Научная статья на тему 'Особенности развития эмоциональной компетентности у младших школьников с нарушениями речи'

Особенности развития эмоциональной компетентности у младших школьников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
685
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохряков М.О.

В статье рассматривается формирование эмоциональной компетентности у детей на основе анализа современных исследования в области эволюции эмоциональной сферы, а также ее роль в учебном процессе и в преодолении речевых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мохряков М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоциональной компетентности у младших школьников с нарушениями речи»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК 376

Мохряков М.О.

Аспирант Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина,

Санкт-Петербург

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье рассматривается формирование эмоциональной компетентности у детей на основе анализа современных исследования в области эволюции эмоциональной сферы, а также ее роль в учебном процессе и в преодолении речевых нарушений.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, развитие ребенка, речевые нарушения.

Эмоциональная сфера младшего школьника в аспекте нарушений речи еще не столь подробно изучена, в отличие от эмоциональной компетентности взрослых людей в аспекте их деловых качеств. В основном эмоции и чувства изучаются отдельно от речевых нарушений. В то же время, эмоции и чувства пронизывают все сферы деятельности ребенка, выделяя наиболее важные для него события, особенно когда возникают трудности, или для решения поставленной задачи не хватает времени. Каким будет решение, во многом зависит от эмоционального настроя. Создатель дифференциальной теории эмоций К.Э. Изард принимает ведущую роль эмоций в мотивации поведения, организации познания и действия [3]. Это относится к успешной социализации ребенка, и в частности ко взаимоотношениям с одноклассниками.

Понятия «компетенция» и «компетентность» часто используются в одном контексте. C английского языка, откуда пришло это понятие, «competence» переводится и как «компетентность» и как «компетенция». И.А. Зимняя трактует компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения: «Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»; «компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [10].

Таким образом, понятие «компетентность» шире, чем понятия «знания», «умения», «навыки», оно скорее включает их в себя. Компетентность рассматривается как способность действовать на основе полученных знаний в конкретных ситуациях.

Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения.

Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три - пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Будучи в детском саду, а тем более переступая порог школы, ребенок все больше втягивается в процесс общения, как со сверстниками, так и с учителями. Если для того, чтобы вызывать одобрение последних достаточно быть прилежным учеником и выполнять задания, то взаимоотношения с одноклассниками для многих становятся проблемой. Здесь нет прямой зависимости между оценками и признанием, как в случае с учебой. Понимание эмоций окружающих существенно облегчает построение собственной линии поведения. В связи с этим, младший школьник часто неосознанно, активно погружается в изучение, как собственных эмоциональных переживаний, так и в понимание эмоций окружающих.

По мнению Ф.Н. Гоноблина, чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. У здорового ребенка 7-10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у детей интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых в даже у старших школьников [1].

В работах Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина, а также в других исследованиях, посвященных возрастным закономерностям психосоциального и эмоционального развития ребенка доказано появление в младшем школьном возрасте таких новообразований, как стремление к самопознанию, развитие способности к рефлексии, а также эмоциональная компетентность [6,7]. Младший школьный возраст является сензитивным для воспитания навыков осознания и саморегулирования эмоций, а целенаправленность поведения и эмоциональную компетентность можно в этом возрасте рассматривать как уже сформированные в своей основе психические структуры. Они играют существенную роль, в том числе в регуляции агрессивного поведения младшего школьника [4].

Эмоциональная компетентность младшего школьника рассматривается как система, содержащая следующие структуры: способность различать собственные эмоции и эмоции других людей; использовать словарь эмоций и формы выражения, принятые в данной культуре; дифференцировать эмоции по модальности и интенсивности; классифицировать; определять интенсивность эмоциональных состояний; определять собственный эмоциональный опыт; оценивать эмоциональный смысл ситуации [4]. В возрасте 7-9 лет появляется возможность занять внеситуативную позицию в эмоционально заряженных ситуациях, найти конструктивный способ их разрешений.

Для школьников с развитой эмоциональной компетентностью характерен высокий уровень контроля эмоциональных побуждений и высокий уровень работоспособности. Учащиеся лучше ориентируются в эмоциях средней и низкой интенсивности, хорошо распознают и учитывают как негативные, так и позитивные эмоции. Им легко удается распознавать и дифференцировать собственные эмоции и эмоции другого человека по модальности и интенсивности. Они обладают богатым словарем эмоций и признают разнообразие собственного эмоционального опыта. При общении в равной степени ориентируются как на свои эмоции так и на эмоции других людей. Ситуацию фрустрации воспринимают как разрешимую, прогнозируют возможный позитивный выход, рассматривают возможность договориться или получить помощь со стороны взрослого. Как правило, они точно определяют источник (объект) эмоции, могут испытывать в подобных ситуациях спектр эмоций — злость, обиду, грусть, беспомощность и другие [4].

Проблема особенностей становления и формирования эмоциональной лингвистической информации в детском возрасте, в частности у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) недостаточно изучена. ОНР характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематических процессов, выраженным отставанием и нарушением в формировании словарного запаса и грамматического строя. Первичный дефект влечет за собой наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, воображения и т.д.). Дети с тяжелыми нарушениями речи, в

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

том числе и с общим недоразвитием, имеют серьезные трудности в организации речевого поведения, а также трудности общения с окружающими людьми [5, 8].

Коррекция ОНР с помощью психологической, педагогической и логопедической работы строится на развитии вербальной стороны речи, без должного внимания к невербальной ее стороне, в частности эмоциональной. Зарубежные и отечественные исследователи предлагают программы развития эмоциональной сферы младших школьников, в основном направленные на коррекцию негативных психологических состояний: борьбу со страхами, снижение агрессивности, улучшение взаимоотношений с окружающими [4].

Реализации ФГОС НОО подразумевает в числе прочих психолого-педагогических условий, реализацию полноценного развития детей на фоне эмоционального благополучия к себе и к миру. Включение в систему логопедической работы мероприятий, направленных на совершенствование эмоциональной компетенции будет способствовать преодолению ОНР у младших школьников.

Литература

1. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464 с

4. Мавлянова О.В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2011.

5. Филичева Т.Е.,Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М.,1993.-Ч. I, II.

6. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна; вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1995.

7. Эриксон. Э. Детство и общество. Пер. с англ. — СПб. ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996

8. Основы теории и практики логопедии Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968

9. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. — 928 с.

10.Ученик в обновляющейся школе. Сб. науч. трудов. под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.