Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в Свердловской области'

Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEALTH LIMITATIONS / TEACHER’S TRAINING / TEACHING STAFF / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова Светлана Олеговна, Тенкачева Татьяна Рашитовна

В данной статье рассмотрены проблемы создания условий доступности образования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество в условиях модернизации российского образования. Одна из ключевых проблем это подготовка кадров для реализации инклюзивного обучения в Свердловской области. Уральский государственный педагогический университет ведет подготовку специалистов в области инклюзивного образования на различных уровнях: бакалавриат, магистратура, дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации). Проанализированы характерные трудности образовательных организаций в целом и педагогов в частности в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного общеобразовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты исследования образовательных организаций в двадцати одном населенном пункте Свердловской области показал ряд проблем, возникающих в ходе реализации инклюзивного обучения. Выявлена и обоснована необходимость активизации работы по формированию адекватных представлений об инклюзивном обучении в педагогической среде. Просветительские мероприятия последних лет дали поверхностное представление об организации инклюзивного образования и тех трудностях, с которыми могут столкнуться как педагогический коллектив, так и обучающиеся и их родители. На основе проведенного исследования авторами предлагается восполнить дефицит компетенций педагогов в области инклюзивного образования через профессиональную переподготовку и повышения квалификации работников образования, а также стажировку в ресурсных центрах инклюзивного образования города Екатеринбурга и других городах Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent issues of teachers’ training to implementation of inclusive education in sverdlovsk region

The paper discusses the issues of accessability of education for children with health limitations as one of the stages of Russian education modernization, and further integration of such people into the society. One of the main problems is teachers’ training to implementation of inclusive education in Sverdlovsk Region. Ural State Pedagogical University teaches future specialists in the sphere of inclusive education on different levels: Bachelor’s Degree programs, Master’s Degree programs, further professional education (professional retraining and advanced training). The paper analyzes typical difficulties that educational establishments and teachers face when they implement Federal State Educational Standard of Primary General Education for pupils with health limitations and Federal State Educational Standard of General Education for pupils with mental retardation (intellectual disability). The result of the survey held in 20 educational establishemnts of Sverdlovsk Region revealed some problems appearing in inclusive education implementation. It is necessary to form adequate interpretation and understanding of inclusive education. Educational and cultural activities held recently, gave a very vague idea about implementation of inclusive education and the difficulties that teachers, pupils and their parents may face. Based on this research it is proposed to enrich teachers’ competence in inclusive education with the help of professional retraining and advanced training of teachers, as well as internship in inclusive educational establishemnts of Ekaterinburg and Sverdlovsk Region.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного образования в Свердловской области»

УДК 376.1:378.637(470.54)

ББК Ч448.902.4+Ч404.46 ГРНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Брызгалова Светлана Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент, Центр непрерывного образования, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: sv-bryzg@mail.ru.

Тенкачева Татьяна Рашитовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Центр непрерывного образования, кафедра логопедии и клиники дизонтогене-за, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tenkahceva@mail.ru.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ограниченные возможности здоровья; подготовка будущих педагогов; педагогические кадры; инклюзивное образование.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассмотрены проблемы создания условий доступности образования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество в условиях модернизации российского образования. Одна из ключевых проблем - это подготовка кадров для реализации инклюзивного обучения в Свердловской области. Уральский государственный педагогический университет ведет подготовку специалистов в области инклюзивного образования на различных уровнях: бакалавриат, магистратура, дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации).

Проанализированы характерные трудности образовательных организаций в целом и педагогов в частности в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного общеобразовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты исследования образовательных организаций в двадцати одном населенном пункте Свердловской области показал ряд проблем, возникающих в ходе реализации инклюзивного обучения.

Выявлена и обоснована необходимость активизации работы по формированию адекватных представлений об инклюзивном обучении в педагогической среде. Просветительские мероприятия последних лет дали поверхностное представление об организации инклюзивного образования и тех трудностях, с которыми могут столкнуться как педагогический коллектив, так и обучающиеся и их родители. На основе проведенного исследования авторами предлагается восполнить дефицит компетенций педагогов в области инклюзивного образования через профессиональную переподготовку и повышения квалификации работников образования, а также стажировку в ресурсных центрах инклюзивного образования города Екатеринбурга и других городах Свердловской области.

Bryzgalova Tatiana Olegovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Continuing Education Centre, Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tenkacheva Tatiana Rashitovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Continuing Education Centre, Department of Speech Therapy and Disontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

URGENT ISSUES OF TEACHERS' TRAINING TO IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN SVERDLOVSK REGION

KEYWORDS: health limitations; teacher's training; teaching staff; inclusive education.

ABSTRACT. The paper discusses the issues of accessability of education for children with health limitations as one of the stages of Russian education modernization, and further integration of such people into the society. One of the main problems is teachers' training to implementation of inclusive education in Sverdlovsk Region. Ural State Pedagogical University teaches future specialists in the sphere of inclusive education on different levels: Bachelor's Degree programs, Master's Degree programs, further professional education (professional retraining and advanced training). The paper analyzes typical difficulties that educational establishments and teachers face when they implement Federal State Educational Standard of Primary General Education for pupils with health limitations and Federal State Educational Standard of General Education for pupils with mental retardation (intellectual disability). The result of the survey held in 20 educational establishemnts of Sverdlovsk Region revealed some problems appearing in inclusive education implementation.

It is necessary to form adequate interpretation and understanding of inclusive education. Educational and cultural activities held recently, gave a very vague idea about implementation of inclusive education and the difficulties that teachers, pupils and their parents may face. Based on this research it is proposed to enrich teachers' competence in inclusive education with the help of professional retraining and advanced training of teachers, as well as internship in inclusive educational establishemnts of Ekaterinburg and Sverdlovsk Region.

Современное общество можно рассматривать не только как социальную, но и как педагогическую систему, центром которой является Человек. Поэтому большинство национальных доктрин, в том числе и российская, декларируют приоритет образования в государственной политике. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывая общие тенденции мирового развития, в большей степени стала ориентироваться на потребности ребенка. «Образование -право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития ... нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех.» [4]. Конституцией Российской Федерации закрепляется право каждого человека на образование. При этом «создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [там же].

В Законе «Об образовании» сказано «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» сказано, что государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с нарушения-

ми развития, что определяет особую остроту проблемы социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общество.

Модернизация российского образования определила генеральную стратегическую линию развития образования, одним из ожидаемых социальных эффектов которой является увеличение доступности образования для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.

Участие обучающихся, имеющих нарушения развития, в различных видах социальной жизни общества, в том числе и в образовании, поможет им лучше осваивать знания и научит общаться со сверстниками, а народу - становиться терпимее к людям с жизненными проблемами.

В Российской Федерации формируется качественно новая система образования, одной из актуальных проблем которой является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями психического и физического развития, его социальная адаптация в обществе. Организация непрерывного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, создание специализированных рабочих мест - сегодня одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Отмечается, что для успешной социализации и интеграции в общество лиц с ОВЗ и инвалидов необходимо создание современной модели школы инклюзивного образования.

Для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья необходимо создать такие условия, которые соответствовали бы их здоровью и возможностям к обучению. Подготовка квалифицированных педагогических кадров является неотъемлемой частью этих условий.

УрГПУ ведет подготовку специалистов в области инклюзивного образования больше 50 лет. На сегодняшний день на различных уровнях реализуются такие программы, как:

• бакалавриат: «Психология», «Социальная работа», «Специальное (дефектоло-гичечское образование)»;

• магистратура: «Психологическое консультирование», «Социальная педагогика и тьюторство», «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Современные технологии инклюзивного образования для детей с различными формами дизонто-генеза», «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ОВЗ».

Кроме того, УрГПУ реализует широкий спектр программ повышения квалифика-

© Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р., 2017

ции и профессиональной переподготовки. В рамках подготовки к внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период с 2014 по 2017 гг. в нашем вузе прошли обучение по программам профессиональной подготовки - 2700 человек, повышения квалификации - 3050 человек. Основной контингент слушателей составили директора, заместители руководителей и учителя муниципальных образовательных организаций Свердловской области.

С целью выявления проблем, возникающих у образовательных организаций в целом и педагогов в частности, в процессе введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нами был проведен опрос, в котором приняли участие 225 человек. В опросе приняли участие представители образовательных организаций 21 населенного пункта Свердловской области (г. Асбест, г. Березовский, г. Каменск-Уральский, г. Ирбит, г. Нижний Тагил и др.). Большую часть опрошенных составили представители администрации образовательных организаций: 28% от общего числа опрошенных -директора школ, 45% - заместители руководителя по УР. Учителя начальных классов и учителя-предметники составили 27% от числа участников.

Участникам опроса было предложено ответить на ряд вопросов:

1. Образовательная организация, в которой вы работаете.

2. Ваша должность.

3. Реализует ли ваша школа адаптированные образовательные программы.

4. Какие категории обучающихся обучаются в вашей школе.

5. В чем заключается цель ВАШЕЙ работы при обучении детей с ОВЗ.

6. Какие трудности, на ваш взгляд, испытывают обучающиеся с ОВЗ при совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками.

7. Какие трудности ВЫ испытываете при обучении данной категории детей.

8. В какой помощи ВЫ нуждаетесь при организации инклюзивного обучения.

Анализ данных, полученных в результате опроса, показал, что большинство опрошенных уже столкнулись с проблемами инклюзивного обучения детей с ОВЗ (90%), при этом 34% респондентов выделили среди всех нозологических групп обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) как наиболее часто встречающуюся. Наиболее редко встречающимися бы-

ли определены группы обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), с сочетанными нарушениями развития (тяжелые нарушения слуха + ЗПР, нарушения зрения + тяжелые нарушения речи и др.) и обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Основной целью своей работы с обучающимися с ОВЗ 66% руководителей образовательных организаций, 35% учителей и 20% заместителей руководителей определили создание условий для адаптации и социализации данной категории обучающихся, что является основной целью образования и воспитания детей с ОВЗ. Остальные участники опроса считают целью своей работы с данной категорией обучающихся подготовку детей к усвоению основной программы, коррекцию и развитие нарушенных функций, успешное освоение обучающимися содержания общеобразовательной программы.

Отвечая на вопрос о том, какие трудности испытывают обучающиеся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, педагоги отметили низкий темп усвоения материала, трудности социализации и только 10% всех опрошенных назвали среди основных причин неуспешности данной категории детей недостаток диференцированной педагогической помощи.

На вопрос «Какие трудности вы испытываете при обучении детей с ОВЗ» 50% опрошенных учителей указали недостатки сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся, 20% отметили недостатки материально-технического обеспечения и 30% - нехватку собственных знаний. Примечательно, что анализ ответов представителей администрации образовательных организаций дал несколько иные результаты: 30% отметили недостаток психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и нехватку специалистов, 20% отметили недостатки материально-технического обеспечения, 47% указали на недостатки программно-методического обеспечения и только 3% - недостатки в психофизическом развитии обучающихся.

В последнюю очередь респондентам было предложено указать, в какой помощи при организации инклюзивного обучения нуждаются они в частности и образовательная организация в целом. Представители администрации (руководители и заместители руководителей) указали, что наибольшую потребность они испытывают в педагогических кадрах, имеющих профильное специальное (дефектологическое) образование (41%), в программно-методическом сопровождении нуждаются 36%, и 23% ре-

спондентов назвали в качестве необходимости оказание психолого-педагогического сопровождения педагогов. Опрошенные учителя указали, что нуждаются в первую очередь в программно-методическом сопровождении (75%), улучшении материально-технической базы (23%) и только 2% назвали в качестве основной формы помощи получение необходимого объема знаний по работе с обучающимися с ОВЗ.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать выводы о необходимости активизации работы по формированию адекватных представлений об инклюзивном обучении в педагогической среде. Просветительские мероприятия последних лет привели к то-

му, что руководители образовательных организаций уже имеют то или иное представление об организации инклюзивного образования и тех трудностях, с которыми может столкнуться как педагогический коллектив, так и обучающиеся и их родители. При этом учительские кадры имеют весьма поверхностное представление о нозологических группах обучающихся с ОВЗ, особенностях их психофизиологического развития и образовательной деятельности, целях организации инклюзивного образовательного процесса, что требует активизации работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки данной категории работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова О. В., Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1.

2. Винзер М. Эра инклюзии: фрагмент главы из книги «От интеграции к инклюзии» / / Дефектология. - 2010. - № 7. - С. 13-20.

3. Вопросы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной школе, реализующей инклюзивную практику : сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. - М. : МГППУ; 2013.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2012.

5. Институт коррекционной педагогики. Приоритетные направления исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // институт - коррекционной - педагогичеки. РФ / issledovanija/ prioritetnye-napravlenija-nauchnyh-issledovahij.

6. Киося А. Шаги, необходимые для реальной инклюзии / / Директор школы. - 2010. - № 10. - С. 7-9.

7. Кобрина Л. М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания / / Дефектология. - 2012. - № 3 - С. 14-19.

8. Козырева В. П. Опыт создания инклюзивного лагеря // Школьный логопед. - 2010. - № 1. -С. 69-73.

9. Концепция реформирования системы специального образования : сб. нормативных документов // Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. - 2001. - С. 84-90.

10. Коркунов В. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе : учеб. пособие. - Екатеринбург, 2009. - 235 с.

11. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. -2008. - № 1. - С. 71-78.

12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 05.09.2016).

13. Обеспечение доступности образования и социализации детей с РАС и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы / В. В. Алексеева, А. А. Волков, Л. В. Шаргородская // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. С. В. Алехина. - М., 2013. - С. 185-189.

14. Смолин О. Н. Эксклюзив об инклюзиве / / Дефектология. - 2012. - № 6 - С. 3-7.

15. Соловьева Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе / / Дефектология. - 2011. - № 3 - С. 23-29.

REFERENCES

1. Almazova O. V., Bryzgalova S. O., Tenkacheva T. R. Problemy integratsii i inklyuzivnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v trudakh Vladimira Vasil'evicha Korkunova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 1.

2. Vinzer M. Era inklyuzii: fragment glavy iz knigi «Ot integratsii k inklyuzii» // Defektologiya. - 2010. -№ 7. - S. 13-20.

3. Voprosy obucheniya uchashchikhsya s intellektual'noy nedostatochnost'yu v obshcheobrazovatel'noy shkole, realizuyushchey inklyuzivnuyu praktiku : sb. mat-lov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M. : MGPPU; 2013.

4. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - M., 2012.

5. Institut korrektsionnoy pedagogiki. Prioritetnye napravleniya issledovaniy [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http: // institut - korrektsionnoy - pedagogicheki. RF / issledovanija/prioritetnye-napravlenija-nauchnyh-issledovahij.

6. Kiosya A. Shagi, neobkhodimye dlya real'noy inklyuzii // Direktor shkoly. - 2010. - № 10. - S. 7-9.

7. Kobrina L. M. Otechestvennaya sistema spetsial'nogo obrazovaniya - fundament inklyuzivnogo obucheniya i vospitaniya // Defektologiya. - 2012. - № 3 - S. 14-19.

8. Kozyreva V. P. Opyt sozdaniya inklyuzivnogo lagerya / / Shkol'nyy logoped. - 2010. - № 1. - S. 69-73.

9. Kontseptsiya reformirovaniya sistemy spetsial'nogo obrazovaniya : sb. normativnykh dokumentov // Spetsial'nye (korrektsionnye) obrazovatel'nye uchrezhdeniya. - 2001. - S. 84-90.

10. Korkunov V. V. Obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Ural'skom regione : ucheb. posobie. - Ekaterinburg, 2009. - 235 s.

11. Malofeev N. N., Shmatko N. D. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya // Defektologiya. - 2008. -№ 1. - S. 71-78.

12. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektronnyy resurs] : prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598. - Rezhim dostupa: minobrnauki.rf/dokumenty/5132 (data obrashcheniya: 05.09.2016).

13. Obespechenie dostupnosti obrazovaniya i sotsializatsii detey s RAS i vyrazhennymi problemami povedeniya v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy shkoly / V. V. Alekseeva, A. A. Volkov, L. V. Shargorodskaya // Inklyuzivnoe obrazovanie: praktika, issledovaniya, metodologiya : sb. mat-lov II Mezhdunar. nauch.-prakt. kon-ferentsii / otv. red. S. V. Alekhina. - M., 2013. - S. 185-189.

14. Smolin O. N. Eksklyuziv ob inklyuzive // Defektologiya. - 2012. - № 6 - S. 3-7.

15. Solov'eva T. A. Organizatsiya korrektsionno-pedagogicheskoy pomoshchi ucheniku s narushennym slu-khom, obuchayushchemusya v massovoy shkole // Defektologiya. - 2011. - № 3 - S. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.