УДК 159.9
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-69-72
ВЛИЯНИЕ НАРУШЕННЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Смолярчук Инесса Викторовна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов e-mail: inessa.sm@gmail.com
Статья посвящена взаимосвязи уровня тревожности детей дошкольного возраста и особенностям родительских отношений к детям. Рассмотрены понятия «тревожность», «детско-родительские отношения». Опираясь на эмпирическое исследование, автор анализирует особенности родительских отношений, способствующих формированию детской тревожности. Представлен ход исследования, методики, интерпретация результатов изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и проявлений тревожности.
Ключевые слова: детская тревожность, детско-родительские отношения, дошкольники, эмоциональное развитие
Самая значимая проблема в современной психологии развития - это проблема эмоционального развития детей. Дошкольный возраст является сензитивным для «социализации и индивидуализации эмоциональной сферы». Самые высокие показатели эмоционального развития приходятся на средний дошкольный возраст, что обуславливает высокие расхождения в значениях «эмотивности как индивидуальной характеристики эмоциональности». Е. И. Изотова подчеркивает, что именно в дошкольном возрасте идет активное формирование не только индивидуальных вариантов эмоциональной сферы детей [1, с. 75].
Многие ученые считают эмоциональную сферу наиболее патогенной зоной в современной культуре. Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что «возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей» [2, с. 46], причем негативные изменения наблюдается у детей уже в дошкольном возрасте.
На современном этапе становятся все более актуальными проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Ежегодно возрастает количество детей с эмоциональными нарушениями. Постоянное ощущение незащищенности, отсутствие эмоциональной привязанности с родными и близкими провоцирует у дошкольников чувства эмоционального дискомфорта и напряженно-
сти. Такие дети испытывают тревожность, они ранимы и обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.
Исследователи подчеркивают, что тревожность является характеристикой эмоционально-чувственной сферы детей и подразумевает проявление астенических эмоций, причины появления которых часто не осознаются; тревожность - это и свойство личности, которое способствует тревожной реакции, при которой объективно безопасные ситуации воспринимаются как угрожающие; тревожность -это и состояние напряженности.
Феномену «тревожность у детей» посвятили свои психологические исследования А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Е. К. Лютова и др., считая данную проблему очень важной в решении эмоционально-личностного развития детей, в сохранении их психологического здоровья.
По мнению А. М. Прихожан тревожность проявляется в переживании эмоционального беспокойства, в возникновении ощущения приближающегося неблагополучия, опасности [3]. А. И. Захаров тревожность определяет как истощение, усталость, плаксивость (головные, нарушение сна, повышенная обидчивость и раздражительность, состояние перевозбуждения, капризы и частые нарушения дисциплины.
Тревожность, по мнению многих исследователей, - это индивидуальная психологическая особенность, склонность индивида переживать сильную тревогу по относительно ма-
лому поводу. Детская тревожность ребенка -это проявление постоянного беспокойства, неуверенность, ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное предчувствие худшего, которые и дезорганизовывают любую деятельность.
Мы в своей работе сталкиваемся с различными проблемами семьи, особенно актуальна на современном этапе проблема нарушения взаимоотношений между родителями и детьми. Изучая и анализируя установки и убеждения родителей дошкольников в сфере детско-родительского взаимодействия, мы считаем, что «родители предъявляют дошкольникам в качестве эталона идеальных качеств ребенка, которого они хотят видеть, крайне не дифференцированный образ, при этом жестко требуя соответствия ему» [4, с. 258].
Влияние особенностей взаимодействия взрослых и детей на формирование их личности изучается в психологической литературе и продолжает оставаться достаточно актуальной темой. Исследователи считают, что особенности родительско-детских отношений в семье являются основным фактором, который формирует характер ребенка и особенности его поведения. А. Я. Варга считает, что «родительское отношение - это поведенческие стереотипы, практикуемые родителями в общении с ребенком; целостная система чувств родителя к ребенку, которая выражается в восприятии и понимании характера и поступков ребенка» [5, с. 26]. Роль и значение семьи как важнейшего воспитательного института в формировании личности ребенка изучали многие авторы (Дж. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская, К. Хорни, Э. Г. Эйдемиллер).
Мы в своих исследованиях «детско-родительские отношения определяем как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, способ общения с ними» [6, с. 2].
Негативные личностные образования (страхи, неврозы, тревожность, психологические защиты и коммуникативные барьеры) формируют дисгармоничные стили общения с родителями, дефицит тактильных и эмоцио-
нально позитивных контактов с ними. Неблагополучное семейное общение играет главную роль в возникновении ситуативной тревоги и образовании тревожности. Зарубежные и отечественные психологи единодушны во мнении, что природа тревожности, как устойчивого свойства личности, лежит в детстве индивида.
Целью нашего исследования явилось изучение роли семейного окружения в возникновении личностной тревожности. На первом этапе исследования применялся тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман).
Анализ полученных результатов позволил выделить две подгруппы испытуемых: (70 %) дошкольников с высоким уровнем тревожности и (30 %) дошкольников с низким уровнем тревожности. В обеих группах испытуемые опасались ситуации агрессии со стороны взрослых и сверстников. Для них агрессия в общении рассматривается как неизбежный факт, вызывающий негативные переживания. Мы полагаем, что в этом проявляются возрастные особенности детей. Старшие дошкольники ищут достойное положение среди сверстников и взрослых, делают первые шаги в установлении межличностных отношений. У испытуемых отсутствует развитое умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими, проявляется предвосхищение быть непринятыми социумом. Указанные особенности способствуют нарастанию тревоги у детей, которая является не только следствием возрастных особенностей, но и основной причиной для дальнейшего неблагоприятного хода развития. Тревожные дети, даже с развитыми игровыми навыками, не пользовались детским признанием в группе, потому что они неуверенные и замкнутые, достаточно назойливы и озлобленные.
Тревожные дети больше всего опасаются одиночества (укладывание спать), агрессивного поведения взрослых, авторитарного отношения родителей (выговор), изоляции со стороны сверстников. Дети, испытывающие тревожность, чаще своих сверстников предполагают неблагоприятные исходы при общении с ними, с братьями и сестрами, с собственными родителями, в различных моментах своей жизни.
На втором этапе нашего исследования мы изучали особенности родительских отношений (опросник А. Я. Варга, В. В. Столина). Качест-
венный анализ результатов изучения особенностей родительских отношений позволил выявить достаточно значимые различия в родительском отношении к детям по шкалам «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник». Родители тревожных дошкольников приписывали своим детям социальную несостоятельность, считали их неуспешными. Они чрезмерно опекают своих детей, контролируют каждый их шаг и стараются добиться беспрекословного послушания. Большинство родителей демонстрировали по отношению к детям негативные чувства (злость, досаду, раздражение, обиду). Они не доверяет им и не уважают их.
Наши результаты позволили нам увидеть, что только 30 % всех обследованных родителей заинтересованы в своих детях, эмоционально-тепло к ним относятся, способны устанавливать доверительные отношения, умеют безусловно и безоговорочно любить. Наиболее высокие результаты были получены по шкалам: «принятие» и «кооперация», которые свидетельствуют об эмоциональном отношении к ребенку. Родители любят детей такими, какие они есть. Они принимают своеобразную индивидуальность детей, симпатизируют им; стремятся проводить много времени вместе со своими детьми, одобряют их интересы и планы. Такое внимательное, заинтересованное родительское отношение формирует у детей спокойствие и уверенность. Неудачи и ошибки ребенка воспринимаются родителями как непреднамеренные, не имеющие субъективной направленности, не встречают аффективной реакции.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для большинства родителей, имеющих тревожных детей, не значимо эмоциональное взаимодействие с ними, а важны забота и уход. Родители тревожных дошкольников ярко демонстрируют ощущение собственной жертвенности по отношению к детям; они уверенны, что дети не оправдывают родительских усилий, не умеют проявлять должную благодарность. Авторитарное отношение, завышенные ожидания, критика любых действий ребенка способствует стимуляции негативных эмоций у детей. Родители тревожных дошкольников в общении с ними, демонстрируют реализацию своей потребности в уважении, достижении успехов, при этом игнорируя главную потребность ребенка в любви, безопасности и защищенности. Такие отношения и
ведут к повышению индекса тревожности у дошкольников. Рациональное, безэмоциональное поведение родителей; жесткий контроль за всеми действиями ребенка способствуют проявлениям импульсивности, непредсказуемости. Из жизни детей вытесняются повседневная забота и доброжелательное внимание.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Позитивные детско-роди-тельские отношения формируют гармоничную личность.
Таким образом, родителям тревожных дошкольников присуще преобладание контроля за поступками и процессом развития детей. Большинство родителей даже не представляют, какими они хотят их воспитать. Из такой родительской позиции вытекает нестабильность поведения, завышенные требования родителей, авторитарная доминантная позиция. Полученные результаты позволяют сделать вывод о взаимосвязи возникновения тревожности с ближайшим социальным окружением дошкольника. Поэтому, целью дальнейшего нашего исследования станет коррекционно-развивающая работа с детско-родительской парой.
Литература
1. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-77.
2. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20-29.
3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
4. Смолярчук И. В. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей 3-10 лет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 9 (165). С. 257-263.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб., 2001.
6. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 5 (73). С. 173-181.
References
1. Izotova E. I. Dinamika emotsional'nogo razvitiya sovremennykh doshkol'nikov [Dynamics of emotional development of modern preschool children] // Mir psikhologii. 2015. № 1. S. 65-77.
2. Fel'dshtejn D. I. Sovremennoye detstvo kak sotsiokul'turnyj i psikhologicheskij fenomen [Modern childhood as sociocultural and psychological phenomenon] // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2012. № 1. S. 20-29.
3. Prikhozhan A. M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Children and teenagers' uneasiness: psychological nature and age dynamics]. M., 2000.
4. Smolyarchuk I. V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye semej, imeyushchikh detej 3-10 let [Psychological escort of the families having 3-10 years old children] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2008. № 9 (165). S. 257263.
5. Varga A. Ya. Sistemnaya semej naya psikhoterapiya: kratkij lektsionnyj kurs [System family psychotherapy: short lecture course]. SPb., 2001.
6. Smolyarchuk I. V. Vliyaniye detsko-roditel'skogo vzaimodejstviya na sotsializatsiyu doshkol'nikov [Influence of child-parental interaction on socialization of preschool children] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2009. № 5 (73). S. 173-181.
* * *
INFLUENCE OF THE BROKEN CHILD-PARENTAL RELATIONS ON UNEASINESS MANIFESTATIONS
Smolyarchuk Inessa Viktorovna
Derzhavin Tambov State University Russia, Tambov e-mail: inessa.sm@gmail.com
The author devoted the article to interrelation of level of uneasiness of children of preschool age and features of the parental attitudes towards children. The author considered concepts «uneasiness», «child parental relations». Leaning on an empirical research, analyzed features of the parental relations promoting formation of children's uneasiness and presented the course of a research, a technique, interpretation of results of studying of interrelation of the child parental relations and manifestations of uneasiness.
Key words: children's uneasiness, child-parental relations, preschool children, emotional development
Об авторе:
Смолярчук Инесса Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Smolyarchuk Inessa Viktorovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Defectology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov