
Психолог дошкольного образовательного учреждения также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушения взаимоотношений между родителями и детьми. Это влияет на личностные и эмоциональные особенности ребёнка, в том числе и на характеристики и уровень тревожности.
Н.А. Веракса пишет, что предметом внимания психологов и других специалистов становится социальная ситуация развития детей дошкольного возраста. Появление Интернета, мобильных телефонов, детской рекламы, многочисленных телевизионных программ и т. д. размывает традиционные аутентичные культурные формы и содержание общения детей и взрослых. Детям предлагается иная система ценностей, предвидеть последствия
освоения которой возможно далеко не всегда. Исследование феноменов поведения детей в новых условиях становится крайне актуальным [2]. Оно позволяет хоть как-то наметить поле возможных проблем, с которым столкнутся современные родители и педагоги.
Тревожность понимается исследователями как характеристика эмоционально-чувственной сферы, подразумевающая наличие астенических эмоций, причина появления которых часто не осознаваема; понимается как свойство личности, предрасполагающее к возникновению реакции тревоги, к восприятию широкого круга объективно безопасных ситуаций как угрожающих; описывается как состояние напряженности [4; 5; 6].
Причины её появления носят, в первую очередь, психологический характер. Слабая изученность особенностей и причин появления тревожности у дошкольников обусловливает недостаточное применение психологических методов работы с ними.
И.Г. Швец, исследуя данную проблему около 15 лет назад, показала, что каждый третий ребёнок 5 - 6.5 лет имеет высокий уровень тревожности. При этом она обосновала положение о том, что детская тревожность носит устойчивый характер, проявляется в общении, деятельности, самоотношении детей. Высокий уровень тревожности у детей порождается специфическими ситуациями, связанными со сферой внутрисемейных отношений, с нарушением чувства защищенности ребёнка в семье [3].
В ходе исследования личностных особенностей родителей тревожных детей, И.Г Швец, были определены основные составляющие нарушений в когнитивной и эмоциональной сферах родителей, на поведенческом уровне: авторитарностью и непредсказуемостью поведения родителей, недовольством родителей
реальным образом ребёнка, отсутствием тесных эмоциональных связей между родителями и ребёнком [3].
Настоящее эмпирическое исследование было посвящено изучению стилей семейного воспитания и выяснению их взаимосвязи с проявлениями тревожности ребёнка-дошкольника.
Гипотезой исследования стали предположения о наличии взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - тревожность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - связь стиля семейного воспитания, уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Из системы теоретических методов исследования использовались анализ литературы, описание и обобщение эмпирического материала.
Материалы исследования. Были использованы: тест тревожности (Р Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста при помощи Теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Данные фиксировались в протоколе. Из данных сводной таблицы видно, что в среднем по выборке индекс тревожности составляет 51,1%, что соответствует уровню несколько выше среднего. Основные ситуации стимульного материала, с которыми дети связывали чаще всего грустное выражение лица, были связаны со следующими категориями ситуаций: «объект агрессии», «игра со старшими детьми», «агрессивное нападение», «изоляция», «выговор», «укладывание спать в одиночестве», «умывание» -спектр выборов ситуаций тревожности достаточно широк. Для более точного представления распределения результатов методики, мы посчитали количество детей с разным уровнем тревожности. Сводные данные отображены в таблице 1.
Проверка гипотезы о связи между особенностями воспитания детей, стилем, выбираемым родителями и уровнем тревожности ребёнка была осуществлена при помощи теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина. Родители самостоятельно заполняли опросник. Опросник заполнялся тем родителем, который активнее принимает участие в воспитании ребёнка (по их мнению). В таблице 2 представлены обобщенные результаты по выборке родителей.
Как видно из результатов, для родителей детей нашей выборки наиболее характерны проявления таких стилей воспитания как «Маленький неудачник» и Симбиоз. Высокие показатели по шкале «Маленький неудачник» (84.19 процентилей) говорят о том, что взрослый транслирует ребёнку статус неудачника. В родительском отношении этого типа прослеживается тенденция инфантилизации ребёнка, приписывания ему личностной и социальной несостоятельности. Показатели по шкале «Симбиоз» иллюстрируют, что родитель стремится к слиянию - симбио-тическим отношениям с ребёнком, он не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребёнком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные потребности, ограждать от неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему представляется маленьким, беззащитным.
Так как целью нашей работы являлось выявление взаимосвязи стиля воспитания и уровня тревожности детей, анализ результатов осуществлялся по группам детей с высокой и низкой тревожностью.
Данные таблицы 3 говорят о том, что для родителей детей с низким и средним уровнем тревожности наиболее свойственно пользоваться разными стилями общения с ребёнком, но превалируют все же «Симбиоз» и «Маленький неудачник» т.е. эти стили, характерны для всей выборки в целом.
Таблица 1
Распределение уровня тревожности среди детей старшего дошкольного возраста
Уровень тревожности
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Количество детей, % 5 35 60
Как видно из результатов таблицы 1, более половины выборки детей (60%) обладают высоким уровнем тревожности, что говорит скорее о негативном стиле отношений с родителями и дает основания относить этих детей к «группе риска». Однако 40% нашей выборки составляют дети, чей уровень тревожности соответствует низкому и среднему индексу.
Показатель по шкале «Кооперация» (31.19 процентилей) -именно в этой группе родителей выше, чем по выборке в целом, а значит, это дает основания сделать вывод о том, что родители детей с низкой тревожностью чаще, чем другие выбирают этот эффективный стиль общения. Взрослый, в данном случае, принимает ребёнка таким, какой он есть, уважает и признает его
Таблица 2
Результаты психодиагностики стилей родительского воспитания у родителей детей старшего дошкольного возраста (в процентилях)
Стиль воспитания
Принятие-отвержение Образ социальной желательности поведения (Кооперация) Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация (Контроль) «Маленький неудачник»
68.35 19.22 74.97 69.30 84.19
Таблица 3
Результаты психодиагностики стилей родительского воспитания детей старшего дошкольного возраста
с низким и средним уровнем тревожности
№ Принятие-отвержение Образ социальной желательности поведения (Кооперация) Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация (Контроль) «Маленький неудачник»
1 9 8 5 4 1
2 10 7 4 6 3
3 16 4 4 4 3
4 11 7 4 4 6
5 15 6 5 4 4
6 10 8 6 4 2
7 14 6 4 3 3
8 9 6 5 4 2
Итого, в баллах 11.8 6.5 4.6 4.1 3
В процентилях 77.21 31.19 86.63 69.30 84.81
Таблица 4
Результаты психодиагностики стилей родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста
с высоким уровнем тревожности
№ Принятие-отвержение Образ социальной желательности поведения (Кооперация) Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация (Контроль) «Маленький неудачник»
1 9 8 5 4 1
2 10 6 6 4 2
3 9 7 5 2 2
4 10 5 6 6 3
5 14 8 5 6 4
6 17 5 4 3 3
7 9 8 5 2 1
8 14 3 4 1 4
9 11 7 2 3 1
10 13 8 6 7 3
11 21 6 4 7 7
12 10 7 2 3 1
Итого, в баллах 12.3 6.4 4.5 4 2,7
Итого, в процентилях 77.21 19.22 86.63 69.30 84.81
Таблица 5
Корреляционные показатели взаимосвязи уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
и стиля родительского воспитания
Уровень тревожности Стиль родительского воспитания
Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Контроль «Маленький неудачник»
Средний и низкий уровень 0,131 -0,0714 0,57 0.24 0,14
Высокий уровень 0.393 -0,198 -0,026 0,208 0,432
Примечание: (р<0,05) = 0.49
индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Именно этот факт не может не оказывать положительное влияние на психическое здоровье ребёнка, и на уровень тревожности, в частности. Ниже представлены результаты детей с высоким уровнем тревожности.
Для родителей детей с повышенным уровнем тревожности характерны идентичные проявления стилей воспитания по сравнению с родителями детей с низкой тревожностью. Исключение составляет меньшие проявления по шкале Кооперация, - данные родители меньше используют его в своем общении с ребёнком. Для более точного анализа данных на заключительном этапе исследования мы произвели статистическую обработку.
Наибольший уровень связи (0,432) обнаружен между тревожностью и стилем родительского отношения по типу «Маленький неудачник», однако даже она не достигла статистической зна-
Библиографический список
1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. Санкт-Петербург: Речь, 2005.
2. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2001.
4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
5. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Издательство ИПО «МОДЭК», 2009.
6. Мэй Р. Смысл тревоги. Москва: Класс, 2001.
References
1. Varga A.Ya. Sistemnaya semejnaya psihoterapiya: kratkij lekcionnyj kurs. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.
2. Veraksa A.N. Prakticheskijpsiholog vdetskom sadu: posobie dlya psihologov i pedagogov. Moskva: MOZAIKA-SINTEZ, 2012.
3. Shvec I.G. Roditel'sko-detskie otnosheniya kak faktor formirovaniya trevozhnosti u starshih doshkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2001.
4. Prihozhan A.M. Psihologiya trevozhnosti: doshkol'nyji shkol'nyj vozrast. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
5. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihoanaliticheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Voronezh: Izdatel'stvo IPO «MOD'EK», 2009.
6. M'ej R. Smysl trevogi. Moskva: Klass, 2001.
Статья поступила в редакцию 31.05.15
чимости. Возможно, для подтверждения статистической достоверности необходима более крупная выборка и более широкий спектр методик исследования.
Статистическая обработка полученных данных и их анализ, позволяют заключить, что достоверной статистически достоверной связи между уровнем тревожности и выбираемым родителями стилем воспитания не обнаружено.
Следовательно, гипотезу нельзя считать доказанной. Хотя количественный анализ не дал подтверждения нашей гипотезы, качественный анализ все же указывает на тот факт, что в нашей группе высок процент детей с высоким уровнем тревожности у родителей, чей стиль общения не является эффективным. Такая ситуация требует специальных мер, связанных с разработкой и реализацией программы работы с родителями, что и было выполнено в последствии, на основе изложенных данных, а также работ других исследователей.