Научная статья на тему 'Эмоциональный эрудит. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста'

Эмоциональный эрудит. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2699
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ЭМОЦИИ / EMOTION / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / CHILD DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пастернак Агнешка

Статья посвящена анализу проблемы формирования и развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Эмпатия рассматривается как существенный фактор последующего развития и функционирования эмоциональносоциального состояния ребенка. Это способность воспринимать то, что чувствуют другие, соотнося чужие чувства со своими, поэтому эмпатию необходимо формировать через социальное взаимодействие. Отмечается, что личность с менее эмпатичным восприятием отличается невысоким уровнем способности понимания эмоционального состояния собеседника (или практически отсутствием этой способности). Неспособность дошкольника эмоционально общаться с окружающим миром способствует развитию детского эгоцентризма. Люди, которые хорошо знают свои эмоции, могут управлять своим поведением, а также правильно воспринимать чувства других людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional erudite. Development of empathy in preschool children

This article analyzes the problem of formation and development of empathy in preschool children. Empathy is considered as a significant factor of further development and operation of the emotional and social status of the child. Child development is unfolding through social interaction. Public attitudes to child and child relations with society influence the development of personality, cognition, emotions and social behavior. The article describes the main directions of development of empathy in the preschool years, as well as ways of its development in children in classroom settings

Текст научной работы на тему «Эмоциональный эрудит. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»

л1

МИРОВОЙ ОПЫТ

А. Пастернак

Эмоциональный эрудит. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Пастернак Агнешка - клинический психолог психолого-педагогической консультации (г. Скавин, Польша)

Статья посвящена анализу проблемы формирования и развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Эмпатиярассматривается как существенный фактор последующего развития и функционирования эмоционально-социального состояния ребенка. Это способность воспринимать то, что чувствуют другие, соотнося чужие чувства со своими, поэтому эмпатию необходимо формировать через социальное взаимодействие. Отмечается, что личность с менее эмпатичным восприятием отличается невысоким уровнем способности понимания эмоционального состояния собеседника (или практически отсутствием этой способности). Неспособность дошкольника эмоционально общаться с окружающим миром способствует развитию детского эгоцентризма. Люди, которые хорошо знают свои эмоции, могут управлять своим поведением, а также правильно воспринимать чувства других людей.

Ключевые слова: эмпатия, эмоции, развитие ребенка, дошкольный возраст, эмоциональный интеллект.

Emotional erudite. Development of empathy in preschool children

Agneshka Pasternak,

Clinical Psychologist (Skavin, Poland)

This article analyzes the problem of formation and development of empathy in preschool children. Empathy is considered as a significant factor of further development and operation of the emotional and social status of the child. Child development is unfolding through social interaction. Public attitudes to child and child relations with society influence the development of personality, cognition, emotions and social behavior. The article describes the main directions of development of empathy in the preschool years, as well as ways of its development in children in classroom settings.

Keywords: empathy, emotion, child development, preschool age, emotional intelligence.

Развитие ребенка происходит через социальное взаимодействие. Отношение общества к ребенку и ребенка к обществу влияет на развитие личности, познания, а также на эмоции и общественное поведение. Важным фактором, регулирующим правильное общественное поведение, является эмпатия - чувство сострадания, умение переживать такие же чувства,

как и другой человек, способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Эмпатия возникает из личного опыта, основанного на собственных чувствах. Чем больше человек осознает свои эмоции, тем проще ему распознать чувства других. Эмпатию у ребенка необходимо формировать. Доказательством являются наблюдения Я. Рембовского,

МИРОВОМ ОПЫТ

а

в которых говорится, что тренинги по эмпатии развивают у детей способность вникать в эмоциональное состояние других людей. Также Д. Гоулман утверждает, что дети могут присвоить или модернизировать ключевые эмоциональные способности, если взрослые возьмут на себя труд обучить их этому (Гоулман, 1997). Эмпатию можно определить как своеобразную предрасположенность, способность или индивидуальность. Она обозначает комплекс качеств человека на определенно заданном континууме. Это говорит о том, что каждый человек характеризуется разными уровнями эмпатии. Личность с менее эмпатичным восприятием отличается невысоким уровнем способности понимания эмоционального состояния собеседника (или практически отсутствием этой способности). Личность со сверхэмпатич-ным восприятием характеризуется необыкновенной способностью интерпретации и переживания чужих эмоций. Эмпатия - черта или способность, которую можно формировать, совершенствовать. И тут для родителей и воспитателей открывается новая задача. Психологи уверены, что родители помогают детям научиться не только таким практическим навыкам, как ходить, пользоваться ложкой, завязывать шнурки, но и являются источником знаний и способностей, относящихся к эмоциональному и общественному миру. Они учат детей распознавать свои и чужие эмоции, реагировать на чувства других людей (Би, 2004).

Как воспитать ребенка, который будет помогать другим?1

• Создать для ребенка соответствующую семейную атмосферу - полную тепла и любви, в которой родители ясно объясняют различные социальные ситуации.

• Знакомить ребенка с принципами жизни в обществе, объяснять, почему необходимо поступать по отношению к другим тем или иным способом, какие последствия несет для других поведение ребенка (например, если ударишь Кирилла, то ему будет больно).

• Приписывать ребенку (его внутреннему характеру) позитивные просоциальные черты («Ты такой полезный помощник!»).

• Склонять ребенка делать полезные вещи, хвалить его, обеспечивать чувство удовлетво-

1 Хелен Би, на основании наблюдений Айзенберга от 1992 года.

ренности после хорошо выполненного задания, учить исполнять обязанности, помогать другим.

• Моделировать просоциальное, заботливое и альтруистическое поведение - быть для ребенка примером для подражания, то есть самостоятельно придерживаться тех же принципов, какие прививаются ребенку.

Корни эмпатии в развитии ребенка

После первого года жизни ребенок начинает постепенно осознавать, что становится отдельным существом. Услышав чей-либо плач, он не всегда понимает, что несчастье постигло кого-то другого. Он может копировать поведение человека, который чувствует боль или грусть. Во второй половине третьего года жизни ребенок, как правило, уже знает, что эмоции, которые переживает другой человек, не являются его эмоциями, и он может успокоить или помочь ему. Ребенок дошкольного возраста осознанно показывает эмпатическое поведение. Он умеет вместе с кем-то сопереживать. Наблюдая за поведением и эмоциями друзей и подружек из группы, ребенок может перенимать их эмоции -как позитивные, так и негативные, например, утешать другого человека или копировать его поведение (веселая игра, нахмуренность). Способность успокаивать или оказывать помощь, давать заботу младшим и старшим тесно связана с умением правильно разбираться в ситуации. Маленькие дети, у которых языковая система еще в развитии, часто сочувствуют людям, «несчастье» которых они наблюдают: «горе» подруги, у которой другой ребенок отобрал игрушку, или мамы, у которой забинтована рука. Эти дети не реагируют эмпатией на вербальную коммуникацию. Старшие дети умеют погружаться в эмоции и настроения других людей на основе словесного описания их самочувствия.

В дошкольном возрасте ребенок в состоянии одарять чувствами тех, кто о нем заботится. Он привязывается к домашним животным. В конце дошкольного возраста ребенок развивает способность сдерживать себя, контролировать эмоции. Это является доказательством постепенного эмоционального созревания. У пяти-шестилетнего ребенка наблюдается явное развитие высших чувств: интеллектуальных, общественных, моральных и эстетических. Ребенок переживает радость не только

МИРОВОИ ОПЫТ

во время действия, но и на конечном этапе -ему нравится результат.

Чем старше становится ребенок, тем чаще он встречается с ситуациями, которые требуют от него принятия самостоятельных действий для решения проблем, которым сопутствуют негативные эмоции.

Чересчур заботливые родители ограждают ребенка от трудностей, устраняют ситуации, которые могут вызвать неприятные ощущения. Это приводит к тому, что дошкольник учится фокусировать внимание и любовь только на самом себе. Этот эффект удержания детского эгоцентризма (в то время как он фактически должен исчезнуть) способствует развитию эгоистического отношения в межличностных отношениях, неспособности эмоционально звучать с окружающим миром и вникать в переживания других людей.

Развитие эмпатии и процесс социализации

Изначально младенец учится эмпатии на последствиях (реакции окружающих и родителей) своего плача и смеха. Ребенок сочетает категорию своих действий с ответом взрослого человека и учится влиять на поведение своих родителей - главным образом через смех и плач. Оказывается, что годовалый ребенок уже в состоянии оценить эмоциональную реакцию родителя. Такие же действия он совершает перед принятием какого-либо решения по отношению к выбору собственной реакции. Это явление называется общественным мнением, и оно находится в самом начале развития способности к эмпатии у ребенка.

В исследованиях Клинерта реакции ребенка на незнакомую игрушку было отмечено, что дети чаще оборачивались в сторону матери, как бы хотели посмотреть ее реакцию на новый объект. Если реакция матери была позитивная, то ребенок тоже реагировал на игрушку позитивно. Если мама проявляла негативную реакцию, ребенок копировал ее поведение. В других исследованиях (Кайа и Маркуса) дети учатся копировать поведение общества с шестого месяца жизни. Исследователи демонстрировали грудным детям разные действия: хлопали в ладоши, делали удивленное лицо. Дети сумели скопировать это поведение. А чем старше они становились, тем лучше это у них получалось.

Проявление эмпатии можно наблюдать в отношениях между родственниками.

Исследователи утверждают, что взаимодействия между братьями и сестрами вызывают сильные эмоции, как любовь, так и ненависть. Эти глубокие и сильные отношения могут быть средством, при помощи которого маленький человек учится понимать других и влиять на их поведение. Дети до второго года жизни уже в состоянии успокаивать, утешать и даже дразнить, разочаровывать своего брата или сестру.

Характер отношений, существующих между ребенком и взрослым в раннем детстве, имеет ключевое значение для последующего развития и функционирования эмоционально-социального состояния ребенка. Как показывают исследования, неудачи при установлении продолжительных эмоциональных связей с опекунами в раннем детстве играют главную роль в развитии «аффективной психопатии» (иными словами, эмоционального дефицита). Семейная дисгармония и отсутствие продолжительных связей с родителем связаны с последующим антиобщественным поведением и проявлением преступности у ребенка.

Ребенок с развитым чувством эмпатии

Просоциальное или, другими словами, аль-труистское поведение - это умышленное и добровольное действие, направленное на благо другого лица. Первый раз наблюдается у детей в возрасте от двух до трех лет. Эмпатия - черта или способность, которую можно формировать, совершенствовать, обучить в процессе развития. И тут для родителей и воспитателей открывается новая задача.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к совместным играм с ровесниками. Предлагают помощь другому малышу, который ударился, дают ему свою игрушку, утешают его. Именно в этом возрасте дети действительно начинают понимать, что окружающие его люди чувствуют что-то другое, чем он сам. Различное просоциальное поведение, вытекающее из способности сопереживать боль, грусть, травму, развивается по-разному в процессе взросления ребенка. Кажется, что чем ребенок старше, тем он больше склонен сострадать, помогать, делиться (предлагать другому нуждающемуся ребенку свою игрушку). В то же время в тенденции сострадания младшие дошкольники немного опережают детей постарше. Дети, проявляющие больше эмпа-тии и альтруизма, умеют одинаково хорошо

регулировать собственные эмоции (показывая больше позитивных эмоций, чем негативных). Как отмечает Хелен Би, уровень эмпатии и альтруизма у детей связан вероятнее всего с определенным способом их воспитания (Би, 2004).

Как сформировать эмпатию и эмоциональный интеллект ребенка?

• Необходимо сопереживать ребенку, рассказывать о своих чувствах, расспрашивать о его.

• Использовать сообщения, подтверждающие чувства ребенка (не отрицательные).

• Рассказывать ребенку, какое влияние на чьи-то чувства оказывает его поведение.

• Описывать вместе с ребенком эмоции людей, изображенных на фото или картинках.

• Репетировать вместе с ним эмоции перед зеркалом.

• Играть в эмоциональные игры.

• Практиковать поведение, связанное с выражением эмоций - в открытый и безопасный способ для ребенка и других людей.

Почему эмпатия так важна?

Дэниел Гоулман, автор Теории эмоционального интеллекта, заверяет, что успех в жизни зависит не только от интеллектуальных способностей, но и от умения управлять своими эмоциями. Способность к эмпатии является одним из проявлений эмоционального интел-

лекта. Автор считает, что эмоциональный интеллект - это совокупность качеств, включающих в себя: способность к мотивации; проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неприятности; умение управлять своими порывами и откладывать их исполнение на поздний срок; контролировать настроение и не погружаться в заботы; вникать в настроения других людей и иметь оптимистический настрой на будущее.

Эмоциональная жизнь - это область, которой можно овладеть в большей или меньшей степени, как способностью читать, писать или лечить. В какой степени человек изучил комплекс эмоциональных способностей понять можно не только по уровню интеллекта и школьной оценке. Степень изучения определяет, будет ли у этого человека в жизни успех или неудача. От умения управлять эмоциями, решать возникшие трудности, а также сосуществовать с людьми зависит способ использования других наших умений. Люди, которые хорошо знают свои эмоции и умеют управлять ими, на самом деле понимают и умеют правильно воспринимать чувства и настроения других людей, в определенных аспектах жизни имеют преимущество над другими людьми (начиная с личной, семейной жизни, заканчивая усваиванием правил, диктуемых внутренней политикой фирмы, в которой они работают). Исследования показали, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта в большей степени довольны жизнью и совершают более правильные действия. Люди, которые не умеют управлять эмоциональной жизнью, концентрируют внимание на внутренних конфликтах, что ограничивает их способность сосредоточиться на науке или работе.

Родители и воспитатели, заботясь о будущем счастье своих детей, думают не только о развитии их интеллектуальных способностей и школьных знаний, но и об их эмоциональном и общественном развитии. ■

Литература

1. Би Х. Психология развития человека. Познань, 2004.

2. Берч А. Очерк по психологии развития. Варшава, 2005.

3. Гоулман Д. Эмоциональная интеллигенция. Познань, 1997.

4. Пшетачник-Геровска М., Макелло-Яржа Г. Психология развития и воспитания детей. Варшава, 1992.

Поступила в редакцию 17.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.