УДК 371.124
DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-201-206
Наталья Валерьевна Шкляр1,
кандидат психологических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (679000, Россия, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а),
e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Карынбаева2,
старший преподаватель, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (679000, Россия, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а), e-mail: [email protected]
Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость
В статье раскрывается социальная значимость профессии педагога-дефектолога в обществе. Обращается внимание на уникальность и востребованность данных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся статистические данные, позволяющие определить количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в квалифицированной помощи дефектолога. Выделены категории детей с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с множественными нарушениями, с задержкой психического развития. Обозначены задачи профессиональной социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога. Определены требования к профессиональной деятельности педагога-дефектолога (ориентация на социальный прогресс, выработка нового педагогического мышления, творческое исследование педагогического опыта и инноваций в области специального образования, совершенствование педагогического мастерства); социально и профессионально важные качества личности (эмпатия, толерантность, гуманность, милосердие, духовность и др.), профессионально-ценностные ориентации. Подробно описываются гуманистический и социальный компоненты профессиональной компетентности педагога-дефектолога. Представлена двухуровневая подготовка педагогов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» к организации психолого-педагогического и социального сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в региональном вузе. Показаны пути повышения профессиональной компетентности будущих дефектологов на базе профильных образовательных организаций.
Ключевые слова: педагог-дефектолог, социально-педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, интеграция в общество
1 Н. В. Шкляр представляет апробированную в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема на факультете педагогики и психологии - центре педагогического образования - систему двухуровневой подготовки будущих педагогов-дефектологов к осуществлению профессиональной социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обобщает результаты исследования и формулирует выводы.
2 О. В. Карынбаева раскрывает теоретические аспекты проблемы социальной значимости профессии педаго-га-дефектолога, отмечает социально-педагогическую направленность деятельности учителя-дефектолога.
© Н. В. Шкляр, О. В. Карынбаева, 2016
201
Natalia V. Shklyar1,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Sholom Aleichem Priamursky State University (70A Shirokaya st., Birobidzhan, 679000, Russia), e-mail: [email protected]
Olga V. Karynbaeva2,
Senior Lecturer, Sholom Aleichem Priamursky State University (70A Shirokaya st., Birobidzhan, 679000, Russia), e-mail: [email protected]
Profession of a Teacher-Speech Pathologist and its Social Significance
In the article, the social importance of a speech pathologist profession in the society is revealed. The attention is drawn to uniqueness and demand of these specialists working with physically disabled children. The statistical data allowing to determine the number of physically disabled children who need the qualified help of the speech pathologist are provided. There were defined some categories of children with various deviations, such as impairing hearing; impairing sight; disordered speech; mentally retarded; disability of musculoskeletal system; emotionally disturbed; multiple deviations; mentally retarded. The tasks of professional social and pedagogical work of the speech pathologist are designated. Requirements to professional activity of the speech pathologist (orientation to social progress, development of new pedagogical thinking, creative research of pedagogical experience and innovations in the field of vocational education, enhancement of pedagogical skill); socially and professionally important qualities of the personality (empathy, tolerance, humanity, mercy, spirituality, etc.), professional and valuable orientations were determined. Humanistic and social components of professional competence of the speech pathologist are described in detail. Two-level training of teachers (majoring in special education-speech pathology) in the field of psychological, pedagogical and social support of the development of physically disabled children in a local higher education institution is given. The ways of professional training of future speech pathologists on the basis of the core educational organizations are shown.
Keywords: teacher-speech pathologist, social-pedagogical activity, professional competence, disabled children, socialization, integration in society
Модернизация системы специального (коррекционного) образования требует совершенствования условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация и интеграция таких детей в нормальную среду - ведущее направление работы пе-дагогов-дефектологов.
На современном этапе проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую актуальность в связи с резким увеличением их числа (из числа детской популяции 85 % детей имеют недостатки в развитии, из них в помощи дефектолога нуждаются приблизительно 9-11 %).
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признан-
ные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития, с множественными нарушениями развития [8].
Такие дети относятся к особой социальной группе населения и различаются по своему составу, возрасту, полу и социальному статусу. Основными социальными проблемами детей с особенностями в развитии являются ограничения в осуществле-
1 N. V. Shklyar represents a two-level system of future speech pathologists' training to implement their professional social and pedagogical skills in their work with physically impaired children. The system was approved at the Faculty of Pedagogics and Psychology, the Center of Pedagogical Education at Sholom-Aleichem Priamursky State University. N. V. Shklyar generalizes the results of the research and formulates the conclusions.
2 O. V. Karynbaeva develops theoretical aspects of the problem of social importance of a speech pathologist's profession and notes a social and pedagogical orientation in the work of a speech pathologist.
нии прав на охрану здоровья, социальную адаптацию и образование. Л. С. Выготский считал, что основной задачей специальных (коррекционных) образовательных учреждений является интеграция «особого» ребёнка в жизнь и осуществление компенсации его недостатка не в биологическом, а в социальном аспекте.
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием некоторых факторов, которые определяют направления и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет дефектоло-гу эффективно осуществлять управление процессом образования, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение квалифицированной помощи, которую должен оказывать специально подготовленный педагог-дефектолог [9]. Работы С. А. Бад-маева, Г. В. Бурменской, О. А. Карабано-вой, В. А. Сластёнина, А. С. Спиваковской и других специалистов показали, что целесообразность и необходимость коррекцион-но-развивающей работы в образовательной системе обусловлены как внешними социальными и педагогическими обстоятельствами (изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований), так и особенностями развития психических и познавательных процессов, происходящих в духовном мире детей, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму.
Профессиональная деятельность учи-теля-дефектолога включает в себя различные виды социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррек-ционной деятельности, с целью содействия человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального (коррекционного) образования.
В. А. Васильева отмечает, что специалист, работающий с детьми ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен и в когнитивном, и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-раз-вивающего процесса; должен учитывать особенности протекания психических про-
цессов у детей; создавать позитивные перспективы развития и коррекции личности ребенка: организовать личностно ориентированную образовательную среду [3].
Учитель-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Оптимизм педагога проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребёнку или взрослому с ограниченными возможностями), и к обществу - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя-дефектолога, к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей.
По мнению Н. Н. Малофеева, система специального образования XXI века - это система нового типа. К педагогической деятельности дефектолога предъявляются новые требования, связанные с постоянной ориентацией на социальный прогресс, учет изменений в обществе, с выработкой нового педагогического мышления, происходит творческое исследование передового педагогического опыта, новаций в области специального образования, непрерывное самосовершенствование своего педагогического мастерства [4].
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», включает образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения. К основным объектам профессиональной деятельности будущих педагогов-дефектологов относятся: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы [10; 11].
На территории Еврейской Автономной области подготовка педагогов-дефек-тологов осуществляется в Приамурском государственном университете имени Шо-лом-Алейхема, в частности на факультете педагогики и психологии - центре педагогического образования. В настоящее время на факультете реализуется подготовка бакалавров по направлению 44.03.03 Специ-
альное (дефектологическое) образование, профили: «Специальная психология», «Логопедия», «Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья», «Олигофренопедагогика», в числе которых по очной форме обучается 40 студентов и 84 студента-заочника. Вторым уровнем высшего образования является магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили: «Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании», «Психолого-педагогическая поддержка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Подготовка магистров по данному направлению отличается высокой прагматичностью и прогностич-ностью. Здесь по очной форме обучается 10 студентов-магистрантов и 26 студентов - по заочной форме. Работа профессорско-преподавательского состава кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии направлена на качественную подготовку компетентных специалистов для системы специального (коррекционно-го) образования на основе инновационных образовательных технологий в рамках регионального аспекта.
Отмечая социально-педагогическую направленность деятельности учителя-дефек-толога, исследователи указывают на следующие качества личности: эмпатия, толерантность, гуманность, милосердие, высокая духовная культура и нравственность и т. д.
Высокий профессиональный уровень подготовки студентов не может быть обеспечен вне связи с профильными учреждениями, где будущие педагоги-дефектологи отрабатывают профессионально-педагогические умения при прохождении производственной практики на базах образовательных организаций г. Биробиджана и Еврейской Автономной области: МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21», МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12», ОГАОУ «Центр образования "Ступени"».
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
определены следующие компетенции: способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии; обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность к эмпатии; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; способность к планированию, организации и совершенствованию собственной педагогической деятельности и т. д. [10; 11].
По мнению Н. М. Борытко, компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе [2].
Профессиональная компетентность педагога включает три «блока» качеств и свойств личности: профессионально-личностный (профессиональные знания и умения, интеллектуальный потенциал и эмоционально-волевая сфера); профес-сионально-деятельностный (создание условий для развития и саморазвития личности) и профессионально-творческий (готовность педагога к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умению овладеть новыми технологиями).
Специалисты (Л. Н. Блинова, Н. Н. Мало-феев, П. Митлер, Н. М. Назарова, О. Е. Шаповалова, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко и др.) отмечают, что педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать определённым педагогическим мышлением. Он должен быть готов к пониманию, принятию и деятельности в ситуации преобразований в системе специального образования в России [1; 6].
По мнению Л. А. Ясюковой, у педагогов, в первую очередь, необходимо формировать системное видение роли учителя в кор-рекционно-образовательном процессе.
Исследования И. В. Беляковой, В. Г. Петровой, И. П. Подласого и других показали, что именно учитель является ключевой фигурой в учебно-воспитательном и коррекци-онно-педагогическом процессе.
Л. М. Шипицына отмечает, что успешность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество во многом зависит от системы отношений к ним со стороны социального окружения и, прежде всего, со стороны педагогов. Автор считает, что положительное отношение к ребёнку оказывает влияние на его развитие (умственное, эмоциональное и социальное). Поэтому педагог должен быть не только личностно готов к работе с такими детьми, но и иметь определённый уровень профессиональной подготовки [7].
И. В. Белякова и В. Г. Петрова, указывая на целесообразность оказания помощи, отмечают, что учителям при организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их компенсаторные возможности. Им нужно сформировать жизненно важные умения и навыки у детей, а также сделать всё возможное для их успешной социальной адаптации [5].
Сложность работы педагога-дефек-толога, как подчёркивают И. В. Белякова и В. Г. Петрова, заключается ещё и в том, что ему необходимо оказывать квалифицированную помощь не только нуждающимся детям, но и их родителям. Е. М. Мастюко-ва отмечает, что семья имеет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Диапазон оказания помощи родителям колеблется от изменения и формирования положительного отношения к детям до консультирования и оказания помощи по вопросам обучения, воспитания, коррекционной работы, а также дальнейшей социализации и интеграции в общество. Специалисты подчёркивают, что педагог, работающий с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, должен постоянно решать сложные задачи. Для этого ему нужно быть образованным, эрудированным специалистом и обладать личностными качествами, такими как конгруэнтность, искренность, вера в его потенциальные возможности и др.
В данном случае, как отмечает П. Шуман, чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя.
Следовательно, профессия педаго-га-дефектолога является социально значимой в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и включает два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.
Гуманистический компонент предполагает оказание своевременной, целенаправленной и систематической психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Социальный компонент связан с созданием наиболее оптимальных условий для подготовки ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что окажет эффективное влияние на общественное сознание людей, с целью формирования толерантного отношения к людям с особыми нуждами. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и даёт возможность успешной социализации детей и взрослых с проблемами в развитии.
Таким образом, гуманизация, модернизация и педагогизация социокультурной среды, оказание компетентной помощи в процессе социального формирования личности являются задачами профессиональной социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога.
Список литературы
1. Блинова Л. Н. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями в обучении в условиях гуманизации (на материале школы первой ступени): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1997.
2. Борытко Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 11-15.
3. Васильева В. А. Актуальные вопросы профессиональной переподготовки педагогов-психологов для коррекционно-развивающего процесса // Всерос. науч.-практ. конф. (26-28 мая 1998 г). Екатеринбург, 1998. С. 36-38.
4. Малофеев Н. Н. Система специального образования нового типа [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.http://www.alldef.ru/ru/aгticles/almanah-11/sistema-specialnogo-obrazovanija-novogo-tipa (дата обращения: 18.02. 2016).
5. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998. 104 с.
6. Шаповалова О. Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высш. образование в России. М., 2012. № 3. С. 97-104.
7. Шипицына Л. М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). М., 2001. С. 56-60.
Источники
8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2014. 42 с.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_140174 (дата обращения: 02.03.2016).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2015 г. № 1087 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1426 (дата обращения: 02.03.2016).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень магистратуры): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 904 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/2/1338 (дата обращения: 02.03.2016).
References
1. Blinova L. N. Podgotovka pedagogov k rabote s det'mi s trudnostjami v obuchenii v uslovijah gumanizacii (na materiale shkoly pervoj stupeni): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Habarovsk, 1997.
2. Borytko N. M. Modelirovanie v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2006. № 1. S. 11-15.
3. Vasil'eva V. A. Aktual'nye voprosy professional'noj perepodgotovki pedagogov-psihologov dlja korrekcionno-razvivajushhego processa // Vseros. nauch.-prakt. konf. (26-28 maja 1998 g.). Ekaterinburg, 1998. S. 36-38.
4. Malofeev N. N. Sistema special'nogo obrazovanija novogo tipa [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www. http://www.alldef.ru/ru/articles/almanah-11/sistema-specialnogo-obrazovanija-novogo-tipa (data obrashhenija: 18.02. 2016).
5. Petrova V. G., Beljakova I.V. Kto oni, deti s otklonenijami v razvitii? M., 1998. 104 s.
6. Shapovalova O. E. Psihologicheskaja kul'tura budushhih pedagogov // Vyssh. obrazovanie v Rossii. M., 2012. №3. S. 97-104.
7. Shipicyna L. M. Sovremennye tendencii razvitija special'nogo obrazovanija v Rossii // Aktual'nye problemy integrirovannogo obuchenija: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. po problemam integrirovannogo obuchenija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja (s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami). M., 2001. S. 56-60.
Istochniki
8. Koncepcija Special'nogo Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja / N. N. Malofeev, O. S. Nikol'skaja, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova. M.: Prosveshhenie, 2014. 42 s.
9. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174 (data obrashhenija: 02.03.2016).
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.03 Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (uroven' bakalavriata): utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 01.10.2015 g. № 1087 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.fgosvo.ru/news/2/1426 (data obrashhenija: 02.03.2016).
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.04.03 Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (uroven' magistratury): utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 28.08.2015 g. № 904 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.fgosvo.ru/news/2/1338 (data obrashhenija: 02.03.2016).
Библиографическое описание статьи
Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Ученые записки ЗабГУ Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2016. Т. 11, № 3. С. 201-206. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-201-206.
Reference to the article
Shklyar N. V., Karynbaeva O. V. Profession of a Teacher-Speech Pathologist and its Social Significance // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Philosophy. Cultural Studies. Sociology. Social Work. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 201-206. DOI: 10.21209/2308-877Х-2016-11-3-201-206/
Статья поступила в редакцию 07.03.2016