Современные проблемы профессионального образования
УДК 159.9
В.О. Ушаков
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: Семья считается самым главным институтом воспитания ребенка и человека. Дошкольный возраст - один из важнейших периодов для формирования отношений ребенка с миром, поскольку является периодом первичной социализации. Одним из базовых параметров, который может влиять на формирование характера и личности ребенка является стратегия воспитания. Это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. В данной статье показаны результаты исследования взаимосвязи стратегий семейного воспитания и тревожности у младших дошкольников.
Ключевые слова: стратегии семейного воспитания, дошкольный возраст, тревожность.
UDC 159.9
V.O. Ushakov
RELATIONSHIPS OF FAMILY EDUCATION STRATEGIES AND ANXIETY IN YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN
Voronezh Economics and Law Institute
Abstract: The family is the most important institute of education of the child and adult person. As the period of primary socialization the preschool age is one of the major periods for development of the relations of the child with the world. One of basic parameters which can influence on formation of character and personality of the child is the strategy of education. It is the nonspecific generalized characteristic of communication of this parent with their child, and the a line of action in relation to the child. In this article we show the results of a research of interrelation of strategy of family education and anxiety in younger preschool
children.
Keywords: strategy of family education, preschool age, anxiety.
С самого раннего детства ребенок, будучи привязан к родителям, и, в первую очередь, к матери, познает окружающую действительность во взаимодействии с ними. Поскольку они имеют для него решающее жизненное значение, ребенок очень чуток ко всем изменениям, происходящим в семье. Многие авторы считают (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер) что поведение детей - один из главных индикаторов благоприятного или неблагоприятного течения процессов семейного взаимодействия.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй [1; 10]. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность [8].
В связи с этим особенно интересным представляется изучить роль семьи в формировании эмоциональной сферы на наиболее раннем этапе - младшем дошкольном возрасте (3-4 года). Таким образом, объектом нашего исследования стала эмоциональная сфера младших дошкольников, а предметом - взаимосвязь стиля родительского стилей воспитания и эмоциональной сферы младших дошкольников.
Гипотезу нашего исследования мы сформулировали следующим образом: у дошкольников, родители которых демонстрируют авторитетный стиль воспитания, будет преобладать наименьшая тревожность, у остальных типов тревожность будет более высокой.
Семья считается самым главным институтом воспитания ребенка и человека. Известный детский психолог О.М. Дьяченко писала, что семье принадлежит основная роль в развитии нравственных качеств, жизненных ценностей малыша [6]. Семья может поощрять одни личностные интенции, при этом препятствуя другим, удовлетворяет или фрустрирует индивидуальные потребности ребенка. Она стимулирует появление у ребенка образа своего "Я". Однако в семье развивается личность не только ребенка, но и его родителей.
В исследовании Е.Л. Пороцкой и В.Ф. Спиридонова авторы выявили значительное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие дошкольников активная или пассивная позиции родителей по отношению к развитию. Также они исследовали способы воздействия на ребенка в зависимости от выбора позиции. Они могут учитывать или не учитывать возрастные и индивидуальные особенности, амплификацию или акселерацию [11].
Стратегия воспитания - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку [13].
Рядом авторов были выделены основные стили семейного воспитания и соответствующие основные типы семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, и сотрудничество [2, 6].
Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — абсолютно все решения принимаются родителями, которые считают, что ребенок во всем должен подчиняться их мнению и авторитету [2; 14]. Родители стремятся ограничить самостоятельность и независимость ребенка, никак не обосновывают свои требования, сочетая их с жестким контролем, сильными запретами, вербальными и физическими наказаниями.
Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество», «кооперация»)— родители стараются поощрять личную ответственность и самостоятельность своих детей
в соответствии с их возрастными возможностями [3; 7]. Родители стимулируют осмысленное поведения и стремятся помочь детям, учитывая их запросы. Однако при этом не исключено проявление родителями твердости, заботы о справедливости и разумном соблюдении правил и дисциплины, что способствует формированию гармоничного и ответственного социального поведения.
Попустительский стиль («гипоопекающий» или «либеральный») - ребенок практически никак не направляется родителями, не привык к запретам и ограничениям со стороны взрослых или не соблюдает указания родителей, не умеющих и неспособных или нежелающих руководить своими детьми [9; 15].
Для реализации задач нашей работы нами были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод беседы, метод анкетирования, статистические методы исследования - критерии Н-Крускалла-Уоллиса и Т-Вилкоксона. В качестве методик применялись: Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова [13], Тест-опросник родительского отношения (ОРО)
A.Я. Варги, В.В. Столина [4], Тест тревожности для дошкольников Р. Тэммл, М. Дорки,
B. Амен [12].
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №30» город Старый Оскол во второй младшей группе (возраст 3-4 года) количество детей - 25.
Исследование стилей родительского воспитания показало, что 28% родителей демонстрируют авторитетный стиль с уважением к границам дошкольников, по 24% имеют авторитарный и либеральный стиль, еще 20% - индифферентный.
Преобладание авторитетного стиля показывает, что большинство родителей осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, при этом признавая его право на саморазвитие. Трезвое понимание, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, позволяет воспитать наиболее гармоничную личность.
Наименее часто встречается индифферентный, или игнорирующий стиль, следуя которому родителя мола заботят проблемы и нужды ребенка, не обеспечивая ему оптимальной поддержки в повседневных делах.
Исследование тревожности методикой Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен показывает, что 40% дошкольников имеют высокую тревожность и лишь 16% - низкую. Высокая тревожность может быть, с одной стороны, обусловлена новой для большинства детей ситуации нахождения в дошкольном учреждении, однако, в данной методике тревожность исследуется именно как более или менее постоянное качество, что говорит о возможной его связи с другими факторами, в том числе и семейным воспитанием.
Для выявления взаимосвязей особенностей эмоциональной сферы младших дошкольников и разных характеристик воспитания нами были использованы статистические критерии Т-Вилкоксона для выявления различий в двух связанных выборках и Н-Крускалла-Уоллеса для выявления различий в уровне тревожности у детей, родители которых демонстрируют разные стратегии воспитания. Были выявлены следующие взаимосвязи.
У родителей детей, которые чаще делают выбор негативных лиц и имеют высокую тревожность, достоверно выше показатель отвержения своих детей (Т=46,5, р=0,0018). Это значит, что чем выше негативных чувств у родителей к ребенку и неуважения и непринятия таким, какой он есть, тем выше тревожность дошкольника.
Также была выявлена взаимосвязь негативных выборов и ориентации родителей на симбиоз (Т=61,5, р=0,02). Исходя из этого, мы предполагаем, что, когда родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка и оградить его от трудностей и неприятностей жизни он постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным и эту тревогу чувствуют сами дети, подобная гиперопека вызывает тревогу в них самих.
Также более высокая тревожность у дошкольников, родители которых относятся к достижениям ребенка с негативной установкой («маленький неудачник»). Данная взаимосвязь (Т=52,5, р=0,016) может говорить о том, что постоянное сомнение родителей в способностях и достижениях ребенка вызывает у них сильную тревогу, а поощрение и поддержка, напротив будут способствовать снижению тревожности.
Различия были также выявлены и по разным стратегиям семейного воспитания. Индифферентная и авторитарная стратегии воспитания статистически достоверно связаны с более высокой тревожностью у младших дошкольников (рис.1). Причем, как видно из рисунка, для индифферентного стиля эта взаимосвязь наиболее ярко выражена (Н=8,74, р=0,033). Данная взаимосвязь говорит о том, что категоричность, неуступчивость и контроль (авторитарный стиль) связаны с эмоциональной сферой достаточно негативно, хоть и не во всех случаях. Но наиболее сильно выражена высокая тревожность у дошкольников, родители которых демонстрируют индиффирентную стратегию воспитания, то есть игнорируют потребности ребенка, а свои проблемы малышу приходится решать самостоятельно, не рассчитывая на поддержку родителей.
>8
I £
I
'I
8 &
14
12
10
ш
о
CL
о ю _0 ш
0 ш
1
с; о
0
Boxplot by Group Variable: Кол-во негат. выборов
Авторитет.
Индифф.
□ Median
□ 25%-75% I Min-Max
Авторитар. Либеральн.
Стратегии воспитания
Рисунок 1 - Диаграмма взаимосвязи стратегий воспитания и количества негативных выборов в методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
Помимо этого, мы сравнили особенности родительского отношения в семьях с разными стратегиями семейного воспитания. Были выявлены следующие различия. Оказалось, что в наибольшей степени на кооперацию с дошкольником ориентированы семьи, в которых ведущей стратегией семейного воспитания была авторитетная (Н=15,82, р=0,0012). Родители в таких семьях поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, при этом они поддерживают его, сотрудничают, проявляют искреннюю заинтересованность и участие в его делах (рис.2).
Также были выявлено различное отношение к неудачам в семьях с разной стратегией воспитания (рис.3). В семьях с авторитарным и либеральным стилем родители
8
6
4
2
более склонны относится к своим детям как к маленьким неудачникам (Н=11,36, р =0,01).
10 9 8 7
к 6
S
J
(О
ф 5
С
о
о
* 4 3 2 1 0
Boxplot by Group Variable: Кооперация
Индифф.
□ Median
□ 25%-75% Min-Max
Авторитет. Авторитар. Либеральн.
Стратегии воспитания
Рисунок 2 - Диаграмма взаимосвязи стратегий воспитания и ориентации в семье на кооперацию (по методике А.Я. Варги и В.В. Столина)
>8
I £
I
'I
8 &
о
га 6
Boxplot by Group Variable: Отношение к неудачам
И ндифф.
п Median □ 25%-75% Min-Max
Авторитет. Авторитар. Либеральн.
Стратегии воспитания
Рисунок 3 - Диаграмма взаимосвязи стратегий воспитания и отношения в семье к неудачам (по методике А.Я. Варги и В.В. Столина)
Подобное отношение в авторитарных семьях можно объяснить тем, что, когда ребенок отклоняется от заданного семьей «правильного» стиля поведения, он начинает восприниматься как неуспешный. Например, родители хотели бы, чтобы он быстрее научился определенным навыкам (чтение, счет), а когда у него не получается это сделать в младшем дошкольном возрасте, несоответствие ожиданиям может вызвать у родителей недовольство, отвержение и неприятие ребенком таким какой он есть с его возможностями и способностями.
9
8
7
5
4
3
2
0
В семьях с либеральной стратегией воспитания подобное отношение может быть связано с попустительским отношением родителей к его развитию. При несоответствии ожиданиям у родителей нет отвержения своего ребенка, напротив, кажется, что его принимают таким, какой он есть, но принятие это носит скорее характер бессилия что-либо изменить и нежелание повлиять на ребенка в том или ином аспекте.
Таким образом, был выявлен ряд взаимосвязей между стратегиями семейного воспитания, особенностями родительского отношения и тревожностью младших дошкольников. Обнаруженные взаимосвязи подтверждают гипотезу о том, что у дошкольников, родители которых демонстрируют авторитетный стиль воспитания, будет преобладать наименьшая тревожность и более конструктивное отношение к ребенку, а наибольшая тревожность была характерна для индифферентного и авторитарного типов.
В ходе изучения взаимосвязи тревожности и особенностей семейного воспитания младших дошкольников можно сделать следующие основные выводы:
1) Наибольшая тревожность характерна для семей с индифферентной и авторитарной стратегиями воспитания. Также высокая тревожность у младших дошкольников взаимосвязана с непринятием родителями своих детей, со стремлениями матерей к симбиотическим отношениям с ребенком, а также с отношением к ребенку как «маленькому неудачнику», без стремления помочь и поддержать ребенка при возникновении у него каких-либо препятствий.
2) Для семей с авторитетной стратегией воспитания характерна склонность к кооперации с ребенком, поддержка, сочетаемая и поощрению самостоятельности в тех вопросах, которые ребенку под силу решить. Эта стратегия показала наиболее низкую тревожность у младших дошкольников. Авторитарные и либеральные семьи чаще негативно воспринимают неудачи своих детей, не принимают несоответствие детей своим ожиданиям, либо демонстрируют бессилие при возможности педагогических воздействий на ребенка.
Список литературы
1. Акутина С.П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников. - Саров, 2008. - 130 с.
2. Боев И.В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений. - Ставрополь, 2009. - 167 с.
3. Валиева Е.Н. Школьное светское образование в Сибири на рубеже XIX-XX вв // Общественные науки. 2013. № 2. С. 16-21.
4. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения / Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы.- М., 1988. С. 107113.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб. : Питер, 2005. - 176 с.
6. Дьяченко О.М., Лавретьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М., Эксмо, 2012. - 176 с.
7. Елькина О.Ю. Подготовка будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Кемерово, 2007. - 354 с.
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. -Москва, 2006.
9. Коновалов И.Е., Бекчиндаева Э.И. Подвижные игры, как эффективное средство экологического образования детей младшего дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 68-69.
10. Костенко М.А. Семейно ориентированная социальная поддерж-ка:институционализация инновационных практик в российской системе защиты детства //
>8
I I
1
5
6
Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2014. № 4. С. 35-41.
11. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошколькника // Вопросы психологии, 2012 №4, с.32-39.
12. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты., 1998.,с.345-
346.
13. Степанов С.С. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог. 2000. № 8. С. 21-22.
14. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 266-275.
15. Юсупов И.М. Психический дизонтогенез и психогенные расстройства (дет-ско-подросткового возраста). - Казань, 2008. - 204 с.
Информация об авторе:
Information about author:
Ушаков Всеволод Олегович,
Кандидат психологических наук, доцент, Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол, Россия
Ushakov Vsevolod Olegovich,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Voronezh Economics and Law Institute, Stary Oskol, Russia