ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЯБОВА Наталья Владимировна - д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]
КАРПУНИНА Ольга Ивановна - канд. пед. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: [email protected]
Аннотация.. В статье представлен опыт подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования, накопленный на кафедре специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Рассмотрены различные уровни и варианты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, педагогов), ориентированные на развитие, образование, социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе образовательных организаций общего и профессионального образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогических кадров, многоуровневая система подготовки кадров, переподготовка кадров, повышение квалификации
Для цитированияРябова Н.В, Карпунина О.И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 119-124.
Начало XXI столетия ознаменовано организации образовательной среды, а так-структурными, содержательными и техно- же требующей особой профессиональной логическими изменениями, происходящими в российской системе образования, получившими название «модернизация». Они происходят на всех уровнях общего и профессионального образования, затрагивают все категории обучающихся и обучающих и носят системный характер. Одним из нововведений в образовательной сфере выступает внедрение идеи инклюзивного образования, предполагающей обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особую значимость инклюзивное образование приобретает в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как социально уязвимой категории граждан, имеющей особые образовательные потребности, нуждающейся в особой
120 Высшее образование в России • № 10, 2016
подготовки педагогов и специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и процесса социальной интеграции подрастающего поколения [1—3].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил курс на внедрение инклюзивного образования, в связи с чем отечественная система образования столкнулась с необходимостью решения ряда задач: совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов реализации инклюзивного образования, изменения образовательной философии, идеологии и концепции, предполагающих формирование новой образовательной парадигмы по типу «доступное образование для всех», инфраструктурной модернизации социальных учреждений и образовательных организаций, создания безбарьерной универсальной доступной среды в образовательной сфере, обеспечения подготовки педагогических кадров новой формации, формирования готовности общества в целом и всех субъектов образования в частности к совместному обучению и социальному взаимодействию, толерантному по отношению друг к другу и
др. [2; 4; 5].
Одной из ключевых в этой связи является проблема кадрового обеспечения системы образования, которая решается посредством подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования и социокультурную интеграцию лиц с ОВЗ в современное общество. Именно от уровня квалификации, профессионализма и мастерства педагогов зависит эффективность инклюзивной практики, результативность образовательных достижений обучающихся и позитивность восприятия этого подхода всеми субъектами образования, включая государство, общество, семьи воспитанников и педагогическое сообщество. Все
нововведения, преобразования и инновации проходят через головы, сердца и души педагогов, поэтому задача их подготовки к работе в новой парадигме является чрезвычайно актуальной и первоочередной.
В данной статье представлен опыт деятельности кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева по решению проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования.
Факультет психологии и дефектологии широко известен в Российской Федерации как кузница педагогических кадров для Приволжского федерального округа, Республики Мордовия и других регионов России. За 30-летнюю историю существования факультетом подготовлено более 4,5 тысяч психологов, педагогов-психологов и дефектологов, которые занимают достойное место в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения, успешно трудятся в детских и молодежных организацияхи объединениях, в структуре различных министерств и ведомств, предприятий и учреждений. Однако потребность в психологах и дефектологах по-прежнему остается достаточно высокой. Сегодня время диктует требования развития более вариативной и адресной подготовки кадров с учетом региональных, муниципальных и институциональных потребностей системы образования, ориентирующейся на расширение инклюзивной практики, усиление практикоориентированности высшего образования, на учёт контекста будущей профессиональной деятельности [6].
С целью совершенствования структуры, содержания и технологии профессиональной подготовки бакалавров и магистров, повышения качества и практикоориентиро-ванности профессионального образования студентов кафедра реализует систему мер и мероприятий, а именно: разрабатывает и реализует основные и дополнительные профессиональные образовательные про-
граммы; совершенствует внеучебную деятельность обучающихся; создает научно-исследовательскую лабораторию «Интегрированное обучение в современной системе образования», научно-практический центр «Ресурсный центр интегрированного образования»; развивает сетевое взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими, образовательными организациями; принимает участие в апробации модулей основных профессиональных образовательных программ высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры (как соисполнитель проектов в рамках реализации программы модернизации педагогического образования); ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные проблемам инклюзивного образования.
В качестве выпускающей кафедра специальной педагогики и медицинских основ дефектологии в 2013 г. начала подготовку педагогов-психологов по направлению «Психолого-педагогическое образование» (профиль и магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования») и продолжила подготовку педа-гогов-дефектологов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Логопедия», магистерская программа «Дефектологическое сопровождение субъектов образования»). Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования строятся с учетом требований ФГОС ВО, профессиональных стандартов педагога-психолога и педагога-дефектолога (проект), ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и других нормативных документов, составляющих базовое основание профессиональной подготовки психологов и дефектологов [6-8].
С целью расширения и углубления профессиональной готовности педагогических
кадров к реализации инклюзивного образования в рамках дополнительного образования нами разработаны порядка 15 профессиональных программ повышения квалификации соответствующей направленности (например, «Коррекционно-развивающие технологии в подготовке студента к деятельности в условиях инклюзивного образования», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья », «Взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации», «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики» и др.), а также дополнительная профессиональная программа переподготовки «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования». Слушателями данных программ становятся студенты, аспиранты, педагоги-практики, преподаватели организаций среднего профес-
122 Высшее образование в России • № 10, 2016
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реализация ОПОП ВО
1
Бакалавриат
V
Реализация
ДОП
*
1
Повышение квалификации
V
Реализация внеучебной деятельности
I
Магистратура
и
Научно-исследовательские лаборатории, научно-практические центры
Профессиональная переподготовка
Педагогические отряды
Рис. 1. Система подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования
сионального и высшего образования. Начиная с 2013 г. подобную подготовку прошли 1605 человек [4].
Задачи усиления практической ориентации образовательного процесса успешно решаются посредством реализации вне-учебного компонента педагогического образования студентов, направленного на включение будущих педагогов-психологов и педагогов-дефектологов в деятельность соответствующих инновационных подразделений и неформальных объединений. Так, созданные в структуре вуза научно-практические центры «Ресурсный центр интегрированного образования », «Центр продленного дня», научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение в современной системе образования» выступают в качестве учебно-производственной и научно-экспериментальной площадки для студентов, аспирантов, молодых ученых. Они позволяют формировать профессиональные компетенции будущих педагогов, психологов, дефектологов, апробировать инновационные технологии создания предметно-развивающей среды воспитания и развития ребенка с ОВЗ, обеспечивать неформальное образование и самообразование студентов, развивать их
научно-исследовательский и творческий потенциал. Деятельность инновационных подразделений придает мощный импульс развитию научно-исследовательской и образовательной практики студентов, способствует их разноплановой профессиональной самореализации и позволяет создавать условия для непрерывного профессионального роста и самосовершенствования преподавателей и студентов [6; 8; 9]. Данные проблемы решаются также посредством организации деятельности студентов факультета психологии и дефектологии в та-кихобъединениях, какстуденческое научное общество, научно-исследовательские группы, неформальные студенческие объединения, педагогические отряды и др. За счёт них создается многогранная и разно-аспектная социокультурная и образовательная среда, в которой происходит становление будущих психологов и дефектологов, эффективно решаются задачи углубления и расширения профессиональной подготовки кадров в процессе вузовского образования.
Схематично система работы кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии представлена на рисунке 1.
Литература
1. Беленкова Л.Ю, Абрамова И.В, Гамаюно-
ва А.Н, Карпунина О.И. Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения // Российский научный журнал. 2013. № 3 (34). С. 166-172.
2. Рябова Н.В, Карпунина О.И. Подготовка
«нового педагога» для «новой школы» на современном этапе модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: межвуз. сб. статей. Вып. 2. Подольск: Ваш Домъ, 2014. С. 234-238.
3. Рябова Н.В, Карпунина О.И, Абрамова И.В. Состояние и перспективы модернизации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 177-183.
4. Карпунина О.И. Опыт реализации допол-
нительных образовательных программ повышения квалификации педагогических кадров по проблематике инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: Изд. ГГТУ, 2016. С. 872-880.
5. Карпунина О.И. Подготовка бакалавров и
магистров специального (дефектологиче-
ского) образования к правовому регулированию вопросов защиты прав и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 23-29.
6. Карпунина О.И. Система профессиональ-
ной подготовки кадров на факультете психологии и дефектологии МГПИ имени М.Е. Евсевьева (к 30-летию со дня образования факультета) // Дефектология. 2014. № 4. С. 80-90.
7. Винокурова Г.А, Карпунина О.И. Профес-
сиональная подготовка психологов и де-фектологов в условиях модернизации педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 21-25.
8. Карпунина О.И. Факультет психологии и
дефектологии: инновации и перспективы развития // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2 (10). С. 28-31.
9. Рябова Н.В, Карпунина О.И. Взаимодей-
ствие инновационных структурных подразделений факультета психологии и дефектологии с субъектами образования Республики Мордовия в решении проблем инклюзивного образования // Научно-методическое обеспечение развития базового центра педагогического образования. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2014. С. 70-87.
Статья поступила в редакцию 23.08.16.
PREPARING TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION
RYABOVA Natalya V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of the Department of special pedagogics and medical fundamentals of defectology, Mordovian State Pedagogical Institute named after V.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: [email protected]
KARPUNINA Olga I. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Department of special pedagogy and medical fundamentals of defectology, Mordovian State Pedagogical Institute named after V.E. Evseviev. Saransk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the experience in professional training of teachers to implement inclusive education accumulated at the Department of special education and medical bases of speech therapy of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev. The authors dwell on the different levels and options for professional training, retraining and advanced training of pedagogical staff (teachers-psychologists, speech pathologists, educators) engaged in development, education, social integration of persons with disabilities. The paper also views the features of psycho-pedagogical support of students with disabilities in educational process of general and vocational education.
124 Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 10, 2016
Keywords: inclusive education, teacher training, multilevel system of personnel training, retraining, improvement of professional skills
Cite as: Ryabova, N.V., Karpunina, O.I. (2016). [Preparing Teachers for Inclusive Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 119-124. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Belenkova, L.Yu., Abramova, I.V., Gamayunova, A.N., Karpunina, O.I. (2013). [Integration and
Inclusion: Problems, Searches, Solutions]. Rossiiskii nauchnyi zhurnal [Russian Scientific Journal], No. 3 (34), pp. 166-172. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Ryabova, N.V., Karpunina, O.I. (2014). [The «New Teacher» to «New School» at the Present
Stage of Modernization of Education of Children with Disabilities]. In: Fenomen cheloveka, Aktualnyeproblemy sotsialno-gumanitarnykh nauk i obrazovaniya [The Phenomenon of Man. Topical Problems of Humanities and Social Sciences and Education]. Podolsk: Vash Dom Publ. Vol. 2, pp. 234-238. (In Russ.)
3. Ryabova, N.V., Karpunina, O.I., Abramova, I.V. (2014). [Status and Prospects of Modernization
of Training and Education of Children with Disabilities in the Republic of Mordovia]. Rossiiskii nauchnyi zhurnal [Russian Scientific Journal], No. 2 (40), pp. 177-183. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Karpunina, O.I. (2016). [Experience ofImplementation of Additional Educational Programs of
Teacher's Training on Issues of Inclusive Education]. In: Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive Education: Theory and Practice: Collection of Materials of Int. Sci. and Pract. Conf.]. Orekhovo-Zuyevo: Editorial and publishing Department of the University Publ., pp. 872-880. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Karpunina, O.I. (2015). [Preparing Bachelors and Masters of Special (Defectology) Education to
the Legal Regulation of Questions of Protection of the Rights and Education of Persons with Disabilities]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], No. 2 (22), pp. 2329. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Karpunina, O.I. (2014). [The System of Professional Training at the Faculty of Psychology and
Defectology of Moscow State Pedagogical Institute Named after M.E. Evsevev]. Defektologiya [Defectology], No. 4, pp. 80-90. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Vinokurova, G.A., Karpunina, O.I. (2016). [Professional Training of Psychologists and Speech
Pathologists in the Conditions of Pedagogical Education Modernization]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], No. 1 (25), pp. 21-25. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Karpunina, O.I. (2014). [Department of Psychology and Defectology: Innovations and Prospects of
Development]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], No. 2 (10), pp. 28-31. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Ryabova, N.V., Karpunina, O.I. (2014). [The Interaction between the Innovative Structural Divisions at the Faculty of Psychology and Defectology and the Subjects of Education of the Republic ofMordovia in Solving the Problems ofInclusive Education]. In: Nauchno-metodicheskoe obespechenie razvitiya bazovogo tsentra pedagogicheskogo obrazovaniya [Scientific and Methodological Support of Development of the Basic Center for Pedagogical Education]. Mordovian State Pedagogical Institute. Saransk, 2014, pp. 70-87. (In Russ.)
The paper was submitted 23,08,16,