УДК 37.047 Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Педагогического института Северо-Восточного федерального университета
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Subdepartment, Education Science Institute, North Eastern Federal University
Куликовская Наталья Эдуардовна
Kulikovskaya Natalia Eduardovna
старший преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Senior Lecturer, Special (Therapeutic Pedagogy) Education Subdepartment, Education Science Institute, North Eastern Federal University
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPEECH THERAPISTS IN THE CONDITIONS OF SCORE AND RATING EDUCATION SYSTEM
Аннотация:
В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности будущих логопедов-дефектологов в процессе обучения в вузе. Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов педагогического профиля в условиях балльно-рейтинговой системы обучения.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, компетенция логопеда, балльно-рейтинговая система обучения.
Summary:
The article considers a process of professional competence formation of future speech therapists and therapeutic teachers in the process of training in a higher school. The authors present an experience of organization of independent work of students majoring in education science in terms of score-rating system of training.
Keywords:
professional competence, competence of a speech therapist, score-rating system of training.
Основные стратегии модернизации профессионального образования требуют коренных преобразований во всех звеньях педагогической системы высшей школы: целях и результатах, содержании, процессе, методах обучения и контроля. Данная необходимость активизирует научный психолого-педагогический поиск, направленный на внедрение в образовательное пространство компетентностного подхода. Одним из приоритетных направлений высшего профессионального педагогического образования является подготовка квалифицированных специалистов-де-фектологов, способных владеть современными методиками, осуществлять мониторинг эффективности процесса обучения, воспитания, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог дефектологического профиля, организующий процесс коррекционно-педагогической помощи, должен обладать профессионально-личностной готовностью, включающей осознание ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, целеустремленность в овладении профессиональным мастерством, готовность к педагогическому сопровождению ребенка и его семьи в условиях инклюзивного образования. В связи с этим профессиональную компетентность логопеда следует рассматривать как важное психолого-педагогическое условие эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в овладении устной и письменной речью.
Профессиональная подготовка будущих логопедов в вузе требует построения образовательного процесса таким образом, чтобы студент имел возможность проверять, пополнять и использовать знания, полученные в ходе теоретического обучения. Но и конечно же, важную роль в подготовке учителя-логопеда имеет практический опыт, который приобретается на логопедических практикумах, проводимых на базе дошкольных учреждений для детей с нарушением речи, логопедических пунктов школ. В процессе общения с детьми студент решает конкретные задачи,
развивает навыки анализа и самоанализа, учится планировать и организовывать индивидуальную и фронтальную логопедическую работу, общаться с детьми, стимулировать познавательную активность ребенка.
Профессиональная мобильность, компетентность будущего дефектолога предполагает его готовность к работе в условиях вариативности образовательных программ, владение педагогическими технологиями, способность принимать решения в области профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний и умений.
Формированию ключевых компетенций у будущих бакалавров-дефектологов уделяет внимание А.А. Дмитриев, который предполагает, как мобилизовать общую способность студента, приобретенные знания и умения в ходе профессиональной деятельности, как успешно использовать обобщенные способы выполнения действий с целью достижения оптимального результата (включая личностную составляющую: мировоззренческую, профессиональный опыт, способность к творчеству, способность к самоанализу, состояние здоровья, перцептивную готовность и ответственность).
В свою очередь, профессиональная компетентность как структурная единица ключевых компетенций имеет свою структуру, состоящую из трех блоков: мотивационно-ценностного компонента, содержательного компонента, состоящего из учебного плана, и процессуального компонента, отвечающего на вопрос как решать проблемы. В процессе движения к высокому качеству профессиональной компетентности должен быть пройден ряд ступеней, которые можно обозначить как допрофессиональную, теоретическую, методологическую ступени и вершину - прак-тико-ориентированную ступень качества профессиональной компетентности [1, с. 101].
Н.М. Назарова подчеркивает, что программы образования дефектологов должны быть направлены на углубление и совершенствование профессиональной компетентности и предусматривать выход подготавливаемого специалиста на высокий уровень педагогического мастерства в таких сферах, как психолого-педагогическая диагностика; использование информационных технологий в диагностической, дидактической, коррекционно-развивающей и иных видах профессиональной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с комбинированными нарушениями; психолого-педагогическое сопровождение детей с конкретным отклонением в развитии и их семей и других [2, с. 6]. Особое значение, по мнению Н.А. Абрамовой, приобретает проблема формирования специальных компетенций будущих дефектологов как составляющей их профессиональной компетентности [3].
Одной из форм коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями являются индивидуальные логопедические занятия, которые позволяют максимально обеспечить личностноориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим изучение дисциплины «Индивидуальные формы логопедической работы» модуля «Логопедические практикумы» в структуре подготовки будущих логопедов является необходимым. Для реализации цели и задач данной дисциплины предусмотрены практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Кроме того, в нее входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций), примерный перечень контрольных вопросов для самоподготовки. На практических занятиях более углубленно изучается материал, рассмотренный на лекциях по дисциплинам «Логопедия», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Специальная психология», «Специальная педагогика».
По нашему мнению, изучение любой дисциплины должно сочетаться с практической деятельностью студентов, поэтому при освоении дисциплины «Индивидуальные формы логопедической работы» предусмотрены лабораторные занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, что позволяет студентам анализировать поступающую теоретическую, наглядную информацию о профессиональной деятельности учителей-лого-педов с точки зрения специфики оказания помощи в данных учреждениях и использования различных современных подходов в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи и их семьям. С целью формирования профессиональной компетентности обучающихся нами разработано учебно-методическое обеспечение модуля «Логопедические практикумы», раскрывающее особенности организации процесса познания и овладения деятельностной стороной профессии.
Раскроем содержание учебно-методического комплекса данной дисциплины. Так, методический модуль включает рабочую программу дисциплины, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, также описаны применяемые в ходе изучения данного курса образовательные технологии. Обучающий модуль содержит теоретическую и
практическую части. Теоретическая часть состоит из четырех разделов, в каждом из которых рассматриваются теоретический и методический подходы к организации и проведению индивидуальной логопедической работы с детьми: 1) логопедическое обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий; 2) основные разделы и содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы; 3) индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми; 4) анализ и самоанализ индивидуальных логопедических занятий с детьми.
Практическая часть включает глоссарий, состоящий из основных терминов, применяемых в логопедической теории и практике, практический материал, необходимый для овладения студентами навыками диагностико-аналитической деятельности, планирования логопедической работы и разработки конспектов индивидуальных занятий с учетом речевых нарушений детей. В контролирующем модуле предлагаются контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, практических и лабораторных занятий.
Необходимым условием формирования профессиональной компетентности у обучающихся является осуществление системно-деятельностного подхода через обеспечение личностного включения студентов в коррекционно-педагогический процесс, чему способствовали следующие задания: провести обследование речевого развития ребенка (дошкольного или младшего школьного возраста); провести анализ, сформулировать логопедическое заключение, составить перспективный план логопедической работы; провести три индивидуальных логопедических занятия с обследованным ребенком, проследить динамику; осуществить самоанализ педагогической деятельности; выполнить анализ логопедических занятий, проводимых другими студентами; организовать Праздник красивой речи (один на группу студентов) для детей в ДОУ.
Применение методики балльно-рейтинговой системы оценки и самооценки учебных достижений студентов в процессе обучения специалистов педагогического профиля способствует повышению мотивационной готовности к проведению коррекционно-логопедической работы с детьми. Итогом изучения данной дисциплины является зачет, который проводится на основании предварительно представленных студентам критериев или в индивидуальной форме. В процессе изучения дисциплины у бакалавров-дефектологов формируются следующие компетенции, указанные в Основной образовательной программе по направлению подготовки бакалавриата Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»: способность осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями речи, в том числе в условиях полиязычия, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности (СК-1); способность применять знание теоретических основ и технологий логопедической работы с лицами с различными видами речевой патологии, готовность к организации и проведению индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы (СК-3).
С целью определения анализа уровня сформированности профессиональной компетентности будущих логопедов-дефектологов осуществлялся сбор диагностической информации при помощи применения различных методов исследования: наблюдения, беседы со студентами, метода рейтинговой системы, тестирования. Так, наблюдение позволило изучить индивидуальнопсихологические особенности личности студента, способности к осуществлению педагогической деятельности, креативность, гибкость мыслительного процесса, уровень профессиональной заинтересованности и готовности осуществлять коррекционно-логопедическую работу с детьми.
В ходе беседы, проводимой как индивидуально со студентами, так и в группе, выявлялись уровень теоретических знаний, способность к выделению существенных признаков, осуществлению творческого подхода к выполнению профессиональной деятельности.
Методика балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов позволила объективно оценить выполняемые студентами задания.
Так, анализируя полученные данные и подводя итоги балльно-рейтинговой системы учебнообразовательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Индивидуальные формы логопедической работы», можно утверждать, что обучающиеся достигают повышенного и высокого уровня компетентности, а именно: знают содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования речи детей; умеют анализировать и обобщать результаты обследования речи детей, использовать результаты анализа в качестве базы для перспективного и текущего планирования логопедических занятий с детьми; формулировать выводы констатирующего, диагностического, прогностического и коррекционно-методического характера; владеют навыками планирования, моделирования и проведения логопедический занятий с детьми по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном).
Педагог-дефектолог должен обладать профессионально-личностной готовностью, основой которой является профессионально-гуманистическая направленность его личности. Профес-
сиональная компетентность будущего логопеда - это интегральная характеристика качеств личности, имеющей знания, умения, опыт, способности использовать обобщенные способы действий, возможность проявления гибкости и активности специалиста в меняющихся условиях образовательной системы.
Ссылки:
1. Дмитриев А.А. К вопросу моделирования профессиональных компетенций бакалавра специального (дефектологического) образования // Сибир. пед. журн. 2013. № 3. С. 98-104.
2. Назарова Н.М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в вузах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://jour-
nals.uspu.ru/i/inst/spec/spec11fepec11_1.pdf (дата обращения: 17.07.2014).
3. Абрамова Н.А. Актуальные вопросы подготовки педагогов дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия) // Наука и школа. 2012. № 2. С. 45-47.