Научная статья на тему 'Структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1162
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / EMOTIONAL REPRESENTATIONS / ОБИДЧИВОСТЬ / КОГНИТИВННЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / COGNITIVE COMPONENT OF EMOTIONAL REPRESENTATIONS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / INDIVIDUAL EMOTIONAL EXPERIENCE / ЭКСПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИИ / EXPRESSIVE COMPONENT OF EMOTIONS / ИМПРЕССИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭМОЦИИ / IMPRESSIVE COMPONENT OF EMOTIONS / SENSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апуневич Оксана Александровна

В статье рассматриваются особенности возрастных различий в структурных компонентах эмоциональных представлений у обидчивых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сравниваются показатели по когнитивному компоненту, выраженному во внешней репрезентации и по компоненту индивидуальной эмоциональной окрашенности каждой единицы знания, выраженной в индивидуальном опыте ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Апуневич Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159

О.А. Апуневич

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБИДЧИВЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются особенности возрастных различий в структурных компонентах эмоциональных представлений у обидчивых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сравниваются показатели по когнитивному компоненту, выраженному во внешней репрезентации и по компоненту индивидуальной эмоциональной окрашенности каждой единицы знания, выраженной в индивидуальном опыте ребенка.

Эмоциональные представления, обидчивость, когнитивнный компонент эмоциональных представлений, индивидуальный эмоциональный опыт, экспрессивный компонент эмоции, импрессивный компонент эмоции.

The article considers the features of age-related differences in structural components of emotional representations of resentful children of preschool and primary school age. The author compares the indicators of cognitive component expressed in the external representation as well as the component of individual emotional coloring of each unit of knowledge expressed in an individual experience of a child.

Emotional representations, sensibility, cognitive component of emotional representations, individual emotional experience, expressive component of emotions, impressive component of emotions.

В исследованиях Г.М. Бреслава, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Д. Рассела, М. Хоффмана, посвященных изучению эмоциональной сферы детей, отмечается, что наблюдается с возрастом явная тенденция к усложнению эмоциональной жизни ребенка через обогащение и понимание содержания эмоций [1], [2], [5], [7]. Работы И. Брезентона, Д. Девитса показали, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется, а в младшем школьном продолжает свое развитие структура эмоциональных представлений [4]. В словаре А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского «представления» определяются как образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения [9]. Д. Рассел, исследуя представления об обобщенном эмоциональном явлении (понимании человеком эмоций) вводит понятие «скрипт», которое является моделью представлений об эмоциях. Эмоциональный «скрипт» - представление об эмоциях в разной степени обобщенности [6]. Он отмечает, что существует свой набор параметров, включающих обобщенную систему знаний об эмоциях, в виде структуры эмоциональных представлений (см. рис. 1).

Как указывают Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, для детей характерно наличие и когнитивного компонента в структуре эмоциональных представлений, и индивидуальной эмоциональной окрашенности

каждой единицы знаний, приобретенной в процессе индивидуального эмоционального опыта [6]. Под эмоциональным опытом понимаются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Эмоциональный опыт дифференцируется на аффективный (опыт проживания эмоциональной ситуации) и когнитивный (опосредованный знаниями о различных эмоциональных ситуациях и адекватных им переживаниях) [8], [10].

Средствами внешней репрезентации базового -когнитивного - компонента эмоциональных представлений (совокупность знаний об эмоциях) у детей являются наглядный образ и вербальное его обозначение. Наглядно-образное средство репрезентации отображает экспрессивный и импрессивный компоненты эмоции. Экспрессивный компонент включает мимический и пантомимический комплексы различных эмоциональных модальностей [3].

Импрессивный компонент представлен в данных возрастных периодах пониманием и определением ситуаций, приводящих к тому или иному эмоциональному переживанию (эмоциогенные ситуации), а также содержания этих переживаний. Индивидуальную специфику образного уровня представлений определяет эмотивность (порог и форма эмоциональной реакции) ребенка.

Рис. 1. Структура эмоциональных представлений

Вербальное средство внешней репрезентации когнитивного компонента представлений определяет осознанность знаний об эмоциональных явлениях, а также степень их конкретности.

Целью исследования стало изучение структурных особенностей эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является эмоционально-личностная сфера у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметом исследования - структурные особенности эмоциональных представлений у обидчивых дошкольников и младших школьников.

Выдвигаемые гипотеза: существуют возрастные различия в представленности структурных компонентов эмоциональных представлений у обидчивых детей дошкольного и младшего школьного возраста, а именно: по когнитивному компоненту, выраженному во внешней репрезентации и по компоненту индивидуальной эмоциональной окрашенности каждой единицы знания, выраженной в индивидуальном опыте ребенка.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида» п. Чагода. Общее количество испытуемых 74 человека. Из них 34 испытуемых дошкольного возраста, из них 11 девочек и 23 мальчика в возрасте 6 лет, а также родители в количестве 34 человек и 6 воспитателей, работающих с данными детьми. И на базе школы № 42 г. Череповца. Общее количество испытуемых 76 человек. Из них 36 испытуемых младшего школьного возраста, из них 20 девочек и 16 мальчиков в возрасте 9-10 лет, а также родители в количестве 36 человек и 4 педагога, работающие с данными детьми.

Для реализации эмпирических задач и доказательства выдвинутой гипотезы было необходимо из всей выборки сформировать две группы испытуе-

мых, состоящих из обидчивых дошкольников и младших школьников. Для этого нами использовался у дошкольников метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступали родители (методика «Анкета - опросник для родителей» Е.И. Изотовой) и воспитатели, работающие с данными детьми (методика «Особенности проявления обиды у детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения воспитателей» С.В. Велиевой). У младших школьников нами использовались: «Опросник для педагогов по изучению проявления обиды и обидчивости у подростков» О.А. Апуневич, «Анкета-опросник для родителей», разработанная Е.И. Изотовой, шкала обиды из методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.И. Ильина и П.А. Ковалева. Для повышения надежности мы объединили результаты экспертных оценок и показатели по опросникам в каждой возрастной группе, в результате чего нами были отобраны две равнозначные выборки обидчивых испытуемых дошкольного и младшего школьного возраста.

Для доказательства гипотезы необходимо было отобрать комплекс методик, которые могли бы выявить следующие два базовых структурных компонента эмоциональных представлений: когнитивный компонент, выраженный во внешней репрезентации и компонент индивидуальной эмоциональной окрашенности каждой единицы знания, выраженной в индивидуальном опыте ребенка. Данные психологические характеристики диагностировались у дошкольников с помощью следующих методик: анкета-опросник «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка», методика «Эмоциональная пиктограмма» и «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой; методика «Оцени поведение» Т.Д. Марцинковской, М. Митру (модификация теста А.Л. Венгера). У младших школьников: анкета-опросник «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка» и «Эмоциональная

пиктограмма» Е.И. Изотовой; методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго; «Серия рассказов «Детский мир» Д.В. Лубовского, цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда. Полученные данные были проанализированы с целью нахождения статистических различий с помощью коэффициента углового преобразования Фишера.

Рассмотрим первый параметр, по которому были выявлены статистические различия - это экспрессивный компонент эмоциональных представлений наглядно-образного средства внешней репрезентации когнитивного компонента. Полученные данные даны в табл. 1.

Таблица 1

Показатели экспрессивного компонента эмоциональных представлений у обидчивых дошкольников и младших школьников

Уровни Группа обидчивых Группа обидчивых младших школьников Статистическое значение ф

проявле- дошколь-

ния ников

Высокий уровень 5,6 % 31,2 % ф= 2,1, при р<0,05

Средний уровень 55,5 % 30, 1 % -

Низкий уровень 38,9 % 38,6 % -

Различия были выявлены на высоком уровне де-кодации эмоциональных состояний между обидчивыми дошкольниками и обидчивыми младшими школьниками (ф = 2,1,при р < 0,05). На среднем и низком уровне статистических значимых различий обнаружено не было. Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному у обидчивых детей меняется уровень адекватности декодирования эмоциональных паттернов. То есть обидчивые младшие школьники точнее определяют эмоциональные состояния других людей, чем обидчивые дошкольники. Эти возрастные различия можно объяснить тем, что в процессе обучения в школе, у обидчивых младших школьников становится выше уровень когнитивного развития, расширяется диапазон эмоциональных модальностей, а также степень их обобщенности и дифференцированности в представлениях за счет социализации эмоциональных переживаний. Также значительно увеличивается, по сравнению с дошкольным возрастом, объем эмоционального опыта, т.е. при восприятии экспрессии младшие школьники обращаются к своему личному опыту как эмоциональному, так и познавательному, что отражает, осознанность представлений об эмоциях. Это позволяет им лучше дифференцировать как отдельные эмоции друг от друга, так и отдельные структурные компоненты эмоций. Процесс обучения в школе способствует также обогащению словаря эмоций, возрастанию вербальных возможностей ребенка, что дает возможность не только правильно

считывать экспрессивные признаки, но и обозначать их. Таким образом, мы говорим о том, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у обидчивых детей меняется уровень декода-ции эмоциональных состояний, а именно: существуют возрастные различия в экспрессивном компоненте эмоциональных представлений.

Перейдем к рассмотрению второго параметра -импрессивного компонента эмоциональных представлений наглядно-образного средства внешней репрезентации базового когнитивного компонента. Полученные данные представлены в табл. 2.

Таблица2

Показатели импрессивного компонента эмоциональных представлений у обидчивых дошкольников и младших школьников

Уровни проявления Группа обидчивых дошкольников Группа обидчивых младших школьников Статис тическое значение ф

Высокий уровень 5,6 % 31,2 % ф= 2,1, при р<0,05

Средний уровень 55,5 % 30, 1 % -

Низкий уровень 38,9 % 38,6 % -

Так, по импрессивному компоненту нами были выявлены статистические различия на высоком уровне адаптации обидчивых детей дошкольного и младшего школьного возраста (ф = 2,1,при р < 0,05). Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у обидчивых детей происходят изменения в импрессивном компоненте структуры эмоциональных представлений. Эти изменения можно объяснить тем, что ребенок входит в кризис 7 лет. Происходят изменения в восприятии своего места в системе отношений, в которую включен ребенок, меняется социальная ситуация развития, утрачивается детская непосредственность, вместе с этим усложняется эмоциональная сфера. Переживания дошкольника обычно представляют недостаточно дифференцированное целое. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В период кризиса 7 лет возникают осознанные смысловые переживания, в каждом из которых возникает некоторый интеллектуальный момент, появляется обобщение переживаний, что приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса. Таким образом, в младшем школьном возрасте переживания приобретают смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний, благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны в дошкольном возрасте. Также немаловажным фактором, влияющим на развитие импрессивного компонента

представлений у обидчивых детей, является увеличение объема и специфики эмоционального опыта у младшего школьника, который передается детям взрослыми в процессе обучения. Он обеспечивает информационную базу обобщенным, социально заданным эталоном переживаний различных эмоциональных модальностей. Таким образом, мы можем говорить о том, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у обидчивых детей меняется уровень переживаний, а именно: существуют возрастные различия в импрессивном компоненте эмоциональных представлений.

В ходе анализа по параметру эмоциональная напряженность компонента индивидуальной эмоциональной окрашенности нами были выявлены статистические различия на низком уровне проявления у обидчивых детей дошкольного и младшего школьного возраста (ф = 1,7,при р < 0,05). Полученные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показателей эмоциональной напряженности у обидчивых дошкольников и обидчивых младших школьников

Уровни проявления Группа обидчивых дошкольников Группа обидчивых младших школьников Статистическое значение Ф

Высокий уровень 44,4 % 62,5 % -

Средний уровень 33,4 % 31,2 % -

Низкий уровень 22,2 % 6,2 % Ф = 1,7, при р<0,05

Таким образом, обидчивых дошкольников с низким уровнем эмоциональной напряженности больше, чем обидчивых младших школьников. Следовательно, у них чаще проявляются в повседневном поведении симптомы эмоциональной возбудимости (чувствительности к эмоциогенным ситуациям). Данные возрастные различия можно объяснить тем, что в младшем школьном возрасте появляется такое новообразование, как произвольность эмоциональных процессов, т.е. способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям. В конце дошкольного возраста данное новообразование появляется на уровне регуляции поведения. Далее, в младшем школьном возрасте, наряду с усложнением форм произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций возникает произвольность психических процессов. Новая система школьных обязанностей и четко регламентированный социальный контроль значительно ограничивают импульсивность эмоций. Постепенное снижение эмоциональной возбудимости у школьника можно связать с развитием самоконтроля, повышением целенаправленности, устойчивости и глубины эмоционального процесса, что можно рассматривать как показатель высокого уровня развития произ-

вольной регуляции. Мы можем констатировать, что при переходе из дошкольного к младшему школьному возрасту у обидчивых детей снижается уровень эмоциональной напряженности, что связано с центральным новообразованием младшего школьного возраста - произвольностью.

Кроме того, в ходе нашего исследования нами выделены те особенности, которые характерны для обидчивых детей на протяжении двух возрастных этапов. Во-первых, в вербальном компоненте внешней репрезентации это: уровни сформированности знаний и представлений об эмоциях и чувствах, уровни опосредованного запоминания (воспроизведение определенного количества понятий, свидетельствующее об обобщенности и структурированности знаний об эмоциональных проявлениях человека), а также уровни дифференциации адекватности кодирования (уровень точности и качества вербализации эмоциональных состояний). Во вторых, в компоненте индивидуальной эмоциональной окрашенности это параметры: эмоциональный опыт (эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания), эмоциональное поле (комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью), а также эмоциональный стиль (устойчивая совокупность индивидуальных особенностей переживания и выражения различных эмоциональных состояний). Перечисленные структурные характеристики эмоциональных представлений обидчивых детей проявляют устойчивость и не меняются на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, наше предположение о том, что существуют различия в структурных компонентах эмоциональных представлений у обидчивых детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, подтвердилось. Полученные результаты дают возможность выстраивать более точно коррекционно-развивающие программы эмоционально-личностной проблематики на данных возрастных группах детей.

Литература

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М., 1990.

2. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М., 1987.

3. Гранская, Ю.С. Распознавание эмоций по выражению лица: дис. ... канд. псих. наук / Ю.С. Гранская. - СПб., 1998.

4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М., 2006.

5. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.,1985.

6. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2004.

7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2002.

8. Кузьмищева, М.А. Динамика представлений об эмоциях детей дошкольного и младшего школьного воз-

раста: автореф. дис. ... канд. псих. наук / М.А. Кузьмищева. - М., 2002.

9. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

10. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния другого человека / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.

УДК 159.9.072

Е.В. Мелентьева

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Т.Л. Кузьмишина

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье освещены данные диагностических исследований формирующего эксперимента в области развития детско-родительского взаимодействия, осуществляемого на основе разработанной автором статьи модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и реализуемой на базе учреждений дополнительного образования.

Детско-родительское взаимодействие, детско-взрослая общность, модель психологического сопровождения.

The article highlights the diagnostic studies of formative experiment in the development of child-parent interaction, carried out on the basis of the model of psychological support of interaction of parents with preschool children developed by the author and implemented on the basis of additional educational institutions.

Parent-child interaction, children and adult community, model of psychological support.

Согласно мнению ведущих ученых психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.), одним из основных факторов, влияющих на развитие личности, является социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Как правило, первый институтом социализации, развития и воспитания ребенка является семья [1]. Именно семья - место, где родился ребенок, где находится его основная среда обитания, в которой он получает первый социальный опыт взаимоотношений с окружающими его людьми и ощущает своеобразный психологический климат, исполненный любовью, теплом и заботой. Именно поэтому проблема детско-родительского взаимодействия и взаимоотношений так актуальна на сегодняшний день. Многие специалисты в разных областях наук (педагоги, психологи, дефектологи, социологи и др.) изучают особенности взаимодействия и взаимоотношений родителей с детьми, особенно дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является базисным для познавательного и личностного развития ребенка.

В данной работе представлены результаты апробации модели психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. На этапе констатирующего эксперимента нашей целью было изучение психологических особенностей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 100 человек (дошкольники и их мамы из 50 семей г. Москвы). Для изучения особенностей детско-роди-тельского взаимодействия нами были использованы

стандартизированные и авторские методики: Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) (автор Е.И. Захарова) [2], «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (автор И.М. Марковская) (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) [2]; тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (авторы Е. Бене и Д. Антони) (форма для маленьких детей) [8]; авторская карта наблюдения за детско-родительским взаимодействием.

Полученные результаты показали, что современные родители безусловно принимают своих детей, однако испытывают трудности в сопереживании, понимании детских эмоциональных проявлений и состояний, не учитывают их во взаимодействии, довольно редко проявляют инициативу в общении с дошкольниками, а в совместной детско-взрослой деятельности, как правило, подавляют детскую инициативу своей активностью, не стимулируя самостоятельность ребенка. Мать является наиболее значимым взрослым источником проявления родительской любви для опрошенных нами дошкольников

[3].

На основании полученных результатов нами была разработана и апробирована модель психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста, реализуемая на базе учреждений дополнительного образования. Целью работы в рамках этой модели является создание условий для улучшения понимания и эмоционального сближения в детско-родительском взаимодействии путем формирования детско-взрослой общности. Все испытуемые были разделены на две группы: эксперимен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.