Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной компетентности студентов по технологии коучинга'

Формирование эмоциональной компетентности студентов по технологии коучинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1210
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / COACHING / SELF-KNOWLEDGE / SELF-DEVELOPMENT / EMOTIONAL SENSITIVITY / EMOTIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования эмоциональной компетентности по технологии коучинга. Цель статьи познакомить читателя с результатами эмпирического исследования. В статье доказывается, что обучение в стиле «коучинг» рассматривает обучающихся как огромный дополнительный ресурс для развития, где каждый человек является уникальной творческой личностью. Описываются результаты экспериментального исследования по использованию технологии коучинга для формирования эмоциональной компетентности, участие в котором приняли 57 студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению. Методология. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа научной литературы по проблемам развития эмоциональной компетентности. Сравнительный анализ идей и концепций позволил подобрать адекватный методический инструментарий. В экспериментальном исследовании использовались методики диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой и диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Результаты заключаются в том, что данные диагностики компонентов эмоциональной компетентности убеждают, что по итогам тренинговой работы в экспериментальной группе испытуемых начинает преобладать высокий уровень ее развития. Проведенное исследование продемонстрировало, что в контрольной группе показатели компонентов эмоциональной компетентности (эмоциональный интеллект и эмпатия) практически остались на том же уровне, что и на начало эксперимента. Заключение. Анализ данных, полученных при диагностике, позволяет выявить статистически значимые и достоверные различия в результатах констатирующего и контрольного этапов эксперимента как по отдельным показателям эмоционального интеллекта, по интегральным шкалам, так и по уровням эмпатии, что свидетельствует об эффективности использования коучинга как технологии развития эмоциональной компетентности. В статье доказывается, что проведенный тренинг позволил значительно развить эмоциональный интеллект, разработанная программа тренинга является эффективной и значительно способствует развитию эмоциональной компетентности обучающихся по программам психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMOTIONAL COMPETENCE OF STUDENTS ON COACHING TECHNOLOGY

Introduction. The article presents a study on the problem of the formation of emotionally competent skills in coaching technology. The purpose of the article is to acquaint the reader with the results of an empirical study. The article proves that learning in the style of coaching treats students as a huge additional resource for development, where each person is a unique creative person. The results of an experimental study on the use of technology of coaching on the formation of emotional competence are described, involving 57 students studying in the psychological-pedagogical direction. Methodology. The research is based on the methods of theoretical analysis of scientific literature on the development of emotional competence. Comparative analysis of ideas and concepts allowed to select an adequate methodological toolkit. The experimental study was carried out using the technique of diagnosing emotional intelligence M. A. Manoylova and diagnosis of the level of empathic abilities Boyko. The results are that the diagnostic data of the components of emotional competence convince that it is emotional that, according to the results of the training work, the effectiveness in the experimental group of the test subjects begins to be dominated by the emotionally high level of its first development. The conducted study demonstrated that in the control group the components’ indices remained practically at the same level as at the beginning of the experiment. Conclusion. The analysis of differences makes it possible to reveal statistically significant and significant differences in the results of the ascertaining and control stages of the experiment, both by individual indicators of emotional intelligence, by integral scales, and by levels of empathy, which indicates the effectiveness of using coaching as a technology for developing emotional competence. The article proves that the training allowed to significantly develop emotional intelligence, the developed program is effective and allows to significantly develop the emotional compactness of students in the programs of psychological and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной компетентности студентов по технологии коучинга»

References

1. State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation, article 22 [Gosudarstvennyj doklad o polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v Rossijskoj Federacii, st. 22]. Available at: http://Www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19558/fe861c46abae681c1f40aeec96328732057dfb3d/. (In Russian).

2. Kilina I. A. Modern state of professional orientation of students in the Kemerovo region. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2015. № 2 (18). P. 126-131. (In Russian).

3. Osorina M. V. The Secret world of children in space of the adult world [Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh]. Saint-Petersburg, 1999. 186 p. (In Russian).

4. On the activities of organizations for orphans and children left without parental care and on the arrangement of children without parental care in them: Decree of the Government of the Russian Federation № 481 of May 24, 2014 [O dejatel'nosti organizacij dlja detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej i obustrojstve v nih detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2014 № 481]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499097436. (In Russian).

5. Shaido T. N. The formation of professional identity of students of a rural orphanage in foster care [Formirovanie professional'nogo samoopredelenija vospitannikov sel'skogo detskogo doma v patronatnyh sem'jah] : abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences. Tomsk, 2011. Available at: http://hauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-vospitannikov-selskogo-detskogo-doma-v-patronatnyh-semyah. (In Russian).

6. Sataeva G. A. The training of orphans for independent life in the orphanage [Podgotovka detej-sirot k samostojatel'noj zhizni v uslovijah detskogo doma]. Kazan, 2004. (In Russian).

7. Laktionova S. V. Socio-professional adaptation of graduates of orphanages [Social'no-professional'naja adaptacija vypusknikov sirotskih uchrezhdenij] : dissertation ... of candidate of pedagogical sciences. Saint Petersburg, 2008. Available at: http://www. dissercat.com/content/sotsialno-professionalnaya-adaptatsiya-vypusknikov-sirotskikh-uchrezhdenii. (In Russian).

8. Osipova N. V. Activities of teachers in the adaptation of children-orphans to the future of the profession [Dejatel'nost' pedagogicheskih rabotnikov po adaptacii detej-sirot k budushhej professii]: dissertation ... of candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Kemerovo, 2017. Available at: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/dejatelnost-pedagogicheskih-rabotnikov-po-adaptacii-detej-sirot-k-buduwej.html. (In Russian).

9. Development and testing of models of interaction between educational institutions of different types in support of socio-professional adaptation of children from orphanages and students [Razrabotka i aprobacija modeli vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij raznyh tipov po soprovozhdeniju social'no-professional'noj adaptacii i vospitannikov detskih domov i obuchajushhihsja]. Available at: http://detsckiydom.3dn.ru/index/razrabotka_i_aprobacija_modeli_vzaimodejstvija_ obrazovatelnykh_organizacij_raznykh_tipov/0-228. (In Russian).

10. Osipova N. V. On the establishment of the experimental platform for the development and testing of municipal models of network interaction of educational institutions of different types at the post-orphanage support of orphaned children and children left without parental care [O sozdanii jeksperimental'noj ploshhadki po razrabotke i aprobacii municipal'noj modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij raznogo tipa po postinternatnomu soprovozhdeniju detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej]. Available at: http:/,www.rusnauka.com/25_SEN_2015/Pedagogica/2_198673.doc.htm. (In Russian).

11. Maintenance of social and professional adaptation of pupils and graduates of orphanages [Soprovozhdenie social'no-professional'noj adaptacii vospitannikov i vypusknikov detskih domov]. Available at: http://(M4npo.p(/project/270. (In Russian).

12. Organization of post-residental support of children-orphans and children left without parental care with limited health abilities [Organizacija postinternatnogo soprovozhdenija detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja]. Available at: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/orghanizatsiia-postintiernatnogho-soprovozhdieniia-dietiei-sirot-i-dietiei-ostavshikhsia-biez-popiechieniia-roditieliei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia. (In Russian).

УДК/uDC 378 И. А. Панкратова

I. Pankratova

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПО ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА

FORMATION OF EMOTIONAL COMPETENCE OF STuDENTS ON COACHING TECHNOLOGY

Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования эмоциональной компетентности по технологии коучинга. Цель статьи — познакомить читателя с результатами эмпирического исследования. В статье доказывается, что обучение в стиле «коучинг» рассматривает обучающихся как огромный дополнительный ресурс для развития, где каждый человек является уникальной творческой личностью. Описываются результаты экспериментального исследования по использованию технологии коучинга для формирования эмоциональной компетентности, участие в котором приняли 57 студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению.

Методология. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа научной литературы по проблемам развития эмоциональной компетентности. Сравнительный анализ идей и концепций позволил подобрать адекватный методический инструментарий. В экспериментальном исследовании использовались методики диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой и диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Результаты заключаются в том, что данные диагностики компонентов эмоциональной компетентности убеждают, что по итогам тренинговой работы в экспериментальной группе испытуемых начинает преобладать высокий уровень ее развития. Проведенное исследование продемонстрировало, что в контрольной группе показатели компонентов эмоциональной компетентности (эмоциональный интеллект и эмпатия) практически остались на том же уровне, что и на начало эксперимента.

Заключение. Анализ данных, полученных при диагностике, позволяет выявить статистически значимые и достоверные различия в результатах констатирующего и контрольного этапов эксперимента как по отдельным показателям эмоционального интеллекта, по интегральным шкалам, так и по уровням эмпатии, что свидетельствует об эффективности использования коучинга как технологии развития эмоциональной компетентности. В статье доказывается, что проведенный тренинг позволил значительно развить эмоциональный интеллект, разработанная программа тренинга является эффективной и значительно способствует развитию эмоциональной компетентности обучающихся по программам психолого-педагогического образования.

Annotation. Introduction. The article presents a study on the problem of the formation of emotionally competent skills in coaching technology. The purpose of the article is to acquaint the reader with the results of an empirical study. The article proves that learning in the style of coaching treats students as a huge additional resource for development, where each person is a unique creative person. The results of an experimental study on the use of technology of coaching on the formation of emotional competence are described, involving 57 students studying in the psychological-pedagogical direction.

Methodology. The research is based on the methods of theoretical analysis of scientific literature on the development of emotional competence. Comparative analysis of ideas and concepts allowed to select an adequate methodological toolkit. The experimental study was carried out using the technique of diagnosing emotional intelligence M. A. Manoylova and diagnosis of the level of empathic abilities Boyko.

The results are that the diagnostic data of the components of emotional competence convince that it is emotional that, according to the results of the training work, the effectiveness in the experimental group of the test subjects begins to be dominated by the emotionally high level of its first development. The conducted study demonstrated that in the control group the components' indices remained practically at the same level as at the beginning of the experiment.

Conclusion. The analysis of differences makes it possible to reveal statistically significant and significant differences in the results of the ascertaining and control stages of the experiment, both by individual indicators of emotional intelligence, by integral scales, and by levels of empathy, which indicates the effectiveness of using coaching as a technology for developing emotional competence. The article proves that the training allowed to significantly develop emotional intelligence, the developed program is effective and allows to significantly develop the emotional compactness of students in the programs of psychological and pedagogical education.

Ключевые слова: коучинг, самопознание, саморазвитие, эмоциональная чуткость, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмпатия.

Keywords: coaching, self-knowledge, self-development, emotional sensitivity, emotional competence, emotional intelligence, empathy.

В современной России очень быстро меняется социально-экономическая обстановка, что требует внедрения новых технологий обучения. Изменения потребностей рынка труда и установок работодателей привели к возросшему интересу к проблемам профессиональной подготовки специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. Все больше уделяется внимания развитию новых технологий подготовки и обучения профессионалов. Особый

интерес ученых вызывают профессии сферы «человек — человек», в частности профессия педагога-психолога.

В Российской Федерации подготовка педагогов-психологов имеет уже многолетнюю историю, однако многие образовательные учреждения все еще находятся в процессе внедрения более современных методов образования. Д. В. Ненашев отмечает, что исследование новых методов обучения ведется в русле подхода, позволяющего в большей степени ориентироваться на потребителя. Возникает необходимость обеспечить максимальное раскрытие потенциала специалиста как в имеющихся условиях, так и путем их изменения. Отечественная образовательная система, ориентированная на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, требует поиска адекватных технологий, поскольку в высшей школе сохраняется тенденция напряженной самореализации личности в связи с унификацией образовательных программ и учебных планов [9].

В российском образовании появляются новые профессиональные стандарты, в которых прописываются профессиональные компетенции специалистов. В каждой образовательной программе обозначаются компетенции, на развитие которых они направлены. Компетентностный подход, внедряемый в систему образования, необходим для преодоления кризиса, возникшего в образовании, которое не всегда способно согласовывать социальный заказ, интересы общества и потребности личности [14].

«Принцип профессиональной компетентности — один из главных этических принципов работы педагога-психолога. Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам» [12]. Одним из важнейших проявлений профессиональной компетентности педагога-психолога выступает профессиональная эмоциональная компетентность.

В настоящее время в сфере образования используются различные способы развития профессиональной эмоциональной компетентности. Ряд отечественных ученых (И. Боброва, М. Данилова, В. Зимин, И. Луценко, А. Савкин и др.) признают коучинг одним из наиболее эффективных инструментов влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Он объединяет в себе различные методики и техники, которые дают новые возможности [5].

Обучение в стиле коучинг рассматривает обучающихся как огромный дополнительный ресурс для развития, где каждый человек является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения (Е. А. Ермакова, И. Л. Добротворский).

Коучинг возник на стыке консультирования и тренинга. По этимологии слова можно определить, что коучинг, с одной стороны, является тренингом по закреплению моделей поведения, с другой — это особая система фасилитации внутренних сил личности с целью достижения запланированного результата в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами. Коучинг — это технология содействия, помощи человеку в поиске собственных решений ситуации посредством своих способностей, он является инструментом оптимизации и раскрытия потенциала личности.

В литературе коучинг часто рассматривается как система индивидуальной (групповой) поддержки людей, ставящая своей задачей и личностный рост, и повышение персональной эффективности [11]. Коучинг направлен на помощь в постановке целей и решении проблем в различных областях жизнедеятельности.

Мы понимаем под коучингом технологию консультирования личности, основанную на профессиональном партнерстве с клиентом, с целью изменения его жизни в лучшую сторону на основе внутреннего потенциала.

На Западе в основе концепции коучинга как стиля обучающего воздействия лежат идеи наставничества, бизнес-психологического консультирования, психотерапии. В настоящее время такой подход становится актуальным не только в системе подготовки управленческих кадров, но и для обучения специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и при подготовке педагогов [10].

Е. А. Ермакова отмечает, что потребность в коучинге вызвана влиянием развития общества. В настоящее время значительно изменились требования к компетенции людей. Одним из фак-

торов возросшей потребности в коучинге является его направленность на развитие эффективного межличностного взаимодействия. Коучинг ориентирован на развитие проактивного и равноправного взаимодействия коуча и клиента [7].

Парадигма совместной работы коуча и студента основывается на деятельности и обучении. Коучинг является индивидуальной тренировкой повышения личной эффективности, мобилизации внутреннего потенциала с целью развития необходимых навыков, а также для поиска собственных эффективных стратегий поведения.

Применительно к подготовке педагога-психолога и формированию его компетентности коу-чинг является способом личного и профессионального развития с целью повышения собственной компетентности [6]. С его помощью студенты могут сформировать умения управлять собственным эмоциональным состоянием, а также развить навыки влияния на эмоциональное состояние учеников, клиентов, детей и их родителей.

Успешность формирования эмоциональной компетентности зависит от характера внедрения технологий. При процессе подготовки необходим учет всех видов деятельности будущего педагога, процесс обучения должен выстраиваться на интегративной основе [1].

Развитие эмоциональной компетенции преподавателем у студентов следует рассматривать с позиции современных подходов к организации педагогического взаимодействия. С этой целью необходимо глубокое методическое переосмысление процесса обучения с использованием коу-чингового подхода.

Основным достоинством коучинга является его концентрация на технологиях достижения результата, с одной стороны, и на возможностях личности — с другой. Основой свободного творения личности самого себя выступает профессиональная «эмоциональная компетентность, содержащая высокий потенциал саморегуляции и социального влияния на окружающих» [4]. Основные подходы к коучингу определяют оптимальное сочетание способов достижения результата и актуализации возможностей специалиста в работе над собой.

Анализ существующих исследований показал, что профессиональная эмоциональная компетентность будущих педагогов-психологов и коучинг как эффективная технология по ее формированию не становились объектом научного изучения, что обусловливает актуальность нашего исследования.

В исследовании приняли участие 57 студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении. Выборка была разделена на две группы: экспериментальную (28 человек) и контрольную (29 человек). Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе была проведена первичная диагностика профессиональной эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность изучалась через показатели эмоционального интеллекта (самосознание (способность осознавать свои эмоции), самоконтроль (способность управлять своими эмоциями), социальная чуткость (способность осознавать эмоции других) и управленческие отношения (способность влиять на эмоции других)) и эмпатии. Для этого использовался следующий психодиагностический инструментарий: методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой, диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

На следующем этапе был проведен формирующий эксперимент — тренинг с использованием коучинг-технологий, направленный на развитие эмоциональной компетентности студентов. За основу авторского тренинга взяты идеи модели эмоциональной компетентности, принятые большинством исследователей. Согласно им эмоциональную компетентность следует развивать в двух направлениях: внутреннее развитие (самосознание, самоконтроль); развитие взаимодействия с другими (социальная чуткость и управление отношениями).

Тренинг проводился в течение двух дней и был разбит на два блока. Первый блок был направлен на внутреннее развитие личности. Слушателям предлагалось осознать, в каком направлении они хотели бы поработать, чтобы стать более эмоционально компетентными, через осознание своих целей и поиск собственного потенциала у испытуемых формировались умения и навыки самоконтроля и саморегуляции. С группой проводились упражнения на развитие умений осознавать и регулировать свои эмоции. Задача коуча заключалась в помощи поиска ответов на такие вопросы, как: «Какие цели вы хотите достичь в сфере эмоциональной компетентности?», «На какие результаты вы рассчитываете?», «Насколько далеко и как детально вы хотите продвинуться в ходе наших занятий?», «Какова ваша долгосрочная цель в рассматриваемом кон-

тексте?», «За какие сроки вы хотите ее достичь?», «Какие промежуточные задачи можно определить и какие сроки для их достижения?» и т. д. К концу первого блока у слушателей формировался план действий по внутреннему развитию.

Второй блок был направлен на овладение компетенциями в области взаимодействия с другими людьми, осмысление личных ценностей в области коммуникаций с окружающими. Коуч помогал членам группы осознать личные ценности в области коммуникаций с окружающими. Основными направлениями в работе являлись: познание эмоций других, развитие эмпатии и рефлексии.

По итогам формирующего этапа нами проведена повторная диагностика эмоциональной компетентности студентов — будущих педагогов-психологов. Полученные нами данные свидетельствуют о положительной динамике в экспериментальной группе и практически отсутствии динамики в контрольной. Результаты проведенной диагностики представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты диагностики основных элементов эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах, %

Критерии/уровни Самосознание Самоконтроль Социальная чуткость Управление отношениями

до после до после до после до после

Э К Э К Э К Э К

Высокий 11 54 13 24 47 27 29 64 31 21 46 24

Средний 87 45 85 73 53 71 71 36 69 78 53 78

Низкий 2 1 2 3 0 2 0 0 0 1 1 0

Э — экспериментальная группа; К — контрольная группа.

Полученные в результате исследования данные демонстрируют, что на первом этапе у педагогов-психологов доминирует средний уровень показателей эмоционального интеллекта по отдельным и интегральным шкалам, в том числе и по общему показателю эмоциональной компетентности.

Доминирование средних показателей по шкале «самосознание» свидетельствует о потребности в познании самого себя, однако данная потребность выражена не ярко. Таким людям не свойственна склонность к самопознанию и рефлексии. При взаимодействии с другими людьми наблюдаются некоторые трудности, особенно при разрешении проблемных ситуаций.

Средние показатели по шкале «самоконтроль» демонстрируют плохо развитую способность большинства испытуемых управлять своими эмоциями и чувствами, в поведении может наблюдаться некоторая импульсивность. Недостаточный самоконтроль мешает адекватной оценке реальности и других людей.

По шкале «социальная чуткость» у большинства испытуемых доминируют средние показатели. Это свидетельствует о том, что они испытывают некоторые затруднения при распознании эмоциональных состояний других людей, не всегда способны понимать чувства окружающих. Им трудно войти в положение другого, а ведь это одна из важнейших способностей педагога-психолога.

По шкале «управление отношениями» также доминируют средние показатели. Это значит, что испытуемые не очень хорошо способны понимать внутренний мир других людей, переживания другого человека.

Сравнительный анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта на втором этапе исследования выявил следующие тенденции. В контрольной группе изменения незначительные, показатели остались на среднем уровне. Наблюдаемый рост обусловлен тем, что специфика обучения педагогов-психологов подразумевает развитие качеств, повышающих эмоциональную компетентность. Учитывая небольшой рост показателей, мы можем сделать вывод, что развитие данных качеств в рамках образовательной программы ведется недостаточно эффек-

тивно. В экспериментальной группе разница различий большая (статистически значимая), наблюдается значительный рост всех показателей.

Мы наблюдаем преобладание высокого уровня по шкалам «самосознание» и «социальная чуткость». Развитое самосознание подразумевает высокую потребность в познании самого себя. У таких студентов наблюдается высокая оценка собственных психолого-педагогических знаний, они хорошо осознают свои способности. У них хорошо развита рефлексия. Способность к рефлексии предполагает развитость зрелости субъекта и внимание к собственной душе.

Высокие показатели значения «социальная чуткость» свидетельствуют, что у респондентов значительно возросла способность легко распознавать эмоции окружающих, понимать чувства и переживания партнеров по общению. У них хорошо развито сопереживание, которое выражается в способности уподобляться эмоциональному состоянию кого-либо. Сопереживание позволяет человеку понимать невысказанные чувства других. Хорошо развитая способность сопереживать позволяет прекрасно ладить с людьми различных социальных слоев и других культур.

Также нами были изучены интегральные показатели эмоционального интеллекта: внутрилич-ностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль); межличностный аспект (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей); интегральный показатель (сумма баллов по всем шкалам опросника).

Таблица2

Результаты диагностики интегральных элементов эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

Внутренний компонент ЭИ Внешний компонент ЭИ Общий показатель ЭИ

Критерии/уровни до после до после до после

Э К Э К Э К

Высокий 18 50 20 25 55 13 21 53 17

Средний 80 49 78 74 44 82 77 46 82

Низкий 2 1 2 1 1 0 2 1 1

Э — экспериментальная группа; К — контрольная группа.

Полученные данные в результате диагностики на первом этапе исследования позволяют сделать вывод о среднем уровне сформированности эмоционального интеллекта подавляющего большинства испытуемых. Как мы видим, по всем элементам интегральных показателей доминирует среднее значение. Для среднего уровня развития эмоционального интеллекта характерно развиты лишь некоторые аспекты эмоционального интеллекта, при этом другие аспекты развиты плохо. Однако средний уровень предполагает наличие резерва для развития личности.

Проанализировав данные контрольной группы, мы заключили, что результаты изменились незначительно, что свидетельствует о том, что во время образовательного процесса профессиональная эмоциональная компетентность развивается недостаточно, то есть недостаточно уделяется внимание развитию данной компетентности, хотя она является одной из важнейших для педагога-психолога.

Анализ контрольных показателей экспериментальной группы демонстрирует, что они выросли значительно. Высокий уровень интегральных показателей экспериментальной группы указывает на то, что у испытуемых отсутствуют или незначительно различаются показатели по отдельным шкалам.

Компонент эмоциональной компетентности — эмпатию — мы исследовали с помощью диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Выявленные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня эмпатии студентов в контрольной и экспериментальной группах

Доля опрошенных студентов, %

Уровень эмпатии до после

Экспериментальная группа Контрольная группа

Очень высокий уровень эмпатии 2 14 7

Средний уровень эмпатии 27 48 30

Заниженный уровень эмпатии 57 31 52

Очень низкий уровень эмпатии 14 7 11

Из полученных данных можно сделать вывод, что в целом для всей выборки характерен очень низкий и заниженный уровень эмпатии, то есть большинство участников опроса не обладают достаточно развитой эмпатией, которая является частью эмоциональной компетентности и необходима при реализации профессиональной деятельности педагога-психолога.

Я. Сюйжун отмечает, что для заниженного уровня эмпатии характерна эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других [12]. Люди с низкой эмпатией часто говорят то, что приходит им в голову, нисколько не заботясь о том, как окружающие воспринимают их речь. Мы считаем, что данный факт обусловлен молодостью и неопытностью испытуемых, они достаточно импульсивны и не всегда думают об окружающих.

Следующий по частоте выборов является средний уровень эмпатии. В целом это наиболее часто встречающийся уровень эмпатии. Большинство людей равнодушны к чувствам окружающих. Их нельзя назвать толстокожими, но и особо чувствительными тоже. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако они не всегда способны корректно оценить чувства и проявления эмоций окружающих.

Самый низкий уровень эмпатии встречается довольно редко. Для людей с таким уровнем эмпатии характерна эмоциональная слепота к чувством других людей. Часто такой уровень эмпатии характерен для начинающих практикующих психологов, они уже овладели некоторым объемом знаний, хотят помочь окружающим и уверены, что понимают чувства и переживания окружающих, однако при выводах часто исходят из полученных теоретических знаний.

По итогам формирующего эксперимента нами проведена повторная диагностика эмпатии студентов. Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике показателя эмпатии в экспериментальной группе. Учитывая, что уровень эмпатии в контрольной группе практически не изменился в процессе обучения, мы можем говорить о том, что профессиональной эмоциональной компетентности уделяется недостаточно внимания, а также ее сложно сформировать посредством только передачи знаний, возможно, необходимо больше тренингов и мастер-классов.

Приведенные данные эмпирического исследования демонстрируют, что по итогам экспериментальной работы в группе испытуемых наблюдается тенденция к преобладанию высокого уровня развития эмпатии. Как мы видим из таблицы 3, значительно выросла доля студентов с высоким и средним уровнями эмпатии. Испытуемые стали более внимательны к эмоциям и чувствам окружающих; более «чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не обидеть и в то же время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее позитивном смысле, характеризует особенности людей этого уровня» [15]. В целом полученные данные свидетельствуют о том, что профессиональная эмоциональная компетентность повысилась.

Анализ различий позволяет выявить статистически значимые и достоверные различия в результатах констатирующего и контрольного этапов эксперимента как по отдельным показателям эмоционального интеллекта, по интегральным шкалам, так и по уровням эмпатии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проведенный тренинг с использованием коучинг-технологий позволил значительно развить эмоциональный интеллект и эмпатию. Разработанная программа тренинга является эффективной и способствует значительному развитию эмоциональной компетентности обучающихся по программам психолого-педагогического направления.

Литература

1. Безручко П. «Коучинг» или «содостижение» [Электронный ресурс] URL: http://vww.devbusiness.nu/deveiopment/hnm/ bbnv_coach_bezr.htm (дата обращения: 04.07.2017].

2. Проблемы коучинга [Электронный ресурс] / И. Боброва, В. Зимин, Н. Плотникова, И. Луценко // Новые рынки. 2002. № 4. URL: www.newmankets.nu/nm-nu/issues/nml020023.htm (дата обращения: 01.08.2017].

3. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб. : Питер, 2008. 416 с.

4. Вагин И., Глущай А. Как стать первым. Практический коучинг по-русски. М. :АСТРЕЛ, 2004. 396 с.

5. Горностаева Ж. В. Внутриорганизационный маркетинг на предприятиях бытового обслуживания: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. Волгоград, 2007. 124 с.

6. Гульчевская В. Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации. Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПКиППРО, 2012. 132 с.

7. Ермакова Е. А. Разработка и «вживление» внутрифирменных коучинг-систем в современную организацию [Электронный ресурс] //Интеллектуальный капитал и развитие инновационного бизнеса в высшей школе России и зарубежных стран : материалы Междунар. интернет-конф. (2007 г.]. URL: www.pipnoject.nu/pant006-ii.php (дата обращения: 01.08.2017].

8. Методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ (М.А. Манойлова, 2004] [Электронный ресурс]. URL: distance. dnu.dp.ua/ukn/nmmateniaii/documents/MEI.pdf (дата обращения: 20.09.2011].

9. Ненашев Д. В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров : дис... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. 159 с.

10. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб. : Питер, 2003. 204 с.

11. Савкина А., Даниловой М. Коучинг по-русски: смелость желать. М. : Проспект, 2016. 112 с.

12. Сюйджун Я. Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами : дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2008. 193 с.

13. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

14. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Электронный ресурс]. URL: bibi/pedagog_nazvitie/p10_k005.doc (дата обращения: 09.06.2017].

15. Эмпатия... Врожденное или приобретенное чувство [Электронный ресурс]. URL: http://bdsmpeopie.nu/fonum/ topic28957/#1 (дата обращения: 06.06.2017].

References

1. Beznuchko P. "Coaching" on "co-cneation" ["Kouching" iii "sodostizhenie"]. Avaiiabie at: http://www.devbusiness.nu/ deveiopment/hnm/bbnv_coach_bezn.htm. (accessed 04.07.2017]. (In Russian].

2. Bobnova I., Zimin V., Piotnikova N., Lutsenko I. Coaching pnobiems //New mankets [Novye nynki]. 2002. № 4. Avaiiabie at: www. newmankets.nu/nm-nu/issues/nm1020023.htm. (accessed 01.08.2017]. (In Russian].

3. Boyko V. V. Psychoenengetics [Psihojenengetika]. Saint Petensbung: Piten, 2008. 416 p. (In Russian].

4. Vagin I., Giushchai A. How to become the finst. Pnacticai coaching in Russian [Kak stat' penvym. Pnakticheskij kouching po-nusski]. Moscow: ASTREL, 2004. 396 p. (In Russian].

5. Gonnostaeva Zh. V. Intnaonganizationai manketing at consumen senvices entenpnises [Vnutnionganizacionnyj manketing na pnedpnijatijah bytovogo obsiuzhivanija]: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. Voigognad, 2007. 124 p. (In Russian].

6. Guichevskaya V.G. Subjective factons of efficiency of deveiopment by teachens of educationai technoiogies in the pnocess of pnofessionai deveiopment [Subektivnye-faktony-ehffektivnosti-osvoeniya-pedagogami-obnazovateinyh-tekhnoiogij-v-pnocesse-povysheniya-kvaiifikacii]. Rostov-on-Don: Pubiishing house GBOU DPO RO RIPKiPPRO, 2012. 132 p. (In Russian].

7. Enmakova E. A. Deveiopment and «impiantation» of intnafinm coaching systems into a modenn onganization. Intellectual capital and the development of innovative business in higher education in Russia and foreign countries: materials International Internet conference (2007) [Inteiiektuai'nyj kapitai i nazvitie innovacionnogo biznesa v vysshej shkoie Rossii i zanubezhnyh stnan]. Avaiiabie at: www.pipnoject.nu/pant006-ii.php. (accessed 01.08.2017]. (In Russian].

8. Methods fon diagnosing emotionai inteiiigence - MPEI (M. A. Manoiiova, 2004] [Metodika diagnostiki jemocionai'nogo inteiiekta - MJeI (M. A. Manojiova, 2004]]. Avaiiabie at: distance.dnu.dp.ua/ukn/nmmateniaii/documents/MEI.pdf. (accessed 20.09.2011]. (In Russian].

9. Nenashev D. V. Coaching as an effective technoiogy fon shaping the emotionai competence of futune managens [Kouching kak jeffektivnaja tehnoiogija fonminovanija jemocionai'noj kompetentnosti budushhih menedzhenov]: dissertation ... of candidate of pedagogicai sciences: 13.00.08. Moscow, 2009. 159 p. (In Russian].

10. Pansiow E., Ray M. Coaching in tnaining: pnacticai methods and techniques [Kouching v obuchenii: pnakticheskie metody i tehniki]. Saint Petensbung: Piten, 2003. 204 p. (In Russian].

11. Savkina A., Daniiova M. Coaching in Russian: the counage to desine [Kouching po-nusski: smeiost' zheiat']. Moscow : Pnospekt, 2016. 112 p. (In Russian].

12. Suigun Ya. Pedagogicai conditions fon the fonmation of toienant neiations of students of diffenent nationaiities by musicai and pedagogicai means [Pedagogicheskie usiovija fonminovanija toienantnyh otnoshenij studentov naziichnyh nacionai'nostej muzykai'no-pedagogicheskimi snedstvami]: dissertation ... of candidate of pedagogicai sciences: 13.00.01. Vononezh, 2008. 193 p. (In Russian].

13. Uspensky V. B., Chennyavskaya A. P. Intnoduction to psychoiogicai and pedagogicai activity [Vvedenie v psihoiogo-pedagogi-cheskuju dejatei'nost']. Moscow: VLADOS-PRESS, 2003. 176 p. (In Russian].

14. Fnumin I. D. Competence appnoach as a natunai stage of updating the content of education [Kompetentnostnyj podhod kak estestvennyj jetap obnovienija sodenzhanija obnazovanija]. Avaiiabie at: bibi/pedagog_nazvitie/p10_k005.doc. (accessed 09.06.2017]. (In Russian].

15. Empathy ... Congenitai on acquined feeiing [Jempatija... Vnozhdennoe iii pniobnetennoe chuvstvo]. Avaiiabie at: http://bdsmpeopie. nu/fonum/topic28957/#1 (accessed 06/06/2017]. (In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.