Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия)'

Актуальные вопросы подготовки педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / SPECIALISTS FOR WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITYORIENTED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки будущих учителей дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия). Рассматривается проблема развития профессиональной компетентности будущих учителей-дефектологов, а также вопросы построения индивидуального образовательного пространства для каждого студента в ключе нового содержания образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE PRESSING QUESTIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS - SPEECH PATHOLOGISTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article is devoted to the pressing question of training future teachers speech pathologists in the Republic of Sakha (Yakutia). The main focus is the problems of the development of future teachers (speech pathologists) professional competence, and also the issue of building an individual educational space for each student in a context of the new content of education

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия)»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

TOWARDS THE PRESSING QUESTIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS -SPEECH PATHOLOGISTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Н. А. Абрамова

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки будущих учителей дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия). Рассматривается проблема развития профессиональной компетентности будущих учителей-дефектологов, а также вопросы построения индивидуального образовательного пространства для каждого студента в ключе нового содержания образования.

Ключевые слова: практико-ориентированная технологическая система подготовки специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями; развитие профессиональной компетентности; личностно-профессиональное развитие.

Вусловиях модернизации российского образования особую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки педагогов дефектологического профиля, свободно владеющих навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Назрела потребность в подготовке учителей-дефек-тологов, владеющих не только определенной суммой знаний, но и набором компетенций, или способов действий, обеспечивающих их конкурентоспособность в изменяющихся экономических условиях.

В Республике Саха (Якутия) подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в высших и средних педагогических учебных заведениях. В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета подготовка учителей для детей с особыми образовательными потребностями идет по двум специальностям: 050714 «Олигофренопедагогика» и 050715 «Логопедия» по очной и заочной форме обучения. Процесс подготовки будущих учителей направлен на развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данным направлениям.

Также с 2000 г. ведется подготовка учителей повышенного уровня для классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в Якутском педагогическом колледже им. С. Ф. Гоголева по специальности 050719 «Коррекцион-ная педагогика в начальном образовании» по очной форме обучения. С 2000 по 2009 г. отделением коррекционной педагогики педагогического колледжа выпущено 157 учителей для системы коррекционно-развивающего образования ре-

N. A. Abramova

The article is devoted to the pressing question of training future teachers - speech pathologists in the Republic of Sakha (Yakutia). The main focus is the problems of the development of future teachers' (speech pathologists ) professional competence, and also the issue of building an individual educational space for each student in a context of the new content of education.

Keywords: technological system of practical training of specialists for work with children with special needs, development of professional competence, personality-oriented development.

спублики, что является весьма внушительным вкладом в развитие образования республики.

Кроме этого ведется подготовка специалистов повышенного уровня в Вилюйском педагогическом училище им. Н. Г. Чернышевского по специальности 050705 «Специальное дошкольное образование» с квалификацией «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием».

Профессиональное образование является одной из значимых форм упорядоченной и целенаправленной социализации и профессионализации индивидов, их подготовки к выполнению социальных ролей. Принципиально новые политические и социально-экономические условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования, одной из ключевых идей которой является идея о необходимости формирования нового качества российского образования. В ней главной целью является не только и не столько освоение знаний и умений, сколько развитие личности, формирование ее ключевых компетенций.

Профессиональная компетентность является стержневым показателем квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен не только понимать существо проблемы, но уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях с продуктивным выходом. Гуманистическая направленность современного российского образования, которая означает отказ от знаниевой, авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной, дея-тельностной, создала условия для признания безусловной ценности каждой человеческой личности для общества. Ак-

туализируются такие профессиональные функции педагога, как прогнозирование, проектирование, организация содержательной и процессуальной сторон образования.

Повышаются требования к формированию у будущего учителя педагогических установок, направленных на развитие, осуществление целеполагания, анализ педагогических ситуаций, способность к проектированию педагогической деятельности в зависимости от конкретных ситуаций, способность к рефлексии собственного педагогического опыта. В связи с этим основная задача образовательно-воспитательной деятельности в педагогическом учебном заведении - развитие социально-профессиональной компетентности будущих учителей.

Профессиональная подготовка является особым видом деятельности, которая базируется на усвоении индивидом общественного опыта и формировании на этой основе психологической системы деятельности и личности обучаемого в целом. Она предполагает овладение обучаемым специальными знаниями, приобретение навыков, необходимых для выполнения будущей работы, требует от него умения решать профессиональные задачи, а также комплекса необходимых личностных качеств. Овладеть педагогической специальностью, на наш взгляд, означает получить интегративные профессиональные знания и умения, обеспечивающие выполнение творческих действий по конструированию процесса обучения и моделированию коммуникативных связей, умение проводить логический анализ учебного материала, его информационное структурирование, развивать активность и самостоятельность учебных действий учащихся [1, с. 4-5].

В целом профессиональная компетентность - это сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, личностных качеств, взглядов и убеждений, опыта, определяющих полную готовность педагога к творческому решению проблем образовательного процесса. Развитие профессиональной компетентности рассматривается нами как формирование у студентов в едином образовательном пространстве педагогических установок, направленных на развитие, способность к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от конкретных ситуаций, способность к рефлексии собственного педагогического опыта.

Анализ процесса подготовки будущих учителей в педагогических учебных заведениях не только в Республике Саха (Якутия), но и в России в целом показывает, что существуют проблемы, затрудняющие подготовку желаемых специалистов. Одна из проблем состоит в том, что учебная деятельность студентов в основном направляется педагогами, то есть извне, что вызывает отсутствие у них собственного це-леполагания, личностного смысла. В процессе обучения преподаватель сообщает определенную информацию (содержание), «вкладывает знание» в головы студентов, а студенты это содержание должны усвоить. При данной постановке вопроса студент оказывается в позиции объекта. Это прослеживается и в теоретическом обучении, и при прохождении производственной практики. Поэтому молодые

учителя зачастую затрудняются анализировать результаты собственной профессиональной деятельности.

Следовательно, чтобы получить новое качество профессиональной подготовки учителя, необходимо отойти от многих стереотипов, то есть строить образовательный процесс не традиционным образом, а в ключе «выращивания» субъекта деятельности. Отечественные исследователи предлагают свои варианты «выращивания» субъекта деятельности: через постановку проблемных ситуаций (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лер-нер); через проектное обучение (С. Т. Шацкий, В. В. Гузеев, О. Г. Смолянинова); через диалоговые технологии обучения (М. М. Бахтин, М. В. Кларин, В. И. Слободчиков).

В рамках нового содержания образования мы предлагаем построение индивидуального образовательного пространства для каждого студента, включающего образование самого себя через со-участие в решении совместно поставленных проблем в организуемой деятельности. В данном случае каждому студенту предлагается найти свою «нишу», свое индивидуальное пространство, способствующее «выращиванию» культуры личности «изнутри». Мы придерживаемся точки зрения, что в едином образовательном пространстве у студента должны формироваться педагогические установки, направленные на развитие, способность к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от конкретных ситуаций, способность к рефлексии собственного педагогического опыта.

В предлагаемом деятельностном ключе целесообразно создание технологической системы подготовки будущих учителей дефектологического профиля. Для этого ориентиром является модель подготовки выпускника, задающая не какие-то частные умения, которые нужно сформировать у выпускников педагогических учебных заведений, а развитие способностей решать основные задачи профессиональной деятельности: осуществлять целепола-гание; анализировать нестандартные педагогические ситуации; проектировать и организовывать эффективные коррекционно-развивающие образовательные процессы. В результате такого обучения и воспитания в педагогическом вузе у выпускников должны сформироваться «способности быть субъектом как минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития» [2, с. 24-27].

Практико-ориентированная технологическая система подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья преследует стратегическую цель, предусматривающую формирование профессиональных компетенций: ценностно-мотивационных, когнитивных, деятельностно-практических, эмоционально-личностных на основе знаний, умений, навыков, отношения к себе и педагогической деятельности, приобретаемых студентами в процессе обучения. Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы воспитать у студента способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности, своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Для этого целесообразно создать соответствующие условия.

Мы исходим из заключения М. Битяновой о субъектной позиции студента: «это устойчивая внутренняя мотивация; устойчивая система ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков; умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей; способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач; адекватная самооценка; постоянное соотнесение себя, своей деятельности с окружающим миром; существование в контексте истории, культуры, человеческих отношений, способность к равноправному диалогу с миром» [3, с. 4546]. Следовательно, задачу инновационного обучения мы видим в содействии личностному росту студентов, понимаемому как максимальное развитие индивидуальности.

Так как индивидуальность является саморазвивающейся и саморегулируемой системой, то задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить ее максимальную гибкость, адаптивность, конкурентоспособность. С этой позиции под индивидуализацией уже недостаточно понимать учет особенностей учащихся и дифференциацию педагогических воздействий. Мы имеем в виду более масштабную задачу - создание условий и стимулов, специально направляемых на развитие человеческой индивидуальности. Исходя из этого педагог является транслятором усвоенных им самим знаний и организатором лич-ностно-ориентированной образовательной среды.

В результате длительных размышлений и поисков мы пришли к тому, что студенту необходимо обладать высоким уровнем индивидуальной культуры личности, которая формируется на основе самоорганизации студентом своего личностного образовательного пространства. Он должен обладать универсальными умениями: целеполагать, анализировать, планировать, рефлексировать. Студент должен не просто иметь в своем арсенале определенные знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, а уметь применять имеющиеся знания в процессе собственного развития и саморазвития. Будущий учитель, обладающий высоким уровнем развития мышления, деятельности, общения сможет умело организовать ситуацию мыс-ледеятельности на уроке, организовать общение на уровне диалога, значит, он будет иметь способности коммуникатора, социотехника, методолога.

С этой целью, мы на своих занятиях создаем условия для развития студентов, формирования у них ценности саморазвития. Под созданием условий подразумевается организация деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе: организация учебных занятий в диалоговом режиме, так как только в диалоге можно установить границу понимания и непонимания сущности организуемой деятельности, логики его построения, воспитать внутреннюю рефлексию, направленную на самого себя.

Также создаются проблемные ситуации как в учебной, так и во внеучебной деятельности; проектирование собственной педагогической деятельности в зависимости от конкретной ситуации; поощряется направление инициативы от самих студентов; их способность отойти от стереотипов и шаблонов, от заданных «рамок» при орга-

низации педагогической практики в базовых школах. Только при таких условиях можно подготовить педагога, позволяющего сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Нами разработана программа развития профессиональной компетентности будущего педагога дефектологического профиля, которая предполагает формирование личности педагога, владеющего не только знаниями по педагогической теории, но и практическими умениями и навыками. Так как коррекционно-педагогическая деятельность прежде всего основывается на знаниях причин и механизмов отставания в развитии детей, то в модели очевидно присутствие комплексных медицинских, психологических и педагогических знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагога (когнитивный компонент).

Программа развития профессиональной компетентности будущих учителей включает в себя четыре периода: ориентирующий, функционально-личностный, организационно-технологический, завершающий (рефлексивный).

Ориентирующий этап направлен на работу с абитуриентами и предполагает мотивационный уровень профессиональной готовности. Функционально-личностный этап делится на два больших блока, он охватывает 1-2-й курсы. На 1-м курсе сначала идет подготовительный (адаптационный) период, предполагающий репродуктивно-мотиваци-онный уровень профессиональной готовности.

Со второго семестра 1-го курса идет информационно-предметный блок, соответствующий познавательному уровню профессиональной готовности. Организационно-технологический блок предполагает работу со студентами 3-4-х курсов, ему соответствует когнитивный уровень готовности. И завершающим (рефлексивным) этапом является 5-й курс, на котором профессиональная готовность приобретает целостный методологический характер.

Организованная таким образом работа позволяет адаптировать содержание, технологию, формы образовательного процесса к требованиям формирования профессиональных компетенций будущих учителей-дефектологов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 272 с.

2. Лазарев В. С., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. № 3. С. 24-27.

3. Битянова М. Ради чего мы посылаем ребенка в школу // Народное образование. 2002. № 2. С. 45-46.

4. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.