Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала духовности посредством гуманитарных дисциплин'

Развитие творческого потенциала духовности посредством гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / SPIRITUALITY / THE CREATIVE POTENTIAL / THE HUMANITARIAN SUBJECTS / THE EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозова Елена Николаевна

В статье рассматривается творческий потенциал духовности, позволяющий показать истинное значение человека, основанное «на лежащей в его разуме и воле возможности бесконечного совершенствования». В работе анализируются образовательные ресурсы гуманитарных дисциплин, позволяющие реализовать основную цель образования, состоящую в актуализации одухотворенного интеллекта, которая может быть достигнута посредством развития творческой активности, ведущей к интуиции, а значит, и к духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative spiritual potential by means of humanitarian subjects

The article examines the creative spiritual potential which shows the true meaning of a person based on mind and willpower possibilities of endless development also. The article analyses the educational resources of the humanitarian subjects allow realizing the main aim of education. This aim is to develop a spirited intelligence which can be achieved by developing creative activity that leads to intuition and, consequently, to spirituality.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала духовности посредством гуманитарных дисциплин»

УДК 1ФБ ББК 48:87.3

Е.Н. Морозова

развитие творческого потенциала духовности посредством гуманитарных дисциплин

В статье рассматривается творческий потенциал духовности, позволяющий показать истинное значение человека, основанное «на лежащей в его разуме и воле возможности бесконечного совершенствования». В работе анализируются образовательные ресурсы гуманитарных дисциплин, позволяющие реализовать основную цель образования, состоящую в актуализации одухотворенного интеллекта, которая может быть достигнута посредством развития творческой активности, ведущей к интуиции, а значит, и к духовности.

Ключевые слова: духовность, творческий потенциал, гуманитарные дисциплины, образовательные ресурсы

E.N. Morozova

DEVELOPMENT OF CREATIVE SPIRITUAL POTENTIAL BY MEANS OF HUMANITARIAN SUBJECTS

The article examines the creative spiritual potential which shows the true meaning of a person based on mind and willpower possibilities of endless development also. The article analyses the educational resources of the humanitarian subjects allow realizing the main aim of education. This aim is to develop a spirited intelligence which can be achieved by developing creative activity that leads to intuition and, consequently, to spirituality.

Key words: spirituality, the creative potential, the humanitarian subjects, the educational resources.

I

ш

Развитие потенциала должно быть осуществлено посредством использования колоссальных образовательных ресурсов, и, в первую очередь, гуманитарных дисциплин, так как цель образования, наиболее приоритетной сферы культуры, состоит в развитии одухотворенного интеллекта, что может быть достигнуто при условии развития творческой активности, ведущей к интуиции, а значит, и к духовности. Ведь аксиологическая значимость гуманитарного образования состоит не только в наличии несметного количества текстов, но также в возможности формирования умения ценностного восприятия, развиваемого до усвоения и интериоризации, следовательно, и потребности передавать.

Процесс образования должен быть адекватным творческому процессу, осуществляемому не только по горизонтали, но и непременно овладевающему вертикалью, только в этом случае мы

можем говорить о реализации сущности потенциала духовности в контексте гуманитарных наук, заключающейся в необходимости начинать с себя, с тем чтобы забыть себя и раствориться в мире; в обеспечении необходимой основой, позволяющей анализировать, синтезировать внутреннюю духовную составляющую человека.

Утрата повседневной жизнью ориентации на высокие идеалы еще более усложнила определение смысла общечеловеческих ценностей. С одной стороны, человек сегодня проявляет огромное желание свободы и независимости, с другой - потребность в защищенности от социальных катаклизмов. В этом, вероятно, и состоит существенная сторона духовного кризиса - превращение потенциальной возможности духовного падения человека и общества в актуальную. Для признания духовности одной из наиболее значимых общечеловеческих цен-

ностей необходимо прояснить сущность самого понятия «духовность» и определить ее место в системе ценностей.

Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? В поисках ответа на этот вопрос мы обратимся к философии. Духовность как проблема бытия человека во всем ее уникальном своеобразии, в нравственной чистоте и творческой продуктивности была впервые рассмотрена и глубоко осмыслена в сфере философии. Исстари философы считали, что духовно-творческая деятельность человека и его повседневная практика тесно увязаны друг с другом и создают неповторимые черты в природном и социальном мире. Только обладая силой духа (или духовностью), человеческая личность способна противостоять силам материального воздействия, сковывающим порой ее самые светлые творческо-созидательные порывы. И чем больше сконцентрировано духовной энергии в том или ином субъекте, чем возвышеннее его духовное состояние, тем больше шансов у него выйти из своей природной замкнутости и подняться над собой, то есть возвыситься над второстепенными обстоятельствами материального бытия. Аккумулируя вышесказанное, можно сделать вывод, что только духовность делает человека Человеком, способствуя развитию его разума, обогащению чувств, пробуждению совести, укреплению воли и т.п.

Духовность - это внутреннее состояние человека, выражающееся в его чувствах, словах, мыслях и действиях и проявляющееся в творческом начале человеческой жизнедеятельности. Сущность духовности всегда носит исторический характер, в котором проявляется степень овладения людьми различными видами культуры: наукой, искусством, философией.

Осознанное стремление творить добро и красоту, искать истину является в культурном состоянии эпохи одним из главных критериев развития духовности человека и общества в целом. Духовность - это уникальное стремление человека, выражающееся в утверждении себя как личности, самовыражении и критической оценке собственных мыслей,

чувств и действий независимо от общепризнанных морально-правовых норм, политических установок и т.д. Духовность позволяет реализовать основной смысл жизни человека, заключающийся в осознании себя носителем возвышенных качеств, превращающих его в активного творца порядка в себе и в окружающем мире.

Особенно активно и углубленно духовной проблематикой занялись в XIX-XX веках. Представители немецкой классической философии И. Кант, И.Г. Фихте, Г.Ф. Гегель, Л. Фейербах особое внимание обратили на то, что основой духовности является разум и мышление, а сущностью духа - свобода; сферами, образующими понятие духовности, являются религия, наука, искусство и нравственность. Именно в этих сферах духовность человека принадлежит определенному мыслящему субъекту, душе и телу.

Представители экзистенциализма и философии жизни А. Шопенгауэр, К. Ясперс, Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер, Л. Шестов, А. Камю и др. исследовали духовность с аффективной позиции субъекта. Представители данного направления доказали невозможность исследования духовности в отрыве от свободы, а также то, что свобода, рассматриваемая как «долгий путь к совершенству» [4, с. 683], имманентна духовности.

М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, являющиеся представителями философской антропологии, утверждали, что «всякий дух носит личностный характер. Личность - это единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа» [6, с. 183].

Духовность с позиции роли бессознательного рассматривали сторонники фрейдизма, неофрейдизма и постмодернизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.). Они утверждали, что духовность синтезируется в процессе эволюции от чувства страха к совести и в структуре личности не имеет строго закрепленного места.

Представители русской философии (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лос-

о са

н

о

ч ф

^

о о с

¡з

о

X

са о

X

го ^

го ^

X

ф

s i

* I

go

£ *

8 i

Ф го

S Н

I- S

s X

S

со ^ CL ^

I Ш

ский, Е.Н. Трубецкой и др.) отводили особое место вопросу о назначении и цели человека, основываясь на идее первичности нравственности и рассматривая онтологию духовности сквозь призму Божественного Абсолюта. Они утверждали, что «человек есть существо недовольное самим собою и способное себя перерастать» [3, с. 50-60].

Современные концепции духовности основной упор делают на ее научно-теоретической составляющей. Данный подход встречается в работах Л.С. Выготского, Ю.П. Вяземского, Л.П. Буевой, Н.Е. Андрюшиной, В.М. Власовой и др.

Также особый интерес представляют рассуждения В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева об общекультурной точке зрения духовности. «Духовность можно представить как идеальный комплекс норм, который противостоит субъекту и обществу не как данность, а как задан-ность и требование, но духовные нормы и ценности, преподнесенные обществом и культурой, - это результат фильтрации, и неправильно было бы мыслить духовность только как содержание высших образцов человеческой культуры в виде общественно-исторических норм и ценностей. Через предметное содержание даже высших образцов культуры, имеющих общеродовой характер, индивидуальный дух явным образом не выявляется. У нас появляется уверенность, что он есть, но что он есть, и как он возможен, остается неизвестным» [5, с. 80-83]. Дальнейшие рассуждения о соотношении духа и индивидуального мира личности приводят авторов к мысли, что, когда человеку открываются его личные отношения с Богом, то духовность становится основой его жизни.

Представленная интерпретация духовности созвучна тезису Н.А. Бердяева: «О духе нельзя выработать понятия, но можно уловить признаки духа... Такими признаками духа являются свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, обращение к высшему божественному миру и единение с ним» [2, с. 32]. Именно целостность, любовь и творческая активность представляются теми сущностными характеристиками

духовности, которые позволяют человеку обратиться к высшему божественному для единения с ним.

У каждого человека есть потребность творить, но лишь немногие становятся творцами в духовном плане. Человеку, испытывающему желание творить и создавать выдающиеся произведения, необходимо иметь источник вдохновения. Им может стать любое явление природы или уже готовое творение человека, запечатлевшее волю Творца. Для создания истинно божественного произведения необходимо соединение с самим Божеством, умение совершать обмен со всем высоким. Возможно, многие современные поэты, художники и артисты предлагают публике пошлые, бездарные, а порой и совершенно ужасные вещи именно потому, что им недоступны секреты настоящего творчества. Вероятно, по этой же причине и официальная наука не такая успешная, какой могла бы стать, признавая не только материальную, видимую часть мира. Думается, что, пока мы будем учить на основе материалистического мировосприятия, мы неизбежно будем обрекать себя и обучаемых на одностороннее, а, значит, неполноценное существование, мотивируя лишь достижения материального мира и преграждая путь духовного развития. Хотя слово «дух» имеет место в секулярной жизни, но оно не означает божественное начало, а чаще отражает нравственные качества личности, также как воля, мужество, стойкость, преданность и пр. И все же изначально это слово принадлежит религиозной терминологии и сущности. Возвращая слову «дух» его исконное значение, мы невольно подходим к понятию веры. И, справедливости ради, следует признать, что этимологически это слово восходит к вере в высшее, божественное.

Развитие творческого начала неизбежно восходит к божественному источнику посредством устремляющегося духа, который представляет собой вертикаль, т.е. дух и есть проводник, который соединяет божественную энергию с восходящим к ней творчеством. Поэтому лишь одухотворенное божественным творчество является подлинным,

животворящим и истинно ценностным. Именно в результате такого творчества и рождаются произведения, принадлежащие к общечеловеческим ценностям. Однако быть достойными понимания божественных творений возможно, не говоря об участии в их создании, лишь при условии проникновения в суть этих каузальных отношений. Осознание их сути приходит в процессе развития интуиции, вытесняющей инстинкт посредством прогрессирующего интеллекта. Без участия интуиции собственно интеллект, являясь высшей эмоцией, не способен контролировать инстинкт и может быть направлен в противоположное Божественному русло, т.е. употреблен во зло. Контролируемые эмоции позволяют реально воспринимать события данного момента. Способность к адекватному восприятию реальной жизни является выражением интуиции. Интуиция, находящаяся по другую сторону от инстинкта, относительно интеллекта, есть свойство духовности.

«Интуиция обращена к духу, - считает Бергсон, - человек - не просто продолжение животного мира, это нечто качественно иное, он способен к рефлексии и интуиции, к творчеству, в которых заключены и надежда на прогресс, и его условие. А это значит, что из сферы естественной истории мы переходим в область собственно человеческую, в область культуры » [1, с. 39]. Следовательно, цель образования, состоящая в развитии одухотворенного интеллекта, может быть реализована при развитии творческой активности, ведущей к интуиции, а, значит, и к духовности. Процесс образования должен быть адекватным творческому процессу, осуществляемому не только по горизонтали, но непременно овладевающему вертикалью, восходящей к энергии Творца. Если этому восхождению можно научиться, стало быть, ему можно и необходимо учить, используя колоссальный образовательный потенциал, и, в первую очередь, потенциал гуманитарных дисциплин.

Уместно вспомнить, что М.М. Бахтин назвал гуманитарные науки науками о духе. Для реализации духотворящего на-

значения необходима целенаправленная работа по формированию содержательного компонента и подбору релевантных технологий, направленных на достижение наивысшей аксиологической эффективности. Аксиологическое значение целесообразно оценивать с точки зрения раскрывающегося духовного содержания, которое призвано стимулировать творческую активность творящего и воспринимающего. Сама форма должна соответственно стать выражением активного ценностного отношения обоих участников творческого процесса, становясь, таким образом, творящей и достойно завершающей содержание.

Аксиологическая значимость гуманитарных дисциплин состоит не только в наличии несметного количества текстов, но также в возможности формирования умения ценностного восприятия, развиваемого до усвоения и интериори-зации, а, следовательно, и потребности передавать. Таким образом решается задача создания у обучаемых мотивации в трансляции не только знаний - носителей собственно информации, но и знаний, основанных на понимании ее значимости как ценности для познающего субъекта. Особая ответственность ложится на производящего содержательный отбор специалиста - носителя гуманитарных знаний. При этом отвратить от необходимости «мудрствовать лукаво» возможно лишь приоритетным отношением к текстам, насыщенным извечными общечеловеческими ценностями, такими как нести свет, творить добро и т.п., именно творить, а не делать. Тогда проясняется смысл выражения «не делай добра - не будет и зла». Поскольку «делание» добра, без привнесения в этот процесс творческого начала, в смысле высокого, не всегда способно принести пользу, или, делая добро одному, не меньше можно навредить другому. Не случайно педагогов-гуманитариев называют «творцами человеческих душ». Декларируя необходимость успешной самореализации личности, мы должны позаботиться о творческой основе этой реализации, иначе она (личность) быстро истощится, не успев принести пользу человеку и

о ш н

о

ч ф

^

о о с

¡з

о

X

ей о

X

го ^

го

X

ф

е I

* I

"I % л £ *

8 £ Ф го

^ Н

I- ^

^ X Й

со ^

о. с?

обществу, без этого важнейшего источника психической энергии - творческого труда.

В этой связи резонно констатировать мощнейший дидактический потенциал гуманитарных наук, который осмысленно должен быть нацелен на высококачественную подготовку творческих гуманитариев, т.е. истинных творцов, а не «делателей» человеческих душ. Высокое качество профессиональной подготовки предполагает наличие профессиональных компетенций, среди которых следует акцентировать компетенцию интерпретации текстов (художественных, научных, публицистических; текстов священных писаний) как образцов культуры, а их совокупность - как проблемное поле культуры. Ю.М. Лотман придавал совокупности текстов основу генерирования смыслов и в этом находил понимание культуры как бытие текста. Нас в большей степени интересует текст как определенная система, законом которой является безграничное увеличение возможностей выбора. Выбор обучаемо-

го, т.е. порождение им новых смыслов, будет зависеть от качества творческого процесса, в который вовлечен читатель, и от уровня его творческой активности, в определенной степени соотносящейся с уровнем его духовности. Духовный уровень воспринимающего, в свою очередь, позволяет реализовать присущий ему творческий потенциал в процессе порождения им нравственных смыслов. Новые смыслы, возникающие в результате нравственного выбора, способны мотивировать развитие творческой активности, оказывающей возвышающее воздействие на воспринимающего субъекта.

Таким образом, взаимодействие таких явлений, как творческая активность и духовность, сопровождающиеся процессами интерио- и экстериоризации, обеспечивают перманентный характер процесса познания как условия для развития духовности познающего субъекта посредством развития мышления, интеллекта и, в конечном счете, интуиции как свойства духовности на основе развития ее творческого потенциала.

Библиографический список

1. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] / А. Бергсон. - М.: Академический проект, 2015. - 319 с.

2. Бердяев, Н.А. Дух и реальность [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ, 2011. - 672 с.

3. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. - Париж: Современные записки, 1931. - 318 с.

4. Камю, А. Изнанка и лицо [Текст] / А. Камю. - Харьков: Фолио, 1998. - 862 с.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. - 93 с.

6. Шелер, М. Положение человека в космосе [Текст] / М. Шелер // Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994. - С. 129-194.

References

1. Bergson A. Creative evolution. M.: 'Academicheskii Proect", 2015. P. 319. [in Russian].

2. Berdyaev N.A. Spirit and reality, M.: 'AST", 2011. P. 672. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Berdyaev N.A. The Destiny of Man, Paris: Sovremennyie zapiski, 1931. P. 318. [in Russian].

4. Camus A. Betwixt and Between, Kharkov: Folio, 1998. P. 862. [in Russian].

5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Human psychology: Introduction to psychology of subjectivity, M.: "Izd-vo Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta", 2013. P. 93. [in Russian].

6. Scheler M. The Human Place in the Cosmos. Selected works. M.: Gnosis, 1994. P. 129-194. [in Russian].

Сведения об авторе: Морозова Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования,

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Российская Федерация. &maik elena.morozova.76@mail.ru

Information about the author: Morozova Elena Nikolaevna,

Candidate of Science (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education,

Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev (branch) of Tyumen State University, Tobolsk, Russia.

E-mail: elena.morozova.76@mail.ru

УДК 371.9 ББК: 74.5

М.О. Мохряков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы ИССЛЕДОВАНИЯ

эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются аспекты эмоциональной сферы младших школьников, имеющих речевые нарушения. Дается определение и описываются компоненты эмоциональной компетентности, опираясь на которые, составлен перечень тех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребенка. Представлена методика констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, общее недоразвитие речи, эмоционально-волевая сфера младших школьников, речевая патология, исследование эмоциональной компетентности.

M.O. Mokhryakov

THEORETICAL BASES OF THE RESEARCH FOCUSED ON EMOTIONAL COMPETENCE OF PRIMARY-SCHOOL CHILDREN wITH SPEECH DISORDERS

The aspects of the emotional sphere of children with speech disorders are discussed. The components of emotional intelligence are described. The components which are impact on speech development were emphasized. The method of research is provided.

Key words: emotional competence, the general underdevelopment of speech, emotionally-strong-willed sphere of children, speech pathology, the reserch of emotional competence.

Одним из важных вопросов в современной логопедии является изучение эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и создание таких коррекционных и развивающих методик, которые будут способны преодолеть

имеющиеся нарушения, а также способствовать формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) в соответствии

О ф

Ê Î

ф ф

И

S CÛ

0 «О Ü ГО

! S

1 s

s 1

0 о S о m го К ь S й

1 s го

со g

- CÛ

о

4 Ф о

5° ° Ï

° I

о 3

5 2

О Ф

£ 3 § S

о го £ i

É «

Ф <U

ф ч

I— >у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.