Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи'

Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1018
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / EMOTIONAL COMPETENCE / THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / EMOTIONALLY-STRONG-WILLED SPHERE OF CHILDREN / SPEECH PATHOLOGY / THE RESERCH OF EMOTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохряков Максим Олегович

В статье рассматриваются аспекты эмоциональной сферы младших школьников, имеющих речевые нарушения. Дается определение и описываются компоненты эмоциональной компетентности, опираясь на которые, составлен перечень тех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребенка. Представлена методика констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of the research focused on emotional competence of primary-school children with speech disorders

The aspects of the emotional sphere of children with speech disorders are discussed. The components of emotional intelligence are described. The components which are impact on speech development were emphasized. The method of research is provided.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи»

Сведения об авторе: Морозова Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования,

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Российская Федерация. &mail: elena.morozova.76@mail.ru

Information about the author: Morozova Elena Nikolaevna,

Candidate of Science (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education,

Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev (branch) of Tyumen State University, Tobolsk, Russia.

E-mail: elena.morozova.76@mail.ru

УДК 371.9 ББК: 74.5

М.О. Мохряков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы ИССЛЕДОВАНИЯ

эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются аспекты эмоциональной сферы младших школьников, имеющих речевые нарушения. Дается определение и описываются компоненты эмоциональной компетентности, опираясь на которые, составлен перечень тех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребенка. Представлена методика констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, общее недоразвитие речи, эмоционально-волевая сфера младших школьников, речевая патология, исследование эмоциональной компетентности.

M.O. Mokhryakov

THEORETICAL BASES OF THE RESEARCH FOCUSED ON EMOTIONAL COMPETENCE OF PRIMARY-SCHOOL CHILDREN wITH SPEECH DISORDERS

The aspects of the emotional sphere of children with speech disorders are discussed. The components of emotional intelligence are described. The components which are impact on speech development were emphasized. The method of research is provided.

Key words: emotional competence, the general underdevelopment of speech, emotionally-strong-willed sphere of children, speech pathology, the reserch of emotional competence.

Одним из важных вопросов в современной логопедии является изучение эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и создание таких коррекционных и развивающих методик, которые будут способны преодолеть

имеющиеся нарушения, а также способствовать формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) в соответствии

О ф

Ê Î

ф ф

И

S CÛ

0 «О Ü ГО

! S

1 s

s 1

0 о S о m го К ь S й

1 s го

со g

- CÛ

о

4 Ф о

5° ° Ï

° I

о 3

5 2

О Ф

£ 3 § S

о го £ i

É «

Ф <U

ф ч

I— >у

с ФГОС НОО для детей с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

Значимость задачи совершенствования эмоциональной компетентности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлена тенденцией последнего десятилетия к увеличению числа школьников, нарушения в развитии которых не ограничиваются проявлениями в какой-либо одной сфере, причины проблем являются комплексными, а затруднения, которые такие дети испытывают в школьной жизни, имеют тенденцию приобретать стойкий характер. Нарушение устной речи негативно отражается на успешности освоения учениками всех школьных дисциплин и приводить не только к школьной, но, возможно, и к социальной дезадаптации человека в современном социуме.

Понятия «компетенция» и «компетентность» часто используются в одном контексте. C английского языка, откуда пришло это понятие, «competence» переводится и как «компетентность», и как «компетенция». И.А. Зимняя, не дифференцируя их, трактует компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [1, с. 34]. Дифференцируя «компетенцию» и «компетентность», А.В. Хуторской дает следующие определения: «компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 1]. Иными словами, понятие «компетентность» оказывается шире, чем понятия «знания», «умения», «навыки».

Компетентность можно рассматривать как способность действовать на основе приобретенных знаний и опыта в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Понятие «эмоциональная компетентность» соотносится с понятиями «социальный интеллект» (Торндайк Э.,1920), «социально-эмоциональная компетентность» (Головин С.Ю., 1998), «социально-психологическая компетентность» и «эмоциональный интеллект» [4, с. 398].

Термин «эмоциональная компетентность» обозначает систему внутрилич-ностных и межличностных эмоциональных особенностей, главными задачами которой является контроль собственной эмоционально-волевой сферы, а также воздействие на эмоционально-волевую сферу окружающих людей [4, с. 398].

Основными составляющими эмоциональной компетентности являются:

• коммуникативный компонент представлен внутренним позитивным настроем, эмпатией и коммуникабельностью;

• рефлексивный компонент представлен самонаблюдением за собственными поступками и пониманием причин появления того или иного эмоционального состояния, пониманием причин поведения окружающих;

• когнитивный компонент представлен идентификацией личных переживаний, а также переживаний окружающих;

• поведенческий компонент представлен контролем собственного состояния и принятием решения относительно того, каким образом добиться поставленной цели, а также настойчивостью и использованием полученной эмоциональной информации в общении с окружающими;

• интегральная характеристика эмоциональной компетентности - стрессоу-стойчивость.

Учащиеся младшей школы обладают по-разному выраженной эмоциональной компетентностью (ЭК). Ученик с высоким уровнем ЭК имеет следующие характеристики коммуникативного компонента:

• стабильный позитивный настрой независимо от наличия сложностей;

• стабильная готовность к общению;

• стабильное чуткое отношение к окружающим [2, с. 79].

Развитая эмоциональная компетентность позволяет младшему школьнику контролировать свои эмоциональные побуждения, распознавать и учитывать, как негативные, так и позитивные эмоции - как собственные, так и переживания других людей по силе и частоте; обладает обширным лексическим запасом и в ситуации общения позволяет в равной степени ориентироваться как на свое состояние, так и на эмоции других людей. Ситуация фрустрации воспринимается как разрешимая, прогнозируется вероятный благоприятный итог, не исключается вариант обращения за помощью к взрослому человеку [3, с. 3].

Учитывая современное положение изучения вопроса эмоциональной компетентности у школьников с ОНР и нужд практической педагогики приводит к необходимости комплексно и системно в рамках клинико-психолого-логопедической работы исследовать аспекты становления грамотной устной речи у учащихся первых классов общеобразовательной школы. Учитывая результаты исследований, следует отметить, что общее недоразвитие речи (ОНР) у младших школьников может быть обусловлено несформированностью базовых компонентов эмоциональной компетентности (ЭК): коммуникативный, когнитивный, рефлексивный, поведенческий компонент, а также стрессоу-стойчивость. Результаты проведенных исследований говорят о наличии значительного числа причин и механизмов появления общего недоразвития речи у учеников начальных классов и о сложной структуре этого нарушения: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

ФГОС НОО для детей с ОВЗ устанавливает требования к личностным, мета-предметным и предметным результатам освоения обучающимися с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) различных вариантов АООП НОО. Учащиеся, вошедшие в состав экспериментальной группы, получали образование по АООП НОО в соответствии с Вариантом 5.1. Этот вариант стандарта предполагал получение учеником с ТНР образования, которое

целиком сопоставимо в итоговых результатах ко времени окончания обучения с результатами сверстников без ТНР, находясь в аналогичной среде и в аналогичные сроки. Длительность освоения программы составляла 4 года.

Согласно гипотезе исследования предполагалось, что достижение цели работы - формирование эмоциональной компетенции у школьников с ОНР -будет способствовать формированию таких личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися АООП НОО, как:

формирование личной ответственности за собственные действия и самостоятельность, включая деятельность информационного характера, основываясь на нормах социальной справедливости, нравственности и свободе; развитие и формирование ценностей, эмоциональной сферы, эстетических потребностей;

• формирование доброжелательности и этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, рефлексии к переживаниям окружающих людей;

• формирование умения кооперации как с ровесниками, так и с людьми старшего возраста в различных жизненных ситуациях, способность не провоцировать конфликтные ситуации и разрешать противоречия; реализация речевых средств, коммуникационных технологий, информационных технологий в процессе общения и обучения; способность воспринимать речь собеседника и поддерживать беседу;

• способность воспринимать наличие различных взглядов на ситуацию и чужую точку зрения;

• навык аргументированно излагать собственное мнение и давать оценку тем или иным событиям;

• позитивное отношение к грамотному использованию родного языка, в частности устной и письменной речи;

• приобретение базовых представлений о лексических, грамматических и орфоэпических нормах русского языка и нормах речевого этикета;

• способность разбираться в способах и средствах реализации коммуникации, подбирать соответствующие приемы

0 ф

1 £

ф ф

и

о о

о . со

X

го ш о ч

Ф о

5° °

Её

_й о

I-

Ф <и

ф ч

Н >,

родного языка для ведения продуктивного общения;

• успешное использование учебных действий с наличием языковых единиц в процессе решения когнитивных, коммуникативных и практических задач;

• исправное звукопроизношение и способность дифференцировать верное произношение звука от неверного;

• способность свободно менять базовые голосовые характеристики; способность верно использовать логическое ударение, паузацию для разделения звукового потока, интонационную интенсивность;

• овладение базовыми правилами лексического и грамматического строя речи; сформированность навыка точно пользоваться грамматическими формами слов и реализовывать наряду с продуктивными непродуктивные модели образования слов;

• способность различать и использовать синтаксические конструкции разной степени сложности;

• умение пользоваться связной речью, которая соответствует законам грамматики, логики, композиции и реализует задачу общения;

• сформированность необходимых для грамотного чтения и письма языковых операций, осознание значения языка как главного инструмента общения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

Согласно задачам, поставленным на первом этапе работы, главной целью констатирующего эксперимента является определение состояния ключевых составляющих эмоциональной компетентности, лингвистических способностей и проявлений ОНР учеников младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач предполагается применение следующих методов: эмпирические методы, включающие анкетирование, наблюдение и психолого-педагогический экспе-

римент; организационные методы; библиографические методы, включающие изучение данных анамнеза и анализ медицинской, психологической и педагогической документации; интерпретационные методы, в частности метод логического анализа. Методы, планируемые к использованию в процессе математической обработки данных, включают следующие: методы описательной статистики, метод межгруппового связывания, однофакторный дисперсионный анализ, кластерный анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика констатирующего эксперимента состоит из двух разделов:

• первый раздел исследует эмоциональную сферу и ЭК в частности;

• второй раздел - лингвистические способности школьников и проявления общего недоразвития речи.

Для выявления качественного своеобразия эмоционального интеллекта и особенностей его формирования у младших школьников с ОНР на основе литературного обзора выбраны наиболее значимые компоненты ЭК, которые должны сформироваться у ребенка к началу школьного обучения. Для исследования эмоциональной компетентности в методику включены те предпосылки формирования ЭК и ее компоненты, которые могут влиять на речевое развитие ребенка:

• Исследование особенностей темперамента ребенка. Какой из четырех типов темперамента преобладает: сангвинический, холерический, флегматический или меланхолический.

• Исследование коммуникативного компонента. Выявление энергетического баланса организма младшего школьника: оценка степени утомления, истощения (или наоборот, перевозбуждения), а также уровень его работоспособности. Выявление эмоционального фона - соотношение положительных и отрицательных эмоций (свойство модальности эмоций), преобладающего настроения ребенка - позитивного или негативного. Оценка уровня эмпатии или эмоциональной восприимчивости ребёнка.

• Исследование рефлексивного компонента: определение эмоционального

отношения ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

• Исследование когнитивного компонента: какими эмоциональными знаниями и навыками обладает ребенок. Идентификация его собственных эмоциональных состояний. Идентификация ребенком состояний других людей.

• Исследование поведенческого компонента. Определение уровня самооценки и саморегуляции.

• Выявление степени стрессоустой-чивости ребенка. Определение показателей эмоциональной устойчивости и целеустремлённости. Способность управлять эмоциями. Каким образом ребенок преодолевает сложную (стрессовую для него) ситуацию - определение копинг-стратегии ребенка.

На основе данных, полученных в ходе анализа специальной литературы по проблеме исследования, были выделены основные компоненты в структуре лингвистических способностей, развитие которых взаимообусловлено состоянием эмоциональной компетентности. Их изучению посвящена вторая часть методики констатирующего эксперимента. В структуру раздела вошли следующие параметры:

• Изучение лексического компонента. Определение объема словарного запаса, в частности словаря эмоций ребенка - насколько хорошо ребенок может использовать словарь эмоций и форм выражения, принятых в родной культуре.

• Состояние грамматического строя (грамматика). Изучение связной речи: насколько выражен самоконтроль во время выполнения письменных заданий; анализ выполненных письменных работ разных видов.

• Состояние фонетико-фонемати-ческого развития (фонетика и фонемати-ка). Изучение языковых операций, в частности фонематического анализа и синтеза (количественного и последовательного), слогового анализа и синтеза, морфологических и синтактических обобщений, синтаксического анализа и синтеза. Изучение фонематического восприятия.

В работе учитывался возраст учащихся и особенности программы, по которой они обучаются. В работе используются методы, приёмы и материалы логопедического и психологического обследования.

Все задания методики констатирующего эксперимента имеют одинаковую (сквозную) систему оценивания, варьирующуюся в диапазоне от 1 до 5 баллов. По итогам выполнения ребенком заданий методики подсчитывается сумма баллов, проводится качественный анализ результатов исследования, делаются выводы о состоянии эмоциональной компетенции, лингвистических способностей и их взаимозависимости.

Предполагается, что исследование эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями позволит выяснить, каким образом ребенок с общим недоразвитием речи умеет выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей, даст возможность определить, какое влияние оказывает такой феномен, как эмоциональная компетентность на формирование устной речи. Изучение эмоциональной компетентности у школьников с ОНР с позиции междисциплинарного подхода будет способствовать получению, систематизации и интерпретации многоаспектных данных и созданию на основе этого комплексной методики коррекционно-обучающего воздействия.

0 ф

1 £

ф ф

и

2 со

0 «о ¡£ (О

1 * § 1

о о

2 о го

К ь - о го

СО д

. со

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

2. Кузнецова, К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / К.С. Кузнецова. - Саратов, 2012. - 194 с.

о

4 ф о

5° °

£ | о 3

5 2

° Ф £ 3

о го

£ I ? «

ф £ ф ч

Н >,

3. Мавлянова, О.В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Мавлянова. - М., 2011. - 26 с.

4. Мохряков, М.О. Эмоциональная компетентность и её компоненты в структуре требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / М.О. Мохряков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 398-403.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://eidos. ru/journal/2002/0423.htm

Referencеs

1. Zimnyaya I.A. Key competencies - the result of a new paradigm of education. Vysshee obrazovanie segod-nia, 2003. № 5. P. 34-42. [in Russian].

2. Kuznetsova K.S. Pedagogical support of younger schoolchildren in the formation of emotional intelligence. Dis. ... cand. of sciences (Education). Saratov, 2012. P. 194. [in Russian].

3. Mavlyanova O.V. Emotional competence and purposeful behavior of primary school children with different forms of aggression. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). Moscow, 2011. P. 26. [in Russian].

4. Mokhryakov M.O. Theoretical basis of the study of emotional competence in children of primary school age with the general underdevelopment of speech. Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2016. T. 13. P. 36-40. [in Russian].

5. Khutorsky A.V. Key competencies and education standards. Internet magazine "Eidos", 2002. April 23. Available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm [in Russian].

Сведения об авторе: Мохряков Максим Олегович,

аспирант кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Kmail: mokhryakov@mail.ru

Information about the author: Mokhryakov Maxim Olegovich,

Post graduate student,

Department of Speech Therapy,

A.S. Pushkin Leningrad State University,

Sankt-Peterburg, Russia.

E-mail: mokhryakov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.