УДК 159.922.73
ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Болдина К.В., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: в статье анализируются результаты исследования особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста из семей с разным типом родительского отношения. Автором делается акцент на содержании ситуаций, способствующих усилению тревожности у детей, а также уровневых показателей тревожности детей при разных типах родительского отношения. Делается вывод о том, что у старших дошкольников из семей с «неблагоприятными» типами родительского отношения (отвергающим, симбиотическим, гиперсоциализирующим, инфантилизирущим), в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения, выявляются более высокие показатели тревожности, а содержание тревожности связано преимущественно с различными ситуациями взаимодействия, реже - с бытовыми ситуациями, повседневными действиями.
Ключевые слова: тревожность, детская тревожность, старший дошкольник, родительское отношение, особенности тревожности у старших дошкольников при разном родительском отношении.
SPECIFICITY OF ANXIETY IN OLDER PRESCHOOLERS FROM FAMILIES WITH DIFFERENT TYPE OF PARENTAL ATTITUDE
BoldinaK.V., 2018
Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg
Annotation: the article analyzes the results of studying the features of anxiety in children of senior preschool age from families with different types of parental relationship. The author focuses on the content of situations that contribute to increased anxiety in children, as well as level indicators of children's anxiety with different types of parental relationship. It is concluded that in older preschool children from families with «unfavorable» types of parental relation (rejecting, symbiotic, hyper-socializing, infantilizing), in comparison with groups with the host and cooperative types of parental relationship, higher anxiety rates are revealed, and the anxiety content is associated mainly with different situations of interaction, less often with everyday situations, everyday activities.
Key words: anxiety, childhood anxiety, senior preschool child, parental attitude, peculiarities of anxiety in older preschool children with different parental attitudes.
Психологическое здоровье детей на всех этапах развития определяется социально-экономическими, культурными, психологическими и многими другими детерминантами. Как указывают Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др., ребёнок является самой чувствительной частью социума: на его развитии мгновенно отражаются все отрицательные воздействия. Данные различных исследований свидетельствуют о том, что наиболее подверженной негативным влияниям оказывается эмоциональная сфера детей, что находит отражение в развитии устойчивой тревожности и многочисленных страхов (И.В.Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, А.М. Прихожан и др.). При этом все исследователи соглашаются во мнении, что психологический микроклимат семьи является наиболее значимой в ряду прочих детерминантов развития, усиления и закрепления детской тревожности (А.И. Захаров, И. Коган, С.В. Ковалёв и др.).Семья для ребенка-дошкольника - это тот мир, где он получает первый опыт и навыки действий и эмоциональных переживаний различной модальности. Будучи членом семьи, полностью зависимым от родителей, как положительное, так и негативное влияние родителей сказывается на развитии ребенка наиболее ярко.
Анализ различных источников [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8] показал, что детская тревожность рассматривается как негативное явление развития эмоциональной сферы, возникающее вследствие
действия множества внешних психотравмирующих факторов, в числе которых наибольшее значение имеет семья, особенности детско-родительских отношений. Основной составляющей детско-родительских отношений, отражающей аспекты эмоционального восприятия ребенка, контроля над ним, системы требований и стиля общения родителей с ребенком, является родительское отношение. Сложившийся тип отношения родителя к ребенку, характеризующийся эмоциональным отвержением, чрезмерной требовательностью и контролем, чрезмерной привязанностью родителя к ребенку и т.п., неизбежно определяет развитие детской тревожности. Элементы деструктивных типов родительского отношения способствуют постоянному переживанию ребенком эмоционального напряжения, которое с течением времени складывается в устойчивую личностную черту - тревожность, опосредующую многие проблемы развития личности. Однако содержательные особенности детской тревожности при различном родительском отношении в современных исследованиях освещены недостаточно.
С целью проверки гипотезы о том, что у старших дошкольников из семей с разными типами родительского отношения содержательные особенности тревожности будут различаться, нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста и их родители (также в количестве 50 человек, матери). Для получения эмпирических данных о типах родительского отношения в семьях старших дошкольников нами применялась методика «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга и В.В. Столина; для изучения особенностей тревожности старших дошкольников был использован тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Обработка эмпирических данных в ходе сравнительного анализа осуществлялась с применением математико-статистических методов.
Для выделения особенностей тревожности у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения перед нами стояла задача формирования в составе выборки групп детей из семей с разным типом родительского отношения. Результаты по методике А.Я. Варга и В.В. Столина позволили выделить следующие группы, в зависимости от доминирования в ряду показателей той или иной шкалы опросника:
1) принимающий тип родительского отношения - 24% выборки;
2) отвергающий тип родительского отношения -12% выборки;
3) кооперационный тип родительского отношения - 16% выборки;
4) симбиотический тип родительского отношения - 16% выборки;
5) гиперсоциализирующий тип родительского отношения - 14% выборки;
6) инфантилизирующий тип родительского отношения - 18% выборки.
Далее в данных группах нами анализировались содержательные особенности тревожности.
В результате обработки данных по тесту тревожности были получены значения индекса тревожности (ИТ) для каждого ребенка. Анализируя полученные данные по группам старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения, мы обнаружили, что величина индекса тревожности различна в группах старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения. Так, старшие дошкольники из семей с отвергающим и гиперсоциализирующим типами родительского отношения демонстрируют преимущественно высокие показатели индекса (ИТ выше 50%), что, на наш взгляд, может быть обусловлено переживанием неблагоприятного родительского отношения, проявляющегося в эмоциональном отвержении, большом количестве правил и запретов, отсутствии поддержки и принятия ребенка таким, какой он есть. Стоит также заметить, что дети из семей с принимающим типом родительского отношения демонстрируют, согласно данным диаграммы, наиболее низкие значения индекса тревожности (ИТ ниже 40%) в ряду прочих групп, что, в свою очередь, может объясняться переживанием благополучия в детско-родительских отношениях, наличием эмоционального принятия и поддержки ребенка родителями.
Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен позволяет оценить содержательные параметры тревожности детей, а именно - ответить на вопрос о том, какие ситуации и явления вызывают наибольшую тревожность у детей. Содержательно тревожность у старших дошкольников может быть связана с ситуациями взаимодействия (в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок -взрослый») или разнообразными повседневными действиями, режимными моментами. Проведенный
анализ позволил выявить, что содержательные основания тревожности неодинаковы у старших дошкольников из семей с разными типами родительского отношения. Уровни тревожности в ситуациях взаимодействия «ребенок - ребенок» у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения распределились следующим образом (табл. 1 ).
Таблица 1. Уровни тревожности в ситуациях взаимодействия «ребенок - ребенок» у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения_
Группы детей Уровни тревожности
Высокий Средние Низкие
Принимающий тип РО 8,3% 16,7% 75%
Отвергающий тип РО 66,7% 33,3% 0%
Кооперационный тип РО 12,5% 37,5% 50%
Симбиотический тип РО 50% 37,5% 12,5%
Гиперсоциализирующий тип РО 85,7% 14,3% 0%
Инфантилизирующий тип РО 66,7% 33,3% 0%
Из данных таблицы 1 очевидно, что взаимодействие в системе «ребенок - ребенок» чаще всего вызывает усиление тревожных состояний у детей из групп с гиперсоциализирующим, отвергающим и инфантилизирующим типами родительского отношения. Это может быть связано с отсутствием родительской поддержки ребенка в семье, что обусловливает возникновение неуверенности в себе, робости, опасений в общении со сверстниками. Также в семьях с такими типами родительского отношения могут декларироваться представления об отрицательном влиянии на ребенка любых «чужих» людей. И, напротив, в группах старших дошкольников из семей с принимающим и кооперационным типами родительского отношения обнаруживаеттся наименьшее количество результатов высокого уровня тревожности в ситуациях взаимодействия в системе «ребенок - ребенок», что может объясняться наличием эмоционального принятия, поддержки со стороны родителей, веры в ребенка, что определяет большую открытость детей к взаимодействию с миром.
Сходная картина обнаруживается и при анализе уровней тревожности в ситуациях взаимодействия «ребенок - взрослый» у детей из семей с разным типом родительского отношения (табл. 2).
Таблица 2. Уровни тревожности в ситуациях взаимодействия «ребенок - взрослый» у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения_
Группы детей Уровни
Высокий Средние Низкие
Принимающий тип РО 8,3% 25% 66,7%
Отвергающий тип РО 83,3% 16,7% 0%
Кооперационный тип РО 12,5% 50% 37,5%
Симбиотический тип РО 25% 50% 25%
Гиперсоциализирующий тип РО 85,7% 14,3% 0%
Инфантилизирующий тип РО 44,4% 44,4% 11,2%
В группах старших дошкольников из семей с отвергающим и гиперсоциализирующим типами родительского отношения обнаруживается наибольшее количество детей с высоким уровнем тревожности в ситуациях взаимодействия в системе «ребенок - взрослый». Семьи с данными типами отношения родителей к детям характеризуются эмоциональным отвержением детей, наличием жестких требований, правил и дисциплины, наказаний в случаях их нарушения, что может определять формирование детей устойчивых опасений в общении со взрослыми, вплоть до стремления минимизировать или избегать этого общения. Большое количество показателей высокого уровня тревожности в ситуациях взаимодействия в системе «ребенок - взрослый» обнаружено и у
детей из семей с инфантилизирующим типом родительского отношения, что детерминируется отсутствием у родителей веры в ребенка и их представлениями о его несамостоятельности, неумелости. Преобладание средних показателей тревожности в ситуациях взаимодействия в системе «ребенок - взрослый» мы можем видеть у детей из семей с кооперационным и симбиотическим типами родительского отношения, что, в целом, может быть связано с наличием эмоционального принятия и заинтересованности родителей ребенком, а также возрастными особенностями развития эмоциональной сферы и отдельными ситуациями общения, вызывающими тревогу, беспокойство. У старших дошкольников из семей с принимающим типом родительского отношения отмечено преобладание показателей низкого уровня тревожности в ситуациях взаимодействия в системе «ребенок - взрослый», что объясняется благополучием детско-родительских отношений, открытостью ребенка для общения.
Относительно уровней тревожности в ситуациях, связанных с повседневными действиями (режимные и др. моменты), у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения отмечается несколько иная картина распределения результатов в группах (табл. 3).
Таблица 3. Уровни тревожности в ситуациях, связанных с повседневными действиями, у старших дошкольников из семей с разным типом родительского отношения_
Группы детей Уровни
Высокий Средние Низкие
Принимающий тип РО 0% 41,7% 58,3%
Отвергающий тип РО 66,6% 16,7% 16,7%
Кооперационный тип РО 0% 62,5% 37,5%
Симбиотический тип РО 12,5% 50% 37,5%
Гиперсоциализирующий тип РО 71,4% 14,3% 14,3%
Инфантилизирующий тип РО 66,7% 11,1% 22,2%
Из данных таблицы 3 мы можем видеть, что различные бытовые ситуации (прием пищи, умывание, одевание) не вызывают усиления тревожных переживаний у детей из семей с принимающим и кооперационным типами родительского отношения. Это может объясняться отсутствием в семьях данных групп детей жестких, негибких правил и тотального контроля, что позволяет ребенку спокойно принимать и выоплнять все необходимые режимные моменты. При гиперсоциализирующем, отвергающем и инфантилизирующем типах отмечаются противоположные тенденции: при выполнении повседневных бытовых действий тревожные переживания у детей усиливаются. В семьях с такими типами родительского отношения актуализация тревоги и беспокойства у детей нередко связаны с боязнью ошибиться, сделать что-то не так, не оправдать ожиданий родителей при выполнении самых простых повседневных действий, т.к. родители не поощряют и не поддерживают ребенка.
Описанные различия в уровневых и содержательных аспектах тревожности в группах старших дошкольников из семей с разными типами родительского отношения были подтверждены с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни (со статистической достоверностью 0,05 и 0,01).
Таким образом, нами выделены следующие особенности тревожности у детей из семей с разными типами родительского отношения. У старших дошкольников из семей с «благоприятными» типами родительского отношения (принимающим и кооперационным) отмечаются наиболее низкие уровневые показатели тревожности при сравнении с группами с отвергающим, симбиотическим, гиперсоциализирующим и инфантилизирущим типами родительского отношения (различия достоверны при 0,05 и 0,01 по И-Манна-Уитни). В сравнении с этими же группами, у детей из семей с принимающим и кооперационным типами родительского отношения содержание тревожности реже связано с ситуациями взаимодействия в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый» или с повседневными бытовыми действиями (различия достоверны при 0,05 и 0,01 по и-Манна-Уитни). У старших дошкольников из семей с «неблагоприятными» типами родительского отношения (отвергающим, симбиотическим, гиперсоциализирующим и инфантилизирущим) отмечаются
преимущественно высокие показатели тревожности (в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения различия достоверны при 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). Содержание тревожности связано преимущественно с ситуациями взаимодействия в системах «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», а также (реже) с бытовыми повседневными действиями (в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения различия достоверны при 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). Результаты проведенного исследования позволили считать подтвержденной гипотезу о том, что у старших дошкольников из семей с разными типами родительского отношения содержательные особенности тревожности будут различаться (со статистической достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).
Список литературы
1. Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я.Варга. - Самара, 1997 - 108 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - М.: КСП, 1996. - 160 с.
3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
4. Прихожан, А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст /
A.М.Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
5. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2008. - 366 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1172997/.
6. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 1981. - 115 с.
7. Столин, В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии /
B.В.Столин // Семья и формирование личности. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. - С. 27-38.
8. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. -СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
УДК 371.398; 159.9:796.01
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
Нургалиева А.Г., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: статья посвящена анализу результатов исследования содержательных особенностей мотивации к спортивной деятельности у подростков. Автором сравниваются особенности мотивации к спорту в двух группах подростков: регулярно занимающихся спортом (боксом) и не занимающихся спортом регулярно и постоянно, а лишь время от времени принимающих участие в занятиях спортивных секций при общеобразовательной школе. В результате сравнительного анализа данных по двум группам выделяются специфические особенности содержания мотивации к спортивной деятельности у подростков, отраженные в иерархии мотивов и предельных смыслах занятий спортом.
Ключевые слова: подросток, спортивная деятельность, мотивация, мотивация к спортивной деятельности у подростков, мотивы спортивной деятельности, предельные смыслы спортивной деятельности у подростков.
CONTENT PECULIARITIES OF MOTIVATION FOR SPORTS ACTIVITIES IN TEENAGERS
Nurgalieva A.G., 2018
Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg
Annotation: the article is devoted to the analysis of the results of the study of the substantive features of motivation for sports activity in teenagers. The author compares the features of motivation for