Научная статья на тему 'Организация индивидуального образовательного пространства для будущих педагогов дефектологического профиля в вузе'

Организация индивидуального образовательного пространства для будущих педагогов дефектологического профиля в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ / TEACHER'S VOCATIONAL TRAINING / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL DEMANDS / PERSONAL STUDENTS' EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Н. А.

В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Предлагаются условия организации индивидуального образовательного пространства для студентов в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета в ракурсе нового содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of vocational training of future teachers of children with special educational demands. The terms of foundation of individual educational space for students at Pedagogical Institute of North-Eastern Federal University from the perspective of new educational context are considered.

Текст научной работы на тему «Организация индивидуального образовательного пространства для будущих педагогов дефектологического профиля в вузе»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ

Н.А. Абрамова

68

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Предлагаются условия организации индивидуального образовательного пространства для студентов в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета в ракурсе нового содержания образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальное образовательное пространство студентов.

Summary. The article deals with the issues of vocational training of future teachers of children with special educational demands. The terms of foundation of individual educational space for students at Pedagogical Institute of North-Eastern Federal University from the perspective of new educational context are considered.

Keywords: teacher's vocational training, children with special educational demands, personal students' educational space.

В современном культурно-экономи- себя обязательства по развитию чело-

ческом пространстве образова- веческого капитала северо-восточ-

ние, обретение навыков, умений, ного региона страны, основой кото-

опыта, повышение квалификации рого является интеллектуальный по-

важны как никогда. Качество и эф- тенциал и здоровье личности, фор-

фективность образовательных си- мирующиеся в семье, а также сред-

стем играют важную роль в поддерж- ствами образования, культуры, науки

ке социальной интеграции, выработ- и здравоохранения» [1].

ке ответственной гражданской пози- В связи с этим в складывающихся

ции и открытости по отношению к условиях, безусловно, актуальными

другим культурам. являются вопросы подготовки буду-

По словам ректора Северо-Вос- щих педагогов для работы с различ-

точного федерального университета ными категориями детей в соответ-

(СВФУ) Е.И. Михайловой: «Северо- ствии с различными типами норм раз-

Восточный федеральный универси- вития: среднестатистической, социо-

тет имени М.К. Аммосова взял на культурной, индивидуально-личност-

ной, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. На кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета ведется подготовка учителей для детей с особыми образовательными потребностями. В 2012-2013 уч. г. кафедра работает по следующим планам: 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия», 050714.15. - Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «логопедия», 050714.65 -Олигофренопедагогика (на базе СПО), 050715.65 - Логопедия (на базе СПО), 050715.65 - Логопедия (на базе ВПО).

Анализ процесса подготовки будущих учителей в педагогических учебных заведениях не только в Республике Саха (Якутия), но и в России в целом, показывает наличие проблем, затрудняющих подготовку желаемых специалистов. Одной из проблем является то, что учебная деятельность студентов в большинстве своем направляется педагогами извне, что вызывает отсутствие собственного целе-полагания, личностного смысла. В процессе обучения преподаватель сообщает определенную информацию (содержание), «вкладывает знание» в головы студентов, а студенты это готовое содержание должны усвоить. При данной постановке вопроса студент оказывается в позиции объекта. Это прослеживается и в теоретическом обучении, и при прохождении производственной практики. Вследствие этого молодые учителя зачастую затрудняются анализировать результаты собственной профессиональной деятельности.

Следовательно, чтобы получить новое качество профессиональной подготовки учителя, необходимо отойти от многих стереотипов, а именно от построения образовательного процесса в традиционном ключе и перейти к «выращиванию» субъекта деятельности. Отечественные исследователи предлагают свои варианты этого «выращивания»: через постановку проблемных ситуаций (А.М. Ма-тюшкин, М.И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, И.Я. Лернер); через проектное обучение (С.Т. Шацкий, В.В. Гузеев, О.Г. Смолянинова); через диалоговые технологии обучения (М.М. Бахтин, М.В. Кларин, В.И. Слободчиков).

В рамках нового содержания образования мы предлагаем построение индивидуального образовательного пространства для каждого студента, включающего образование самого себя через со-участие в решении совместно поставленных проблем в организуемой деятельности. В данном случае каждому студенту предлагается найти свою «нишу», свое индивидуальное пространство, способствующее «выращиванию» культуры личности «изнутри». Мы придерживаемся точки зрения, что в едином образовательном пространстве у студента должны формироваться педагогические установки, направленные на развитие, способность к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от конкретных ситуаций, способность к рефлексии собственного педагогического опыта [2, с. 46.].

Процесс подготовки будущих учителей для детей с особыми образовательными потребностями направлен на развитие у студентов личностных качеств, формирование об-

69

4 / 2012

Преподаватель ^

70

щекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данным направлениям. Основная образовательная программа, реализуемая вузом, направлена на формирование теоретических знаний, повышения уровня компетентности в области содержания педагогических технологий, проектирования и исследовательской деятельности в сфере логопедии и олигофренопедагогики, реализации преемственности воспитания, обучения и социализации детей раннего, дошкольного, школьного возраста с речевыми и интеллектуальными нарушениями, готовности вести коррекционно-лого пе ди че скую работу в условиях полиязычия.

Необходимым условием при организации индивидуального образовательного пространства являются изменения, вносимые в роли преподавателей. У них появляются новые обязанности, они выступают в роли консультанта, модератора работы в группе, тьютора, куратора образовательной программы. Все эти роли направлены на поддержку и руководство, сопровождение, управление, внесение позитивных изменений в организуемую деятельность. Преподаватели используют приемы активизации познавательной деятельности студентов при организации процесса обучения, мотивации на саморазвитие, на дальнейшую профессиональную деятельность.

Преподавателями кафедры СДО разработаны учебно-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы по всем дисциплинам, изучаемым на кафедре. Активно используются в учебном процессе разнообразные методы и средства обуче-

ния: проблемные лекции, сопровождающиеся мультимедийными презентациями, аудиозаписями; видеолекции, электронные лекции, деловые игры, фокус-группа, компьютерные технологии, другие исследовательские методы обучения. На учебные занятия часто привлекаются практикующие учителя-логопеды, олигоф-ренопедагоги с базовых учреждений, которые выступают в роли эксперта, включаются в диалог, обсуждение спорных вопросов, таким образом, содержание занятия отличается не только глубиной и научностью, но и носит практико-ориентированный характер. Пополняется кафедральная электронная библиотека педагогической и методической литературой, были приобретены и используются в учебном процессе CD и DVD по педагогическим специальностям и дисциплинам (электронные учебники, пособия, справочники).

Большое внимание уделяется разработке и внедрению новых методов и форм организации самостоятельной работы студентов (СРС) с целью наибольшей эффективности усвоения учебного материала. На кафедре широко используются такие формы СРС: анализ и конспектирование учебного материала, написание эссе, рефератов, составление психолого-педагогических характеристик на детей с особыми образовательными потребностями, моделирование и проектирование учебных занятий, составление планов-конспектов уроков по методикам преподавания дисциплин, составление перспективных планов коррек-ционно-педагогической работы, заполнение сравнительных таблиц, ведение педагогических и читательских дневников, терминологических слова-

рей, разработка игротек, презентаций, творческих заданий по изучаемым дисциплинам.

Программа развития СВФУ нацелена на обеспечение «поднятия планки» в повышении качества образования. С целью привлечения студентов в науку на самых ранних этапах обучения, формирования мотивации к исследовательской работе, навыков научной организации труда на кафедре организована работа студенческих научных кружков и одного педагогического клуба по профилю бакалавриата: «Актуальные проблемы специальной педагогики» (доцент И.А.Юдина); «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» (доцент Н.А. Абрамова, ст. преподаватель Н.Н. Иванова); «Организация логопедической работы в образовательном учреждении» (доцент С.Н. Архипова); «Проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (ст. преподаватель Н.Э. Куликовская,); педагогический клуб по работе с детьми с ранним детским аутизмом «Росток».

Данный вид работы помогает студентам овладеть научными методами познания, углубленно подойти к освоению учебного материала, воспитанию творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность; привлечь наиболее одаренных студентов к целенаправленной научной и научно-организационной работе в различных научных коллективах, освоению современных высоких технологий; осуществлять сотрудничество с научными кружками других подразделений СВФУ и вузов Республики Саха (Якутия), изучение отечественного и зарубежного опыта организации науч-

ного кружка с внедрением передовых форм и методов в свою работу. Работа научных кружков организуется в соответствии с конкретными условиями деятельности СВФУ, на основании его Устава с учетом традиций организации научных кружков.

Формы работы научных кружков разнообразны: углубленное освоение различных методов научных исследований; участие в кафедральных, факультетских, институтских и университетских научных конференциях; обработка и анализ материалов научных исследований, результатов экспериментальных и теоретических исследований; реферирование и аннотирование отечественной и зарубежной литературы; непосредственное осуществление исследовательской работы; участие в олимпиадах, конкурсах и выставках научных студенческих работ; представление материалов научных исследований в виде докладов, тезисов и статей; ознакомление с деятельностью различных научно-исследовательских учреждений и научных коллективов. Результаты научного творчества студентов отражены в их публикациях в материалах научно-практических конференций республиканского, всероссийского, международного уровня и во внедрении в науку и практику.

С целью выявления творческих и активных студентов - будущих педагогов, стимулирования педагогической деятельности по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями на кафедре СДО ежегодно проводится общеуниверситетская студенческая психолого-педагогическая олимпиада «Особый ребенок». К обсуждению предлагается широкий спектр вопросов, раскрываю-

71

4 / 2012

Преподаватель

72

щих многогранность теории и практики специального и инклюзивного образования. Олимпиада проводится отдельно для двух групп студентов 3-5 курсов: для студентов, обучающихся по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «Логопедия» и для студентов других подразделений СВФУ, обучающихся по педагогическим специальностям, изучающих курс «Специальная педагогика».

Уровень подготовки абитуриентов, поступающих в СВФУ, заметно вырос. Ученым советом университета принято решение ежегодно целенаправленно и неуклонно повышать минимальные уровни баллов, намного превышающие нижние границы ЕГЭ, установленные Рособрнадзо-ром. Средний балл ЕГЭ по одному предмету у абитуриентов, зачисленных на первый курс в 2011-2012 учебном году, достиг 59,6 балла, в 20122013 учебном году средний балл по головному вузу составил 59,3 балла. Тем самым университет сохраняет высокую планку требований к качеству подготовки будущих студентов. В свя-

зи с этим наша кафедра в 2012-2013 учебном году планирует проведение профориентационной психолого-педагогической олимпиады для старшеклассников, желающих поступить на направление специальное (дефектологическое) образование.

Таким образом, рассмотренные выше условия организации индивидуального образовательного пространства для студентов в педагогическом институте СВФУ, несомненно, должны повысить качество профессиональной подготовки выпускников -будущих дефектологов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михайлова Е.И. Выступление Е.И. Михайловой, ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова, на августовском совещании работников образования Республики Саха (Якутия), 22 августа 2012 г - URL: http:// s-vfu.ru/from_the_rector/28040/

2. Абрамова Н.А. Актуальные вопросы подготовки педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия) // Наука и школа. - № 2. - 2012. -С. 45-47. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.