СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.1
ББК Ч404.46 ГРНТИ 14.35.07, 14.29.33 Код ВАК 13.00.03
Буслаева Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью,
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; 248023, г. Калуга., ул. Степана Разина, 26; e-mail: [email protected].
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзии; инклюзивное образование; образовательная политика; доступная образовательная среда; переподготовка педагогов.
АННОТАЦИЯ. Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды организации, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные организации.
Первая попытка бесконфликтного вхождения ребенка с ОВЗ в общественную образовательную систему начинается на этапе дошкольного детства, в процессе осуществления дошкольного воспитания и обучения. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития. Реализация прав детей дошкольного возраста с ОВЗ на образование рассматривается автором как одна из важнейших задач государственной политики. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для их успешного осуществления необходимо получение педагогами, осуществляющими инклюзивную практику, специального образования, прохождения переподготовки или повышения квалификации. В процессе подготовки бакалавров и магистров к работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве особый акцент делается как на чтении специальных дисциплин, так и на подборе баз практик, в которых осуществляется обучение и воспитание детей с ОВЗ.
Buslaeva Elena Nikolaevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Adaptation and Organization of Work with YoungPeople, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL POLICY ON THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
KEYWORDS: children with disabilities; inclusion; inclusive education; educational policy; accessible learning environment; retraining of teachers.
ABSTRACT. Inclusive education now is an innovative process that allows for the education, upbringing and development of all children, regardless of their individual characteristics, educational achievements, native language, culture, mental and physical abilities. Implementation of inclusion provides further humanization of education, the recognition of the rights of persons with disabilities to accessible and quality education, and formation of a new type of professional pedagogical community. An effective model of education, upbringing and development of children with disabilities, difficulties in learning and social adaptation will solve problems within the educational environment of the organization, avoid unreasonable redirection of the child's problems to external services, and reduce the number of children sent to special educational organizations. The first attempt of conflict-free entry of a child with disabilities into the public educational system begins at pre-school stage in the process of preschool education and training. It is the first stage of education that influences formation of the child's self-consciousness, self-esteem and the way of further development. Exercising the rights of pre-school age children with disabilities for education is considered by the author as one of the most important tasks of the state policy. Provoding these childrenwith high-quality pre-school and later vocational education is a fundamental and indispensable condition for their successful socialization, to ensure full participation in society, effective self-realization in various kinds of professional and social activities. For successful implementation of this model of education, teachers should get special education, retraining or advanced training. When teaching Bachelors and Masters Degree students to work with children with disabilities in an inclusive educational space, special emphasis is to be placed on both reading special disciplines and selecting the bases of practices in which the education and upbringing of children with disabilities is provided.
В России на сегодняшний день проживает более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - это дети с инвалидностью; ежегодно численность данной категории детей увеличивается [12].
Растет также число новорожденных с весом менее 2,5 кг, в патологии новорожденных лидирует физиологическая незрелость (74%) и неврологическая симптоматика (до 86%), абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного и 4% детей подросткового возраста [8].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 гг. (ФЦПРО), предусматривающая распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов [14].
В рамках ФЦПРО во всех субъектах Российской Федерации был начат процесс распространения современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это дети с нарушениями слуха (неслы-шащие и слабослышащие); зрения (незрячие, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с нарушениями интеллектуального развития; нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. [1, с. 5-6].
До недавнего времени отечественная система дошкольного образования принимала только тех, кто отвечал ее требованиям - детей, которые способны обучаться по общеобразовательной программе и могли показывать требуемые результаты. В итоге часто получалось, что дети-инвалиды были изолированы от здоровых сверстников и выпадали из образовательного процесса [4, с. 196].
В сентябре 2016 г. в РФ вступил в действие новый Федеральный государственный
© Буслаева Е. Н., 2017
образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (далее -ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей и являющийся основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных организаций [10].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей «для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [13].
Эти гарантии закреплены в законодательных актах России: Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О социальной защите инвалидов» и др.
Во многих субъектах Российской Федерации также разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвященные вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидам в условиях перехода к инклюзивному образованию [6, с. 38].
В Калужской области, по данным регионального Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время проживают 86,5 тысяч инвалидов или 8,6% от общей численности жителей области, из них более 3 тысяч - дети: в 2012 г. их было 2793 человека, на начало 2017 г. - 3074.
По инициативе губернатора Анатолия Артамонова в Калужской области была сформирована необходимая законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять полномочия по реализации прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Анатолий Дмитриевич постоянно обращает внимание специалистов образования и социального комплекса на необходимость более тесного взаимодействия органов государственной власти и правозащитников в создании доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере образования и широкого вовлечения их в жизнь общества [2, с. 174].
Образование в Калужской области является приоритетным направлением социально-экономического развития региона. Именно это оказывает влияние на страте-
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-16-40018.
гическое планирование развития системы дошкольного образования. Дошкольное образование является одним из главных образовательных ресурсов, по своему потенциалу не уступающих ни одной из последующих ступеней образования [4, с. 197].
Период детства обладает самоценностью и собственной логикой развития. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются интенсивное созревание организма и формирование психики; сен-зитивность для становления всех базовых компонентов культуры, которые обусловливают дальнейшее личностное развитие и готовность к обучению [9, с. 1].
Институциональные преобразования системы дошкольного образования Калужской области, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ, предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.), в том числе с использованием новых организационно-правовых форм функционирования (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования) [там же, с. 6].
В 2016-2017 уч. г. стратегическими целями развития региональной системы дошкольного образования являлись удовлетворение запроса населения на услуги дошкольного образования, ликвидация очередности по устройству детей в дошкольные образовательные организации и повышение качества дошкольного образования [7, с. 98].
Основная задача дошкольных образовательных организаций, согласно Концепции развития дошкольного образования в Калужской области до 2020 г., - это поиск современных моделей воспитания и образования, которые направлены на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ, создание необходимых условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей и реабилитационного потенциала каждого ребенка с ОВЗ и оказание психолого-педагогической поддержки для формирования жизненных компетенций и успешной социализации [9, с. 6].
Большую помощь в этом им оказывает КГУ им. К. Э. Циолковского, осуществляющий научно-методическое сопровождение процесса реализации инклюзивного образования и координацию работы в этом направлении в Калужской области.
В 2013 г. в университете был создан Научно-исследовательский-коррекционно-
реабилитационный Центр комплексной социально-педагогической помощи (НИКРЦ) -научно-методическое подразделение ИСО КГУ им. К.Э. Циолковского, кафедры Социальной адаптации и организации работы с молодежью; в настоящее время НИКРЦ выполняет функции Ресурсного центра инклюзивного образования.
На его базе в рамках четырехстороннего договора между КГУ им. К. Э. Циолковского, Управлением образования г. Калуги и десятью МДОУ г. Калуги о сотрудничестве и обеспечении научно-методической поддержки и сопровождения процесса инклюзивного образования в детских дошкольных учреждениях была организована работа постоянно действующего обучающего научно-практического семинара для логопедов, де-фектологов, педагогов-психологов, методистов и воспитателей г. Калуги, осуществляющих воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве; реализуется сетевое взаимодействие по сопровождению детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области и определению оптимальных психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных организациях для взаимодействия всех специалистов ДОУ при комплексном сопровождении детей с ОВЗ; совершенствуются формы, методы и технологии сопровождения детей с ОВЗ.
С 2016 г. НИКРЦ КГУ им. К. Э. Циолковского в рамках заключенного четырехстороннего договора о научно-исследовательском и методическом сотрудничестве с КРОО «ГОРОД НАДЕЖДЫ», Муниципальным бюджетным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Стратегия"» г. Калуги и ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги осуществляет проведение совместных научно-методических педагогических советов, мастер-классов, круглых столов, кейс-стади.
В условиях осуществления инклюзивного образования педагоги должны проходить специальную подготовку, переподготовку или повышать квалификацию, чтобы изучить существующий опыт, теоретические и практические вопросы обучения детей с ОВЗ, разработать собственные подходы к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [14].
Особое внимание в КГУ им. К. Э. Циолковского уделяется переподготовке педагогических работников, осуществляющих работу с детьми с ОВЗ поскольку внедрение профессионального стандарта «Педагог» предъявляет определенные требования к профессиональной деятельности педагога, а именно, умение включать в образователь-
ный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях обучения и воспитания в системе дошкольного и общего образования (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 6о8н «Об утверждении профессионального стандарта [11]).
Это же подтверждается квалификационными требованиями, согласно которым каждому педагогу, работающему с детьми с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего) необходим документ установленного образца о повышении квалификации или переподготовке в области инклюзивного образования.
Тем более, что с 2016 г. согласно ФЦПРО во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ [14].
В институте дополнительного профессионального образования КГУ им. К. Э. Циолковского для педагогов Калужской области в 2016-2017 уч. г. были разработаны программы профессиональной переподготовки по направлению и проведены курсы по следующим направлениям: «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание работы дефек-толога»; «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание логопедической работы»; «Технологии работы с приемными семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья» для специалистов и руководителей, работающих или планирующих работать с приемными семьями; «Обеспечение доступности предоставляемых услуг в сфере высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ» для ППС образовательных организаций высшего образования.
Целью первых двух программ является повышение уровня подготовки педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и воспитателей в области сопровождения и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе общего образования. В программе использован практический опыт сопровождения данных категорий обучающихся на примере опыта педагогов и специалистов из различных регионов России.
Категория слушателей - педагоги до-
школьного, начального и среднего образования, воспитатели, учителя начальных классов, заместители директора и руководители структурных подразделений, занимающиеся вопросами инклюзивного образования в образовательной организации, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, заведующие дошкольными образовательными организациями.
Приобретаемые в процессе обучения компетенции необходимы им для создания эффективной системы включения детей с физическими и/или умственными недостатками в образовательный процесс, обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.
Кроме того, было решено включить в профессиональную подготовку студентов бакалавриата психолого-педагогического направления (очной и заочной форм обучения) КГУ им. К. Э. Циолковского разделов дисциплин, тем (дисциплины: «Основы инклюзивного образования», «Дефектология», «Организация социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска»), формирующих компетенции в области сопровождения процесса обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве; проведение практик осуществлять в учреждениях и организациях, реализующих специальную (коррекци-онную) и инклюзивную образовательную и воспитательную деятельность: ГКС(К)ОУ КО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Обнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Надежда»; ГКС(К)ОУ Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ме-щовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»; ГКС(К)ОУ КО «Специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для слабослышащих и позднооглох-ших детей им. Ф. А. Рау г. Калуги»; МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги и др. [3, с. 311-312].
Работая в условиях инклюзивного образовательного пространства, студент-бакалавр во время прохождения практики осуществляет контакт с дефектологом, педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом для обсуждения возможных проблем при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формируя компетенции в области сопровождения процесса обучения, воспитания и
социализации обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, что делает выпускников конкурентоспособными на рынке труда, а региону помогает решить проблему с кадрами, осуществляющими сопровождение инклюзивного образовательного процесса [5; 15].
Повышение уровня психолого-педагогической подготовки бакалавров других направлений подготовки, но работающих или собирающихся работать с детьми с ОВЗ, в Калужской области возможно как через двухуровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр - магистр), так и через обучение бакалавров или специалистов в магистратуре по направлению «Психолого-педагогическое образование» по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования» или «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Дефектология в психолого-педагогическом сопровождении детей с разными типами нарушенного развития».
В дальнейшем, в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет транс-
формирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризуется глубоким овладением специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией [3, с. 314].
Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное заведение может и должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику реализации инклюзивного обучения детей, имеющих ОВЗ [3, с. 314].
Следовательно, судьба инклюзивного образования в России во многом зависит от позиции высших учебных заведений, от единой политики в подготовке кадров, работающих с детьми с ОВЗ, от понимания необходимости интеграции научных и методических усилий специалистов общего и специального (коррекционного) образования, от создания в регионах и на федеральном уровне законодательной базы, позволяющей достойно осуществлять обучение, воспитание и социализацию детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М. : АСТ, Астрель, 2007. - 224 с.
2. Буслаева Е. Н. Калужская область - доступная образовательная среда для детей-инвалидов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 12. - С. 168-175.
3. Буслаева Е. Н. Подготовка студентов бакалавриата психолого-педагогического направления к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - С. 306-317.
4. Буслаева Е. Н. Создание условий для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательном пространстве Калужской области // Научные труды КГУ им. К. Э. Циолковского. Серия : Психолого-педагогические науки. - Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. - С. 196-202.
5. Буслаева М. Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов-бакалавров к педагогической деятельности // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 1-3 декабря 2015 г. - Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. - C. 403-411.
6. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л. Б. Осипова, Е. В. Плотникова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 349 с.
7. Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. - Калуга : Калужский государственный институт развития образования, 2017. - 242 с.
8. Демьянова А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 / А. В. Демьянова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -Электрон. текст. дан. (2 Мб). - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 50 с.
9. Концепция развития дошкольного образования в Калужской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (дата обращения: 14.09.2017).
10. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/ документы/5132.
11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.
12. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http: //www.perepis2006.ru/wps/wcm/
connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities /.
13. ФГОС ДО 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru (дата обращения: 14.09.2017).
14. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //минобрнауки.рф/документы/5930.
15.Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров педагогического образования : мат-лы производственной практики (из опыта работы) : учеб. пособие / под общ. ред. Т. А. Бахор, О. Б. Лобановой. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2014. - 228 с.
REFERENCES
1. Boryakova N. Yu. Pedagogicheskie sistemy obucheniya i vospitaniya detey s otkloneniyami v razvitii. -M. : AST, Astrel', 2007. - 224 s.
2. Buslaeva E. N. Kaluzhskaya oblast' - dostupnaya obrazovatel'naya sreda dlya detey-invalidov // European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk). - 2015. - № 12. - S. 168-175.
3. Buslaeva E. N. Podgotovka studentov bakalavriata psikhologo-pedagogicheskogo napravleniya k rabote s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Voprosy sotsial'no-psikhologo-pedagogicheskogo so-provozhdeniya detey v sovremennom mire : mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kaluga : KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2015. - S. 306-317.
4. Buslaeva E. N. Sozdanie usloviy dlya realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya detey doshkol'nogo vozrasta s OVZ v obrazovatel'nom prostranstve Kaluzhskoy oblasti // Nauchnye trudy KGU im. K. E. Tsiolkovskogo. Seri-ya : Psikhologo-pedagogicheskie nauki. - Kaluga : Izd-vo KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2017. - S. 196-202.
5. Buslaeva M. E. Rol' pedagogicheskoy praktiki v podgotovke studentov-bakalavrov k pedagogicheskoy deyatel'nosti // Voprosy sotsial'no-psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey v sovremennom mire : mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 1-3 dekabrya 2015 g. - Kaluga : Izd-vo KGU im. K. E. Tsiolkovskogo,
2015. - c. 403-411.
6. Inklyuzivnoe obrazovanie. Individualizatsiya soprovozhdeniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Chelyabinsk, 9 fevralya 2016 g.) / otv. za vypusk: L. B. Osipova, E. V. Plotnikova. - Chelyabinsk : Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2016. - 349 s.
7. Sistema obrazovaniya Kaluzhskoy oblasti v 2016/17 uchebnom godu: publichnyy doklad ministerstva obrazovaniya i nauki Kaluzhskoy oblasti / pod red. A. S. Anikeeva. - Kaluga : Kaluzhskiy gosudarstvennyy institut razvitiya obrazovaniya, 2017. - 242 s.
8. Dem'yanova A. V. Sotsial'naya politika v sfere zashchity prav invalidov v Rossii [Elektronnyy resurs]: preprint WP3/2015/09 / A. V. Dem'yanova ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - Elektron. tekst. dan. (2 Mb). - M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2015. - (Seriya WP3 «Problemy rynka truda»). - 50 s.
9. Kontseptsiya razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya v Kaluzhskoy oblasti do 2020 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://admoblkaluga.ru/sub/education/normtvr/oblastnoe/ (data obrashcheniya: 14.09.2017).
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/5132.
11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.
12. Sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. - Rezhim dostupa: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/.
13. FGOS DO 2013 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.firo.ru (data obrashcheniya: 14.09.2017).
14. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody Postanovleniem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23 maya 2015 g. № 497 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5930.
15.Formirovanie professional'nykh kompetentsiy pri podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovani-ya : mat-ly proizvodstvennoy praktiki (iz opyta raboty) : ucheb. posobie / pod obshch. red. T. A. Bakhor, O. B. Lobanovoy. - Krasnoyarsk : Sibirskiy federal'nyy un-t, 2014. - 228 s.