Научная статья на тему 'Специфика подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях академической мобильности'

Специфика подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ / ДЕТИ С ОВЗ / КОМПЕТЕНЦИИ / INCLUSIVE EDUCATION / BACHELORS / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна

Статья посвящена специфике подготовки бакалавров к работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве в условиях академической мобильности. Проведен анализ условий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве инклюзивной школы, и профессиональных компетенций, формируемых у студентов в процессе обучения в университете, необходимых для работы с детьми данной категории. Компетентность студентов будущих педагогов, относящаяся к взаимодействию со всеми участниками инклюзивного процесса, включает следующие компоненты: когнитивный компонент (система знаний студентов об инклюзивном образовании; об особенностях детей с ОВЗ; о специфике коммуникации с детьми, их родителями в условиях инклюзии; методическая подготовка к работе с учащимися с ОВЗ; мотивационный компонент (система гуманистических ценностей, отвечающих принципам инклюзивного образования); толерантные установки; психологическая готовность личности к работе в условиях инклюзивного образования); поведенческий компонент (владение навыками коммуникации с разными участ-никами инклюзивного образования; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в условиях инклюзивного процесса). Необходимым этапом в период прохождения студентами производственной практики является включение в содержание практики психологических заданий, связанных с анализом ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ситуаций наблюдения за особенностями проведения занятий в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF TRAINING STUDENTS TO WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN CONDITIONS OF ACADEMIC MOBILITY

The article is devoted to the specifics of bachelors training to work with children with special educational needs in inclusive educational environment in conditions of academic mobility. It analyzes conditions leading to successful socialization of children with special educational needs in the educational space of an inclusive school and studies professional competences, acquired by the students in the learning process at the university, which are necessary to work with children of this category. The competence of students future teachers connected with interaction between all participants of the inclusive process includes the following components: cognitive component (the system of students knowledge about inclusive education; about the peculiarities of children with special educational needs; about the specific features of communication with children, their parents in conditions of inclusion; methods training for work with children with special educational needs); motivation component (system of humanistic values, corresponding to the principles of inclusive education); tolerance aims; psychological preparation of a person to work in the conditions of inclusive education); behavioral component (having skills of communication with different participants of inclusive education; mastery of methods, forms and techniques of pedagogical work in the conditions of inclusive education). Introduction into the content of practice of psychological tasks connected with the analysis of situations of communication with the child with special educational needs and the situation of observation of the peculiarities of conducting classes in the conditions of inclusive education is a necessary stage of students pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях академической мобильности»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 378.147:376.1

ББК Ч448.987 ГРНТИ 14.35.07, 14.29.33 Код ВАК 13.00.03

Буслаева Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, 26, к. 112; е-mail: [email protected].

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование, бакалавры, дети с ОВЗ, компетенции.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена специфике подготовки бакалавров к работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве в условиях академической мобильности. Проведен анализ условий, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве инклюзивной школы, и профессиональных компетенций, формируемых у студентов в процессе обучения в университете, необходимых для работы с детьми данной категории. Компетентность студентов - будущих педагогов, относящаяся к взаимодействию со всеми участниками инклюзивного процесса, включает следующие компоненты: когнитивный компонент (система знаний студентов об инклюзивном образовании; об особенностях детей с ОВЗ; о специфике коммуникации с детьми, их родителями в условиях инклюзии; методическая подготовка к работе с учащимися с ОВЗ; мотивацион-ный компонент (система гуманистических ценностей, отвечающих принципам инклюзивного образования); толерантные установки; психологическая готовность личности к работе в условиях инклюзивного образования); поведенческий компонент (владение навыками коммуникации с разными участниками инклюзивного образования; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в условиях инклюзивного процесса). Необходимым этапом в период прохождения студентами производственной практики является включение в содержание практики психологических заданий, связанных с анализом ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ситуаций наблюдения за особенностями проведения занятий в условиях инклюзивного образования.

Buslaeva Elena Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Adaptation and Organization of Work with the Youth, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.

SPECIFICITY OF TRAINING STUDENTS TO WORK WITH CHILDREN

WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN CONDITIONS OF ACADEMIC MOBILITY

KEYWORDS: inclusive education, bachelors, children with special educational needs, competences.

ABSTRACT. The article is devoted to the specifics of bachelors training to work with children with special educational needs in inclusive educational environment in conditions of academic mobility. It analyzes conditions leading to successful socialization of children with special educational needs in the educational space of an inclusive school and studies professional competences, acquired by the students in the learning process at the university, which are necessary to work with children of this category. The competence of students future teachers connected with interaction between all participants of the inclusive process includes the following components: cognitive component (the system of students knowledge about inclusive education; about the peculiarities of children with special educational needs; about the specific features of communication with children, their parents in conditions of inclusion; methods training for work with children with special educational needs); motivation component (system of humanistic values, corresponding to the principles of inclusive education); tolerance aims; psychological preparation of a person to work in the conditions of inclusive education); behavioral component (having skills of communication with different participants of inclusive education; mastery of methods, forms and techniques of pedagogical work in the conditions of inclusive education). Introduction into the content of practice of psychological tasks connected with the analysis of situations of communication with the child with special educational needs and the situation of observation of the peculiarities of conducting classes in the conditions of inclusive education is a necessary stage of students pedagogical practice.

С

С

Повременная система образования стям личности, в том числе потребности в

/развитого демократического со- полноценном и разнообразном личност-

общества призвана соответствовать инди- ном становлении и развитии - с учетом

видуальным образовательным потребно- индивидуальных склонностей, интересов,

© Буслаева Е. Н., 2015

мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем, существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами [10, с. 10]. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнооб-разовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства -это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода - инклюзивное образование [10, с. 10].

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

• причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;

• причина инвалидности - это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенче-ские») барьеры, стереотипы и предрассудки.

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции ООН о правах инвалидов (2006): «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отно-шенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [12].

По данным Пенсионного фонда РФ, численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного РФ, по состоянию на первое января 2015 года составляет 12 589 тысяч человек, из них инвалиды детства -993 тысяч человек, дети-инвалиды - 605 тысяч человек [17].

В Калужской области на 1 октября 2014 года проживали 86,5 тысяч инвалидов или 8,6 % от общей численности жителей области. На протяжении последних лет относительно стабильным остается количество детей-инвалидов - около 3 тысяч человек (1,7 % от общей численности детского населения области) [3, 4].

Дети с инвалидностью - это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования.

Инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей, а не только детей с инвалидностью. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учеников школы.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается российскими учеными (М. С. Артемьевой, Е. А. Екжа-новой, Н. Н. Малофеевым, Е. А. Стребеле-вой, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и др.) как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников [13, 14].

В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования [5].

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования [9, с. 11].

Актуальными проблемами успешной реализации инклюзивного обучения является вопрос профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы [1].

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В современных условиях внедрения инклюзивного образования в массовое образовательное пространство немаловажным является формирование у студентов компетентности, относящейся к взаимодействию со всеми участниками инклюзивного процесса.

Компонентами данной компетентности являются:

- когнитивный компонент (система знаний студентов об инклюзивном образовании; об особенностях детей с ОВЗ; о специфике коммуникации с детьми, их родителями в условиях инклюзии;

- методическая подготовка к работе с учащимися с ОВЗ;

- мотивационный компонент (система гуманистических ценностей, отвечающих принципам инклюзивного образования);

- толерантные установки;

- психологическая готовность личности к работе в условиях инклюзивного образования);

- поведенческий компонент (владение навыками коммуникации с разными участниками инклюзивного образования; владение методами, формами, приемами и техниками педагогической работы в условиях инклюзивного процесса) [10].

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского осуществляет подготовку к педагогической деятельности бакалавров непедагогических специальностей в рамках договора о сотрудничестве с ТГПУ им. Л. Н. Толстого в осуществлении образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».

На основе нашего опыта можно выделить возможные направления психологической подготовки студентов-бакалавров для работы с детьми с ОВЗ:

1. Развитие личности студентов - будущих педагогов, способных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Личностное развитие лежит в основе развития студента как профессионала (И. В. Дубровина), в основе развития его профессионально значимых личностных

качеств. Специально организованная работа с личностными образованиями (самооценкой, принятием себя и других, эмоциональными характеристиками, установками и др.) - это путь преодоления интолерант-ных установок в общении с другими людьми, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

2. Включение в содержание курсов психолого-педагогических дисциплин теоретического и практического материала, относящегося к характеристике детей с нарушениями в развитии.

3. В модуле «Педагог как организатор образовательного пространства» читается курс «Основы психологического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором представлены лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы и задания на практику.

4. Проведение практик в КГУ им. К. Э. Циолковского осуществляется в учреждениях и организациях, реализующих специальную (коррекционную) и инклюзивную образовательную и воспитательную деятельность.

Осуществляя психологическое сопровождение студентов в период прохождения студентами производственной практики, руководитель включает в содержание практики психологические задания, связанные с анализом ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, ситуаций наблюдения за особенностями проведения занятий в условиях инклюзивного образования.

5. Включение в работу Научно-исследовательского коррекционно-реаби-литационного центра КГУ им. К. Э. Циолковского мероприятий по формированию психолого-педагогической компетентности студентов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В содержание работы Центра включаются диагностические исследования личностных особенностей студентов университета, индивидуальные консультации, тренинго-вые занятия.

В дальнейшем в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет трансформирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС : Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Е. А. Репринцевой, Е .Н. Российской. Курск : Мечта, 2013. 527 с.

2. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения. / / Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. С. 57-76.

3. Буслаева Е. Н. Сопровождение детей с нарушениями в развитии - от раннего вмешательства к инклюзивному образованию. Научные труды КГУ им. К. Э. Циолковского / Серия Гуманитарные науки. Калуга, 2014. С. 541-545.

4. Буслаева Е. Н., Макарова В. А., Морозова В. С., Козлова Е. Б., Симоненко П. П., Попова-Бузда-нова И. А. Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области : сборник РГНФ, 2014. С. 186-196.

5. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003. 654 с.

6. ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. URL: http://docs.cntd. ru/document/gost-r-52142-2003 (дата обращения: 22.02.2015).

7. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : методические материалы для руководителей образовательных организаций / Серия Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях / С. В. Алехина; Е. Н. Кутепова; Т. Ю. Сунько, Е. В. Самсонова. М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. 147 с.

8. Дмитриев А. А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 57-68.

9. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). М. : ООО «БЭСТ-принт», 2011. С. 10-11.

10. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы : сборник № 65 научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е. В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2014. 448 с.

11. Инклюзия в образовании - комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник материалов заочных региональных педагогических чтений. Вологда, 2014. 134с.

12. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106). Сайт информационно-правового обеспечения ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 22.02.2015).

13. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / / Дефектология. 2011. № 4. С. 3-17.

14. Малофеев Н. Н. Школа должна учить ребенка быть независимым: образование детей с ограниченными возможностями // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 121-125.

15. Молчанова Г. В. Координирующая роль центра обучения и реабилитации в образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития / / Дефектология. 2011. № 3. С. 30-36.

16. Обеспечение права детей с инвалидностью на образование : межрегиональный тематический доклад. М. : Институт семьи и воспитания РАО, 2010. 52 с.

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/# (дата обращения: 12.12.2014).

18. Семаго Н. Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика // Аутизм и нарушения развития. 2010. № 4. С. 1-9.

19. Соловьева Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе // Дефектология. 2011. № 3. С. 23-29.

20. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии / Е. В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. 2010. № 3. С. 1-18.

21. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 22.02.2007).

22.Хохлова Н. А. Социальная адаптация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования // Дефектология. - 2011. № 3. С. 37-43.

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy korrektsionnogo i inklyuzivnogo obrazovaniya v kontekste realizatsii FGOS : Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. E. A. Reprintsevoy, E. N. Rossiy-skoy. - Kursk : Mechta, 2013. 527 s.

2. Artyushenko N. P. Organizatsiya protsessa vklyucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nye uchrezhdeniya. / / Prakticheskiy psikholog i logoped v shkole i DOU. 2011. № 1. S. 57-76.

3. Buslaeva E. N. Soprovozhdenie detey s narusheniyami v razvitii - ot rannego vmeshatel'stva k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Nauchnye trudy KGU im. K. E. Tsiolkovskogo / Seriya Gumanitarnye nauki. Kaluga, 2014. S. 541-545.

4. Buslaeva E. N., Makarova V. A., Morozova V. S., Kozlova E. B., Simonenko P. P., Popova-Buzdanova I. A. Obuchenie i sotsializatsiya detey s OVZ v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve Kaluzhskoy oblasti : sbornik RGNF, 2014. S. 186-196.

5. Vygotskiy L. S. Osnovy defektologii. SPb. : Lan', 2003. 654 s.

156 АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

6. GOST R 52142-2003. Sotsial'noe obsluzhivanie naseleniya. Kachestvo sotsial'nykh uslug. Obshchie polozheniya. Elektronnyy fond normativno-pravovoy i tekhnicheskoy dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-52l42-2003 (data obrashcheniya: 22.02.20l5).

7. Deyatel'nost' rukovoditelya obrazovatel'noy organizatsii pri vklyuchenii oЪuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v oЪrazovatel'noe prostranstvo: metodicheskie materialy dlya rukovoditeley oЪrazovatel'nykh organizatsiy / Seriya: «Inklyuzivnoe obrazovanie detey-invalidov, detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v oЪshcheoЪrazovatel'nykh organizatsiyakh / S. V. Alekhina; E. N. Kutepova; T. Yu.Sun'ko, E. V. Samsonova. M. : GBOU VPO MGPU, 20l4. l47 s.

S. Dmitriev A. A. Integrirovannoe obuchenie detey: «za» i «protiv» // Sotsial'naya pedagogika. 20ll. № 3. S. 57-б8.

9. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii. Detskiy fond OON (YuNISEF). M. : OOO «BEST-print», 20ll. S. l0-ll.

10. Inklyuzivnoe oЪrazovanie: problemy i perspektivy : sbornik № 65 nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Setevoe vzaimodeystvie universitetov s sotsial'nymi partnerami v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya: mezhdunarodnyy i regional'nyy aspekt» (Velikiy Novgorod, 19-2l maya 20l4 goda) / sost. E. V. Ivanov; NovGU im. Yaroslava Mudrogo. Velikiy Novgorod, 20l4. 44S s.

11. Inklyuziya v oЪrazovanii - kompleksnyy podkhod k obucheniyu i vospitaniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : sbornik materialov zaochnykh regional'nykh pedagogicheskikh chteniy. - Vologda, 20l4. 134 s.

12. Konventsiya o pravakh invalidov (prinyataya Rezolyutsiey General'noy Assamblei OON ot l3 dekaЪrya 2006 goda № 6l/l06). Sayt informatsionno-pravovogo obespecheniya GARANT. URL: http://Ъase.garant.ru/25б50S5/ (data obrashcheniya: 22.02.20l5).

13. Malofeev N. N. Pokhval'noe slovo inklyuzii ili rech' v zashchitu samogo sebya // Defektologiya. 20ll. №

4. S. 3-l7.

14. Malofeev N. N. Shkola dolzhna uchit' rebenka byt' nezavisimym: obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami // Sotsial'naya pedagogika. 20ll. № З. S. l2l-l25.

15. Molchanova G. V. Koordiniruyushchaya rol' tsentra obucheniya i reabilitatsii v obrazovatel'noy integratsii detey s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya / / Defektologiya. 20ll. № 3. S. 30-3б.

16. Obespechenie prava detey s invalidnost'yu na obrazovanie: mezhregional'nyy tematicheskiy doklad. M. : Institut sem'i i vospitaniya RAO, 20l0. 52 s.

17. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. URL:http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ # (data obrashcheniya: 12.12.2014).

lS. Semago N. Ya. Inklyuziya kak novaya obrazovatel'naya filosofiya i praktika // Autizm i narusheniya razvitiya. 20l0. № 4. S. l-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Solov'eva T. A. Organizatsiya korrektsionno-pedagogicheskoy pomoshchi ucheniku s narushennym slukhom, obuchayushchemusya v massovoy shkole / / Defektologiya. 20ll. № 3. S. 23-29.

20. Faktory, vliyayushchie na vklyuchenie rebenka-invalida v zhizn' obshchestva: individual'nyy i kollektivnyy opyt na puti inklyuzii / E. V. Klochkova / / Autizm i narusheniya razvitiya. 20l0. № 3. S. l-lS.

21. Federal'nyy zakon ot 24.ll.l995 № l8l-FZ (red. ot 29.06.20l5) «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii» Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_S559/ (data obrashcheniya: 22.02.2007).

22. Khokhlova N. A. Sotsial'naya adaptatsiya doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh integrirovannogo obrazovaniya / / Defektologiya. 20ll. № 3. S. 37-43.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. И. Хачикян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.