УДК 159.955
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0094
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
© 2019
Подпругина Виктория Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Московский государственный лингвистический университет (119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, д. 38, e-mail: viktoriyavp@mail.ru)
Аннотация. Цель: выявить и проанализировать представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; определить, как развита способность к пониманию, распознаванию эмоций у родителей, уровень их способности к сопереживанию, как они понимают эмоциональные проявления своих детей и насколько эмоциональная компетентность родителей способствует развитию эмоций у детей. Методы: выполнен ряд диагностических работ, качественно-количественный, сравнительный анализ. Использовались методики исследования эмоционального интеллекта и эмпатии; выявления осведомленности детей о содержании чувств и эмоций, о понимании мимических выражений разных эмоциональных модальностей, о причинах, вызывающих определенное эмоциональное состояние и эмпатическое реагирование. Результаты: Установлено, что уровень эмоциональной осведомленности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи значительно уступает возрастным нормам и соответствует показателям старших дошкольников. Сравнительный анализ уровней общего недоразвития речи и уровней эмоционального развития показал неоднозначность соответствия, что позволяет констатировать вариативность факторов эмоционального развития. Научная новизна: представлена структура эмоциональной компетентности родителей ее роль в эмоциональном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Практическая значимость: основные положения и выводы исследования могут быть широко использованы в научной, педагогической и различных видах психологической деятельности в вопросах, связанных с эмоциональными проявлениями.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность; эмоциональная осведомленность; эмоциональный интеллект; распознавание эмоциональных проявлений; эмоциональное реагирование; тяжелое нарушение речи; эмпатия.
EMOTIONAL COMPETENCE OF THE PARENTS AS A FACTOR IN RECOGNITION OF EMOTIONAL DISPLAYS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
© 2019
Podprugina Victoria Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychology and pedagogical anthropology Moscow State Linguistic University (119034, Russia, Moscow, Ostozhenka street, 38, e-mail: viktoriyavp@mail.ru)
Abstract. Purpose: to identify and analyze ideas about emotions in children of primary school age with speech disorders; to determine how the ability to understand, recognize emotions in parents, the level of their ability to empathize, how they understand the emotional manifestations of their children and how emotional competence of parents contributes to the development of emotions in children. Methods: a number of diagnostic works, qualitative and quantitative, comparative analysis were performed. Methods of research of emotional intelligence and empathy were used; identification of children's awareness of the content of feelings and emotions, the understanding of facial expressions of different emotional modalities, the causes that cause a certain emotional state and empathic response. Results: it was found that the level of emotional awareness in younger students with severe speech disorders is significantly inferior to the age norms and corresponds to the indicators of older preschoolers. Comparative analysis of the levels of General underdevelopment of speech and levels of emotional development showed ambiguity of compliance, which allows us to state the variability of factors of emotional development. Scientific novelty: the structure of emotional competence of parents is presented its role in the emotional development of children with severe speech disorders. Practical significance: the main provisions and conclusions of the study can be widely used in scientific, pedagogical and various types of psychological activities in matters related to emotional manifestations.
Keywords: emotional competence; emotional awareness; emotional intelligence; recognition of emotional manifestations; emotional response; severe speech impairment; empathy.
Постановка проблемы исследования. Понимание своих эмоций и эмоций другого человека является необходимым условием для благополучного взаимодействия. Особенно это важно по отношению к детям, которые не владеют необходимым лексическим запасом для объяснения своих намерений, желаний, переживаний и выражают свое отношение не столько словом, сколько эмоциями. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями речи. В свою очередь, особенности речевого развития не позволяют обозначить знаком (словом) всю гамму переживаемых эмоций, что может провоцировать не только дискретные эмоциональные вспышки в поведении детей, но способствовать возникновению невротических реакций, состояний. Еще Л. С. Выготский отмечал наличие вторичного дефекта у данной категории детей (с ограниченными возможностями здоровья, далее ОВЗ), который проявляется в особенностях личностного развития [1]. Это обстоятельство требует создания определенных условий для сопровождения ребенка с ОВЗ. Одним из таких условий являются детско-родительские отношения.
Теоретический анализ по проблеме исследования.
366
Важность позитивного эмоционального реагирования на потребности ребенка впервые исследовал Дж. Боулби и доказал, что в первый год жизни формируется базовая модель эмоциональной диады мать - дитя, которая впоследствии оказывает влияние на все взаимоотношения со значимыми другими [2]. В представленных классификациях детско-родительских отношений, несмотря на различные основания, параметру «эмоциональность» уделяется особое внимание [3; 4]. Во многих исследованиях показана важность эмоциональных проявлений, более того доказано, что их переизбыток, как и недостаток, имеют негативные последствия [5;6]. Однако как распознают родители эмоции детей, какие имеют представления об эмоциональном поведении, о том, что знают их дети об эмоциях - эти вопросы остаются открытыми.
Рядом работ установлено, что способность распознавать эмоции формируется в процессе развития и неодинакова в отношении разных модальностей [7-14]. Знания об эмоциях, которые позволяют распознавать эмоции другого; реагировать адекватно ситуации, проявлять свои эмоции; способность к сопереживанию, эмпатии
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
психологические науки
Подпругина Виктория Викторовна ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...
определяют как «эмоциональный интеллект» [15]. И хотя к этому понятию отнеслись неоднозначно, интерес к данному феномену проявляют как отечественные, так и зарубежные авторы [16;17; 18].
Необходимо отметить, что одним из первых кто заявил о когнитивном компоненте эмоций, был К. Станиславский [19]. Режиссер наблюдал их активное проявление в актерской деятельности и обозначил их суть - «умные эмоции», которые можно вызывать, задавая определенную модальность, независимо от эмоционального состояния актера, опираясь на представления, ментальные репрезентации. М.А.Холодная считает, что ментальные репрезентации есть оперативная форма ментального опыта. «Эти формы изменяются по мере изменения ситуации и интеллектуальных усилий субъекта, являясь специализированной и детализированной умственной картиной события» [20, с.277].
Цель: исследовать ментальные репрезентации эмоций у детей с нарушением речи, проанализировать эмоциональную компетентность родителей и выявить тенденции к взаимосвязи.
Обоснование методического материала. Мы предположили, что эмоциональную компетентность родителей можно проследить по параметрам эмоционального интеллекта и способности к эмпатии. Несмотря на то, что эмоциональный интеллект содержит параметр «эм-патия» мы сочли необходимым определить не только представления родителей о сопереживании, но и их способность сопереживать, что является, по нашему мнению, важным компонентом эмоциональной компетентности. Представления об эмоциях у детей с нарушением речи исследовали посредством осведомленности об эмоциях и эмоциональных проявлений. Под эмоциональными проявлениями мы понимаем способность детей распознавать свои и чужие эмоции, владеть способами их трансляции, быть эмоционально осведомленным в различных ситуациях, адекватно их воспринимать и транслировать в соответствии с ментальными представлениями.
Объект исследования: представления об эмоциях и их проявления.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об эмоциях у родителей и детей с нарушениями речи.
Основные гипотезы:
1. Представления об эмоциях у родителей и детей с нарушениями речи могут иметь неоднозначные связи.
Эмпирические:
2. Чем ниже уровень Бр у родителей, тем в большей степени дети склонны к проявлению быстрых эмоциональных реакций (нетерпеливости, сверхчувствительности, возбуждаемости).
3. Уровень эмоциональной осведомленности детей взаимосвязан с эмпатическими способностями родителей.
4. Чем лучше родители управляют своими эмоциями, тем выше уровень эмоциональной осведомленности у детей.
В соответствии с целью и гипотезами поставлены следующие задачи:
1. Выявить представления об эмоциях у детей с нарушением речи;
2. Выявить эмоциональные представления у родителей;
3. Провести всесторонний анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.
Участники исследования: 25 младших школьников с различными речевыми нарушениями и 25 родителей. Всего - 50 человек.
Методы: наблюдения, беседа, анкетирование, диагностики, методы математической статистики.
Методики: «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И.Изотовой [21]; Опросник для родителей об эмоциональных особенностях ребенка Е.И.Изотовой
[22, с.192]; Оценка эмоционального интеллекта «Опросник EQ» Н.Холла [23, с.633]; «Уровень эмпати-ческих способностей» В.В.Бойко [24, с.161]. Полученные результаты и их обсуждение Представление об эмоциях у детей анализировалось по четырем параметрам: содержание эмоций, выражение эмоций, причины эмоциональных состояний, эмпа-тия. Детям в ходе беседы задавались вопросы и фиксировались их ответы.
Полученные словесные отчеты были всесторонне качественно и количественно проанализированы, составлен тезаурус слов для всех параметров. Результаты по средним значениям представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели представлений об эмоциях (средний балл)
Содержание эмоций и чувств эмоций Причины эмоци о нальных выражений Эмпатия Общий средний балл
2.76 6.16 3.96 2S96 15.86
Полученный средний балл в нашей группе соответствует по возрастным нормативным показателям старшему дошкольному возрасту. Шинкарева Н.А., анализируя словарный запас дошкольников, выявила их творческую составляющую [25]. В нашем случае, дети, несмотря на более старший возраст, демонстрировали скудный словарный запас и основную информацию содержания.
Таким образом, можно констатировать, что дети с тяжелыми нарушениями речи значительно отстают от сверстников в эмоциональном развитии.
Мы сопоставили уровень эмоционального развития и тяжесть речевой патологии. Сравнительный анализ эмоционального и речевого развития позволяет констатировать, что речевое недоразвитие детей тормозит их эмоциональное развитие, но не является при этом главной причиной отставания.
Таким образом, у детей с нарушением речи преобладают знания о выражении эмоций, в меньшей степени они могут объяснить их причины и с трудом понимают содержание эмоций и чувств. В целом, в сравнении со сверстниками дети с нарушением речи показывают низкий уровень структурированности представлений об эмоциях.
Эмоциональная компетентность родителей. Можно предположить, что эмоциональная компетентность родителей есть сложная неоднозначная структура, включающая не только когнитивный компонент - знания об эмоциях, но и способность к эмоциональному переживанию, к эмпатии.
Было проведено анкетирование с целью выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка позицию родителей по следующим показателям: эмоциональный опыт ребенка; присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности; наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях; эмоциональное поле ребенка; эмоциональный (модальный) стиль ребенка; экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка.
В заполнении опросника принимали участие 19 человек (6 родителей отказались). Количественный анализ полученных ответов позволил выявить степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка и особенности детско-родительских отношений. Ответы родителей оценивались в соответствии с полученными баллами. Было установлено, что десять родителей (53%) имеют высокую степень участия в эмоциональном развитии детей, 7 человек (37%) - среднюю и 2 человека (10%) - низкую степень участия. Отрицательных значений при подсчете баллов не обнаружено.
В эмоциональный опыт ребенка входит эмоциональное проживание конкретного события или ситуации определенного модального содержания. Отвечая на вопросы, связанные с печальным эмоциональным опытом
ребенка, 14 человек (74%) написали, что в жизни детей не было трагических событий, тяжелых потрясений; 4 человека (21%) указали развод родителей, но никто не отметил сильной эмоциональной реакции детей на это событие - «ребенок никак внешне не проявлял своей реакции, но говорил: «Хочу, чтобы папа и мама были вместе»; «спокойная реакция»; «ему было 1г. 10 мес. -он не помнит»; среди событий названа тяжелая болезнь мамы - «ребенок говорил: «Мама не умрет»; переезд в другой город, «расставание с бабушкой, животными», за которыми любит ухаживать - «сильно скучает».
Радостные события родители описывали более открыто: «море, поездки на природу» - 3 человека (15%), «поход к папе на работу, первая поездка на метро» - 1 человек (5%), «поездки к бабушке» - 2 человека (10%), «кафе с аниматорами» - 1 человек (5%). Но при этом многие родители просто пишет «радостное», не называя само событие.
Перечисляя причины воспоминаний о событиях, в основном родители их обозначали, подчеркивая, записывая слова «человек, ситуация, предмет», и не описывали ситуации. Немногие родителей перечисляли конкретные предметы, события, вызывающие эмоции детей. Например, «предметы, привезенные с моря»; «фотографии, рисунки, игрушки»; «аттракционы»; «лето, природа». При ответе на вопрос: «Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?» родители не конкретизировали, а отвечали: «Таких событий очень много» и не называли ни события, ни причины, вызывающие воспоминания об этих событиях.
Фактор эмоциональной напряженности отражает демонстрацию в поведении эмоциональной возбудимости, заторможенности, ситуативной реактивности - негативных показателей эмоционального развития ребенка. Анализируя поведение своих детей, 16 родителей (84%) ответили, что дети эмоционально возбудимы, 3 человека (15%) дали ответ - «не могу сказать». О ярких эмоциональных реакциях родители давали следующие ответы: «не могу сказать» - 8 человек (42%); «нет» - 3 человека (15%); «да, наблюдаются иногда» - 1 человек (5%); «да» - 3 человека (15%); «бывают ситуации...» - 1 человек (15%); «если слезы и рев считать сильной эмоциональной ситуацией» - 1 человек (15%); «в школе не любит Васю» - 1 человек (15%); «периодически, человек или ситуация» - 1 человек (15%).
Анализируя ответы можно предположить, что родители мало внимания уделяют пониманию как причин, вызывающих эмоциональную напряженность ребенка, так и особенностей проявления таких эмоциональных состояний. Дальнейший анализ подтверждает наши предположения.
Знания об эмоциях и чувствах детей. Как часто родители рассказывают детям о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? «Часто» - 3 человека (16%), «редко» - 2 человека (11%), «редко и если спрашивает сам» - 1 человек (5%), «по ситуации» - 8 человек (42%), «по ситуации и когда спрашивает» - 2 человека (11%), «когда спрашивает» - 3 человека (16%). Учитывая трудности детей с нарушениями речи в вербальном общении, можно предположить, что дети не часто обращаются к родителям за разъяснениями, а если они и хотят действительно что-то узнать, то им бывает весьма сложно сформулировать свою мысль и тем более выразить свои переживания
Был определен анализ слов, к которым чаще всего прибегают родители для объяснения проявлений чувств и эмоций. Это такие как «любовь, нежность, хороший человек»; «любовь, радость, обида, плохие поступки, нелюбовь»; «человек радуется, доволен, веселый, грустит, обижен, злится»; «любит - не любит, ему (ей) хорошо, плохо, расстроился, грустно»; «добрый - злой, положительный - отрицательный, умный - глупый»; «понятные» - так написали 3 человека (16%), «только слова с 368
позитивным смыслом»; «положительные, ласковые»; «повседневно - разговорная речь»; «разные»; «простые, доступные» - 2 человека (11%); 5 человек (26%) оставили этот вопрос без ответа.
Анализ полученных результатов показал, что родители не стремятся использовать широкий диапазон лексических единиц для обозначения эмоций, что не позволяет ребенку даже в пассиве овладеть эмоциональным словарем.
В эмоциональное поле входят особенности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. 17 родителей (85%) считают своих детей эмоциональными, потому что «достаточно ярко проявляет свои чувства и эмоции» - 3 человека (16%); «воспринимает мир без кожи в силу заболевания - атипичный аутизм» (5%); «очень активно на все реагирует» (5%); «ярко реагирует на любую ситуацию - радуется, смеется, плачет, злится, обижается» (5%); «ярко выражает свои эмоции
- смех, плач, крик» (5%); «не скрывает своих эмоций» (5%); «очень эмоционально рассказывает часами о том, что происходит вокруг» (5%); «очень живо реагирует на любое изменение ситуации» (5%); «всегда на эмоциях» (5%); «не умеет себя контролировать» (5%); 5 человек (26%) не смогли объяснить, почему они считают детей эмоциональными. Два родителя (10%) ответили, что они не считают своих детей эмоциональными, так как «эмоции не всегда влияют на его решения» и «показывает не все эмоции, преобладают в жизни только отдельные, полярные эмоции». 15 родителей (79%) пишут о том, что ребенок может заплакать или засмеяться, сопереживая им или литературным и телевизионным персонажам; 1 родитель (5%) не смог ответить на этот вопрос, а 3 родителя (16%) ответили «нет». При этом на вопрос «Принято ли в Вашей семье ярко проявлять эмоции?» 17 человек (89%) ответили «да», двое родителей (10%) ответили «нет». При этом 10 родителей (53%) указали, что в проявлении своих чувств ребенок похож на них, 4 родителя (21%) дали отрицательный ответ и 5 человек (26%) не смогли ответить на этот вопрос.
Под эмоциональным стилем понимают предрасположенность к определенным по знаку и модальности эмоциональным состояниям. Родители отмечали, что у детей преобладает радостное эмоциональное состояние (постоянно радость испытывают 9 человек (47%), часто
- 5 человек (26%) и иногда - 6 человек - 32%). Однако есть дети, в эмоциональном состоянии которых преобладают страх и обида (постоянно испытывают страх 1 человек - 5%, обиду - постоянно 1 человек - 5% и часто 1 человек - 5%) (см. Таблицу 2).
Таблица - 2 Преобладание эмоциональных состояний у детей
Эмоция Редко Иногда Постоянно Часто
человек (%) человек (%) человек (%) человек(%)
Радость 6(32) 9(47) 5(26%)
Печаль 9(47) 6(32)
Гнев (злость) 7(37) 9(47)
Страх 8(42) 8(42) 1(5)
Обида 6(32) 7(37) 1(5) 2(11)
Схьц (ВИН!) 8(42) 5(26)
Зависть 7(37) 1(5)
Отвращение 10(53} 2(11) 1(5)
Презрение 5(26)
Экспрессию рассматривают как мимическую выразительность при эмоциональном реагировании.
Все 19 родителей (100%), считают лицо своего ребенка выразительным, но только 14 родителей (74%) говорят о том, что по лицу ребенка всегда можно догадаться об испытываемых им чувствах, 5 родителей (26%) ответили, что о чувствах можно догадаться «иногда».
Таким образом, не смотря на высокую степень участия родителей в эмоциональной жизни детей, проявляется недостаточная осведомленность родителей об эмоциях, переживаемых детьми и ограниченный словарный запас, шаблоны, которыми пользуются родители, рассуждая об эмоциях.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
психологические науки
Подпругина Виктория Викторовна ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...
Исследование эмоционального интеллекта.
Полученные результаты показали, что управление своими эмоциями дается родителям тяжелее всего, в большей степени проявляется способность к эмпатии. Средние значения по всем шкалам имеют близкие и невысокое значение (осведомленность 6, самомотивация 6,8; распознавание эмоций 6; управление эмоциями 0,5, эмпатия 9). Самый высокий балл набрала шкала «эмпа-тия», следовательно, можно предположить, что родители имеют представления о сопереживании.
Эмпатические способности родителей.
Предприняли попытку проанализировать эмпатические способности родителей. При анализе результатов оказалось, что высокого уровня эмпатических способностей у родителей нет, мало родителей со средним уровнем эмпатии (5 человек, 20%) и с очень низким уровнем эмпатии (3 человека, 12%). В основном у родителей заниженный уровень эмпатических способностей (17 человек, 68%). Качественный анализ результатов позволил установить, что и рациональный, и эмоциональный, и интуитивный каналы в среднем имеют низкие значения, что проявляется в трудности, низкой способности направлять свое внимание на состояние другого человека, его проблемы.
Полученные в ходе исследования данные были подвержены статистическому анализу.
В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи имеют низкий когнитивный уровень эмоционального развития. Это проявляется в непонимании эмоциональных ситуаций, эмоционально неадекватном реагировании на ситуацию и неумение выразить чувства словами или действиями.
2. Эмоциональный интеллект родителей влияет на быстроту эмоциональных проявлений детей (г=-0,59 при p=0,00) по коэффициенту Спирмена. Чем ниже эмоциональный интеллект родителей, тем менее они способны распознать и понять эмоции детей и тем активнее ребенок склонен менять свои эмоциональные проявления.
3. Эмпатия родителей связана с умением распознавать эмоции (г=0,416 при р=0,04). Чем выше уровень эмпатических способностей родителей, тем быстрее и лучше они распознают эмоции других людей, в том числе и детей.
4. Общий уровень эмоционального развития детей связан с умением родителей управлять своими эмоциями (г =0,514, при р=0,01), с их умением сопереживать, соучаствовать (г=0,721, при р=0,00). Чем отзывчивее родитель, чем больше сочувствия он проявляет к ребенку, умеет его понять, тем выше уровень эмоционального развития ребенка.
Полученные результаты вносят вклад в понимание особенностей детей с трудными нарушениями речи, их взаимодействиями с родителями, а также позволяют проследить эмоциональные компоненты этого взаимодействия, что может быть использовано в разных видах психолого-педагогической деятельности: диагностической, коррекционной, просветительской. Однако вопросы структуры и компонентов родительской компетенции остаются открытыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с
2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
3. Эйдемиллер Э., Юстицкас В. Психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999. 656 с.
4. Вассерман Л.И., Горькавая И.А. Тест подростки о родителях. М, Спб.: «Фолиум», 1995. 53 с.
5. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996. 480 с.
6. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999. 183 с.
7. Бреслав Г. Психология эмоций М.: Смысл, 2006.541 с.
8. Изард К. Психология эмоций. Спб.: Питер, 2012. 464 с.
9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Р. н/Дону: Феникс, 1999. 608 с.
10. Подпругина В.В. Ментальные репрезентации базовых эмоций. Автореферат на соиск. канд.психол. наук. М., 2003.27 с._
11. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмотивной лексики у детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 43-44.
12. ГалееваЕ.В., ГалкинаИ.А. Психологические и психолигнгвисти-ческие аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 53-55.
13. Нагорных О.В. Эмоции в политике как категория социопо-литических наук: сущность и основные направления исследований // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 368-372.
14. Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Производные междометия: к вопросу о вербализации эмоций // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 66-68.
15. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
16. Сергиенко Е.А, Ветрова И.И. Тест Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо «Эмоциональный интеллект». М.: Издательство «Институт психологии РАН», Москва, 2002. 175 с.
17. Жежелевская А.А., Подпругина В.В. Распознавание эмоций как компонент эмоционального интеллекта Вестник МГЛУ. Серия Психологические науки. Вып. 7 (586) Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010 .С. 210-219
18. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 263-265.
19. Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Собр. соч. Т. 2. М.; «Искусство», 1954. 421 с.
20. Холодная М.А. Интеллект. /Когнитивная психология. Учебное пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2002, с.241-314.
21. Изотова Е.И. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника: концепция и методы /Психолог в детском саду, № 4, 2011.С. 41.
22. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Издательский Центр «Академия», 2004. 288 с.
23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Питер, 2008. 645 с.
24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 С.
25. Shinkareva N.A. (2018) Features of componentsф of the word development of childre^s verbal creativity senior preschool age. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 7(3), 20-24.
Статья поступила в редакцию 03.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019