ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 376.1:373.312.14
ББК Ч420.242+Ч420.243 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
А. П. Антропов, С. В. Кудрина A. P. Antropov, S. V. Kudrina Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia
АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В современных условиях развития образовательной системы РФ школе необходимо решать большое количество новых задач. В случае приема в образовательную организацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из наиболее важных из них становится создание условий получения полноценного образования в рамках реализации ФГОС НОО (начального общего образования) обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для образовательной организации как специального назначения, так и организации интегрированного и инклюзивного образования наиболее очевидным путем практического внедрения ФГОС является разработка адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) — локального документа, определяющего содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ.
Для того, чтобы помочь образовательным организациям, реализующим инклюзивные и дифференцированные подходы к обучению детей с ОВЗ, решить задачу разработки адаптирован-
ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS
IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS
Abstract. The modern Russian school is challenged by a number of new problems to be solved in the conditions of the educational system improvement. In case of enrolling children with disabilities, one of the most important tasks of the education institution is to create conditions for providing proper education in the framework of realization of the FSES PGE (primary general education) for children with disabilities and the FSES for children with intellectual disability.
The most evident way of practical implementation of FSES for both education institutions of special type and institutions of integrated and inclusive education consists in design of adapted basic general education programs (ABGEP) as local normative documents determining the content and organization of education of children with disabilities.
In order to help education institutions realizing the inclusive and differentiated approaches to education of children with disabilities to solve the problem of designing their own adapted basic general education programs on the basis of model ABGEPs, the faculty of Special Education of Herzen SPU of Russia held a round table discussion "Design and implementation of adapted basic general education
Специальное образование. 2016. № 4
5
ных основных общеобразовательных программ на основе примерных АООП, факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в рамках деловой программы Петербургского образовательного форума — 2016 был организован круглый стол «Разработка и внедрение адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ответственность педагогического коллектива».
В ходе активного обсуждения проблем и перспектив внедрения ФГОС в практику работы образовательных организаций были подняты вопросы, связанные с научно-методическим сопровождением, разработкой учебников, электронных образовательных ресурсов и других средств обучения, решением проблем формирования соответствующего кадрового потенциала большинства образовательных организаций и прочего. Всестороннее обсуждение и решение этих вопросов является залогом качественной работы образовательной организации над разработкой АООП и созданием полноценных условий образования детей с ОВЗ.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты; дети с ограниченными возможностями здоровья; умственно отсталые дети; дети с нарушениями интеллекта; адаптированные основные общеобразовательные программы; инклюзивное образование; начальная школа; младшие школьники.
Сведения об авторе: Антропов Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: исполняющий обязанности директора Института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
programs for persons with disabilities: responsibility of the education institution" in the framework of the business program of Saint Petersburg Educational Forum -2016.
Questions connected with scientific-methodological support, issue of textbooks, electronic teaching aids and other educational materials, solution of problems of formation of personnel potential of the majority of education institutions and other questions were raised in the course of active discussions of the challenges and perspectives of implementation of the FSES in practical activity of education institutions. Detailed discussion and solution of these problems is a precondition of providing high quality educational services and creation of efficient ABGEPs for children with disabilities.
Keywords: Federal State Educational Standard; children with disabilities; children with intellectual disability; children with intellectual disorders; adapted basic general education program; inclusive education; primary school; junior schoolchildren.
About the author: Antropov Aleksandr Petrovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: acting Director of the Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia.
6
Специальное образование. 2016. № 4
Контактная информация: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Кудрина About the author: Kudrina Svetlana
Светлана Владимировна, кандидат пе- Vladimirovna, Candidate of Pedagogy. дагогических наук.
Место работы: доцент кафедры Place of employment: Associate Pro-
олигофренопедагогики Института де- fessor of Department of Oligophrenope-
фектологического образования и реа- dagogy, Institute of Defectological Educa-
билитации Российского государствен- tion and Rehabilitation, Herzen State Ped-
ного педагогического университета им. agogical University of Russia. А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.
E-mail: [email protected].
В современных условиях развития образовательной системы РФ школе необходимо решать большое количество новых задач. В случае приема в образовательную организацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из наиболее важных из них становится разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Конечно, опыт работы с отдельными категориями детей с ОВЗ, имеющийся у ряда учреждений, традиционно решающих эти задачи, делает для их педагогических коллективов такую работу более понятной, нежели в тех случаях, когда школа сталкивается с проблемой организации обучения ребенка с ОВЗ первый раз или принимает на обучение детей новых для себя типологических групп обучающихся с ОВЗ. С целью помочь полноценно и своевременно решить образовательным организациям задачу разработки адаптированных основных общеобразова-
© Антропов А. П., Кудрина С. В., 2016
тельных программ на основе примерных АООП [7—15] факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в рамках деловой программы Петербургского образовательного форума — 2016 было организовано заседание круглого стола «Разработка и внедрение адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ответственность педагогического коллектива».
В работе круглого стола приняло участие более 260 педагогов, представляющих различные регионы РФ: Москву и Московскую область, Саратов и Саратовскую область, Самару, Тольятти, Иваново и Ивановскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и другие регионы. Кроме очной работы, обсуждение представленных материалов между заинтересованными участниками дискуссии продолжилось в онлайн-режиме. Такая активность и заинтересованность
Специальное образование. 2016. № 4
7
поднимаемыми вопросами обусловлены не только введением в действие названных документов. Важно еще и то, что в России стандарты образования для обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4; 5] разрабатываются и внедряются впервые. Поэтому каждый из участников этого инновационного процесса на любом его этапе оказывается в роли первопроходца.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивают полноценную реализацию идеи единого образовательного пространства РФ и доступности образования для всех детей, достигших школьного возраста, вне зависимости от места их проживания, социокультурного статуса и характерных особенностей психофизического развития. Для всех категорий детей с ОВЗ в этих документах закреплена возможность интегрированного (инклюзивного) обучения. Также они делают системы общего и специального образования взаимно открытыми для перехода детей из одной в другую.
Основными эффектами внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются:
- сохранение и модернизация системы специального образова-
ния, системное становление инклюзивного образования, развитие форм семейного образования школьников с ОВЗ;
- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного, культуросообразно-го подхода в образовании, особого структурирования содержания образования;
- модернизация институтов системы образования РФ, усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;
- совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т. д.;
- формирование концептуальной основы для разработки нового поколения учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.
Достижение этих эффектов возможно через корректную организацию внедрения ФГОС в практику работы образовательных организаций России и прежде всего
8
Специальное образование. 2016. № 4
через корректную подготовку учреждения к этой работе и написание логичной и полноценной АООП. При этом ориентиром могут служить примерные АООП [7—15], разработанные учеными РГПУ им. А. И. Герцена при участии коллег из других регионов и отражающие всё разнообразие и специфичность состояния и образовательных потребностей школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психолого-медико-педагогической комиссии, могут обучаться по различным (от 2 до 4) вариантам АООП. Таким образом, в настоящий момент всего предложено к реализации 28 вариантов АООП: для слепых, глухих школьников, детей с расстройствами ау-тистического спектра (РАС) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) — по 4 варианта АООП, для детей слабовидящих и слабослышащих — по 3 варианта АООП, для школьников с задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и умственной отсталостью — по 2 варианта АООП.
Для образовательной организации как специального назначения, так и организации интегрированного и инклюзивного образования наиболее очевидным путем
практического внедрения ФГОС является разработка АООП — локального документа, определяющего содержание и организацию образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ.
Данная задача по-своему решается в каждом учреждении. Однако, как предполагается [6], есть ряд общих черт этой работы для учреждений, с одной стороны, системы специального образования, с другой — для образовательных организаций, впервые решивших обучать детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Если в случае с впервые выбранным инклюзивным вариантом образовательной деятельности учреждению общего назначения (массовой школе) необходимо особенно тщательно остановится на создании новых специальных условий образования, то в коррекционной школе и кадровые, и материальные условия будут находиться в целом на достаточно высоком уровне. Однако приведение традиций деятельности учреждения в соответствие с новыми требованиями ФГОС, начиная с целевого компонента и заканчивая решением рутинных организационных задач в связи с новыми вызовами ФГОС, будет являться первоочередным направлением активной деятельности организации.
И в том, и в другом случае такие структурные единицы программы, как психолого-педагогическая характеристика контингента обучающихся и описание их особых образовательных потребно-
Специальное образование. 2016. № 4
9
стей, определят все остальные компоненты АООП, в том числе условия и планируемые результаты. Именно эти компоненты АООП можно рассматривать как системообразующие для всех документов по реализации АООП. Именно им необходимо уделить особое внимание, в том числе с учетом своеобразия конкретного контингента обучающихся как со стороны их социального статуса, так и со стороны их психофизических характеристик. В школах дифференцированного обучения детей с ОВЗ содержание данных разделов формируется путем сопоставления отчетов различных специалистов: педаго-гов-дефектологов, психологов, логопедов, инструкторов ЛФК, социальных педагогов, медицинских работников, т. е. сотрудников службы сопровождения, а также учителей и классных руководителей. Ситуация в системе инклюзивного образования будет намного сложнее. Опорой для подобной работы может стать лишь полноценная помощь через систему сетевого взаимодействия с сотрудниками ПМПК, коррекционной школы или иной организации соответствующего профиля и квалификации.
Большое значение для выявления проблем, связанных с внедрением стандартов и разработкой АООП, а также возможных путей их решения имеет опыт ряда организаций-экспертов, уже задействованных в такой работе. Сопоставление различных экспертных позиций позволило выявить ряд репер-ных точек, на которых можно по-
строить аналитику ожидаемых трудностей и перспектив их решения.
Одним из основных сложных моментов внедрения ФГОС ОВЗ и разработки АООП является несогласованность нормативно-правовой базы различных ведомств и уровней, которые в значительной мере тормозят инновационные процессы. В этой связи необходимо отметить тот факт, что в соответствии с ч. 5 ст. 111 Федерального закона «Об образовании в РФ» со дня вступления его в силу нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются, если они не противоречат ФЗ «Об образовании в РФ» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Сказанное позволяет ожидать окончания в ближайшее время работы по согласованию подходов к реализации ФГОС различных ведомств и приведения всей документации в рабочий современный порядок.
Вторая проблема касается кадрового потенциала внедрения ФГОС. Увеличение количества квалифицированных современных кадров в сфере образования возможно через переподготовку и повышение квалификации сотрудников, систему организации сетевого взаимодействия специалистов. Одно из направлений решения данной проблемы
10
Специальное образование. 2016. № 4
лежит в области расширения очной переподготовки и повышения квалификации через курсы, стажировки и другие возможные формы. Стремление решить эту проблему через систему онлайн-ресурсов также может быть рассмотрено как перспективный механизм, особенно в рамках межрегионального взаимодействия. В эту работу могут активно включаться как вузы и институты развития образования, так и информационно-методические центры (ИМЦ) как обладатели наиболее полной и свежей информации о ресурсах, наличном стоянии и прочих моментах, связанных с реальным функционированием школы. Специалисты факультета кор-рекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена активно включены в эту работу через разнообразные механизмы:
- разрабатываются программы переподготовки кадров;
- реализуются разнообразные программы повышения квалификации в связи с внедрением ФГОС;
- осуществляется совместный проект сотрудничества с ИМЦ по разработке УМК для коррекцион-ных курсов и системы работы по повышению квалификации и сопровождению педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение.
Третье существенное обстоятельство — это оснащение образовательного процесса учебниками, электронными образовательными ресурсами и другими дидактическими материалами, соответствующими требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обра-
зования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В настоящий момент разработка учебно-методического оснащения внедрения ФГОС находится в центре внимания специалистов-практиков, ожидающих эти материалы для полноценной разработки рабочих программ и маршрутов обучения школьников с ОВЗ; руководителей системы образования, решающих задачи поиска новых подходов к оценке эффективности обучения и проведения коррекци-онно-развивающей работы; родителей, понимающих необходимость современных пособий для обучения школьников с ОВЗ, отражающих общие тенденции развития современной системы образования и позволяющих уравновешивать подходы в обучении всех категорий школьников. Решению этой проблемы посвящена работа специалистов факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена: подготовлены методические рекомендации по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей [2; 3; 6 и др.], разрабатываются учебники для детей с проблемами интеллектуального развития и проблемами слуха (А. П. Антропов, Н. Е. Граш, С. Ю. Ильина, О. А. Красильникова, Л. А. Кузнецова, С. В. Кудрина), апробируются электронные образовательные ресурсы для работы в системе дифференцированного и инклюзивного образования с детьми с ОВЗ по основным учебным
Специальное образование. 2016. № 4
11
предметам (чтению, письму, математике, окружающему миру).
Кроме рассмотрения задач сугубо учебно-методического характера, участники круглого стола подступились к решению еще одной проблемы, активно поднимаемой коллегами во всех регионах РФ. Это проблема подготовки родителей к осознанному принятию решения по выбору места получения образования ребенком и образовательного маршрута, а также включения родителей в активную работу по сопровождению обучения школьников с ОВЗ.
В силу того, что участие семьи, согласно современному законодательству, в делах образования достаточно велико, работа с семьей становится одним из ведущих проблемных полей деятельности образовательной организации. С одной стороны, школа должна учесть потребности семьи, ее социальный заказ в отношении качества обучения и специфики организации внеурочной деятельности, с другой — необходимо объяснить семье особенности их детей и вовлечь семью в продуктивную для каждого ребенка деятельность. Для решения этих задач необходимо тщательнейшим образом продумать документооборот между семьей и школой начинания с ознакомления родителей с АООП, с составления договора между школой и родителями и заканчивая обменными тетрадями, дневниками наблюдений и другими средствами оповещения родителей об успехах и затруднениях детей. Безусловно, классиче-
ские формы работы, какими являются родительские собрания, школы родительского мастерства, консультации специалистов, открытые и совместные с родителями занятия, посещение семей и прочие, остаются актуальными. Вместе с этим необходимо создавать новые варианты, отвечающие возможностям и потребностям родительского сообщества, такие как группы в социальных сетях, авторские сайты специалистов и др.
Все перечисленное выше — это проблемы и одновременно задачи, на решение которых направлена деятельность активной части педагогического сообщества. В содружестве практиков, методистов и ученых примеры, приведенные практиками, станут диагностическими ориентирами; предложения, сформулированные методистами, очертят круг необходимых действий для внедрения тех идей, которые представлены в научных разработках последних лет и прежде всего в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Литература
1. Кудрина, С. В. Программа для ЭВМ «Компьютерная учебно-развивающая программа для учащихся с интеллектуальным недоразвитием старших классов» [Электронный ресурс] / С. В. Кудрина, М. Ю. Кудрин // Каталог результатов интеллектуальной деятельности / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2013. — С. 34—35. — Режим доступа: https ://www.herzen.spb.ru/img/
12
Специальное образование. 2016. № 4
files/unis/Intellektualnaya_sobstvennost/k atalog_innovacionnaih_predlojeniiy.pdf.
2. Никулина, Г. В. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального образования для обучающихся с ОВЗ : учеб.-метод. пособие / Г. В. Никулина, Е. В. Замаш-нюк, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
3. Никулина, Г. В. Содержание и организация образования слепых в свете ФГОС начального образования для обучающихся с ОВЗ : учеб.-метод. пособие / Г. В. Никулина, Е. В. Замаш-нюк, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России : от 19 дек. 2014 г. : № 1598. — Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/5132.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России : от 19 дек. 2014 г. : № 1599. — Режим доступа: http ://минобрнауки.рф/документы/5133.
6. Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://fgos-ovz. herzen. spb.ru/.
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистиче-ского спектра [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
11. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fgosreestr.ru/.
12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
13. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fgosreestr.ru/.
15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-
Специальное образование. 2016. № 4
13
ными нарушениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// fgosreestr.ru/.
References
1. Kudrina, S. V. Programma dlya EVM «Komp'yuternaya uchebno-razvi-vayushchaya programma dlya ucha-shchikhsya s intellektual'nym nedorazvit-iem starshikh klassov» [Elektronnyy resurs] / S. V. Kudrina, M. Yu. Kudrin // Katalog rezul'tatov intellektual'noy deya-tel'nosti / RGPU im. A. I. Gertsena. — SPb., 2013. — S. 34—35. — Rezhim dostupa: https://www.herzen.spb.ru/img/ files/unis/Intellektualnaya_sobstvennost/kat alog_innovacionnaih_predlojeniiy.pdf.
2. Nikulina, G. V. Soderzhanie i orga-nizatsiya obrazovaniya slabovidyashchikh v svete FGOS nachal'nogo obrazovaniya dlya obuchayushchikhsya s OVZ : ucheb.-metod. posobie / G. V. Nikulina, E. V. Za-mashnyuk, A. V. Potemkina, L. V. Fomi-cheva. — SPb. : Izd-vo RGPU im A. I. Ge-rtsena, 2015.
3. Nikulina, G. V. Soderzhanie i orga-nizatsiya obrazovaniya slepykh v svete FGOS nachal'nogo obrazovaniya dlya obuchayushchikhsya s OVZ : ucheb.-metod. posobie / G. V. Nikulina, E. V. Za-mashnyuk, A. V. Potemkina, L. V. Fo-micheva. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2015.
4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektron-nyy resurs] : prikaz Minobrnauki Rossii : ot 19 dek. 2014 g. : № 1598. — Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/dokumen ty/5132.
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta obuchayushchikhsya s umstvennoy otsta-lost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [Elektronnyy resurs] : prikaz Minobrnauki Rossii : ot 19 dek. 2014 g. : № 1599. —
Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/do kumenty/5133.
6. Predlozheniya i rekomendatsii po vnedreniyu spetsial'nykh federal'nykh obrazovatel'nykh standartov, v tom chisle po sovershenstvovaniyu normativnoy i metodicheskoy bazy, opisanie mekhaniz-mov vnedreniya SFGOS [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgos-ovz. herzen. spb.ru/.
7. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya slepykh obuchayushchikhsya [Elektron-nyy resurs]. — Rezhim dostupa: http:// fgosreestr.ru/.
8. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya slaboslyshashchikh i pozdnooglokhshikh obuchayushchikhsya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
9. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s tyazhelymi naru-sheniyami rechi [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
10. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s rasstroystvami auti-sticheskogo spektra [Elektronnyy rssurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
11. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http:// fgosreestr.ru/.
12. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s zaderzhkoy psi-khi-cheskogo razvitiya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
14
Специальное образование. 2016. № 4
13. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya dlya slabovidyashchikh obuchayushchikh-sya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
14. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazo-
vaniya glukhikh obuchayushchikhsya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
15. Primernaya adaptirovannaya osnov-naya obshcheobrazovatel'naya programma obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/.
Спецнаïïbное 0Ôpa30BaHne. 2016. № 4
15