ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 376.1:371.13(470.54)
ББК Ч404.46 ГСНТИ 14.15.15; 14.29.01
Ю. С. Бирюкова Yu. S. Biryukova Л. В. Христолюбова Екатеринбург, Россия
Код ВАК 13.00.03
L. V. Khristolyubova
Ekaterinburg, Russia
РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ области
REALIZATION OF CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IN EDUCATION INSTITUTIONS OF SVERDLOVSK OBLAST
Аннотация. В статье рассматривается реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области. Анализируются требования к организации инклюзивной среды согласно ФГОС НОО (начального общего образования) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Кратко характеризуются основные компоненты условий инклюзивного образования: организационные, материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Отдельно определяются функции специалистов, включенных в процесс инклюзивного образования. Приводятся материалы исследования по реализации условий инклюзивного образования, проведенного по результатам анализа информации с сайтов образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области. Анализируются данные анкетирования педагогов, включенных в систему инклюзивного
Abstract. The article deals with the realization of the conditions of inclusive education in education institutions of Sverdlovsk Oblast. It analyzes the requirements to organization of inclusive environment according to the FSES of primary general education for pupils with disabilities. The article briefly characterizes the main components of the conditions of inclusive education: organizational, material, psycho-pedagogical and personnel. Special attention is given to the functions of the specialists involved in the process of inclusive education. The authors provide research materials in the field of realization of inclusive education conditions carried out on the results of analysis of information retrieved from the sites of education institutions on the territory of Sverdlovsk Oblast. The article analyzes the data obtained through interviewing the pedagogues involved in the system of inclusive education: their understanding of the essence of inclusive education; knowledge and usage of the meth-
образования: понимание ими сущности инклюзивного образования; знание и использование методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, построение занятий в инклюзивном классе, применение инновационных методов и технологий; выстраивание взаимоотношений между обучающимися и специалистами образовательной организации. Делаются выводы о важности системы формирования ценностных отношений между всеми участниками инклюзивного образования, о необходимости создания технологии формирования организационно-педагогических условий инклюзивного образования. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; особые образовательные условия; инклюзия; инклюзивное образование; адаптированные основные общеобразовательные программы; ФГОС; психолого-медико-педагогические комиссии.
Сведения об авторе: Бирюкова Юлия Сергеевна, студентка 2 курса магистратуры.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет.
Сведения об авторе: Христолюбо-ва Людмила Викторовна, кандидат филологических наук.
Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального обра-
ods of teaching persons with disabilities, organization of lessons in an inclusive class, and application of innovative methods and technologies; establishing relationships between the pupils and the teachers of an education institution. The authors make a conclusion about the importance of the system of formation of value-based relations between all participants of inclusive education, about the need to create a technology of formation of organizational-pedagogical conditions of inclusive education. The article is addressed to students trained in the field of special (defectological) education, pedagogues and all participants of the system of inclusive education.
Keywords: children with special educational needs; SEN; disabilities; special educational conditions; inclusion; inclusive education; adapted basic general education programs; FSES; psycho-medico-pedagogical commissions.
About the author: Biryukova Yuliya Sergeevna, Second Year Master's Degree Student.
Place of employment: Ural State Pedagogical University.
About the author: Khristolyubova
Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology.
Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Special Educational Needs and Disabilities,
зования, Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 620017, к. 116.
E-mail: [email protected].
Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26,
Инклюзивное образование в настоящее время уже нельзя рассматривать как новшество для образовательной системы России, хотя оно по-прежнему требует всестороннего изучения, развития и адаптирования к существующему в обществе менталитету. Специальные условия для организации инклюзивной среды отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании» [12], в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [11]. В данных документах отмечается необходимость создания специальных образовательных программ, разработки методов, технологий и форм обучения, методических пособий, учебников и дидактических материалов, наличия особых технических средств и оборудования для реализации инклюзивного образования. Особо подчеркивается, что одной из главных задач инклюзии является обеспечение специальных условий для обучения лиц с ОВЗ. © Бирюкова Ю. С., Христолюбова Л. В., 2018 8
Создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями связано с диагностикой имеющихся у них отклонений и с последующим определением необходимой индивидуальной коррекционной помощи. Так как форм и видов нарушений много, то существует многообразие в вариативности предоставления специальных условий. При внедрении инклюзивного образования учитываются следующие компоненты: организационное, материально-техническое, психолого-педагогическое, кадровое обеспечение [9; 11].
В организационном обеспечении рассматриваются все условия, касающиеся нормативно-правовых актов, общего обслуживания детей (работа со специалистами, питание, медицинское обслуживание), сетевого взаимодействия, финансовой работы и материально-технического обеспечения.
Нормативно-правовые акты, согласно которым ведется образовательная деятельность, должны защищать как права обучающихся с ОВЗ, так и права остальных детей. Важно, чтобы договор заключался и с родителями.
В нем необходимо предусмотреть условия для всех участников образовательных отношений, права и обязанности родителей по отношению к образовательной организации, обязанности педагогов в плане разработки образовательного маршрута и индивидуальной работы, кроме того, условия о возможности изменения в индивидуальном образовательном маршруте [11].
Медицинское обслуживание предполагает оказание помощи при соматических заболеваниях. При этом одним из главных компонентов оказания помощи является ранняя диагностика и поддержка всех анализаторных систем. Наличие медицинского сопровождения является одним из важных элементов в работе образовательной организации, реализующей АООП.
Под организацией информационного обеспечения понимается наличие в учреждении специальных информационно-технологических средств (персональные компьютеры, специальное оборудование, специальные информационные образовательные программы для детей с ОВЗ) для социализации и формирования представлений об окружающей действительности [11].
Материально-техническое обеспечение — компонент, который включен в работу каждой организации. Это направление подразу-
мевает соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание условий доступа к образовательной среде: пандусы, адаптированные дверные проемы, напольные покрытия, дверные пороги, лестницы, перила внутри и снаружи здания, специально оборудованные помещения личной гигиены, оборудованные места работы в классе, кабинеты специалистов, сенсорная комната, гардеробы. Вопросы, касающиеся организации материально-
технического обеспечения, включены в работу по Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 [3].
Инклюзивное образование предполагает также обеспечение специальными учебно-методическими материалами, в которые входят не только учебные пособия особой направленности (для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) и специальные программы, но и наборы диагностических методик, интерактивные доски, мобильные комплексы для работы каждого из специалистов, специальное оборудование.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает реализацию программно-методического
обеспечения (индивидуальная программа развития). В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ говорится о необходимости обеспечения адаптации и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка [9]. Важно выделить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ, необходимость психолого-педагогической и медицинской помощи, предоставить ребенку возможность освоить адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП).
В сфере кадрового обеспечения предполагается наличие компетентных специалистов в области инклюзивного, дефектологического, педагогического, психологического и медицинского образования. При этом учитывается квалификация специалистов и ее постоянное повышение. В повышении квалификации необходимым является освоение дополнительных профессиональных программ, специальных программ, направленных на изучение и образование детей с индивидуальными нарушениями развития (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, расстройства аути-стического спектра и др.) [13].
Создание особых условий как важного компонента в инклюзивном образовании связано с учетом особенностей развития каждого обучающегося конкретной образовательной организации.
Но нельзя забывать и о том, что внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые дополнительные условия. В работе образовательных организаций, реализующих АООП, наличие специалистов, сопровождающих обучающихся, является одним из обязательных требований к организации образовательной деятельности. Требования же к профессиональной деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях, поскольку в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на уровень профессиональной подготовки специалистов. Анализ имеющихся нормативных документов и методической литературы позволил кратко определить функции специалистов, включенных в процесс инклюзивного образования [8; 9; 11; 13; 15; 16].
1. Дефектолог ведет работу по коррекции и развитию умственной деятельности, формированию и развитию высших психических функций и анализаторных систем; определяет формы и методы работы по улучшению качества усвоения образовательной программы; индивидуально работает с обучающимися, имеющими отклонения в развитии или трудности в усвоении образова-
тельной программы, разрабатывает план индивидуальной работы. Наличие таких узких специалистов, как олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, является одним из необходимых компонентов образовательной среды, в которой обучается ребенок с ОВЗ [8; 11; 16].
2. Психолог проводит диагностику умственного развития, профилактику и коррекцию отклонений в развитии, организует консультации с родителями и педагогами; корректирует поведение обучающихся, особенности организации их коммуникативной деятельности, эмоционально-волевую сферу; подбирает формы и методы работы, наиболее подходящие для усвоения учебного материала; способствует сохранению психологического благополучия каждого обучающегося; определяет актуальный уровень развития и зону ближайшего развития. В индивидуальные занятия психолога включается работа и по развитию познавательных процессов [1; 4].
3. Социальный педагог — специалист, контролирующий соблюдение прав обучающихся, синтезирует информацию о социальных потребностях семьи и обучающегося; подбирает организации, предоставляющие необходимые услуги и защищающие права обучающегося, реализует комплекс мероприятий, направ-
ленных на получение образовательных услуг в объеме, соответствующем законодательству РФ [13; 18].
4. Логопед осуществляет деятельность по развитию и коррекции речи (устной и письменной), определяет методы и формы работы по развитию и коррекции всех видов речевой деятельности, занимается диагностикой речевых нарушений обучающихся, заполняет речевую карту, разрабатывает программы по развитию речи, индивидуальные маршруты и календарно-тематические планы на основе поставленного диагноза [2; 13].
5. Тьютор осуществляет сопровождение ребенка в процессе его обучения, воспитания и развития; помогает в выполнении задач, поставленных педагогами и другими специалистами; ведет работу по адаптации обучающегося к новым условиям, регулирует его поведение в образовательной среде и с ближайшим окружением. Организует режим дня, помогает в выполнении самостоятельной работы, выстраивает индивидуальную работу с педагогами. Тьютор является связующим звеном в организации взаимодействия и работы всех участников образовательных отношений [7; 11; 13; 15].
6. Методист (координатор инклюзивной практики) — специалист, координирующий работу
всех членов педагогического коллектива по организации инклюзии. Методист является одним из работников, организующих мероприятия по развитию инклюзивной практики и культуры в образовательной организации; координирует взаимодействие между специалистами и уточняет направления деятельности по созданию инклюзивных условий; информирует о практических, теоретических, законодательных и информационных новшествах в сфере инклюзивного образования [13; 15].
7. Педагог — специалист, который осуществляет преподавательскую деятельность и является одним из основных источников передачи информации в специальной области обучения (русский язык, математика, окружающий мир и т. п.) [7; 15; 16].
При отсутствии в образовательной организации перечисленных выше специалистов важна работа по организации сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие представляет организацию взаимодействия с другими организациями, которые оказывают помощь, дают консультации, делятся опытом: психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), методические центры, ресурсные центры по развитию инклюзивного образования, органы соцзащиты, здравоохранения, общественные организации. Важно
закрепить и оформить такое сотрудничество соответствующими договорами [13; 15].
Организационно-педагогические условия являются определяющими и включают методы, формы, средства работы с обучающимися с ОВЗ, адаптацию основных общеобразовательных программ или их разработку [16]. При создании организационно-педагогических условий необходим учет индивидуальных потребностей обучающегося, заключение ПМПК и образовательный маршрут, в организацию работы которого включены все компоненты образовательного процесса. Помимо образовательной деятельности, важным условием является воспитательная деятельность, которая ориентирована на создание благоприятной социальной среды и окружения, формирование мотивации в обучении и в общении со сверстниками, учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, предоставление условий для саморазвития, самообучения и творчества, адаптацию обучающихся с ОВЗ в среде сверстников.
С целью выявления перечисленных выше условий инклюзивного образования в начале 2017 г. проведен анализ сайтов 163 образовательных организаций Свердловской области. Согласно информации, находящейся в открытом доступе, выявлено, что в
большинстве образовательных организаций отсутствуют тьюторы и координаторы по инклюзивной практике. Как правило, отсутствие должности тьютора связано не с отсутствием самого специалиста, а с тем, что в образовательной организации либо нет лиц с ОВЗ, либо есть специалисты, которые осуществляют эту деятельность параллельно с процессом обучения, имея базовое дефектологическое образование. Дефектологи, логопеды и социальные педагоги имеются лишь в отдельных образовательных организациях: учителя-логопеды — в 24 %, социальные педагоги — 9,2 %, дефектологи — 1,2 %. Следует отметить, что собранные данные отличаются от тех, что представлены в «Информационной справке за 2016/17 учебный год о создании специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области» [10], поскольку исследования основывались лишь на информации, находящейся в открытом доступе на сайтах образовательных организаций.
На основании личных карточек педагогов удалось установить, что многие из преподавателей, имея базовое высшее педагогическое образование, ведут работу в качестве специалистов
психолого-педагогического сопровождения (дефектолог, логопед, психолог, тьютор, педагог дополнительного образования).
Еще одна из категорий специалистов, доля которых в школах не достигает 50 %, — педагог-психолог. Педагоги-психологи имеются в 47 % школ, они работают либо самостоятельно, либо в группе психологического сопровождения, в которую входит учитель-логопед. При отсутствии некоторых специалистов часть образовательных организаций размещает на своих сайтах информацию об организации взаимодействия с центрами развития, которые могут предоставить необходимых специалистов (в рамках сетевого взаимодействия).
На большинстве сайтов указана информация, что компьютерная техника имеется только в нескольких кабинетах, а также имеется специальное оборудование для лиц с ОВЗ. Большинство образовательных организаций констатирует факт отсутствия обучающихся с ОВЗ. Многие из педагогов отмечают, что при формировании классов на первое сентября директора школ стремятся к тому, чтобы закрыть квоты детьми, развивающимися в соответствии со стадиями онтогенеза, следовательно, не включаться в процесс инклюзивного образования.
С целью анализа деятельности участников инклюзивного обра-
зования проведено анкетирование педагогов образовательных организаций, где реализуются АООП. В нем участвовало 34 педагога начальной школы из 3 образовательных организаций (г. Заречный, п. Старопышминск, п. Ара-миль).
Первая группа вопросов связана с пониманием сущности инклюзивного образования: кто такие дети с ОВЗ, что такое инклюзивное образование, что такое АООП. В ответах педагогов присутствовала терминология, относящаяся к основным понятиям и видам отклонений в развитии. Почти все перечислили различные категории детей с ОВЗ, так как у них имеются дети с такими нарушениями: умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра.
На вопрос об организации инклюзивного образования (есть ли отдельные классы или обучающиеся занимаются совместно только во время внеклассных занятий и т. п.) большинство педагогов ответили, что реализуются все формы интегрированного обучения: от совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками (инклюзия) до разделения на классы по категориям отклонений. На вопрос, связанный с понятием «специальное
оборудование», почти все ответили утвердительно, но включили сюда сенсорную комнату, зал ЛФК, спортивный зал. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие понятия дефектологии, связанные с инклюзией, у педагогического коллектива необходимо формировать, уточнять и расширять.
Вторая группа вопросов была связана с методами обучения лиц с ОВЗ: способы преподавания, формы подачи материала на уроках, построение занятия в инклюзивном классе, наличие разработанных специальных оценочных средств и применение инновационных методов. Вопрос об организации занятий в классе, где есть обучающиеся с ОВЗ, был понят слишком обобщенно, поэтому в ответах перечислены только задачи, которые ставит перед собой образовательная организация, а не отдельно каждый педагог (создание безбарьерной среды, включение во взаимодействие со сверстниками, составление индивидуальных программ и применение индивидуального подхода). Одиннадцать педагогов (38 %) отметили, что дополнительно разрабатывают задания для детей с ОВЗ, несколько раз повторяют задание и дают больше времени на его выполнение.
Следовательно, можно отметить, что построение занятий проходит в основном в традици-
онной форме, а этого для создания инклюзивной среды недостаточно. Необходимо адаптировать формы организации различных видов деятельности для успешного обучения детей с ОВЗ. Анализируя полученную информацию, можно сделать вывод, что педагоги используют в основном традиционные формы и методы обучения и подачи материала (беседа, рассказ, наблюдение, наглядность и т. п.).
Один из вопросов касался применения инновационных методов обучения, с которыми педагоги связали лишь информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), проектную и игровую деятельность, просмотр видеоуроков. Анализ данных анкетирования позволяет сделать вывод о необходимости комплексной работы по информированию о новых формах и технологиях преподавания и их реализации в организации разных видов деятельности обучающихся с ОВЗ.
Третья группа вопросов была связана с установлением особенностей во взаимоотношениях между обучающимися образовательной организации. Здесь уточнялось, каким образом организуются обучающиеся для сплочения коллектива, как формируется понятие толерантности и реализуется дополнительное образование. И в ответах снова перечислялись такие традицион-
ные методы, как беседа, праздники, классные часы, выезды в театры и т. п. Для формирования толерантности в основном используются беседы, примеры ухода за животными и растениями, встречи с ветеранами и просмотр фильмов о войне. В качестве дополнительного образования рассматриваются дистанционное обучение и обучение на дому, групповая работа, внеурочная деятельность.
Таким образом, анализ результатов анкетирования выявил, что в большинстве своем педагоги работают в рамках традиционных способов и методов обучения и не применяют новых организационных методов и технологий в развитии инклюзивной образовательной среды. У большинства из них отсутствует представление об инновационных методах и способах проведения и организации занятий, что сказывается и на качестве образования обучающихся с ОВЗ. Все это подтверждает необходимость создания технологии формирования организационно-педагогических условий инклюзивного образования.
В инклюзивной образовательной среде существует множество факторов, которые необходимо учитывать при вводе ее в образовательную систему. Образовательная организация должна быть готова к переменам в своей деятельности. Принципиально важна система
формирования ценностного отношения всех участников инклюзивного образования друг к другу, образовательной организации — к инклюзивному образованию. Ин-дивидуализированность такой системы предполагает составление индивидуального образовательного маршрута, разработку АООП, создание особой (инклюзивной) среды, специальных условий, которые будут соответствовать потребностям ребенка с ОВЗ.
Литература
1. Алехина, С. В. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная моногр. / отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ : ООО «Буки Веди», 2013. — 334 с.
2. Афонькина, Ю. А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО / Ю. А. Афонькина // Учитель : журн. для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. — 2016 (2015).
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2020 годы [Электронный ресурс] : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 дек. 2015 г. № 1297 // Гарант : сайт. — Электрон. дан. — М. — Режим доступа: http://base.garant.rU/71265834/#friends.
4. Зиновьева, М. В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС / М. В. Зиновьева, Г. В. Никифорова // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2012. — № 4.
5. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. — М. : Национальный книжный центр, 2016.
6. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях инклюзивного образования : метод. пособие. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Л. И. Иванова ; отв. ред. С. А. Войтас. — М. : МГППУ, 2011.
7. Лореман, Т. Инклюзивное образование : практ. пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Т. Лореман, Д. Деппелер, Д. Харви ; пер. с англ. Н. В. Борисовой. — М. : РООИ «Перспектива», 2008.
8. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра : метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракуло-ва. — Екатеринбург, 2017.
9. О введении ФГОС ОВЗ [Электронный ресурс] : Письмо М-ва образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 // Консультант плюс. — Электрон. дан. — М. — Режим доступа: http://qps.ru/5X4gm.
10. О создании специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области [Электронный ресурс] : информационная справка за 2016/2017 учебный год. — Режим доступа: http://sosh9-tavda.edusite.ru/DswMedia/ informacionnayaspravkaza2016-2017uch-go d-detisovz11 .pdf.
11. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами [Электронный ресурс] : Письмо М-ва образования и науки Российской Федерации от 18 апр. 2008 г. № АФ-150/ 06 // Консультант плюс. — Электрон. дан. — М. — Режим доступа: http://qps.ru/4WFoJ.
12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 : (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. — 2012. — № 303 // Консультант плюс :
сайт. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_140174/.
13. Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : Приказ Мин-здравсоцразвития России № 593 от 14 авг. 2009 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — Электрон. дан. — М. — Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/ 902175375.
14. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html.
15. Приходько, О. Г. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : метод. материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций / О. Г. Приходько [и др.]. — М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 227 с. — (Сер. : Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях).
16. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе : метод. рекомендации для учителей начальной школы / под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012.
17. Фальковская, Л. П. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании / Л. П. Фальковская, Н. А. Лихошерстова // Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология : сб. материалов 2 Междунар. науч.-
практ. конф. / Моск. гор. психолого-педагогический ун-т. — М., 2013.
18. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 2001.
References
1. Alekhina, S. V. Psikhologo-pedagogi-cheskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya : kollektivnaya monogr. / otv. red. S. V. Alekhina. — M. : MGPPU : OOO «Buki Vedi», 2013. — 334 s.
2. Afon'kina, Yu. A. Individual'nyy meto-dicheskiy marshrut uchitelya-logopeda DOO / Yu. A. Afon'kina // Uchitel' : zhurn. dlya proektirovaniya individual'nogo obrazovatel'-nogo marshruta s mul'timediynym sopro-vozhdeniem. — 2016 (2015).
3. Gosudarstvennaya programma Rossiy-skoy Federatsii «Dostupnaya sreda» na 2011—2020 gody [Elektronnyy resurs] : utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 dek. 2015 g. № 1297 // Garant : sayt. — Elektron. dan. — M. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/ 71265834/#friends.
4. Zinov'eva, M. V. Spetsifika deyatel'nosti pedagoga-psikhologa v usloviyakh vvede-niya FGOS / M. V. Zinov'eva, G. V. Nikifo-rova // Spravochnik pedagoga-psikhologa. Shkola. — 2012. — № 4.
5. Levchenko, I. Yu. Psikhologicheskoe izuchenie detey s narusheniyami razvitiya / I. Yu. Levchenko, N. A. Kiseleva. — M. : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2016.
6. Leongard, E. I. Normalizatsiya usloviy vospitaniya i obucheniya detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v us-loviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya : metod. posobie. Chto vazhno znat' rodite-lyam, vospitatelyam i uchitelyam pri obu-chenii i vospitanii detey s narusheniem slu-kha / E. I. Leongard, E. G. Samsonova, L. I. Ivanova ; otv. red. S. A. Voytas. — M. : MGPPU, 2011.
7. Loreman, T. Inklyuzivnoe obrazovanie : prakt. posobie po podderzhke raznoobraziya v obshcheobrazovatel'nom klasse / T. Lore-
man, D. Deppeler, D. Kharvi ; per. s angl. N. V. Borisovoy. — M. : ROOI «Perspek-tiva», 2008.
8. Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detey s tyazhelymi mnozhestvennymi naru-sheniyami razvitiya, v tom chisle s ras-stroystvami autisticheskogo spektra : metod. posobie / Ural. gos. ped. un-t ; avt.-sost. I. A. Fi-latova, E. V. Karakulova. — Ekaterinburg, 2017.
9. O vvedenii FGOS OVZ [Elektronnyy resurs] : Pis'mo M-va obrazovaniya i nauki RF ot 11 marta 2016 g. № VK-452/07 // Konsultant plyus. — Elektron. dan. — M. — Re-zhim dostupa: http://qps.ru/5X4gm.
10. O sozdanii spetsial'nykh usloviy dlya polucheniya obrazovaniya det'mi-invalidami i det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nykh organiza-tsiyakh, raspolozhennykh na territorii Sver-dlovskoy oblasti [Elektronnyy resurs] : infor-matsionnaya spravka za 2016/2017 uchebnyy god. — Rezhim dostupa: http://sosh9-tavda.edusite.ru/DswMedia/informacionnaya spravkaza2016-2017uch-god-deti sovz 11 .pdf.
11. O sozdanii usloviy dlya polucheniya obrazovaniya det'mi s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i det'mi-invalidami [Elektronnyy resurs] : Pis'mo M-va obra-zovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 18 apr. 2008 g. № AF-150/06 // Konsul'tant plyus. — Elektron. dan. — M. — Rezhim dostupa: http://qps.ru/4WFoJ.
12. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ : (red. ot 25.11.2013; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014) // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — № 303 // Konsul'tant plyus : sayt. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/.
13. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsion-nogo spravochnika rukovoditeley, spetsia-listov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifika-tsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabot-nikov obrazovaniya» [Elektronnyy resurs] :
Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii № 593 ot 14 avg. 2009 // Elektronnyy fond pravo-voy i normativno-tekhnicheskoy dokumen-tatsii. — Elektron. dan. — M. — Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902175375.
14. Ob utverzhdenii Polozheniya o psikho-logo-mediko-pedagogicheskoy komissii [Elektronnyy resurs] : Prikaz Minobrnauki RF ot 20.09.2013 g. № 1082. — Elektron. teks-tovye dan. — Rezhim dostupa: http://www. rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html.
15. Prikhod'ko, O. G. Deyatel'nost' peda-goga, uchitelya-predmetnika, klassnogo ru-kovoditelya pri vklyuchenii obuchayu-shchikhsya s ogranichennymi vozmozhno-styami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazo-vatel'noe prostranstvo : metod. materialy dlya pedagogov, uchiteley-predmetnikov, klassnykh rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy / O. G. Prikhod'ko [i dr.]. — M. : GBOU VPO MGPU, 2014. — 227 s. — (Ser. : Inklyuzivnoe obrazovanie detey-invalidov, detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v ob shcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh).
16. Razrabotka i realizatsiya individual'noy obrazovatel'noy programmy dlya detey s og-ranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v nachal'noy shkole : metod. rekomendatsii dlya uchiteley nachal'noy shkoly / pod. red. E. V. Samsonovoy. — M. : MGPPU, 2012.
17. Fal'kovskaya, L. P. O roli tsentrov psikhologo-mediko-sotsial'nogo soprovozh-deniya i psikhologo-mediko-pedagogiche-skikh komissiy v inklyuzivnom obrazovanii / L. P. Fal'kovskaya, N. A. Likhosherstova // Inklyuzivnoe obrazovanie. Praktika, issledo-vaniya, metodologiya : sb. materialov 2 Me-zhdunar. nauch.-prakt. konf. / Mosk. gor. psi-khologo-pedagogicheskiy un-t. — M., 2013.
18. Sheptenko, P. A. Metodika i tekhno-logiya raboty sotsial'nogo pedagoga : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. za-vedeniy / P. A. Sheptenko, G. A. Voronina ; pod red. V. A. Slastenina. — M. : Izd. tsentr «Akademiya», 2001.