Научная статья на тему 'Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников'

Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ СЕМЬИ / EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / CHILD PARENTAL INTERACTION / PRESCHOOL AGE / CITY AND RURAL FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолярчук Инесса Викторовна, Бирюкова Ирина Александровна

Статья посвящена проблемам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В ней анализируются эмпирические данные об особенностях эмоционального развития детей данной возрастной группы. Особое место отводится эмоциональным состояниям детей, воспитывающихся в городских и сельских семьях, зависимости эмоционального развития дошкольников от особенностей детско-родительского взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CITY AND RURAL PRESCHOOL CHILDREN

Authors devoted the article to problems of development of the emotional sphere of children of preschool age. Authors analyzed empirical data on features of emotional development of children of this age group, allocated the special place to emotional conditions of the children who are brought up in city and rural families, dependence of emotional development of preschool children on features of child parental interaction.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального развития городских и сельских дошкольников»

УДК 159.9

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-37-52-56

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смолярчук Инесса Викторовна, Бирюкова Ирина Александровна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В ней анализируются эмпирические данные об особенностях эмоционального развития детей данной возрастной группы. Особое место отводится эмоциональным состояниям детей, воспитывающихся в городских и сельских семьях, зависимости эмоционального развития дошкольников от особенностей детско-родительского взаимодействия.

Ключевые слова: эмоциональное развитие детей, детско-родительское взаимодействие, дошкольный возраст, городские и сельские семьи

В современной психологии одной из самых значимых проблем, считается проблема эмоционального развития детей. В эмоциональном развитии личности дошкольное детство является главным этапом, потому что в этом возрасте формируются новообразования и достижения в эмоциональной сфере. Дошкольники приобретают способность распознавать эмоции (А. С. Золотнякова, А. М. Щетинина), возникает эмоциональное предвосхищение (А. В. Запорожец), возрастает осознанность переживаний, содержание эмоций усложняется (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец), обобщаются представления об эмоциональной сфере (Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Дж. Рассел), социальные эмоции выходят на первый план (Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, Т. Д. Мар-цинковская), расширяется доступность эмоциональной коррекции поведения (Л. И. Божович, А. В. Запорожец [1, С. 65].

Е. И. Изотова считает, что дошкольный возраст является сензитивным для «социализации и индивидуализации эмоциональной сферы». Самые высокие показатели эмоционального развития приходятся на средний дошкольный возраст, что обуславливает высокие расхождения в значениях «эмотивности как индивидуальной характеристики эмоциональности» [1, С. 75]. Исследователь подчеркивает, что именно в дошкольном возрасте идет активное формирование индивидуальных вариантов эмоциональной сферы детей.

Многие ученые считают эмоциональную сферу наиболее патогенной зоной в современной культуре. Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что «возникшая неустойчивость социальной,

экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей» [2, С. 46], причем негативные изменения наблюдается у детей уже в дошкольном возрасте. Многочисленные исследования, касающиеся дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника главную роль играет опыт межличностного взаимодействия с близкими взрослыми. Исследователи рассматривают дет-ско-родительские отношения, как особую ин-тегративную форму становления личности ребенка.

Мы в своих исследованиях, изучая проблему детско-родительского взаимодействия в семье, рассматриваем это взаимодействие, как особое интегральное образование, обуславливающее поведение взрослых и детей, индивидуально-своеобразное общение и поведение каждого из них [3]. Гармоничное взаимодействие способствует формированию «новой социальной позиции ребенка, выводит детей в иное состояние, в другой мир - во взрослость» [4]. Происхождение и возникновение такого рода отношений обусловлено, прежде всего, тем, что «... ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых» [5].

Эмоциональная сфера в дошкольном возрасте выступает регулятором деятельности, определяет характер взаимоотношений с окружающими взрослыми и сверстниками, спо-

собствует оптимальному вхождению детей в социальную действительность. Эмоциональная сфера имеет большое значение для психического развития дошкольников. Именно в период дошкольного детства усложнятся эмоциональная жизнь ребенка: расширение диапазона распознаваемых ребенком эмоций, возникновение новых эмоций и чувств (социальных, познавательных, эстетических, нравственных).

Наши исследования позволяют нам отметить, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, ранимы, обидчивы, тревожны, достаточно обостренно реагируют на отношение к ним сверстников, не способны осознать чужие и свои эмоции. Опыт общения с близкими взрослыми в условиях эмоционально неблагоприятного фона (отсутствие сопереживания и конгруэнтности, эмоциональная депривация) ведет к недоразвитию у дошкольников «аффективных схем», к нарушениям во взаимоотношениях с окружающими, к дезадаптации; снижает познавательную активность и когнитивное развитие, способствует возникновению психосоматических расстройств. А. И. Савенков отмечает, что «способность адекватно выражать эмоции - залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность» [6, С. 38].

У современных дошкольников ярко выражены проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Как показывает практика, эмоциональная недостаточность приводит к социально-психологической дезадаптации дошкольников, детерминирует психоэмоциональные нарушения эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, страхов и тревожности.

Особая роль дошкольного возраста в развитии эмоциональной сферы личности и определили цели нашего исследования. Для нас важно было изучить влияние детско-родительского взаимодействия на развитие эмоциональной сферы дошкольников (на примере сельских и городских семей).

Обследование проводилось в начальной школе-детском саду № 12 «Звездный» г. Тамбова и детском саду с. Стрельцы Тамбовского района. Нами были использованы методы: методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова); тест «Рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман); тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен); метод рисуночной фрустрации (С. Розенцвейга); проективная методика

«Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова); «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е. И. Захарова).

Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой позволила выявить уровни сформированности эмоциональной компетентности:

- 10 % детей (сельских) и 20 % детей (городских) опознали, назвали и воспроизвели все восемь эмоций по всем заданиям;

- 17 % испытуемых описывали эмоции через использование глаголов (пугается, плачет, обижается, злится, улыбается) или с помощью прилагательных (злая, сердитая, весёлая). 23 % испытуемых при идентификации эмоций называли существительные (папы нет, кто-то обидел, кто-то ударил), которые способствовали возникновению конкретного эмоционального состояния. 12 % испытуемых опирались на оценочную деятельность (хорошо, плохо, веселье, доброта, грусть, стыд). 8 % испытуемых вместо обозначения эмоции описывали эмоциональные состояния (все нравится, страшно, весело, грустно, стыдно);

- воспроизвели отдельные эмоции 50 % (сельских детей) и 70 % (городских детей). Эмоцию радости узнали все 100 % дошкольников и воспроизвели без затруднений 95 % испытуемых.

Анализ эмоциональных состояний дошкольников включал в себя и оценку уровня тревожности, агрессивности и эмпатии (табл. 1).

Самые высокие средние показатели имеют шкалы «тревожность» - 46,79; «экстрапуни-тивные реакции» - 10,05; «удовлетворение» -9,05. Самые низкие средние показатели имеют шкалы «конфликтность» - 0,51; «неполноценность» - 0,30; «враждебность» - 0,25.

В таблице 2 представлены особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми.

Самые высокие средние показатели выявлены по шкалам «принятие - непринятие ребенка» - 7,89; «способность воспринимать состояние ребенка» - 6,24. Шкалы «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (3,21 и «способность к сопереживанию» (3,39) имеют самые низкие показатели.

Мы проанализировали взаимосвязь уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с особенностями детско-родительских отношений с помощью корреляционного анализа. Корреляционные связи свидетельствуют, что гармоничные детско-родительские отношения во взаимодействии с детьми (г = 0,498), безусловное принятие (г = 0,496), понимание причин состояния ребенка

(г = 0,703), благоприятный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком (г = 0,501) способствуют лучшему восприятию состояния ребенка. Взаимодействие и адекватное восприятие состояния ребенка родителями способствует росту сопереживания (г = 0,509), которое приводит к более высокому телесному контакту (г = 0,437) и подкрепляется высокой эмоциональной поддержкой (г = 0,499).

Некоторые родители не понимают причины тревожного состояния и агрессивного поведения детей, не могут оказать поддержки своим детям. Такое родительско-детское взаимодействие приводит к высокому уровню тре-

вожности детей (г = - 0,403). Сталкиваясь с черствостью взрослых, ребенок вынужден использовать механизмы психологической защиты (г = - 0,504). При этом он не показывает неудовлетворенности окружающей ситуацией (г = - 0,470), но у него возрастает неудовлетворенность собой (г = - 0,701). Имеющиеся дисгармонии родителей во взаимоотношениях с детьми и определяют социально-психологический микроклимат семьи. Следовательно, нарушенные детско-родительские отношения в семье приводят к повышению враждебности (г = 0,504) и дисгармоничности в семье (г = 0,602).

Таблица 1

Особенности эмоционального развития дошкольников

Среднее Стд. Отклонение Минимум Максимум

Тревожность 46,79 13,183 14 78

Эмпатия 1,54 0,505 1 2

Экстрапунитивные 10,05 4,123 4 18

Интропунитивные 7,21 2,597 2 14

Импунитивные 6,74 2,980 1 12

Препятствие 7,51 2,790 3 14

Защита 7,44 2,049 3 14

Удовлетворение 9,05 2,575 4 14

Благоприятная ,54 ,287 0 1

Конфликтность ,51 ,279 0 1

Неполноценность ,30 ,161 0 1

Враждебность ,25 ,162 0 1

Таблица 2

Особенности детско-родительских отношений

Среднее Стд. откл. Мин. Макс.

Принятие-непринятие 7,89 3,693 2 16

Способность воспринимать состояние ребенка 6,24 ,567 3 5

Понимание причин состояния 4,01 ,587 2 5

Способность к сопереживанию 3,39 ,485 2 5

Чувства, возникающие в процессе взаимодействия с ребенком 3,67 ,478 3 5

Безусловное принятие 3,66 ,489 3 5

Отношение к себе как к родителю 3,65 ,780 2 5

Эмоциональный фон взаимодействия 3,59 ,678 3 5

Телесный контакт 3,58 ,591 3 5

Эмоциональная поддержка 3,55 ,467 3 5

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 3,21 ,678 2 5

Умение воздействовать на состояние ребенка 3,94 ,601 3 5

Для дальнейшего анализа результатов эмпирического исследования, мы выделили две группы детей: городскую и сельскую. У сельских детей отмечается более высокий уровень тревожности (56,3 %), у городских детей он составляет 40,2 %. Сельские дети в тесте тревожности (Р. Темлл, М. Дорки, В. Амен), чаще всего демонстрировали дисгармоничные эмоциональные состояния в «совместной деятельности», в ситуациях «свободной беседы», «игры в одиночестве», «одевании», «прогулке с мамой». Они чаще, чем городские дети, демонстрируют упрямство, драчливость, вспыльчивость, им присущи приступы гнева, ярости, негодования, что свидетельствует о высоком уровне агрессивности (33,6 %). Редко откликаются на переживания другого человека, что говорит о склонности к эгоцентрическому типу эмпатии (66,3 %).

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что в эмоциональной сфере большинства городских и сельских дошкольников преобладают неблагополучные тенденции: аффективная нестабильность и выраженная непродуктивная напряженность. Современные дошкольники испытывают эмоциональный дискомфорт, не способны вербализовать собственные переживания, демонстрируют сниженный темп эмоциональной компетентности. Выявленные значимые различия между особенностями развития эмоциональной сферы городских и сельских дошкольников свидетельствуют об отличиях в особенностях детско-родительского взаимодействия.

Таким образом, эмоциональное принятие ребенка, умение «считывать» эмоциональное состояние ребенка и оказывать ему посильную эмоциональную поддержку обуславливают высокий уровень эмоционального развития дошкольника. Безусловное непринятие ребенка, нежелание и неумение понимать причины поведения ребенка, безэмоциональное общение и отсутствие телесного контакта обуславливают низкий уровень эмоционального развития ребенка.

Литература

1. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-77.

2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 45-54.

3. Смолярчук И. В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. 2011. № 2. С. 7-13.

4. Смолярчук И. В., Позднякова О. В. Соотношение стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации дошкольников 5-7 лет // Социально-экономические явления и процессы. 2011. Вып. 5-6. C. 297-300.

5. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.

6. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6). С. 30-38.

References

1. Izotova E. I. Dinamika emotsional'nogo razvitiya sovremennykh doshkol'nikov [Dynamics of emotional development of modern preschool children] // Mir psikhologii. 2015. № 1. S. 65-77.

2. Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya [Deep changes of the modern Childhood and the updating of psychology and pedagogical problems of development of education caused by them] // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. 2011. № 1 (26). S. 45-54.

3. Smolyarchuk I. V. My rastem vmeste s toboj, my rastem vsled za toboj, my pomogayem tebe rasti [We grow together with you, we grow after you, we help you to grow] // Nachal'naya shkola. 2011. № 2. S. 7-13.

4. Smolyarchuk I. V., Pozdnyakova O. V. Sootnoshenye stilya semejnogo vospitaniya i urovnya sotsial'noj adaptatsii doshkol'nikov 5-7 let [Ratio of style of family education and level of social adaptation of 5-7 years old preschool children] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. Vyp. 56. S. 297-300.

5. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. M., 2003.

6. Savenkov А. I. Emotsional'nyj i sotsial'nyj intellekt kak prediktory zhiznennogo uspekha [Emotional and social intelligence as predictors of vital success] // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. 2006. № 1 (6). S. 30-38.

* * *

FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CITY AND RURAL PRESCHOOL CHILDREN

Smolyarchuk Inessa Viktorovna, Biryukova Irina Aleksandrovna

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Russia, Tambov e-mail: [email protected]

Authors devoted the article to problems of development of the emotional sphere of children of preschool age. Authors analyzed empirical data on features of emotional development of children of this age group, allocated the special place to emotional conditions of the children who are brought up in city and rural families, dependence of emotional development of preschool children on features of child parental interaction.

Key words: emotional development of children, child parental interaction, preschool age, city and rural families

Об авторах:

Смолярчук Инесса Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Бирюкова Ирина Александровна, помощник директора по учебной работе педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Smolyarchuk Inessa Viktorovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Defectology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Biryukova Irina Aleksandrovna, Deputy Director on Academic Work of Teacher Training College, Tambov State University of G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.