ИЗВЕСТИЯ вгпу
Training prospective teachers for the implementation of educational activities in preschool educational institutions by means of Children's Literature as an academic subject The article explores the educational potential of Children's Literature as a school subject, as well as peculiarities of perception offiction by preschoolers. The role of Children's Literature in training prospective teachers for the implementation of educational activities in a preschool educational institution is revealed.
Key words: children's literature, educational potential of children's literature, pre-school educational institution, children of pre-school age, teachers of pre-school education.
(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)
о.и. карпунина
(саранск)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Описан опыт Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсе-вьева по реализации дополнительного профессионального образования студентов среднего профессионального и высшего образования в аспекте формирования у них готовности к профессиональной деятельности в области инклюзивного образования и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, педагогическое образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
Охватившие всю систему отечественного образования модернизационные и инновационные процессы неизменно ведут к смене образовательной парадигмы, теоретико-мето-
* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».
дологических, организационно-содержательных и технологических устоев образовательной сферы. Это вызвано в первую очередь изменением международной и государственной политики в области соблюдения и защиты прав граждан, в том числе и права на получение полноценного развития, образования, социализации и интеграции в общество. Особенно актуальна реализация данной идеи в отношении наиболее уязвимых слоев населения и социальных меньшинств - детей раннего возраста, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, людей преклонного возраста.
Современное общество, живущее в эпоху, «построенную на знании», не только превращает образование в государственное и общественное благо, но и делает его большой ценностью и достижением каждого члена общества, инструментом дальнейшей самореализации, социально-экономической и морально-психологической независимости, духовного, личностного и профессионального роста. Одним словом, образование выступает одной из величайших ценностей и достижением цивилизации.
Особую роль право на доступное и качественное образование играет в жизни и судьбе человека с ограниченными возможностями здоровья, имеющего в силу специфики психофизического развития особые образовательные потребности и, соответственно, требующего особого подхода к их реализации. Признание данного факта в России де-юре состоялось и закреплено в новом Федеральном законе РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29 декабря 2012 г. и вступившем в законную силу 1 сентября 2013 г. [4]. Де-факто своего решения ждет ряд проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в реальную действительность. К этим проблемам относятся вопросы:
• совершенствования нормативно-правовой базы и механизмов реализации инклюзивного образования;
• изменения образовательной философии, идеологии и концепции, предполагающей формирование новой образовательной парадигмы по типу «доступное образование для всех»;
• инфраструктурной модернизации социальных учреждений и образовательных организаций;
О Карпунина О.И., 2019
• создания безбарьерной универсальной доступной среды в образовательных организациях;
• подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров новой формации;
• подготовки общества в целом и всех субъектов образования к совместному обучению и социальному взаимодействию лиц разных категорий, толерантному отношению друг к другу и признанию факта истинного равенства всех людей и др. [1; 2; 7; 8].
Факультет среднего профессионального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсе-вьева решает обозначенные проблемы в различных формах, одной из которых является реализация дополнительных образовательных программ. В рамках данной статьи представляется опыт решения проблемы подготовки студентов педагогических специальностей и направлений подготовки к обучению детей с особыми образовательными потребностями посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ «Инклюзивное образование в современном мире», «Организация специального и инклюзивного образования», «Проектирование и реализация адаптированной основной общеобразовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Слушателями данных программ являются студенты и выпускники различных факультетов педагогического института, имеющие или получающие среднее профессиональное и высшее образование. в современных основных профессиональных образовательных программах среднего профессионального и высшего образования педагогического профиля на изучение теории и практики инклюзивного образования отводится недостаточно учебного времени, а в системе профессиональной подготовки педагогов, выпустившихся из педагогических вузов и колледжей ранее, вообще отсутствовал подобный курс. вместе с тем, в соответствии с действующим Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» N° 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г., официально введено понятие «инклюзивное образование», предполагающее «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4]. В связи с этим является крайне актуальной подготовка будущих педа-
'КИЕ НАУКИ -
гогов к данным нововведениям в отечественной системе образования.
Особую актуальность и практическую значимость указанным дополнительным общеобразовательным программам придает и факт утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в действие 1 сентября 2016 г., а также продление срока реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»до 2020 г. Данные документы предполагают качественные перемены в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и развитии инклюзивной практики [3; 5; 6].
Слушатели дополнительных общеобразовательных программ «Инклюзивное образование в современном мире», «Организация специального и инклюзивного образования», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья» целенаправленно изучают современные тенденции в области российского образования, изменения его нормативно-правовой базы, вопросы внедрения идей и подходов инклюзивного образования, реализации утвержденного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проектирования адаптированных основных общеобразовательных программ, проблемы создания и совершенствования педагогических систем и технологий совместного обучения и воспитания лиц разных категорий.
В качестве основных задач освоения данных программ выступают задачи формирования профессионального мировоззрения и свободной ориентации педагогических кадров в современных проблемах специального и инклюзивного образования; освоения терминологического аппарата; освоения научно-организационных основ воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья; формирования гуманистической направленности педагогов; готовности осуществлять профессиональную деятельность в системе общего и ин-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
клюзивного образования; углубления профессионального интереса к междисциплинарным проблемам и вопросам развития и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, возникающим на стыке медицинских, психологических, педагогических наук и частных методик.
Несомненными достоинствами указанных дополнительных общеобразовательных программ является и то, что в их рамках предусматриваются обобщение ранее усвоенного материала и систематизация разрозненных знаний и представлений о психофизическом развитии человека, типичном и атипичном развитии психики; расширение и углубление познаний в области ненормативного (атипичного) психофизического развития человека, его образования, социализации и интеграции в общество нормально развивающихся людей (ординарное общество); ознакомление с достижениями отечественной педагогики и дефектологии, результатами исследований в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, актуальными проблемами и перспективами их разрешения в течение последних пяти лет, процессами модернизации и реформирования российской системы образования; установление междисциплинарных связей медико-биологического, психолого-педагогического и методического модулей профессионального образования студентов; формирование готовности к психолого-педагогическому взаимодействию, помощи, поддержке и сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья не только в образовательном процессе, но и в социокультурном пространстве, открытом социуме; развитие гуманистических свойств и качеств будущих педагогов, их мировоззренческой позиции, профессиональной эмпатии, толерантности; подготовка к реализации инклюзивной практики.
В результате обучения по дополнительным общеобразовательным программам слушатели не только изучают круг теоретико-методологических, научно-организационных, практико-ориентированных вопросов, но и осваивают такие способы деятельности, как:
- организация взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников разных категорий как участников (субъектов) образовательного процесса;
- осуществление просвещенческих функций по вопросам инклюзивного образования, формирования толерантного поведения участников образовательного процесса и гармони-
зации положения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе;
- оказание консультативной помощи населению по вопросам инклюзивного и специального образования.
Однако самым значимым в результате освоения данных программ является то, что будущие педагоги овладевают рядом профессиональных компетенций:
- способностью свободной ориентации в вопросах организации, функционирования и развития инклюзивного образования;
- готовностью к взаимодействию с различными участниками образовательного процесса (коллегами, родителями, детскими коллективами) для совместного решения задач общего и инклюзивного образования;
- готовностью научно обоснованно определять образовательную организацию, образовательный маршрут, образовательную траекторию для детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий;
- способностью проектировать адаптированную основную общеобразовательную программу, программу коррекционной работы, индивидуальную образовательную программу для ребенка с особыми образовательными потребностями;
- способностью консультировать участников образовательного процесса по вопросам инклюзивного образования.
Таким образом, опыт формирования готовности и способности реализовывать инклюзивное образование будущими и начинающими педагогами в рамках дополнительных общеобразовательных программ «Инклюзивное образование в современном мире», «Организация специального и инклюзивного образования», «Проектирование и реализация адаптированной основной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья» является продуктивным и может получить дальнейшее распространение и расширение, в том числе в форме курсов повышения квалификации педагогов образовательных организаций, планирующих получить статус инклюзивных.
Список литературы
1. Интеграция и инклюзия: проблемы, поиски, решения / Л.Ю. Беленкова, И.В. Абрамова, А.Н. Га-маюнова, О.И. Карпунина // Рос. науч. журн. 2013. № 3(34). С. 166-172.
2. Карпунина О.И. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в свете нового федерального закона об образовании в Российской
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Федерации // Гуманитарные науки и образование.
2013. № 1. С. 57-60.
3. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы: постановление Правительства РФ от 1 дек. 2015 г. № 1297 [Электронный ресурс]. URL: http://ivo. garant.ru/#/document/71265834/paragraph/8275:3 (дата обращения: 17.09.2018).
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г.: принят гос. думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 17.09.2018).
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки РФ № 1598 от 19 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70762366/ (дата обращения: 17.09.2018).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ М-ва образования и науки РФ № 1599 от 19 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 17.09.2018).
7. Рябова Н.В., Карпунина О.И. Нормативно-правовые основы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестн. образоват. консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Гуманитарные науки.
2014. № 3. С. 38-44. URL: http://www.universitys.ru/ storage/2014/06/26/8318-gumanitarnye_nauki_3.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
8. Рябова Н.В., Карпунина О.И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // высшее образование в России. 2016. № 10(205). С. 119124.
* * *
1. Integracija i inkljuzija: problemy, poiski, reshenija / L.Ju. Belenkova, I.V. Abramova, A.N. Ga-majunova, O.I. Karpunina // Ros. nauch. zhurn. 2013. № 3(34). S. 166-172.
2. Karpunina O.I. Obrazovanie lic s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v svete novogo federal'nogo zakona ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2013. № 1. S. 57-60.
3. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii «Dostupnaja sreda» na 2011-2020 gody: po-stanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dek. 2015 g. № 1297 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ivo.garant.ru/#/doc-
ument/71265834/paragraph/8275:3 (data obrashhe-nija: 17.09.2018).
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii № 273-FZ ot 29 dek. 2012 g.: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashhenija: 17.09.2018).
5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhe-go obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: prikaz M-va obrazovanija i nauki RF № 1598 ot 19 dek. 2014 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70762366/ (data obrashhenija: 17.09.2018).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta obrazovanija obucha-jushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami): prikaz M-va obrazovanija i nauki RF № 1599 ot 19 dek. 2014 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70760670/ (data obrashhenija: 17.09.2018).
7. Rjabova N.V., Karpunina O.I. Normativno-pravovye osnovy obuchenija i vospitanija lic s ogra-nichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Jelektron-nyj resurs] // Vestn. obrazovat. konsorciuma «Sred-nerusskij universitet». Ser.: Gumanitarnye nauki. 2014. № 3. S. 38-44. URL: http://www.universitys.ru/ storage/2014/06/26/8318-gumanitarnye_nauki_3.pdf (data obrashhenija: 17.09.2018).
8. Rjabova N.V., Karpunina O.I. Podgotovka pe-dagogov dlja inkljuzivnogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 10(205). S. 119-124.
Training prospective teachers for teaching children with special educational needs in the conditions of additional professional education
The article describes the experience of the Mordovia State Pedagogical Institute in the implementation of additional professional education of students of secondary vocational and higher education. The author analyses the aspect of forming the teacher students' readiness for professional activities in the field of inclusive education and training of children with special educational needs.
Key words: teacher training, pedagogical education, secondary vocational education, higher education, additional vocational education, students with special educational needs.
(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)