Научная статья на тему 'Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования'

Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2435
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED CHILDREN / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ПЕДАГОГ / TEACHER / ТЬЮТОР / TUTOR / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / RESOURCE CENTER / СТАЖИРОВКА / TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беткер Л. М.

В статье поднимается вопрос необходимости создания ресурсных центров по инклюзивному образованию. По мнению автора, ресурсные центры должны стать эффективным механизмом подготовки педагогов общеобразовательных школ к инновационной практике. Рассматривается необходимость тьюторского сопровождения педагогов массовых школ на базе ресурсных центров по инклюзивному образованию, что позволит обеспечить индивидуализацию процесса подготовки педагогов к новой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беткер Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The resource center as a mechanism for the development of inclusive education

The article deals with question about issue of necessity of creation of resource centers on inclusive education. According to the author, resource centres should become an effective mechanism for the preparation of teachers of secondary schools to innovation practice. Discusses the need for tutor support teachers of public schools on the basis of resource centers on inclusive education that will allow for the individualization of process of training of teachers for new activities.

Текст научной работы на тему «Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования»

УДК 371;372.8

Л.М. Беткер

Ресурсный центр как механизм развития инклюзивного образования

Аннотация. В статье поднимается вопрос необходимости создания ресурсных центров по инклюзивному образованию. По мнению автора, ресурсные центры должны стать эффективным механизмом подготовки педагогов общеобразовательных школ к инновационной практике. Рассматривается необходимость тьюторского сопровождения педагогов массовых школ на базе ресурсных центров по инклюзивному образованию, что позволит обеспечить индивидуализацию процесса подготовки педагогов к новой деятельности.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, педагог, тьютор, ресурсный центр, стажировка, повышение квалификации.

L.M. Betker

The resource center as a mechanism for the development of inclusive

education

Abstract. The article deals with question about issue of necessity of creation of resource centers on inclusive education. According to the author, resource centres should become an effective mechanism for the preparation of teachers of secondary schools to innovation practice. Discusses the need for tutor support teachers of public schools on the basis of resource centers on inclusive education that will allow for the individualization of process of training of teachers for new activities.

Keywords: disabled children, inclusive education, teacher, tutor, resource center, training, professional development.

В настоящее время осуществляется активный поиск способов разрешения проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования, которые позволили бы осмыслить его специфику. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» заданы однозначные ориентиры для организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план и др. [1].

Инклюзивное образование предполагает, что в ситуации совместного обучения ребенка с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации «массовая» образовательная программа должна быть адаптирована (модифицирована) с учетом психофизиологических возможностей и образовательных потребностей ре-

бенка с ОВЗ. В этой связи перед педагогами массовой общеобразовательной организации ставятся задачи по проектированию, разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, выявлению и устранению потенциальных препятствий к обучению. Однако учитель общеобразовательной школы, привыкший давать уроки по готовым разработкам, как правило, не знаком со специальной педагогикой, обеспечивающей успешность обучения детей с различными нарушениями. Практика показывает наличие серьезных трудностей у педагогов в реализации задач инклюзивного образования, а также существующих проблем в области подготовки педагогов массовых школ в части освоения ими теории и практики специального образования. Наблюдается острый дефицит

педагогов дефектологического профиля. В то же время общеобразовательные организации нуждаются в системном, непрерывном, методическом сопровождении по реализации индивидуальных практик образования ребенка с ОВЗ в массовой школе.

До сегодняшнего дня отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (бывшие СКОУ 1-"УШ вида), практически не взаимодействовали с общеобразовательными школами, приступающими к решению общих задач по построению коррекционно-педагогического процесса обучения детей с ОВЗ. Инклюзия же, выступающая в качестве нового ориентира образовательной политики в области обучения детей с ОВЗ, требует перестройки всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей, так называемого слияния двух параллельно существующих систем общего и специального образования. В ситуации инклюзивного образования специальное образование должно прийти в массовую школу и стать профессиональным ресурсом обычного учителя. Ресурсы, в первую очередь человеческие (квалифицированные специалисты, компетентные в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ), сконцентрированные в коррекционных школах и необходимые для внедрения в общеобразовательных организациях, должны стать доступными для педагогов массовых школ [2, 3, 4].

В последние годы все более востребованным становится создание на базе образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, ресурсных центров как механизма движения зарождающейся инновационной практики инклюзивного образования. Решением Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было принято решение организовать деятельность Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО - Югры по вопросам инклюзивного

образования, способствующих оптимизации процесса обучения детей с ОВЗ. Приказом ДОиН ХМАО - Югры «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО - Югры по вопросам инклюзивного образования» № 85 от 31.01. 2014 г был утвержден перечень образовательных организаций по сопровождению инклюзивного образования [2]. В перечень указанных образовательных организаций вошло восемь образовательных учреждений.

Ресурс (от франц. ressource - вспомогательное средство) - «запас или источник чего-либо», «возможность для осуществления чего-либо», «средство, позволяющего с помощью определенных преобразований получить желаемый результат». Ресурсный центр рассматривается как структурное подразделение специальной школы, обеспечивающее концентрацию ресурсов определенного вида, в том числе человеческих (квалифицированных специалистов, компетентных в решении задач обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществе учащихся с ОВЗ) и материальных ресурсов (средств обучения и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, учебной и методической литературы и др.). Материальные, организационные и кадровые ресурсы центра, в свою очередь, призваны обеспечить эффективную организацию повышения компетентности (стажировки) педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Так, в учреждениях, на базе которых организованы ресурсные центры, созданы условия, соответствующие особым образовательным потребностям детей, осуществляется работа по коррекции и развитию нарушенных или задержанных в развитии психических функций, оптимизируется деятельность по социализации детей и укреплению их здоровья. В классах имеются специальные приспособления, обеспечивающие эффективный доступ ко всем учебным предметам. Каждая из школ имеет

уникальный опыт, собственную стратегию и тактику осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

На региональном уровне главной целью ресурсных центров является методическое сопровождение образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. В связи с этим перед ресурсными центрами ставятся следующие задачи:

- методическая помощь педагогическим работникам организаций автономного округа по овладению специальными подходами и методами обучения при организации инклюзивного образования;

- создание условий для получения педагогическими работниками теоретических и практических навыков осуществления учебной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистиче-ского спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ при организации инклюзивного образования на территории автономного округа;

- организация методического сопровождения в области индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации при организации инклюзивного образования.

В целом ресурсный центр является базой для проведения практических занятий (семинаров, практикумов) в соответствии с программой повышения компетентности педагогов ресурсных центров. Он обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта путем организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, к которым относятся научно-практические конференции, мастер-классы, творческие мастерские, школы передового педагогического опыта и другие мероприятия.

Выполнение функций ресурсного центра ведет к поиску специалистами творческих групп, созданных на базе центров, форм, методов ретрансляции традиций специального образования в практику массовых школ. В настоящее время это возможно с использованием тьюторского сопровождения, основными целями которого являются побуждение педагогов общеобразовательных школ к изменениям, обеспечение индивидуализации процесса подготовки педагогов к новой деятельности, содействие поиску внутренних и внешних образовательных ресурсов посредством организации продуктивной рефлексии [5]. Главной целью тьюторов является методическое обеспечение инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС и развитие профессиональной компетентности учителя. Тьюторы оказывают также консультативную помощь и методическое сопровождение стажёров, осуществляющих свою деятельность в области инклюзивного образования.

Деятельность ресурсного центра организуется в различных формах: практико-ориентированные семинары, мастер-классы, конференции, веб-семинары, педагогические блокноты, апгрейды, интернет-консультации и др. Любая работа в центре предполагает получение конкретного продукта, который может быть использован педагогом в практической деятельности. Так, например, продуктом взаимодействия специалистов ресурсного центра и общеобразовательной школы, осуществляющей инклюзивное образование, будет фрагмент адаптированной образовательной программы ученика, что станет основой для планирования коррекционных занятий, выбора форм работы, как с самим обучающимся, так и с его родителями.

Таким образом, использование и передача опыта специальных школ в форме организации на их базе ресурсных центров позволяет осуществить доступ специального образования в общеобразовательные организации и создать оптимальную образовательную среду для каждого учащегося.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон, [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3] / Департамент образования г. Москвы. -Москва: Школьная книга, 2013. - 240 с. - (Федеральный закон).

2. Об организации деятельности ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам инклюзивного образования [Электронные ресурсы]: приказ № 85 от 31.01.2014 г. ДОиМП ХМАО - Югры / Департамент образования и молодежной политики ХМАО - Югры. - URL: http://www. doinhmao.ru/Inclusive-education/law/ (дата обращения: 24.08.2015).

3. Беткер, Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Л.М. Беткер // Вестник угроведения. -2014. - № 3 (18) - С. 92-97.

4. Денискина, В.З. О формировании правильного отношения к дефекту / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - С. 55-61.

5. Кобрина, Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания / Л.М. Кобрина // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 14-19.

6. Логинов, Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе / Д.А. Логинов. - М.: Сентябрь, 2014. - 160 с.

References

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon, [prinjat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. № 273-F3] / Departament obrazovanija g. Moskvy. - Moskva: Shkol'naja kniga, 2013. - 240 s. - (Federal'nyj zakon).

2. Ob organizacii dejatel'nosti resursnyh centrov po soprovozhdeniju obrazovatel'nyh organizacij Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry po voprosam inkljuzivnogo obrazovanija [Jelektronnye resursy]: prikaz № 85 ot 31.01.2014 g. DOiMP HMAO - Jugry / Departament obrazovanija i molodezhnoj politiki HMAO - Jugry. - URL: http://www.doinhmao.ru/Inclusive-education/law/ (data obrashhenija: 24.08.2015).

3. Betker, L.M. Principy inkljuzivnogo obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obshheobrazovatel'noj shkole / L.M. Betker // Vestnik ugrovedenija. - 2014. - № 3 (18) -S. 92-97.

4. Deniskina, V.Z. O formirovanii pravil'nogo otnoshenija k defektu / V.Z. Deniskina // Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija. - 2012. - S. 55-61.

5. Kobrina, L.M. Otechestvennaja sistema special'nogo obrazovanija - fundament inkljuzivnogo obuchenija i vospitanija / L.M. Kobrina // Defektologija. - 2012. - № 3. - S. 14-19.

6. Loginov, D.A. Kak postroit' sistemu t'jutorskogo soprovozhdenija obuchajushhihsja v shkole / D A. Loginov. - M.: Sentjabr', 2014. - 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.