В. К. Загвоздкин
Эмоциональная готовность к школе -общая задача семьи и ДОУ
Загвоздкин Владимир Константинович - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального института развития образования, заведующий лабораторией комплексной оценки и развития качества образования Московского института открытого образования (Москва, Россия), vlsag@rinet.ru
Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе, и факторов успешности школьного обучения показывает отчетливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и выделении психологических факторов успешности в обучении отчетливо преобладал набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного развития, концентрация, память, логическое мышление, координация глаз -рука и т.п., то в настоящее время исследователи придают гораздо большее значение другим факторам. Отмечается важная роль социального и эмоционального компонента в обучении, а развитие социальной и эмоциональной компетентности становятся важнейшими целями школьного обучения. В ряде исследований была выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка - центральным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи все чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно являться важнейшей целью воспитания и обучения в семье и школе. Автор знакомит читателей с понятием «эмоциональный интеллект» и представляет программу эмоционального воспитания, разработанную в США профессором Джоном Готманом - одним из авторитетнейших исследователей в данной области.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное воспитание, эмпатия, психологическая стабильность.
Emotional readiness to school education - common goal of family and preschool institution
Zagvozdkin Vladimir,
PhD in Psychology, Senior Researcher of Federal Institute of Development of Education, Head of the Laboratory of the Complex Assessment of Quality of Education, Moscow Institute of Open Education (Moscow, Russia)
The analysis of the literature devoted to children's readiness for school and success factors of schooling shows a clear current shift of emphasis. Traditionally children's readiness for school and the allocation of psychological factors of success in learning was determined by a set of abilities and skills directly involved in training - especially the level of cognitive development, eye-hand coordination etc. At the present time researchers give greater significance to other factors: training and development of social and emotional competence are becoming important goals of schooling. Several studies have revealed the central role of emotional stability in the success of school education and the development of a child 's emotional sphere - a central element of the concept of "psychological readiness for school." In this regard "emotional intelligence" development becomes a major goal of education and training in family and school. The author introduces the concept of emotional intelligence and emotional education program developed by Professor John Gottman - one of the most respected researchers in the field.
Keywords: emotional intelligence, emotional education, empathy, psychological stability.
Что такое эмоциональный интеллект?
Понятие «эмоциональный интеллект» (ЭИ или международное обозначение EQ) было введено исследователями Йельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году1. Однако широко известным оно стало благодаря книге Дэниеля Гоулмана «Эмоциональный интеллект»2, которая за короткое время стала настоящей сенсацией и побудила в научных кругах дискуссию, что же такое интеллект3?
С одной стороны, эмоциональный интеллект - это что-то очень простое и само собой разумеющееся. Разве не само собой разумеется, что успех человека в жизни зависит не только от его «головы», ума, но и от других качеств - целеустремленности, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в профессиональной и личной жизни? Почему же книга Гоулмана стала столь знаменитой, а понятие «эмоциональный интеллект» таким актуальным?
Напомним, что понятие интеллекта было введено в науку французским психологом Альфредом Бине, который в начале ХХ века изобрел так называемый коэффициент интеллекта (IQ). Согласно Бине, интеллект - это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека в какой-либо области. В принципе можно сказать, что чем выше у человека коэффициент интеллекта, тем успешнее он должен быть. Чтобы подтвердить эту гипотезу, Бине разработал тест интеллекта - процедуру, которая затем стала знаменитой и положила начало широкому направлению исследований в психологии. Этот тест был направлен главным образом на проверку способностей к абстрагированию и умения обращаться с логической информацией.
Однако, «успех» человека в широком смысле этого слова, то есть «в жизни» - положение в обществе, карьера, заработок, удовлетворение в личной жизни, наличие семьи и детей и т.п. - ни тест Бине, ни другие тесты, имеющие подобную сугубо интеллектуальную
1 Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М., 2003. С.41-48.
2 Goleman D. Emotionale Intelligenz. - München, 2006. Название оригинала на английском языке: Emotional Intelligence. - New York, 1995.
3 В одной лишь Германии к 2004 году претерпела
1 7 изданий!
ориентацию, не учитывали. Под успехом здесь подразумевается только академический успех в усвоении и переработке информации, изолированный от других значимых областей жизни человека. Широкие исследования, проведенные уже в наше время, показали, что лишь 20% успеха человека в жизни можно приписать высоким показателям IQ. Эти данные позволяют сделать вывод, что существуют другие способности, очевидно более важные для успеха человека в жизни, чем абстрактный «логический» интеллект.
Образование до сих пор было фиксировано преимущественно лишь на «логическом» интеллекте, на развитие которого были направлены все усилия, и только он, в сущности, и проверялся, как результат обучения. В зависимости от показателей, связанных с умением решать интеллектуальные задачи, устанавливалась степень успешности человека в обучении.
Как оказалось - и это подтверждают многочисленные данные, приводимые Гоулманом в его книге, - что «эмоциональным интеллектом» обладают далеко не все люди, хотя на первый взгляд нам кажется, что речь идет о каких-то совершенно обыденных и само собой разумеющихся вещах. Вот это сочетание соображений здравого смысла, понятных каждому человеку, вместе с обнаружением факта, что это «обыденное» и «само собой разумеющееся» не является таковым, и сделало проблему эмоционального интеллекта столь насущной, а книгу Гоулмана столь популярной, что она в США стала за короткое время настоящим бестселлером и была переведена почти на все европейские языки.
Понятие «эмоциональный интеллект» Гоулман заимствовал у профессора психологии Йельского университета Питера Саловея. В данном случае имеются в виду свойства человека, которые весьма близки обыденному понятию «характер». Дело не в том, чтобы противопоставлять чувства, эмоции, сердце холодному здравому рассудку. Речь идет о взамодополнении и равновесии обоих полюсов, о так называемой «когерентности (гар-мониии) двух полушарий» (Серве-Шрайбер)4. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т.п.), идентифицировать их (знать, что мы чувствуем или чувствовали), контролировать, вернее компетентно обходиться с ними, является
4 Servan-SchreiberD. Die Neue Medizin der Emotionen. -München, 2006. P.23-69.
человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а это значит с высоким самосознанием, способностями управлять собой, понимать других людей, находить компромиссы. Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Напротив, человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчет в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций, часто ведет себя неадекватно, неверно оценивает ситуацию, испытывает трудности в контактах с людьми, склонен к агрессивному поведению и даже насилию.
Д. Гоулман приводит многочисленные примеры такого неадекватного поведения. Сюда относятся не в последнюю очередь многочисленные случаи агрессивного поведения и насилия со стороны подростков и молодых людей в отношении родителей, учителей и сверстников. На поверку оказывается, что молодые люди, проявляющие агрессию, совершенно не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других. Излишне говорить о том, какие далеко идущие социальные последствия это имеет (вспомнить хотя бы дедовщину в армии).
Развитие эмоционального интеллекта берет начало в раннем детстве. Гоулман приводит такой пример: группе четырехлетних детей предложили альтернативу: либо они сами возьмут сладости сразу, либо получат по две порции, но тогда они должны ждать, пока взрослый (экспериментатор) вернется, уладив свои дела. Некоторые дети взяли сладости сразу, как только взрослый ушел; другие поддались соблазну после некоторых колебаний и взяли сладости не сразу, а через некоторое время; однако большая часть группы могла ждать бесконечные 15-20 минут, пока взрослый вернется, и получили в награду двойную порцию сладостей. Однако на этом эксперимент не закончился. Через 12-14 лет, когда испытуемые заканчивали обучение в школе, они были обследованы еще раз. Результаты оказались поразительные: обследование показало отчетливые социальные различия между терпеливыми и нетерпеливыми детьми. Те, кто уже в четырехлетнем возрасте был способен противостоять своим непосредственным желаниям, выросли самостоятельными, социально компетентными людьми, с высоким самосознанием. Они и в юном возрасте были способны отсрочить моментальное
вознаграждение ради стратегических (отдаленных) целей, которые они ставили перед собой. Они также лучше справлялись с неудачами. Другие были более неуверенными в себе, нерешительными, более незрелыми, страдали от зависти и ревности, провоцировали конфликты и даже показывали худшие результаты на экзаменах, причем независимо от уровня их IQ. Гоулман делает вывод: способность противостоять импульсам ради отдаленных целей - это центральная способность и существенная составная часть эмоционального интеллекта.
Человек, который мыслит как компьютер, не способный чувствовать и понимать чувства, идет по жизни как корабль без руля и ветрил. Гоулман иллюстрирует это на примере пациента, у которого, после удаления опухоли были нарушены связи между различными мозговыми центрами, между так называемым миндалевидным ядром, отвечающим за жизнь чувств, и неокортексом, который отвечает за логический интеллект. В результате оказалось, что логический интеллект у пациента был вполне нормален. Он мог приводить рациональные аргументы за или против чего-либо. Но он не мог отдать предпочтения ни одной из возможностей. Каждая значила для него столько же, сколько и другая. Он словно потерял инстинкт, подсказывающий ему, что можно и нужно выбирать. Он даже не мог договориться о времени встречи, принять или отклонить различные предложения, которые ему делались. Вывод: «Хотя сильные чувства и могут препятствовать логическому мышлению, но их отсутствие или отсутствие восприятия собственных чувств может быть не менее разрушительным»5. О каких бы решениях в жизни ни шла речь, о выборе ли профессии, партнера, одежды, пищи и т.п., субъективно, то есть именно для нас, правильного жизненного решения мы не можем принять без интуитивных сигналов «эмоционального мозга». Как мы видим, развитие эмоциональной сферы является важнейшим элементом воли, формирование которой связано со способностью принимать решения и проводить эти решения в жизнь.
Однако речь не идет только о том, чтобы знать собственные чувства и управлять ими. Не менее важно понимать чувства других. Эта способность имеет решающее значение
5 Goleman D. Emotionale Intelligenz. - München, 2006. Название оригинала на английском языке: Emotional Intelligence. - New York, 1995. P.48.
в различных ситуациях социальной жизни -в семье, школе, профессии - для эмоционально «правильного» (корректного) обхождения людей друг с другом. Способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающимися в их мимике, жестах, интонациях, словах, является также неотъемлемой составной частью эмоционального интеллекта. Эта способность чувствовать и понимать чувства других называется эмпатией.
Развитие эмоционального интеллекта начинается в раннем детстве
Корни эмпатии можно проследить вплоть до младенчества и самого раннего детства. Маленькие дети - об этом говорят нам психологи - способны испытывать непроизвольное сочувствие к другим людям, когда те плачут, а также к растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит по большей части не от врожденных способностей, а от воспитания. Основываясь на данных многочисленных исследований, Гоулман утверждает, что детство и подростковый возраст (пубертатный период) наилучший
период для формирования эмоционального интеллекта. Связи между миндалевидным ядром и неокортексом продолжают формироваться вплоть до юношеского возраста и могут изменяться даже у взрослого человека. Гоулман указывает на решающую роль родителей, которые могут служить детям наглядным примером эмпатии, а также учителей, обладающих высокоразвитой эмпатией. Однако, независимо от семьи и отдельных учителей школа, как таковая, должна взять на себя задачу по развитию эмоционального интеллекта и разработать программу «эмоциональной азбуки». Такая эмоциональная азбука является по Гоулману лучшей профилактикой различных зависимостей, наркомании, депрессий, подростковой и молодежной преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.
Во многих школах США преподается self-science, наука о том, как обходиться с собственными проблемами и собственной жизнью6. Например, дети учатся понимать,
6 В новостях по РЕН ТВ прошло короткое сообщение
об «уроках счастья» в английских школах. На вопрос, заданный русскому ученику, в чем счастье, тот отве-
тил: не в деньгах и не в карьере. Самое главное - это отношения, общение и друзья. К сожалению, нам не удалось найти дальнейшую информацию об этой программе.
что за гневом могут скрываться другие чувства, ревность, обида. Они учатся выражать свои чувства в словах, а также конструктивно обходиться с ними и возможными конфликтными ситуациями. Занятия проводятся в форме бесед, обсуждений или ролевых игр. В США и в других странах также разработаны программы обучения для родителей, направленные на то, чтобы они овладевали конструктивными моделями поведения в различных ситуациях, а также сознательно способствовали развитию эмоционального интеллекта у своих детей. Одну из таких программ мы кратко представим ниже. Гоулман выступает за тесное сотрудничество с родителями и за широкое участие родителей в таких программах.
В Европе соответствующие качества называются selbst-kompetenz - «самокомпетентность», которая включает в себя способность к компетентному обращению со своим рациональным, эмоциональным и витальным слоем личности, что тождественно ответственному отношению к собственной жизни7. В качестве ключевой компетентности самокомпетентность, тесно связанная с социальной компетентностью, должна являться существенной частью образования и воспитания детей и молодежи, необходимых для успешной и продуктивной жизни в условиях современной цивилизации.
На актуальность идей, высказанных Гоулманом в его книге, указывают многие симптомы жизни нашего общества. Это не только рост проявлений жестокости среди детей, преступности среди подростков и молодежи, но статистика разводов, рост числа депрессий, алкоголизма и самоубийств.
Эмоциональный интеллект, психологическая стабильность и успешность обучения в школе
Книга Д. Гоулмана, о которой мы упоминали выше, основывается на многочисленных исследованиях, проводившихся с начала 1960-х годов. Мы привели одно из многочисленных исследований влияния развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста на личностные свойства
7 В науке о менеджменте говорят о самоменеджменте, осознанном отношении и планировании собственной жизни.
молодых людей в возрасте окончания школы. Возникает вопрос, можно ли развивать ЭИ в семейных условиях или описанные свойства являются врожденными. Современные данные говорят о следующем. Есть дети, которые оказываются эмоционально устойчивыми к стрессогенным воздействиям несмотря на неблагоприятные социальные условия жизни. Это свойство получило название резистентность - устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды8. Хотя невозможно отрицать тот факт, что есть дети, у которых устойчивость (резистентность) развита как врожденное качество, тем не менее, данные многочисленных исследований показывают корреляцию (связь) между стилем семейного воспитания, развитостью ЭИ и устойчивостью к стрессам (резистентность), с одной стороны, и успешностью школьного обучения, с другой. По этой причине развитие психологической стабильности - резистентности - стало составной частью национальных образовательных программ дошкольного образования во многих странах.
Представим кратко одно из таких исследований. На протяжении более 20 лет группа американских психологов под руководством профессора Джона Готмана изучала отношения детей и родителей и влияние этих отношений на развитие детей в возрасте от 5 до 17 лет9. В фокусе этих исследований оказалось поведение родителей в отношении к детям в эмоционально напряженных ситуациях. В развернутых интервью с родителями выяснялись общие вопросы взаимоотношений между супругами, насколько осознанно они воспринимают и понимают свои чувства, как реагируют на эмоциональный опыт своих детей. Были изучены физиологические реакции детей в трудных эмоциональных конфликтных ситуациях, а также эмоциональные реакции родителей на гнев или печаль их детей. После этого дети обследовались на предмет состояния здоровья, эмоционального развития, успешности в школьном обучении, социальных отношений.
Было установлено, что большинство родителей можно разделить на две основные категории: родителей, которые помогают детям ориентироваться в мире чувств, и такие, которые этого не делают. Тех родителей, которые помогают детям понимать и справляться
8 Есть предложение переводить этот термин понятием «жизнестойкость».
9 Gottman J. Kinder brauchen emotionale Intelligenz. -München, 1997. P.28-32.
с эмоциональными проблемами, Готман называет «эмоциональными тренерами». Подобно тренерам спортсменов, они сообщают детям стратегии, как вести себя в эмоционально трудных ситуациях. Они не реагируют негативно, когда их дети испытывают гнев, печаль или страх. Вместо этого они признают негативные эмоции частью человеческой жизни и используют ситуации эмоционального напряжения как шанс сообщить детям важные стратегии поведения и установить с ними более близкие отношения.
Исследования обнаружили, что дети, родители которых вели себя в стиле «эмоционального тренинга», были более здоровыми (меньше болели) и существенно более успешными в школьном обучении, чем дети, родители которых применяли другие стратегии поведения. Эти дети устанавливали более тесные отношения со своими сверстниками и были менее агрессивны. В целом у этих детей преобладали позитивные чувства, а негативные чувства были выражены в меньшей степени. Иными словами, они были более здоровыми в эмоциональном отношении. Но самое интересное наблюдение состояло в том, что эти дети оказались более устойчивыми и стабильными в трудных ситуациях. Хотя и они, естественно, испытывали разочарование, печаль и гнев, но они оказались способными сами справляться с этими чувствами, утешить себя или успокоиться.
Многочисленные исследования показали также, что неблагоприятная ситуация в семье, развод родителей или напряженные отношение между ними, сопровождающиеся ссорами, снижают способность детей к дружеским отношениям, школьным успехам, устойчивость к стрессам и болезням, а также часто являются причинами эмоциональных расстройств (страхов, депрессий), что нередко ведет вообще к неудаче в школьном обучении (дети перестают учиться). Рост числа разводов и неблагополучных семей идет параллельно с ростом агрессивности и насилия в среде подростков и молодежи.
Исследования Готмана и его группы показали, что дети, проходившие в семьях «эмоциональное обучение», в ситуации развода родителей оказались значительно более устойчивыми. Эти данные имеют особое значение для семей с напряженными отношениями между родителями. Для детей из таких семей освоение «эмоционального обучения» является крайне актуальным.
Развитие эмоционального интеллекта в семейном воспитании. Программа «эмоционального обучения» по Д. Готману
«Когда моя дочь расстроена чем-либо, это действительно важно для нас. Мы становимся благодаря этому еще ближе друг к другу», - сообщает в интервью мама пятилетней девочки. - Я говорю ей тогда, что хочу с ней поговорить и знать, что она чувствует». Также и отец этой девочки знает, что дочь нуждается в нем больше всего, когда она расстроена или рассержена. Никакие другие ситуации не пробуждают, по его словам, так сильно отцовские чувства, как ситуации, когда он может утешить дочь в ее расстроенных чувствах10.
Таких родителей можно обозначить как добросердечных и позитивных. Конечно, и такая стратегия поведения родителей может оказаться недостаточной, чтобы справиться с эмоциональными проблемами детей и помочь им в развитии ЭИ. Готман выделяет три стратегии поведения, которые не ведут к развитию ЭИ:
1. Игнорирование. Родители не обращают внимания, недооценивают негативные чувства детей, не придают им значение.
2. Неодобрение, порицание. Родители критикуют выражение негативных чувств детей, осуждают их или наказывают детей, когда те бурно выражают свои чувства.
3. Невмешательство. Родители хотя и признают и понимают чувства детей, но не оказывают помощь, не поддерживают детей и не ставят границы детскому поведению.
Проиллюстрируем данные стратегии поведения на наглядном примере.
Утром маленький сын Натальи не хочет идти в детский сад. Если Наталья игнорирует его чувства, то она поступит, вероятно, следующим образом. Она объяснит сыну, что его поведение неуместно, глупо; нет никаких причин расстраиваться по такому дурацкому поводу. Затем она будет пытаться отвлечь его, даст ему что-то вкусное или начнет рассказывать что-то интересное, например, что приготовила сегодня детям воспитательница.
Если Наталья применяет стратегию неодобрения, то она начинает ругать сына. Она
10 Gottman J. Kinder brauchen emotionale Intelligenz. -München, 1997. P.54-64.
объясняет ему, что он такой упрямый и невоспитанный, и грозит, что если он не будет слушаться и тотчас не станет одеваться, она никогда больше не поведет его в зоопарк.
Если Наталья придерживается позиции невмешательства, то она, может быть, обнимет своего непослушногосына, покажет сочувствие и объяснит ему, что это нормально, что он хочет остаться дома. Но затем она не знает, как быть, потому что должна идти на работу и уладить еще кучу дел и поэтому никак не может оставить его дома. В завершении она, может быть, даст ребенку конфету или другую сладость или предложит ему немного отсрочить выход из дому: «Ну ладно, давай поиграем минут десять и потом пойдем».
Посмотрим на поведение родителей, которых Готман называет «эмоциональными тренерами». Вот возможный диалог, включающий в себя все фазы «эмоционального тренинга», который будет вести Наталья в описанной выше ситуации:
Наталья: Максим, ты уже надел куртку? Нам пора выходить.
Максим: Нет. Я не хочу в детский сад.
Н.: Ты не хочешь? Почему?
М.: Потому что я хочу быть с тобой.
Н.: Ты хочешь быть со мной?
М.: Да, я хочу остаться дома.
Н.: Знаешь, я понимаю, как ты себя чувствуешь. Я тоже иногда так хочу, чтобы мы утром никуда бы не спешили, посидели бы вместе на диване и я почитала бы тебе книгу, вместо того, чтобы уходить на работу. Но знаешь что? Я обещала своим коллегам на работе, что обязательно приду в 9 часов к ним, они меня ждут, и я должна сдержать слово.
М. (начинает плакать): Я не хочу, чтобы ты уходила...
Н.: Иди сюда, мой милый (берет его на колени). Мне очень жаль, но мы не можем остаться дома. Тебя это расстраивает?
М. (кивает).
Н.: Ты очень расстраиваешься?
М. (кивает).
Н.: Я тоже очень расстраиваюсь (она дает ему некоторое время поплакать и держит его при этом за руку). Я знаю, что мы сделаем. Завтра мне не нужно на работу, а тебе в детский сад. Мы можем целый день быть вместе. Что бы нам такое предпринять? Тебе приходит что-нибудь в голову?
М.: Пойдем в зоопарк, а потом будем смотреть книжку с картинками.
Н.: Это здорово! Может, еще что-нибудь?
М.: Можно взять с собой машинку?
Н.: Я думаю, можно.
М.: А Саша тоже пойдет с нами?
H.: Нужно спросить у его мамы. Но сейчас уже пора. Давай пойдем. Хорошо?
М.: Хорошо.
Чем же отличается поведение Натальи в последнем примере? Как настоящий «эмоциональный тренер» Наталья признала правомерность чувств сына, помогла ему выразить эти чувства в словах, дала возможность проявить свои чувства, поддерживала его в тот момент, когда он плакал. Она не пыталась отвлечь его от его чувств, она не ругала его, она показала, что понимает его чувства и желания. В отличие от стратегии невмешательства, она установила границы: хотя она и дала сыну некоторое время поплакать, все же она ясно сказала, что не должна опаздывать на работу и должна держать слово. Максим расстроился, но с этим чувством нужно учиться справляться. После этого она помогла сыну понять, какие чувства он испытывает, приняла эти чувства, она показала ему, как можно преодолеть печаль и радоваться тому, что принесет им следующий день.
Вот пять шагов «эмоционального обучения», которые Готман и его сотрудники выявили у «успешных» родителей. Эти родители:
I. Осознают чувства детей.
2. Воспринимают выражение чувств детей, как повод сблизиться с ребенком и чему-то научить его.
3. Выслушивают ребенка, сочувствуют ему и подтверждают детские чувства.
4. Помогают ребенку назвать свои чувства.
5. Ставят границы и одновременно развивают стратегии по решению проблем, вызывающих эмоции.
Как начать учиться «эмоциональному обучению» детей?
Во многих странах существуют специальные курсы - тренинги для родителей по развитию эмоционального интеллекта детей в условиях семейного воспитания. В нашей стране, к сожалению, таких «школ для родителей» еще недостаточно. Что же делать?
Мы дадим несколько советов, как можно, не дожидаясь специальных курсов, начать работать в данном направлении. Эта работа может оказаться полезной не только в контексте воспитания детей, но и в плане общего личностного развития. Все начинается с того, чтобы начать работу по развитию собственного эмоционального интеллекта, от которого, как мы писали выше, зависит успешность человека в жизни (личной жизни и на работе).
Прежде всего, выделите для этой работы некоторое время. Первая задача определить, к какой стратегии поведения вы имеете склонность. Для этого может пригодиться «эмоциональный дневник». Вспомните ситуации, когда ваш ребенок или ребенок, с которым вы работаете, выражал какие-либо чувства. Опишите кратко эту ситуацию и то, как вы на нее реагировали. На одной стороне тетради вы записали ваши слова, диалог с ребенком, ваши действия и реакции ребенка, а также то, что вы при этом чувствовали и что по вашему предположению мог чувствовать ребенок.
Помощью в описании и анализе ситуации могут быть вопросы, почерпнутые из пяти шагов эмоционального обучения по Готману, которые мы описали в предыдущем разделе статьи: осознаю ли я, что чувствует ребенок, и принимаю ли я его чувства всерьез? Понимаю ли я его чувства как повод для сближения и для того, чтобы научить ребенка понимать свои чувства и справляться с ними? И т.д. На одной стороне тетради опишите то, что фактически произошло в конкретной ситуации, на другой стороне попробуйте написать сценарий той же ситуации при эмоциональном обучении.
Сначала будет трудно осуществить иную стратегию поведения, чем та, к которой вы привыкли. Поэтому такой сценарий «правильного» поведения и особенно слов (разговора) в духе эмоционального обучения, осуществляемый задним числом в спокойной ситуации, может послужить хорошим началом. Важно именно записать такой сценарий и затем проиграть его для себя несколько раз.
Если вы проработаете таким образом пять-шесть типичных ситуаций, то научитесь также реагировать на проявления чувств в духе эмоционального обучения и в естественной ситуации в жизни. Необходимо закрепить этот результат путем многократного проигрывания «правильного поведения» в вообража-
емой ситуации (ролевой игре) и повторения такого поведения в реальной жизни. Хорошо также, в случае необходимости, обратиться в детскую психологическую службу или семейную консультацию.
Приведем пример типичной реакции многих родителей на приступы гнева маленьких детей. «Когда моя четырехлетняя дочь злится, она бранится и стремглав выбегает из комнаты, как маленький гном. Это выглядит очень забавно, я не могу удержаться от смеха». Представьте себе, как среагировали бы вы и что бы почувствовали, если ли бы на ваш гнев кто-то - ваша жена, муж, товарищ по работе, начальник - рассмеялся бы вам в лицо? Эта очень распространенная реакция является типичным примером, когда на первый вопрос, приведенный выше, следует ответить отрицательно. Родители или воспитатели, реагирующие таким образом, не понимают, какие чувства испытывает их ребенок, и не принимают его чувства всерьез. Другая типичная реакция - это сказать, что «из-за таких пустяков не стоит злиться (расстраиваться, испытывать страх)». Такая реакция родителей может привести к потере доверия к себе, так как ребенку внушается, что его чувства не имеют значения.
Ограничение стратегии «эмоционального обучения»
Если вы примете решение начать реали-зовывать стратегию эмоционального обучения, то следует иметь в виду, что такой метод взаимодействия с ребенком подходит не во всех ситуациях и не является универсальным средством от всех проблем. Назовем и кратко охарактеризуем ситуации, в которых не следует применять стратегию эмоционального обучения11:
1. Когда у вас действительно нет времени. Ситуация жизни современной семьи такова, что значительную часть времени, которую вы проводите вместе с ребенком, тратите на то, чтобы следить за часами. Если ребенок не хочет идти в детский сад или устраивает в детском саду истерику и не отпускает вас, а у вас действительно нет времени спокойно заняться чувствами ребенка, то в этом случае следует просто сказать: «Я понимаю твои чувства, но сейчас я должна идти на работу и ты останешься с воспитателем. Мы потом
11 Gottman J. Kinder brauchen emotionale Intelligenz. -München, 1997. P.1 75-1 85.
обязательно поговорим об этом». В этом случае разговор о чувствах следует перенести на вечер или выделить другое время, когда будет возможность поговорить об этой ситуации спокойно, без спешки.
2. В присутствии других людей. Для такого интимного общения, как это предполагает эмоциональное обучение, нехорошо, если кто-то находится рядом и может слышать ваш разговор, даже если этот «кто-то» близкий человек (другой родитель, братья и сестры). Эмоциональные отношения - личное дело двоих людей.
3. Раздражение и усталость. Будьте внимательны к состояниям, которые могут помешать вам свободно вести беседу. Если вы раздражены, устали или у вас нет сил, то лучше провести разговор в другой раз.
4. Когда ребенок совершает плохие поступки. Если ребенок совершил плохой поступок, например, из чувства гнева испортил мебель или, желая избежать вашей негативной реакции, соврал, что он здесь не при чем, то показывать в этом случае эмпатию к чувствам, которые привели ребенка к такому поведению, не следует. Нужно сначала ясно высказать свою позицию, подобрать такие слова, которые не унижали бы ребенка: «Я понимаю, что ты рассердился, но портить мебель нельзя ни в коем случае! Но больше всего меня возмущает то, что ты еще и соврал! Мне не нравится, когда в нашем доме врут. Это плохо!» Позже можно поговорить с ребенком о том, что можно было выразить свои чувства и другим, приемлемым образом, что в этом случае не приходится врать и что самое плохое - это когда люди друг другу врут.
5. Когда ребенок, выражая свои чувства, в действительности вами манипулирует. Не всегда легко отличить манипуляцию от действительных чувств. Иногда дети ревут, кричат и т.д. не по-настоящему. Хотя они и расстроены тем, что вы должны уходить и не берете их с собой, тем не менее, они могли бы спокойно играть, если бы не думали, что можно изменить ваше решение путем рева. В этом случае можно спокойно, но твердо сказать ребенку: «Да, это неприятно, что ты должен остаться сегодня с няней, и мы не берем тебя с собой, но мы не можем этого сделать, и ты сегодня вечером побудешь с няней. Нет, рев не поможет, это решено. Лучше подумай, во что ты хочешь поиграть с няней, и приготовь игрушки».
Мы сосредоточили наше основное внимание на проблеме развития эмоционального интеллекта не только потому, что считаем ее весьма важной для успешного обучения в школе, но и для того, чтобы создать противовес до сих пор широко распространенному убеждению в том, что именно раннее интеллектуальное развитие является залогом успешности детей не только в школьном обучении, но и в дальнейшей карьере. Навязчивая реклама пособий и программ раннего интеллектуального развития заполонила прилавки книжных магазинов. Факты же говорят о том, что, несмотря на широкое распространение таких программ, готовность детей к школе, их реальное психическое развитие год от года не улучшаются. Наоборот, количество проблемных детей растет. Причина этого - эмоциональная запущенность, недостаток «эмоциональной грамотности» у родителей, воспитателей и учителей. Следует признать, что в таком положении дел отчасти виновато и психологическое сообщество, которое, на наш взгляд, уделяло недостаточно внимания эмоциональному воспитанию детей в семье, детском саду и школе. ■
Литература
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000.
2. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головне-ваН.Я. Тесты для детей. Готов ли Ваш ребенок к школе? - СПб., 1999.
3. Орме Г. Эмоциональное мышление, как инструмент достижения успеха. - М., 2003.
4. Goleman D. Emotionale Intelligenz. — München 2006. Название оригинала на английском языке: Emotional Intelligence. — New York, 1995.
5. Gottman J. Kinder brauchen emotionale Intelligenz. — München, 1997.
6. Kanitz A. Emotionale Intelligenz. — München, 2007.
7. Kammermeyer G. Schuleingangsdiagnostik // Fried, L., Roux, S. Pädagogik der frühen Kindheit. - Belz, 2006.
8. Krenz A. Ist mein Kind Schulfähig? — München, 2006.
9. Meinders-LuchkingF., Lou S. Wie schulfähig ist mein Kind? — Herder 2006.
10. Servan-Schreiber D. Die Neue Medizin der Emotionen. — München, 2006.
Статья поступила в редакцию 9.11.2013 г.