УДК 372.3
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.А. Негреева,
Волгоградский государственный университет E-mail: Negreeva-katja@rambler.ru А.А. Сергеев, канд. пед. наук,
Волгоградский государственный университет E-mail: AnAn69@yandex.ru Е.В. Пуликова,
Московский финансово-юридический университет МФЮА, Волгоградский филиал E-mail: AnAn69@yandex.ru
Аннотация. В статье идет речь о влиянии на развитие тревожности у детей дошкольного возраста психологического климата семьи и стиля родительского воспитания. Авторы считают, что правильно выстроенные детско-родительские отношения позволяют избежать перехода тревожности из ситуативной в устойчивую личностную черту.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социально-психологические особенности семьи, тревожность детей.
Annotation. This article is talking about influence at preschool children's growth of anxiety, family's psychological atmosphere and style of parent's upbringing. Authors suppose that correctly builded relationships between children and parents are allowing to avoid transformation from situational anxiety to fixed personality trait.
Keywords: Children of preschool age, social-psychological family's singularity, children's anxiety.
Психологическое здоровье детей зависит от многих факторов, в числе которых социально-экономические, экологические, культурные, психологические и многие другие. По мнению таких авторов, как Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других, ребе-
нок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие) [5].
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи [5].
Актуальность исследования влияния социально-психологического климата семьи на развитие тревожности обусловлена, во-первых, тем, что семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. Важно, что влияние семьи на личность ребенка может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. В-третьих, старший дошкольный возраст характеризуется возрастающим значением общения и социального окружения на психическое развитие ребенка и его эмоциональное состояние [1; 4; 5].
Наиболее полно понятие «семья» раскрыто в определении Н.Я. Соловьева: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
В данной работе мы рассматриваем семью как малую социальную группу - целостную систему, которая характеризуется определенными коммуникационными процессами и сложившейся структурой взаимоотношений между членами. Такой подход позволяет установить характер отношений между родителями и детьми. Семья как первичный социальный институт, одной из функций которого является воспитательная функция, оказывает влияние на личность ребенка.
Социально-психологические особенности семьи представлены такими составляющими как: психологический климат семьи и стиль родительского воспитания.
Социально-психологический климат семьи может быть представлен как система, включающая в себя, пять компонентов: материальный,
психофизиологический, психологический (родительская и бытовая сфера), социально-психологический и качество оценки брака.
Стиль семейного воспитания, определяется родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором становления Я - концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру [3].
За основу стилей родительского воспитания нами было взято исследование отечественных психологов А.Я Варги и В.В. Столина, согласно которому, выделяется пять типов родительского отношения:
1) Принятие - отвержение.
2) Кооперация.
3) Симбиоз.
4) Авторитарная гиперсоциализация.
5) Маленький неудачник [3].
Так как одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения, необходимо рассмотреть понятие «тревожность» и особенности в старшем дошкольном возрасте.
Понятие «тревожность» многоаспектно. Тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности. Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
В рамках данной работы, мы будем понимать тревожность исходя из представлений о ней А.И. Захарова, который обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность еще не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, т. к. у ребенка именно в период дошкольного детства происходит становление личности. Следовательно, мы будем говорить о тревожности, как о ситуативном проявлении, которое при неблагоприятных семейных условиях может перерасти в устойчивую черту [5].
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым, с самим собой и с социумом [1; 2].
Таким образом, актуальность изучения влияния социально-психологических особенностей семьи состоит в том, что семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Правильно выстроенные детско-родительские отношения позволяют избежать перехода тревожности из ситуативной в устойчивую личностную черту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М., 1997.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения Дис.... канд. псих. наук. - М., 2006.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж, 2000.
5. Захаров А. И.Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2007.
6. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 1990. №6.