Научная статья на тему 'Семья как фактор эмоционального развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами'

Семья как фактор эмоционального развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PARENT-CHILD RELATIONS / COCHLEAR IMPLANTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламова Татьяна Михайловна, Григор Яна Александровна

Статья посвящена исследованию семьи как фактора развития эмоциональной сферы детей с кохлеарными имплантами за счет изучения эмоционального интеллекта родителей, а также особенностей их взаимоотношений с ребенком. Эмоциональное развитие с опорой на модель Е.И. Изотовой в рамках данной работы рассматривалось как взаимодействие аффективного, когнитивного и реактивного компонентов. Выборку исследования составили 26 дошкольников (две подгруппы по 13 человек) и 28 родителей (15 и 13 человек в экспериментальной и контрольной подгруппах соответственно). Предполагалось, что обозначенные параметры будут оказывать сходное влияние на уровень эмоционального развития детей в каждой из выборок, однако результаты эмпирического исследования позволили, во-первых, определить специфику контрольной и экспериментальной групп, во-вторых, выявить ряд тенденций соотношения изучаемых явлений и, в-третьих, установить значимые различия между показателями детских подгрупп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харламова Татьяна Михайловна, Григор Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A DEVELOPMENT FACTOR OF PRESCHOOL COCHLEAR IMPLANTED CHILDREN’S EMOTIONAL SPHERE

This article focuses on family as a development factor of children’s emotional sphere through examination of parental emotional intelligence and their relationships with cochlear-implanted child. According to Izotova’s model emotional development consisted of three interrelated components: affective, cognitive and reactive. 26 preschool children (13 in each group) and 28 parents (15 and 13 people in experimental and control groups respectively) took part in this study. It was originally anticipated that parental emotional intelligence and parent-child relations will correlate with children’s level of emotional development similarly in each group. However the final results didn’t confirmed our hypothesis and provided the opportunity to find a few new trends and ascertained significant differences between two groups of children.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор эмоционального развития детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами»

УДК 159.942

Харламова Татьяна Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической

психологии e-mail: tanyahar@yandex. ru

Григор Яна Александровна

студентка V курса специальности «Клиническая психология» e-mail: iana.grigor@yandex. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342) 239-65-75

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ

Тatiana М. Kharlamova

Associate Professor at Department of General and Clinical Psychology, Ph.D.

e-mail: tanyahar@yandex.ru

Yana A. Grigor

Undergraduate at Department of General and Clinical Psychology

e-mail: iana.grigor@yandex. ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia

FAMILY AS A DEVELOPMENT FACTOR OF PRESCHOOL COCHLEAR IMPLANTED CHILDREN'S EMOTIONAL SPHERE

Аннотация. Статья посвящена исследованию семьи как фактора развития эмоциональной сферы детей с кохлеарными имплантами за счет изучения эмоционального интеллекта родителей, а также особенностей их взаимоотношений с ребенком. Эмоциональное развитие с опорой на модель Е.И. Изотовой в рамках данной работы рассматривалось как взаимодействие аффективного, когнитивного и реактивного компонентов. Выборку исследования составили 26 дошкольников (две подгруппы по 13 человек) и 28 родителей (15 и 13 человек в экспериментальной и контрольной подгруппах соответственно). Предполагалось, что обозначенные параметры будут оказывать сходное влияние на уровень эмоционального развития детей

© Харламова Т.М., Григор Я.А., 2018

в каждой из выборок, однако результаты эмпирического исследования позволили, во-первых, определить специфику контрольной и экспериментальной групп, во-вторых, выявить ряд тенденций соотношения изучаемых явлений и, в-третьих, установить значимые различия между показателями детских подгрупп.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, кохлеарная имплантация.

Abstract. This article focuses on family as a development factor of children's emotional sphere through examination of parental emotional intelligence and their relationships with cochlear-implanted child. According to Izotova's model emotional development consisted of three interrelated components: affective, cognitive and reactive. 26 preschool children (13 in each group) and 28 parents (15 and 13 people in experimental and control groups respectively) took part in this study. It was originally anticipated that parental emotional intelligence and parent-child relations will correlate with children's level of emotional development similarly in each group. However the final results didn't confirmed our hypothesis and provided the opportunity to find a few new trends and ascertained significant differences between two groups of children.

Key words: emotional development, emotional intelligence, parent-child relations, cochlear implantation.

В настоящее время согласно данным психолого-педагогических исследований (М.В. Волкова, 2009; Е.В. Гаврилова, 2011; Е.И. Изотова, 2004, 2015, 2016; Ю.А. Лаптева, 2016; Т.Ю. Сироткина, 2014; Е.В. Свистунова, 2016 и др.) развитие эмоциональной сферы детей рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Дошкольный возраст является периодом закрепления ключевых новообразований эмоциональной сферы ребенка: эмоциональная децентрация (Г.М. Бреслав), механизмы эмоционального предвосхищения (А.В. Запорожец) и др.

Развитие эмоциональной сферы в первую очередь происходит в семье, и от того, насколько родители осознают, выражают, а также управляют как своими эмоциями, так и эмоциями других людей, зависит основа, на базе которой в дальнейшем будет формироваться эмоциональная сфера ребенка. В случае с детьми, имеющими нарушения слуха, вопрос встает еще более остро. Первичный дефект в виде поражения или недоразвития слухового анализатора неуклонно ведет к возникновению вторичных и третичных нарушений, о чем писал еще Л.С. Выготский. При этом наиболее заметными становятся недостатки развития речи, познавательных процессов, вследствие чего эмоциональная сфера данной группы детей нередко остается без внимания, хотя именно эмоции могут стать для ребенка опорой в коммуникации с окружающим миром.

Последней выделенной в мире группой детей с нарушениями слуха являются дети с кохлеарными имплантами. Кохлеарная имплантация - это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством

электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. После кохлеарной имплантации статус детей с нарушениями слуха меняется: они «уже не глухие, но еще не слышащие» [4, с. 39], что обусловливает специфику их развития.

В исследованиях В. Петшака было установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми. В работах Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой, Н.А. Рау был сделан акцент на том, что при правильно организованном процессе обучения ребенок с нарушенным слухом по уровню эмоционального развития может приблизиться к слышащим [3, с. 6].

Эмоциональное развитие детей, в соответствии с моделью Е.И. Изотовой, понимается как совокупность трех взаимодействующих компонентов (рис. 1):

■ аффективного (совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка);

■ когнитивного (система знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере человека);

■ реактивного (способы непроизвольного эмоционального реагирования и возможность произвольной регуляции эмоций).

Рис. 1. Базовая трехкомпонентная модель эмоционального развития, по Е.И. Изотовой

Ранее мы обращались к проблемам детей с тяжелыми нарушениями слуха [2, 5, 6]. В рамках данной работы особое внимание было уделено влиянию уровня эмоционального интеллекта родителей, а также особенностей их взаимоотношений с ребенком на уровень его эмоционального развития. Эмоциональный интеллект, согласно Д.В. Люсину, представляет собой способность человека к пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими, что соответствует когнитивному и реактивному компонентам в модели Е.И. Изотовой. Семейные взаимоотношения в свою очередь во многом отражают аффективный компонент обозначенной модели, выражаясь

в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, эмоциональной теплоте, поддержке и психологической защите. Перечисленные параметры в совокупности составляют эмоциональную функцию семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).

Следует подчеркнуть, что родительское отношение также обогащает эмоциональный опыт ребенка, закрепляя одни переживания, ослабляя другие и тем самым формируя основу эмоциональной сферы, от чего в дальнейшем зависит характер его мироощущения (оптимистичного или пессимистичного), вектор мышления, мировоззрения [1, с. 17].

Таким образом, в рамках данной исследовательской работы семья как фактор эмоционального развития ребенка рассматривается нами за счет взаимодействия и взаимовлияния таких показателей, как уровень эмоционального интеллекта родителей и особенностей их взаимоотношений с ребенком. Теоретический анализ литературы позволяет предположить, что в совокупности данные показатели оказывают значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, представленной когнитивным, аффективным и реактивным компонентами.

Целью исследования являлось выявление особенностей оказываемого родителями влияния на эмоциональное развитие детей с кохлеарными имплантами.

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что совокупность выделенных компонентов, посредством которых семья влияет на эмоциональное развитие детей, будет отражаться на уровне развития эмоциональной сферы детей контрольной и экспериментальной групп и, более того, будет оказывать сходное влияние в каждой из выборок.

Дополнительно было выдвинуто предположение о том, что уровень эмоционального интеллекта родителей детей с кохлеарными имплантами будет выше, поскольку до проведения операции эмоции являлись одним из ключевых способов их коммуникации с ребенком.

Выборку исследования составили воспитанники МАДОУ «Детский сад № 396» г. Перми (26 человек) и их родители (28 человек). В детскую экспериментальную и контрольную группу были включены по 13 детей, в родительские выборки - 15 и 13 соответственно. Численность экспериментальной выборки увеличена за счет того, что в двух случаях участие приняли оба родителя.

Для детских и родительских выборок были сформированы отельные комплекты методик. Детям была предложена методика, направленная на оценку уровня их эмоционального развития:

■ «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова). Диагностическая серия В-1.

Вторую группу составили методы, предназначенные для родителей:

■ «Эмоциональный интеллект» (Д.В. Люсин) для определения уровня эмоционального развития родителей на основании их способности к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями.

■ «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) с целью установить специфику восприятия родителем его взаимоотношений с ребенком.

В результате проведенной работы были получены данные, частично подтверждающие основную гипотезу нашего исследования. Было определено, что совокупность выделенных параметров, посредством которых семья влияет на эмоциональное развитие детей, действительно отражается на уровне развития их эмоциональной сферы. Однако взаимодействие данных компонентов в каждой из выборок было отличным и обладало своей спецификой. Так, в экспериментальной группе родителей наблюдались значимо более высокие показатели управления эмоциями по опроснику «Эмоциональный интеллект» (Д.В. Люсин), коррелирующими с высокими результатами по шкале требовательности в методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) и низким уровнем понимания эмоций по методике «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) в детской выборке. Можно предположить, что чрезмерный внутренний контроль эмоций у родителей экспериментальной группы, помогающий им справляться со стрессом, тревогой и раздражением, во-первых, имеет тенденцию распространяться вовне и выражаться в усиленном контроле над детьми, повышенной требовательности к ним, во-вторых, сужает их эмоциональный опыт, ограничивая знакомство с рядом переживаний (рис. 2).

Низкий уровень понимания ребенком эмоций

А

Рис. 2. Влияние высокого уровня управления эмоциями родителей на эмоциональное развитие ребенка

Ограниченный эмоциональный опыт ребенка

В контрольных группах детей и родителей уровень эмоционального развития детей, в особенности показатель «понимание эмоций», оказался взаимосвязан с уровнем эмоционального интеллекта родителей. Полученный результат указывает на то, что в группе нормы (слышащие родители и слышащие дети) способность родителей к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями отражается на эмоциональном развитии ребенка. Отсутствие подобной взаимосвязи в экспериментальной группе можно пояснить тем, что родители всех детей с кохлеарными имплантами, участвующими в исследовании, являются слышащими и их коммуникация с ребенком, имеющим нарушения слуха, может быть существенно затруднена.

Частичное подтверждение получила выдвинутая нами дополнительная гипотеза о том, что эмоциональный интеллект экспериментальной группы родителей будет превышать показатели контрольной. В процентном соотношении 67 % родителей детей с кохлеарными имплантами продемонстрировали высокий уровень эмоционального интеллекта, 33 % -средний, низких показателей обнаружено не было. В группе нормы ситуация сложилась следующим образом: 46 % - высокие показатели, 31 % - средние, 23 % - низкие (рис. 3). Таким образом, анализ описательной статистики первичных данных позволяет отметить обозначенную тенденцию, но согласно математической обработке выявленные различия оказались не значимы.

Рис. 3. Описательная статистика уровня эмоционального интеллекта родителей

При этом значимые различия были обнаружены при сравнении уровня эмоционального развития двух детских подгрупп. Данные описательной статистики позволяют выявить, что высокий уровень эмоционального развития демонстрируют 23 % детей экспериментальной группы и 38 % контрольной, средний - 46 % и 62 % соответственно, а низкие показатели наблюдались у 31

% дошкольников с кохлеарными имплантами (рис. 4). Согласно полученным данным, отставание дошкольников с кохлеарными имплантами по уровню развития эмоциональной сферы от их слышащих сверстников является существенным.

Рис. 4. Описательная статистика уровня эмоционального развития детей

Полученные результаты позволили определить взаимосвязи изучаемых явлений, проследить ряд тенденций и закономерностей, объединяющих часть параметров изучения влияния семьи на уровень эмоционального развития детей с кохлеарными имплантами. Прикладное значение полученных результатов выражается в возможности на их основе создать рекомендации для родителей как экспериментальной, так и контрольной групп по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях семьи.

Список литературы

1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестн. психиатрии и психологии Чувашии. - 2014. -Вып. 10. - С. 38-59.

2. Григор Я.А., Харламова Т.М. Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 80-81.

3. Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 23 с.

4. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Кохлеарная имплантация: динамическая педагогическая классификация детей // Спец. образование. -2014. - Т. 2, № 10. - С. 17-21.

5. Харламова Т.М., Григор Я.А. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с кохлеарными имплантами: материалы IX Всерос. аспирант.-студенч. науч. конф. «Будущее психологии - 2016» (22.06.16); Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2016. - Вып. 9. - С. 88-93.

6. Харламова Т.М., Григор Я.А. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями слуха = Kharlamova T.M., Grigor Y.A. Specificity of the emotional sphere of preschool children with severe hearing impairments: материалы Междунар. науч. конф. «Фундаментальные и прикладные исследования в медицине» («Fundamental and applied research in medicine», 20-26 окт. 2016 г., г. Амстердам, Нидерланды) // Междунар. журн. эксперимент. образования. - 2016. - № 8. - С. 125-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.