УДК 159.9:37.015 с^: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-114-117
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ
Французова Ольга Евгеньевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-таД: fray50@mail.ru
В статье проанализированы требования к компетенциям будущих дефектологов, отраженным в федеральном государственном образовательном стандарте. Рассмотрены профессиональные качества дефектолога, необходимые для его соответствия данному стандарту. Раскрыто значение эмоциональной компетентности в развитии личностных и профессиональных качеств будущих дефектологов. Рассмотрена структура данного вида компетентности. Обоснована взаимосвязь эмоций и профессиональной успешности педагога-дефектолога.
Ключевые слова: дефектолог, эмоциональная сфера, эмоциональная компетентность, профессиональные компетентности, профессиональная успешность
Обращение к проблемам развития и становления личности современного дефектолога обосновывает исследование его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного отношения к профессионально-педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков.
В Федеральном государственном образовательном стандарте 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриата) обозначена совокупность компетенций, которые должны быть сформированы у будущих педагогов-дефектологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Важное внимание среди них уделяется эмоциональной сфере, эмоциональной компетентности. Исследование влияния индивидуально-личностных особенностей эмоциональной сферы специалистов, скрытых от внешнего наблюдения, имеет большое значение для лучшего понимания причин успешности профессиональной деятельности будущего дефектолога.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что
без эмоций немыслим ни один его активный шаг, ни одно его решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки [1].
Эмоция - относительно кратковременное, средней силы переживание, связанное с восприятием предметов и социальных событий. Вместе с тем она выражает субъективные особенности, интересы и установки, притязания и состояния человека. Вот почему одни и те же события могут вызывать у различных людей в зависимости от склада их психики, сознания различные эмоции. Эмоция возникает вследствие сопоставления, сличения совершившегося с тем, что задумано. По мнения Ю. А. Макаренко, эмоция является субъективной реакцией на отклонение истинного состояния от ожидаемого. Эмоция положительна, если истинное состояние совпадает с ожидаемым, и отрицательна, если оно хуже. Положительные эмоции чаще всего тонизируют жизнедеятельность, отрицательные могут дезорганизовать поведение, подавить активность.
Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Они опре-
деляют направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, мышления, то есть служат регулятором функционирования познавательных процессов. Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, не зависимо от культур, национальностей и других различий.
Существует несколько классификаций эмоций. Наиболее удобной из них для практических целей является классификация К. Изарда. Он выделил основные или фундаментальные эмоции, к которым отнес: интерес, радость, удивление, дистресс, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, чувство вины [2].
Эмоциональная компетентность как свойство личности дефектолога, характеризует содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эти содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для дефектолога в его педагогической деятельности. Знание о многогранном влиянии эмоциональной компетентности и ее значимость для полноценного развития личности педагога позволяет понять взаимосвязь с профессиональной успешностью.
В науке эмоциональная компетентность понимается как умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педаго-гу-дефектологу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.
Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности: самосознание; самоконтроль; эмпатия; навыки отношений.
Самосознание - главный элемент эмоциональной компетентности. Дефектолог с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.
Самоконтроль - это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта
черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств». Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.
Если первые две составляющие эмоциональной компетентности - это навыки владения собой, то следующие две - эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) - относятся к способности педагога-дефектолога управлять взаимоотношениями с другими. Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
Коммуникабельность - способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение дефектолога наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.
Развитая эмоциональная компетентность -важнейшее качество хорошего педагога-дефектолога. Управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека. Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой - много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность -нелегкая задача. Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением [3].
Проблема профессиональной успешности напрямую связана с проблемой эмоционального выгорания педагогов. Деятельность дефектолога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, прояв-
ляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Также рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [4].
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью дефектоло-га, экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения. Именно поэтому для избегания данного нежелательного синдрома дефектологу необходима развитая эмоциональная компетентность.
Деятельность дефектолога связана с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог - это тот ответственный человек, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей -жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того, какое он оказывает влияние на формирование личности ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое здоровье, зависит будущее их ребенка. Поэтому одной из актуальных проблем высшего образования является такое построение процесса обучения будущих специалистов, которое могло бы являться основой формирования учебной и профессиональной деятельности, способствовать высокому уровню развития индивидуальности, в частности, эмоциональной компетентности студента-дефектолога.
Изучение проблемы формирования эмоциональной компетентности дефектолога возможно с точки зрения двух направлений подготовки будущего специалиста к предстоящей деятельности: теоретической и практической. Рассмотрение данного вопроса с позиции первого течения заключается в изучении современных учебных пособий по педагогике, государственного образовательного стандарта высшего образования, а также рабочих учебных программ. Второе направление в изучении проблемы формирования эмоциональной компетентности студента - будущего дефектолога подразумевает анализ концепций педагогиче-
ской практики, разработанных в различных вузах страны.
Учебные дисциплины, предусмотренные в учебном плане, позволяют студентам получить информацию о психологическом аспекте эмоциональной сферы, эмоциональной организации личности; о возрастных особенностях данного феномена, а также об основах управления эмоциональными состояниями субъектов педагогического процесса. В содержании учебных программ, а также педагогической практики предусмотрены задания, направленные на развитие данного феномена, однако это носит ознакомительный и фрагментарный характер. Также на сегодняшний день разработаны и применяются различные упражнения, задания, тренинги, семинары, спецпрактикумы, направленные на развитие эмоциональной сферы студента, которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала в ходе практической и теоретической подготовки студента-будущего дефектолога.
В завершении стоит отметить, что развитие эмоциональной компетентности - сложная работа, но именно эта работа дает наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности будущего дефек-толога являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М. Рей-нольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» [5].
Литература
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2000.
2. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб, 1999.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.
4. Герасимова Е. Н., Кутьина Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ //Воспитатель ДОУ. 2008. № 10.
5. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.
References
1. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. SPb, 2000.
2. Izard K. E. Psikhologiya emotsij [Psychology of emotions]. SPb, 1999.
3. Goulman D. Emotsional'nyj intellect [Emotional intelligence]. M., 2009.
4. Gerasimova E. N., Kut'ina E. V. Profilaktika sindroma emotsional'nogo vygoraniya u vospitatelej DOU [Prevention of the syndrome of emotional
burning out at tutors of preschool educational institution] // Vospitatel' DOU. 2008. № 10.
5. Rejnol'ds M. Kouching: emotsional'naya kompetentnost' [Coaching: emotional competence].
M., 2003.
* * *
EMOTIONAL COMPETENCE AS FACTOR OF PROFESSIONAL SUCCESS OF FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS
Frantsuzova Olga Evgenyevna Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: fray50@mail.ru
In article the author analyzed requirements to the competences of future speech pathologists reflected in the federal state educational standard, considered the professional qualities of the speech pathologist necessary for its compliance to this standard, disclosed value of emotional competence of development of personal and professional qualities of future speech pathologists, considered the structure of this type of competence and proved the interrelation of emotions and professional success of the teacher-speech pathologist.
Key words: speech pathologist, emotional sphere, emotional competence, professional competence, professional success
Об авторе :
Французова Ольга Евгеньевна, магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
About the author:
Frantsuzova Olga Evgenyevna, 2-year Applicant for Master's Degree of the Educational Program «Pedagogical education», Tambov State University named after G. R. Derzhavin