Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста'

Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5613
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ВОЗРАСТ / РЕБЕНОК / ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EMOTIONS / EMOTIONALITY / CORRECTION OF EMOTIONAL DEVELOPMENT / DIALOGUE / EMOTIONAL SPHERE / AGE / CHILD / LEADING KIND OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Наталья Борисовна

В статье показаны особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты закономерности влияния эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников. Проанализированы причины возможных психосоматических нарушений, возникающих в результате перехода к учебной деятельности. Автором проведено тестирование детей начальной школы и представлены результаты исследования. Описаны основные направления коррекционной работы с детьми. Показана взаимосвязь между эмоциональной реакцией детей во время проведения тестирования и отдельными личностными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correctional Developing Work of Psychologists with Emotional Sphere of Preschool and Primary School-Aged Children

The article deals with the development of emotional sphere of preschool and primary school-aged children. Regularities influence of emotional sphere on the development of personality of primary school-aged children are revealed. The reasons of the possible psychosomatic disturbances emerging during transition to educational activity are analyzed. The author has carried out testing of children of an elementary school and the results of the research are presented. The basic directions of correctional work with children are described. The interrelation between emotional reaction of children during the test and separate personal characteristics according to the results are shown.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста»

УДК125.27 ББК Ю983.4

Н. Б. Никитина

г. Чита

Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

В статье показаны особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты закономерности влияния эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников. Проанализированы причины возможных психосоматических нарушений, возникающих в результате перехода к учебной деятельности.

Автором проведено тестирование детей начальной школы и представлены результаты исследования. Описаны основные направления коррекционной работы с детьми. Показана взаимосвязь между эмоциональной реакцией детей во время проведения тестирования и отдельными личностными характеристиками.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональность, коррекция эмоционального развития, общение, эмоциональная сфера, возраст, ребенок, ведущий вид деятельности.

N. B. Nikitina

Chita

Correctional Developing Work of Psychologists with Emotional Sphere of Preschool and Primary School-Aged Children

The article deals with the development of emotional sphere of preschool and primary school-aged children. Regularities influence of emotional sphere on the development of personality of primary school-aged children are revealed. The reasons of the possible psychosomatic disturbances emerging during transition to educational activity are analyzed. The author has carried out testing of children of an elementary school and the results of the research are presented. The basic directions of correctional work with children are described. The interrelation between emotional reaction of children during the test and separate personal characteristics according to the results are shown.

Key words: emotions, emotionality, correction of emotional development, dialogue, emotional sphere, age, child, leading kind of activity.

Непосредственное коррекционное воздействие психолога с ребенком начинается с установления эмоционального контакта.

Основным условием успешности решения данной задачи является то, что психолог должен исходить из интересов ребенка, начинать взаимодействие с той деятельности, которую выберет сам ребенок из ряда предложенных.

Коррекция эмоционального развития ребенка происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста. Часто это техники, связанные с игровой, художественной, музыкальной, эстетической деятельностью.

Психологу необходимо организовать эмпа-тическое общение, сопереживание, обеспечить переживания ребенком чувства собственного достоинства, создание атмосферы принятия ребенка и всех его продуктивных проявлений.

В коррекционно-развивающей работе могут быть как групповые, так и индивидуальные занятия. На начальном этапе лучше использовать индивидуальные формы работы. Это позволяет лучше узнать социальную ситуацию развития каждого ребенка, снизить высокий уровень тревожности и вызвать у ребенка интерес к работе с психологом.

Коррекция эмоциональной сферы - это гармонизация, преодоление негативных эмоциональных состояний.

Е. И. Изотова определяет пять основных условий осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка.

1. Проведение коррекционных воздействий по механизму компенсации, т. е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы.

2. Системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекцион-

ную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные способности, компетентность и др.), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится.

3. Оказание кредита доверия ребенку, т. е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним.

4. Формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках, а также учет того, что цели коррекционного взаимодействия должны быть реалистичными.

5. Охрана интересов ребенка, т. е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью [9, с. 104].

Эмоции - это неотъемлемая часть жизни человека, которая сопровождает практически любые проявления активности. В психологическом словаре дается следующее определение эмоций. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности; в том числе они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление [4, с. 623].

Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, следовательно, нет возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяются социальными условиями существования.

Проблеме появления различных эмоциональных модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования.

В психологии выделяют 10 фундаментальных эмоций, которые обладают свойственными именно им адаптивными функциями и уникальными мотивационными качествами. Это: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Одной из причин возникновения человеческих эмоций, по мнению К. Изарда, является необходимость обеспечения социальной связи между матерью и ребенком. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала сильнейшей потребности держать его на руках. А ребенок во всем зависит от матери: она кормит его, когда он голоден, согревает, если ему холодно, ухаживает за ним, защищает от опасности [8, с. 128].

Развитие эмоциональной сферы ребенка начинается еще до рождения. Осознанное желание родителей иметь ребенка является одним из главных моментов в формировании психоэмоциональной структуры личности будущего ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих людей складывается у желанного ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» - эта формула, записанная в подсознании малыша, определяет не только его развитие, но и весь жизненный путь будущей личности. Ребенок, в необходимости появления которого на свет родители долго сомневались, существенно отличается от желанного. Своим поведением этот малыш как бы мстит родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание».

Уже новорожденный ребенок обладает индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (потребность в новых впечатлениях, социальные потребности общения). Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, а их удовлетворение -радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности. Таким образом, потребности и их удовлетворение являются основой эмоциональных переживаний у малыша.

Эмоции в жизни маленького ребенка играют особенную роль. Они являются первой формой связи ребенка с окружающим миром. Эмоции служат выражением отношения ребенка к предметному миру, толкают к познанию, тем самым способствуя всестороннему развитию малыша, они представляют собой одно из средств общения ребенка со взрослыми и детьми.

Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.

Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие малыша [11, с. 115].

Эмоциональная окрашенность взаимоотношений ребенка с окружающей действительность обнаруживается на самых ранних этапах онтогенеза. С возникновением у младенца положительного эмоционального отношения к матери или другому близкому взрослому.

Данное явление в психологии называется «комплекс оживления», термин введен отечественными исследователями закономерностей развития в период новорожденности и младенчества (Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурина, П. М. Денисова). «Комплекс оживления» представляет собой систему поэтапных действий новорожденного: концентрацию на привлекшем внимание объекте (зрительное и слуховое сосредоточение) и активное привлечение внимания взрослого (движения рук и ног, улыбка и гуление). Эмоции по типу «комплекса оживления» формируются у ребенка на основе приобретаемого опыта практического взаимодействия и общения с близкими людьми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности, обеспечивают комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или он недостаточен, то появление «комплекса оживления» задерживается или блокируется, что оказывает негативное влияние на все дальнейшее развитие детской личности.

Эмоция «комплекс оживления» является первым новообразованием эмоционального развития, которое рассматривается практически во всех отечественных исследованиях эмоциональной сферы ребенка. Эта эмоция, по мнению А. В. Запорожца, является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших чувств [6, с. 128].

Появление комплекса оживления свидетельствует о начале развития у младенца социальных эмоций.

Пример холодности и замкнутости может возникнуть в результате развития у ребенка го-спитализма и при эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация - продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

В работах Н. М. Аксариной отмечается, что наиболее характерными причинами, вызывающими отрицательные эмоции у детей, являются следующие:

- срыв привычного стереотипа поведения;

- неправильное построение режима дня ребенка;

- неправильные воспитательные приемы;

- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

- создание односторонней эмоциональной привязанности у ребенка;

- отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых.

По мнению П. Б. Якобсон, при переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. Возрастная динамика содержания эмоций у ребенка заключается в том, что «одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание».

Более устойчивыми в период дошкольного детства становятся эмпатические переживания.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатия характеризуется слабым развитием рефлексивной стороны, замкнутостью в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Выделяют два вида эмпатии - гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость).

Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдание другого в этом случае является лишь поводом переживания за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти). В дошкольном возрасте проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя [1, с. 32].

По мнению А. В. Запорожца, возникновение новых эмоций прежде всего связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способами и приемами. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Группа

нравственных эмоций играет важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности [6, с. 34].

Ребенок-дошкольник уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями. Это проявляется и развивается в ролевой игре ребенка.

В дошкольном возрасте дети способны различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к шести годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции [11, с. 199].

Общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфических человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.

Успешное развитие малыша немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание - вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребенку в процессе его общения со взрослыми помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности, а также способствует формированию у малыша здоровой эмоциональности.

В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Главный повод для радости - это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Главная причина огорчений дошкольника - разлад в семье.

Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение.

Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника:

- усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;

- формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка;

- становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка- дошкольника.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основ-

ному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания [10, с. 296].

Умение владеть своими эмоциями растет у ребенка год от года. В период дошкольного детства ребенок не только приобрел эмоциональный опыт, но и у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика. Ребенок младшего школьного возраста начинает более сдержанно выражать свои эмоции [7, с. 96].

Выделяют несколько аспектов школьной зрелости. Один из них - эмоциональная зрелость. Под эмоциональной зрелостью понимается уменьшение импульсивных реакций ребенка и его возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание [11, с. 259].

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния.

А. Н. Фоминова установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - «трудности в обучении». По данным А. Д. Андреевой, наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Как показали Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет».

Именно поэтому родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто приходят к психологам на консультацию. Причины обращений - проблемы в развитии эмоциональной сферы: страхи, отсутствие мотивации к учению, плаксивость, замкнутость и др.

Нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными [2, с. 32].

С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания у ребенка: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречивые переживания могут порождать фрустрацию [10, с. 260].

Для развития личности ребенка важна гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей его средой. Отсутствие эмоциональной связи в виде любви, нежности, привязанности, нежных чувств и внимании наряду с другими лишениями имеет патогенное значение для развития индивида с широким спектром проявлений в виде снижения коммуникативно-познавательной активности, дефицитарности мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-личностных нарушений и аффективных расстройств поведения. Ребенок остро нуждается в подтверждении любви и ощущении своей нужности окружающим.

Для эмоционального благополучия ребенка необходимо воздействовать на родителей для того, чтобы в семье был обеспечен душевный комфорт, тогда ребенок будет фантазировать, стремиться к оригинальным решениям проблем [3, с. 56].

В проведенном нами исследовании с детьми младшего школьного возраста были выявлены следующие результаты. В обследовании были использованы следующие диагностические методики: беседа, наблюдение, проективный тест «Рисунок семьи», диагностическая методика «Раскрась картинки» и методика «Рисунок самого красивого -самого некрасивого». Идея использования рисунка семьи для диагнгостики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых В. Хьюлс, А. И. Захаров, Н. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман и др. Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие обследуемого в семье по степени выраженности различных показателей (изображение всех членов семьи; совместная деятельность, изображенная на рисунке; расстояние между членами семьи на рисунке; цвета, используемые во время рисования, пояснения во время рисования и др). Результаты тестирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Тест «Рисунок семьи»

Класс обуче- ния Общее число детей «Рисунок семьи» Изображены все члены семьи «Рисунок семьи» Нет ребенка (автора) на рисунке Отказ рисовать «Рисунок семьи»

1 класс 26 11 10 5

2 класс 20 1 5 14

3 класс 30 22 10 8

В результате 27 из 76 учащихся отказались рисовать. В 25 работах дети не рисовали себя в составе семьи, и лишь 34 рисунка - это «Рисунок семьи», где были изображены все члены семьи. Вывод: более чем у 50 % детей младшего школьного возраста по результатам тестирования присутствует, неудовлетворенность существующей ситуацией, возникшей в семье. Это может быть одной из основных причин школьной неуспеваемости и трудностей возникающих в процессе обучения.

Часто родители недооценивают важность эмоциональных переживаний и состояний ребенка. Влияние негативных переживаний могут быть оказаны как на познавательную, так и на поведенческую и мотивационную сферы личности ребенка.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только прежних форм отношений, но и учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие у него чувства личности.

У детей дошкольного возраста проявляется так называемый внешний интерес к школе, желание освоить новую социальную роль школьника, но если ребенок не будет получать эмоциональную поддержку близких и родственников, то при первых же неудачах и сложностях интерес к школьному обучению угаснет, и страхи, негативное отношение будут на первом месте, а мотивация учебной деятельности будет мала.

В процессе тестирования дети младшего школьного возраста вели себя по-разному, но если разделить особенности эмоциональных проявлений на две группы: эмоциональное поведение во время тестирования и неэмоциональное (замкнутость, скованность, отсутствие желания общаться и др.), - то можно представить результат в следующем виде (табл. 2).

Таблица 2

Особенности эмоциональных реакций детей во время проведения тестирования

Класс обуче- ния Общее число тестируемых Эмоциональность в процессе тестирования Неэмоциональные реакции, замкнутость и др.

1 класс 26 10 16

2 класс 20 12 8

3 класс 30 13 17

всего 76 35 41

По результатам тестов «Рисунок самого красивого - самого некрасивого» и «Раскрась картинки» можно сделать следующие выводы:

- 64 % от общего числа опрошенных детей имеют высокий познавательный интерес;

- 43 % детей обладают усидчивостью и способны длительное время заниматься одним видом деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 53 % младших школьников имеют средний уровень социальных переживаний, т. е. дети адаптированы и хорошо социализированы, но имеется недостаток эмоциональности;

- 4 % детей имеют высокий уровень социальных переживаний, что говорит о высоком уровне развития социальных переживаний и высокой эмоциональности ребенка.

Было выявлено 67 % детей, испытывающих недостаток внимания и эмоциональной поддержки в семье, что может привести к отчуждению в детско-родительских отношениях в дальнейшем.

В процессе тестирования 35 детей младшего школьного возраста из 76 были эмоциональны, 41 ребенок не проявлял эмоциональности - эти дети были замкнуты и малообщительны.

Учитывая результаты тестирования, можно сделать вывод, что коррекционную работу необходимо проводить с детьми, но важный аспект, влияющий на результативность данной работы - это работа с семьей ребенка. Необходимо гармонизация детско-родительских отношений, выявление причин отчуждения в семье ребенка (результаты проективной методики «Рисунок семьи»), а также необходима работа с педагогами, которые работают с ребенком (воспитатели, учителя).

А. Н. Леонтьев отмечал, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Они не несут информации о внешних объектах, их связях и отношениях. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельностью. Эмоции способны регулировать деятельность в соот-

ветствии с предвосхищающими обстоятельствами. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности, но и в формировании новых мотивов.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста [5, с. 189].

Итак, влияние эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников выражается в следующих закономерностях:

1) высокая реактивность на происходящие события и эмоциальная окрашенность восприятия регулируют динамику развития воображения, умственной и физической деятельности;

2) высокий уровень социальных переживаний блокирует качество понимания школьником учебной задачи, т. к. в данном случае невозможно справиться с заданием ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

3) склонность к кратковременным и бурным аффектам; эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений, обусловленные психофизиологическими особенностями данного возраста, негативно сказываются на регуляции учебной деятельности;

4) слабая сформированность осознания своих и понимания чужих эмоций (исключение составляют базовые эмоции страха и радости) приводит к неадекватным ответным эмоциональным реакциям.

«Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. 2-е изд. М.: Академия 1996. 224 с.

2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004. 271 с.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

4. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 с.

5. Виноградова Н. И. Психологические факторы познавательного саморазвития // Ученые записки. Серия «Педагогика и психология». 5 (34). 2010. С. 187-193.

6. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

7. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб.: КАРО, 2006. 416 с.

8. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

9. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.

10. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 672 с.

11. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 651 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.