Научная статья на тему 'Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе'

Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПОДХОДЫ / EDUCATION LAW / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ADAPTATION TO STUDYING / PEDAGOGIC TECHNOLOGIES / INCLUSIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скамьянова Татьяна Юрьевна

Новый закон об образовании в Российской Федерации выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями, которые с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу. Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. Представлен анализ педагогического процесса адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схемы адаптационного взаимодействия его субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new law on education in the Russian Federation considers students with special educational needs who master the programme longer then it is standardized. Systematic collaboration of teachers and students in overcoming educational difficulties of future engineers should be carried out within the system of adaptation of students with special educational needs to study at a technical higher school. The article deals with the analysis of the pedagogical process of adaptation of such students to study at a technical higher school and includes the scheme of adaptation collaboration of its subjects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе»

2008 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://scibook. net/truda-psihologiya/ psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie. html.

2. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie regional'noj semejnoj politiki: avtoref. dis. .. .kand. ped. nauk/Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.

3. Zhegul'skaja Ju.V. Social'no-pedagogicheskaja adaptacija studentov vuza kul'tury i iskusstv sredstvami kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti: dis. ...kand. ped. nauk : 13.00.05. Kemerovo, 2014.

4. Korel' L. K. Sociologija adaptacij: voprosy teorii, metodologii i metodiki. Novosibirsk: Nauka, 2005.

5. Lagerev V.V. Soderzhanie, formy i metody obuchenija v vysshej shkole. Vyp. 3. M.: NIIVO, 1991.

6. Lahtin A.Ju. Teoreticheskie osnovy problemy adaptacii studentov k obucheniju v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury: monografija / Alt. gos. tehn. un-t, BTI. Bijsk: Izd-vo Alt. gos. tehn. un-ta, 2014.

7. Litvak R.A., Abramova A.V. Jetapy social'no-pedagogicheskoj adaptacii zhenshhin gruppy social'nogo riska // Vestnik ChGPU. 2011. №1. S. 6168.

8. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986.

9. Professional'nyj standart pedagoga (pedago-gicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) [Jelektronnyj resurs]. URL : https://www. google.ru.

10. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1976.

11. Solov'ev V. N. Adaptacija studentov k uchebnomu processu v vysshej shkole: dis. ... d-ra ped. nauk. Izhevsk, 2003.

Theoretical foundations of the issue of socio-pedagogic adaptation of a future teacher at a higher school

The article deals with the notion of socio-pedagogic adaptation of a teacher in the context of teacher's professional standard in the modern conditions of standardization, determines the role of the system of higher professional education in the process of socio-pedagogical adaptation of a teacher.

Key words: professional standard of a teacher, adaptation, socio-pedagogical adaptation, teaching at a higher school.

(Статья поступила в редакцию 12.04.2016)

О Скамьянова Т.Ю., 2016

т.ю. скамьянова

(Пермь)

педагогические условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе

Новый закон об образовании в Российской Федерации выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями, которые с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу. Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. Представлен анализ педагогического процесса адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, в том числе схемы адаптационного взаимодействия его субъектов.

Ключевые слова: закон об образовании, студенты с особыми образовательными потребностями, адаптация к обучению, педагогические технологии, инклюзивные подходы.

Закон об образовании в Российской Федерации (№ 273-Ф3 от 29.12.2012 г.) выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями. К ним он относит лиц с ограниченными возможностями здоровья [22, ст. 5, п. 5, 1; ст. 11, п. 6; ст. 48, п. 1, 6; ст. 79, п. 10]; с особенностями развития [Там же, ст. 3, п. 1, 8; ст. 34, п. 1, 2] и с нарушениями развития и социальной адаптации [Там же, ст. 5, п. 5, 1]. Чаще других занимаются учебной деятельностью, например в высшем техническом учебном заведении, сироты - как действительно не имеющие одного или обоих родителей, так и переживающие состояние социального сиротства; инвалиды или лица с серьезными хроническими заболеваниями; беременные студентки; студенты с длительным перерывом в образовании; лица, склонные к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки.

Студенты-инвалиды - неоднородная группа. Международные требования предусматривают доступность для инвалидов любых форм

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

профессионального обучения [4, с. 31; 13, с. 4]. Студенты с хроническими заболеваниями - также неоднородная группа. Объединяющим их признаком может стать необходимость для каждого такого студента в специализированной медицинской помощи, регламентируемой стандартами Министерства здравоохранения и социального развития РФ [15]. Поскольку студенты с хроническими заболеваниями и, тем более, инвалиды определенное медицинскими стандартами время должны посвящать восстановлению своего здоровья, и те и другие значительно чаще практически здоровых студентов отсутствуют на аудиторных занятиях.

Учебную деятельность студентов-сирот регламентирует множество нормативных материалов [2; 6]. Они с трудом овладели предметами общеобразовательного цикла, не могут применять даже имеющиеся у них знания для решения новых задач, им проще работать по образцу [6, с. 19].

К категории студентов, склонных к переутомлению при интенсивных интеллектуальных нагрузках, относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения, обладающих ситуационно-обусловленными личностными реакциями, неврозами при выполнении нормативных учебных заданий. О таких студентах пишут как педагоги высшей школы, так и наблюдающие их врачи. Так, О.Е. Пискун считает, что в технические вузы стали поступать лица, интеллектуальные способности (логическое мышление) которых недостаточны для успешной адаптации к процессу обучения [12, с. 125]. У студентов, склонных к переутомлению, снижена скорость освоения учебного материала. Е.М. Ревенко и В.А. Сальников отмечают, что условия и содержание тех или иных задач ставят учащихся, различающихся психофизиологическими особенностями, в неравные условия [16, с. 84].

к категории студентов зрелого возраста относят субъектов педагогической системы вуза по достижении ими 23 лет, т. е. по завершении юношеского периода социализации. такого мнения придерживаются А.в. Мудрик, Р.К. Мертон, А.Ю. Маленова. Студенты зрелого возраста страдают от дефицита времени. Они активно управляют своей учебной деятельностью. Исследователи отмечают у этих студентов наличие различных стратегий сопротивления стрессам [8, с. 60].

Беременные студентки испытывают чувство тревоги, нуждаются в поддержке [7, с. 14]. Им необходимы дополнительные перерывы в учении.

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Студенты с особыми образовательными потребностями с существенным запозданием осваивают учебную программу [19, с. 24], поэтому в настоящее время существует проблема сохранения контингента таких студентов. Этот вывод подтверждается, например, тем, что на протяжении 17 лет (19992015) на одной из мало престижных специальностей Пермского национального исследовательского политехнического университета, где учатся в основном лица с особыми образовательными потребностями, число студентов уже на 3-м курсе составляло от 25 до 67% от числа принятых абитуриентов. Анализ статистических данных [1; 5] свидетельствует о весьма значительном сокращении числа студентов в различных регионах Российской Федерации - по причине отчисления из-за слабой успеваемости. Соотношение между выпускниками вузов и абитуриентами, зачисленными на первый курс, например по Пермской области на 1.10.2003 г., в среднем составляло 68,34%.

Считаем, что для лиц с особыми образовательными потребностями необходимо подобрать педагогические условия, снимающие их учебные трудности и постепенно повышающие их учебные возможности до нормативных. Однако в настоящее время в педагогической науке и практике отсутствуют теоретические представления об инклюзивных подходах, повышающих учебную успешность студентов с особыми образовательными потребностями, хотя для практически здоровых и социально успешных студентов такие подходы найдены и изучены. Известны педагогические технологии, повышающие учебную успешность студентов технических вузов, однако нет научных сведений о возможности их реализации в среде студентов с особыми образовательными потребностями. Поэтому научная новизна представленного исследования состоит в определении совокупности педагогических условий, содержания, форм и методов адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе.

Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе [17, с. 87]. Целью исследования являлась экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное функ-

ционирование предложенной системы, позволяющих повысить учебную успешность таких студентов.

Исследование проводилось в Пермском национальном исследовательском политехническом университете с 2010-го по 2015 г. В разных формах работы приняли участие 492 человека. в статье речь пойдет об адаптации к учебному процессу технического университета первокурсников трех факультетов, посещавших дополнительные курсы, функционировавшие как система адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе. Входной контроль социальной и учебной успешности первокурсников в самом начале их учебной деятельности - в сентябре 2014/15 уч. года - показал, что от одной трети до половины студентов мало престижных специальностей испытывают затруднения при выполнении нормативных учебных заданий, для которых необходимо уверенное владение компетенциями, освоенными в средней школе. Для того чтобы эта часть студентов смогла успешно пройти промежуточный и итоговый контроль в осеннем семестре, администрацией факультетов было принято решение об организации дополнительных курсов для первокурсников, функционирующих как система адаптации к обучению в техническом вузе.

Система позволяет тем студентам, которые из-за своей слабой успеваемости с большой вероятностью были бы отчислены, восполнить тот объем определенных государственным образовательным стандартом компетенций, который им необходим для формирования профессиональной компетентности инженера. Все студенты - лица с особыми образовательными потребностями: 44 - с факультета прикладной механики и математики (ФПММ); 50 - с аэрокосмического факультета (АкФ); 41 - с механико-технологического факультета (МТФ).

Педагогический процесс в системе адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе представлен на рис. 1 (см. с. 42). В его структуре центральное место занимают различные виды деятельности его субъектов. Содержательная часть взаимодействия субъектов педагогического процесса представлена в центре рис. 1.

Мы предлагаем при организации педагогического процесса, участниками которого являются студенты с особыми образовательными потребностями, опираться на следующие ин-

клюзивные подходы: здоровьесберегающий, интерактивный и эвристический [17, с. 87-88]. Определив инклюзивные подходы, наиболее полно повышающие эффективность педагогического взаимодействия студентов с особыми образовательными потребностями и преподавателей, мы подобрали такие педагогические технологии, которые позволяют реализовать эти подходы. Из многих десятков традиционных и современных педагогических технологий нами отобраны и апробированы следующие: технология контекстного обучения (А.А. Вербицкий); технология учения через обучение (Ж.-П. Мартан); технология разноуровневого обучения (М.Ю. Бухаркина) [Там же, с. 88]. Упомянутые технологии разработаны для обучения практически здоровых студентов, но могут быть полезны и для лиц с особыми образовательными потребностями. Но поскольку каждая из категорий таких студентов имеет характерные черты, мы сочли необходимым адаптировать эти технологии, приспособить их для наиболее эффективного воздействия именно на студентов с особыми образовательными потребностями [18, с. 263-265].

Линейная схема взаимодействия субъектов педагогического процесса представлена на рис. 2. На первом этапе взаимодействия педагога и студента с особыми образовательными потребностями проводится анкетирование обучающегося, обработка педагогом системы адаптации полученной информации. На втором этапе взаимодействия в беседе с педагогом системы адаптации может выясниться, что молодой человек не может определить причины своих неудач, тогда воспитатель вместе с ним анализирует его учебную деятельность и предлагает те виды адаптационного взаимодействия, которые будут наиболее эффективны именно для него. Если студент знает причины своей учебной неуспешности, в беседе с педагогом определяются те виды адаптации, которые помогут ему догнать своих однокурсников. в том случае, когда студент знает и причины своего отставания, и виды деятельности для их устранения, но не имеет желания реализовать намеченные действия, ему предлагается цикл занятий по усилению мотивации к учению [10, с. 12]. На третьем этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса реализуются те виды адаптации, которые были подобраны. Система адаптации предполагает следующие ее виды: комплексное сопровождение образовательного процесса [там

различные виды деятельности субъектов педагогического процесса

организационная

стимулирующая

коммуникационная

Взаимодействие субъектов педагогического процесса

I

Инклюзивные подходы:

здоровьесберегающий, интерактивный, эвристический

Адаптированные педагогические технологии:

контекстного обучения, разноуровневого обучения, учения через обучение

Методики развития самосознания, организации деятельности, самовоспитания

Деятельность студента

<

Самостоятельная учебная работа] [Самообразс

коммуникативная

познавательная

самооценивающая

осваивающая

мотивационная

Результат: профессионально компетентный инженер (ответственный, критически мыслящий, способный к обучению, активный, инициативный и т.д.)

рис. 1. Педагогический процесс в системе адаптации студентов

же, с. 16-17], спектр специализированных адаптационных дисциплин (модулей) [10, с. 12], спектр нормативных дисциплин (модулей).

Часть видов комплексного сопровождения образовательного процесса (медицинско-оздоровительное, социальное) предполагает участие других подразделений вуза в решении проблем студентов, но подробную информацию о деятельности этих отделов молодой человек получает от педагога системы адаптации. Воспользоваться ли ему предлагаемой помощью, решает сам студент. Специализированные адаптационные дисциплины (модули) образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных нужд студентов с особыми образовательными потребностями, дисциплины выбираются самим студентом, это требование отражено в методических рекомендациях [Там же]. Спектр нормативных дисциплин (модулей) также от семестра к семестру изменяется в зависимости от учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями.

Реализация всех видов адаптации с опорой на циклическую схему взаимодействия субъектов педагогического процесса стабильно повышает учебные возможности студентов с особыми образовательными потребно-

стями до нормативных. Циклическая схема взаимодействия субъектов представлена на рис. 3 (см. с. 44). Она отражает и виды индивидуальной деятельности субъектов, в развернутом виде показанные на рис.1 («Деятельность педагога», «Деятельность студента»). На первом этапе взаимодействия деятельность педагога доминирует над деятельностью студента с особыми образовательными потребностями. Педагог организует, стимулирует, в значительной мере осуществляет коммуникационное взаимодействие со студентом. Деятельность студента ограничивается коммуникативным и осваивающим видами. На втором этапе взаимодействия педагог системы адаптации и студент являются равноправными участниками процесса. К видам деятельности педагога добавляется оценка проделанной студентом работы. Студент включается, кроме коммуникативного и осваивающего, в познавательный и самооценивающий виды деятельности. На третьем этапе взаимодействия за педагогом остаются лишь рефлексивный и, в меньшей мере, оценочный виды деятельности. Студент, напротив, становится активным; его самовоспитание опирается на рефлексивный, моти-вационный и творческий виды деятельности. Происходит передача ответственности за результаты выполняемой работы от педаго-

рис. 2. Линейная схема взаимодействия субъектов педагогического процесса

га к обучающемуся (см. рис. 3 на с. 44) [20, с. 140].

Например, при таком виде комплексного сопровождения образовательного процесса, как организационно-педагогическое, на одной из первых встреч со студентом педагог системы адаптации может посоветовать ему цикловое выполнение лабораторных ра-

бот по одной из дисциплин. Такое выполнение предполагает согласование времени проведения работ между студентом с особыми образовательными потребностями и представителями кафедры, за которой закреплена дисциплина, уменьшает время на подготовку студента к работам и на сдачу зачета после их выполнения. Эти преимущества весьма значимы

Деятельность педагога: воздействие

Лея Te.it ность :

Деятельность педагога: взаимодействие

:

нчаим «действие

Деятельность педапс«;

ролрововдгав?

О

:

самовоспитание

Рис. 3. Циклическая схема взаимодействия субъектов педагогического процесса

для лиц с особыми образовательными потребностями, поскольку у них значительная часть времени тратится на выполнение предписаний лечащих врачей. Если на одной из первых бесед студент лишь прислушивается к совету педагога, то через несколько встреч уже советуется с ним о принятом им самим решении подготовиться и отработать несколько лабораторных сразу по выбранной дисциплине.

На заключительных встречах с педагогом системы адаптации молодой человек сообщает своему старшему коллеге о выполненной работе и обсуждает с ним свои предложения по дальнейшей индивидуализации образовательного маршрута. Применение методик развития самосознания, организации деятельности, самовоспитания лиц с особыми образовательными потребностями при осуществлении педагогического процесса постепенно снимает учебные трудности таких студентов и повышает их учебные возможности до нормативных.

Программа исследования включала три этапа: первый - диагностика учебной неуспешности студентов с особыми образовательными потребностями; второй - выбор видов адаптационного взаимодействия; третий - реализация тех видов адаптации, которые были

подобраны. кроме того, в начале исследования была изучена литература по упомянутой проблеме, а после завершения эксперимента проанализированы его результаты.

критериями оценки успешности адаптации студентов к обучению в техническом вузе были выбраны: своевременное выполнение нормативных требований учебного процесса; самооценка студентами с особыми образовательными потребностями своей учебной успешности; положительные изменения мотиваций студентов, участвующих в педагогическом процессе адаптационной системы. Сведения о своевременном выполнении нормативных требований учебного процесса студентами с особыми образовательными потребностями, фиксирующиеся педагогами-предметниками в бланках отчетности по успеваемости всех студентов, мы, как правило, узнавали у самих студентов. Оценка студентами своей учебной успешности определялась путем вербальных и текстовых опросов. для диагностики изменения мотивации студентов с особыми образовательными потребностями, участвующих в педагогическом процессе в адаптационной системе, использовался тест Е.С. Павловой (Тольяттинский государственный университет), предложенный в

2014 г. после адаптации тестов О.С. Гребеню-ка, где в качестве факторов выбраны признаки свойств мотивации: социальной направленности, предметной направленности и динамичности [11, с.161-162].

Экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, подтвердила эффективность предложенного взаимодействия между субъектами педагогического процесса. система позволяет тем студентам, которые из-за своей слабой успеваемости с большой вероятностью были бы отчислены, восполнить тот объем определенных государственным образовательным стандартом компетенций, который им необходим для формирования профессиональной компетентности инженера, что показано в таблице.

своевременное выполнение нормативных требований учебного процесса студентами с особыми образовательными потребностями

Уровень успешности, Факультет

% от общего числа студентов ФПММ АКФ МТФ

Сессию сдали в нормативные 30 25 20

сроки без троек с одной или

несколькими отличными

оценками

Сессию сдали в нормативные 40 30 45

сроки

Сессию сдали позже 20 40 30

нормативных сроков

Имеют 1-2 долга по зачетам 10 5 5

или экзаменам

Так, по результатам анализа учебной успешности студентов трех факультетов политехнического университета можно сделать вывод о том, что от 55 до 70% студентов с особыми образовательными потребностями после одного семестра взаимодействия с педагогами в рамках системы адаптации повысили свою учебную успешность до нормативного уровня. Другая часть студентов воспользовалась каникулярным временем и к началу следующего семестра достигла нормативного уровня. Количество студентов, значительно отстающих от нормативных требований, уменьшилось до 5-10%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При комплексном сопровождении образовательного процесса в рамках предложенной системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обу-

чению в техническом вузе к вопросу оценки своей учебной успешности студент обращается неоднократно. Фиксирует наличное состояние показателя, подбирает с помощью педагога системы адаптации виды адаптационного взаимодействия. Реализуя их, оценивает их эффективность для себя лично и в итоге этой деятельности действительно становится более успешным. Такими считают себя более 90% респондентов.

В рамках предложенной системы адаптации студентами с особыми образовательными потребностями был освоен модуль по усилению мотивации к учебной деятельности по избранной специальности (см. рис. 2). Для того чтобы определить, повлиял ли цикл занятий по усилению мотивации к учебной деятельности по избранной специальности на студентов с особыми образовательными потребностями, мы обратились к методам математической статистики [9, с. 406; 21, с.11]. Выполнив вычисления, получили, что истинное значение прироста баллов мотивации Пм описывается математическим выражением

Пм = (8,875 ± 1,628) при Р = 0,95.

Таким образом, истинное значение прироста баллов мотивации студентов с особыми образовательными потребностями находится в интервале от 7 до 10, это означает, что 95 из 100 шансов - за то, что цикл занятий по усилению мотивации к учебной деятельности по избранной специальности повлиял на студентов с особыми образовательными потребностями. однако по отношению группирования прироста по признакам свойств мотивации и степени их выраженности у студентов с особыми образовательными потребностями прирост баллов имел рассредоточенный характер, что отличает их от практически здоровых однокурсников.

Таким образом, экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, показала, что взаимодействие с педагогами системы адаптации повышает самооценку таких студентов, усиливает их мотивацию к учебной деятельности по избранной специальности. Предложенные педагогические условия позволяют, например, студентам-первокурсникам с особыми образовательными потребностями сохранять и даже улучшать (до одной трети респондентов) состояние здоровья.

Две трети студентов с особыми образовательными потребностями после одного семестра взаимодействия с педагогами в рамках системы адаптации повышают свою учебную успешность до нормативного уровня. После двух семестров адаптационного взаимодействия с педагогами студенты с особыми образовательными потребностями могут выйти на уровень «хорошо» по большинству изучаемых ими предметов. После семи семестров взаимодействия студенты с особыми образовательными потребностями осуществляют смену познавательных потребностей на профессиональные [3, с. 129], корректируют выбор специальности и осознанно повышают учебную успешность до запланированного ими уровня («хорошо», «хорошо и отлично»). По данным Министерства образования и науки РФ, число бюджетных мест, выделяемых вузам России, в настоящее время превышает 576 тыс. [14]; число контрактных мест также исчисляется сотнями тысяч. Ежегодно с дневной и заочной форм обучения по причине неуспеваемости отчисляются до 10% студентов. Поэтому сохранение в контингенте студентов до двух третей лиц с особыми образовательными потребностями, которые из-за своей слабой успеваемости с большой вероятностью были бы отчислены, весьма значимо для сферы образования.

список литературы

1. Аккредитированные высшие учебные заведения (по состоянию на 1 сентября 2009 года): справочник. Йошкар-Ола: Ред. журн. «Аккредитация в образовании», 2010.

2. В добрый путь, выпускник!: сб. нормативных правовых док. и метод. материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2006.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

4. Вопросы труда инвалидов. Кодекс практики МБТ. Женева: Междунар. бюро труда, 2002.

5. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: стат. справочник / под ред. акад. РАЕН А.Я. Савельева. М.: НИИВО, 2004.

6. Дополнительная образовательная программа «Соучастие в судьбе»: сб. прогр.-метод. материалов. Пермь: ОТ и ДО, 2010.

7. Жаркова О.С., Уразаев А.М., Берестне-ва Е.В. Личностные особенности беременных женщин, ожидающих рождения первого ребенка// Бюл-

летень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2013. № 3-1 (91). С. 13-15.

8. Маленова А.Ю. Особенности отношения и копинг-поведения студентов зрелого возраста в ситуации экзаменационной аттестации // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2012. № 1. С. 59-67.

9. Математическая статистика: учебник для вузов / В.Б. Горяинов, И.В. Павлов, Г.М. Цветкова и др.; под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. С. 406.

10. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса / М-во образования и науки российской Федерации. М., 2014.

11. Павлова Е.С. Диагностика мотивации студентов вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-2. С. 159-162.

12. Пискун О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 11. С. 123-125.

13. Право детей с ограниченными возможностями на образование: подход к инклюзивному образованию, основанный на соблюдении прав человека, в регионе ЦВЕ/СНГ// United Nations Children's Fund (UNICEF). 2011.

14. Пресс-служба Минобрнауки [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20150226/ 1049709642.html (дата обращения: 9.03.2016 г.).

15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 11.05.2007 г. № 327 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической об-структивной болезнью легких (при оказании специализированной помощи)» (любое изд.).

16. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Типологические особенности проявления свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта // казанский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 76-86.

17. Скамьянова Т.Ю. Адаптационное педагогическое взаимодействие // Высшее образование сегодня. 2015. № 9. С. 86-90.

18. Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. № 7.

19. Скамьянова Т.Ю. Анализ учебной успешности студентов-первокурсников виктимного типа поведения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 5. С. 23-24.

20. Скибицкий Э.Г. Педагогическая поддержка самостоятельной учебной работы студентов экономического вуза // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 137-146.

21. Фастовец Н.О., Попов М.А. Математическая статистика; примеры, задачи и типовые задания / каф. высш. математики РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. М., 2012. С. 11.

22. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (любое изд.).

* * *

1. Akkreditirovannye vysshie uchebnye zave-denija (po sostojaniju na 1 sentjabrja 2009 goda): spravochnik. Joshkar-Ola: Red. zhurn. «Akkreditacija v obrazovanii», 2010.

2. V dobryj put', vypusknik!: sb. normativnyh pravovyh dok. i metod. materialov po voprosam zashhity prav detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, lic iz ih chisla. Perm': Izd-vo PONICAA, 2006.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. M.: Logos, 2009.

4. Voprosy truda invalidov. Kodeks praktiki MBT. Zheneva: Mezhdunar. bjuro truda, 2002.

5. Vysshee i srednee professional'noe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: stat. Spravochnik / pod red. akad. RAEN A.Ja. Savel'eva. M.: NIIVO, 2004.

6. Dopolnitel'naja obrazovatel'naja programma «Souchastie v sud'be»: sb. progr.-metod. materialov. Perm': OT i DO, 2010.

7. Zharkova O.S., Urazaev A.M., Berestneva E.V. Lichnostnye osobennosti beremennyh zhenshhin, ozhidajushhih rozhdenija pervogo rebenka// Bjulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra SO RAMN.

2013. № 3-1 (91). S. 13-15.

8. Malenova A.Ju. Osobennosti otnoshenija i koping-povedenija studentov zrelogo vozrasta v situacii jekzamenacionnoj attestacii // Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Psihologija. 2012. № 1. S. 59-67.

9. Matematicheskaja statistika: uchebnik dlja vuzov / V.B. Gorjainov, I.V. Pavlov, G.M. Cvetkova i dr.; pod red. V.S. Zarubina, A.P. Krishhenko. M.: Izd-vo MGTU im. N.Je. Baumana, 2001. S. 406.

10. Metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel'nogo processa dlja obuchenija invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obrazovatel'nyh organizacijah vysshego obrazovanija, v tom chisle osnashhennosti obrazovatel'nogo processa / M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. M.,

2014.

11. Pavlova E.S. Diagnostika motivacii studentov vuzov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014. № 2-2. S. 159-162.

12. Piskun O.E. Vlijanie osobennostej intellekta na adaptaciju studentov k obucheniju v tehnicheskom vuze // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. № 11. S.123-125.

13. Pravo detej s ogranichennymi vozmozhnostjami na obrazovanie: podhod k inkljuzivnomu obrazovaniju, osnovannyj na sobljudenii prav cheloveka, v regione

CVE/SNG// United Nations Children's Fund (UNICEF). 2011.

14. Press-sluzhba Minobrnauki [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/society/20150226/ 1049709642.html (data obrashhenija: 9.03.2016 g.).

15. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i so-cial'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 11.05.2007 g. № 327 «Ob utverzhdenii standarta medicinskoj pomoshhi bol'nym s hronicheskoj obstruktivnoj bolezn'ju legkih (pri okazanii specializirovannoj pomoshhi)» (ljuboe izd.).

16. Revenko E.M., Sal'nikov V.A. Tipologicheskie osobennosti projavlenija svojstv nervnoj sistemy u studentov, razlichajushhihsja urovnem intellekta // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 76-86.

17. Skam'janova T.Ju. Adaptacionnoe pedago-gicheskoe vzaimodejstvie // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. № 9. S. 86-90.

18. Skam'janova T.Ju. Adaptirovannye pedago-gicheskie tehnologii // European Social Science Journal. 2015. № 7.

19. Skam'janova T.Ju. Analiz uchebnoj uspeshnosti studentov-pervokursnikov viktimnogo tipa povedenija // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012. № 5. S. 23-24.

20. Skibickij Je.G. Pedagogicheskaja podderzhka samostojatel'noj uchebnoj raboty studentov jekonomi-cheskogo vuza // Innovacii v obrazovanii. 2011. № 1. S. 137-146.

21. Fastovec N.O., Popov M.A. Matematicheskaja statistika; primery, zadachi i tipovye zadanija / kaf. vyssh. matematiki RGU nefti i gaza im. I. M. Gubkina. M., 2012. S. 11.

22. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (ljuboe izd.).

Pedagogic conditions of adaptation of students with special educational needs to study at a technical higher school

The new law on education in the Russian Federation considers students with special educational needs who master the programme longer then it is standardized. Systematic collaboration of teachers and students in overcoming educational difficulties of future engineers should be carried out within the system of adaptation of students with special educational needs to study at a technical higher school. The article deals with the analysis of the pedagogical process of adaptation of such students to study at a technical higher school and includes the scheme of adaptation collaboration of its subjects.

Key words: education law, students with special educational needs, adaptation to studying, pedagogic technologies, inclusive approaches.

(Статья поступила в редакцию 16.12.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.