Научная статья на тему 'Условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательному процессу вуза'

Условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательному процессу вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION ACT / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ADAPTATION TO LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скамьянова Т.Ю.

Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2014 г. выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями. Сегодня существует проблема сохранения контингента таких студентов из-за их низкой учебной успешности. Закон обязывает организации высшего профессионального образования создавать для обучающихся с особыми образовательными потребностями специальные условия. В статье предложено при организации педагогического процесса с такими студентами опираться на следующие педагогические технологии: технологию разноуровневого обучения, автор М.Ю. Бухаркина; технологию контекстного обучения, автор А.А. Вербицкий; технологию учения через обучение, разработанную и впервые примененную на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Представлена авторская модель педагогических условий. Важная проблема сохранения здоровья таких студентов, как того требует законодательный акт, может быть решена путем реализации педагогического процесса с опорой на здоровьесберегающий подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скамьянова Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation Educational Act № 273-ФЗ dated 29.12.2014 highlights of the total number of enrolled persons with special educational needs. Today there is the problem of preserving the contingent of students because of their low educational success. The Act requires organizations of higher professional education to create a special conditions for the students with special educational needs. The article suggests organization of the educational process with such students based on the following educational technology: technology multi-level learning by M. Bukharkina; contextual learning technology, by A. Verbitsky; learning through learning technology developed and first applied in practice by Ayhshtett University professor Dr. Jean-Paul Martan. The article presents the author's model of pedagogical conditions. Important problem of maintaining the health of these students, as required by legislation, can be solved by implementing the pedagogical process suppored by health-preserving approach.

Текст научной работы на тему «Условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательному процессу вуза»

УДК 378.172 - 056.26 : 37.062.3

Т. Ю. Скамьянова

Условия адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательному процессу вуза

Закон об образовании в Российской Федерации № 27Э-ФЗ от 29.12.2014 г. выделяет из общего числа обучающихся лиц с особыми образовательными потребностями. Сегодня существует проблема сохранения контингента таких студентов из-за их низкой учебной успешности. Закон обязывает организации высшего профессионального образования создавать для обучающихся с особыми образовательными потребностями специальные условия. В статье предложено при организации педагогического процесса с такими студентами опираться на следующие педагогические технологии: технологию разноуровневого обучения, автор М.Ю. Бухаркина; технологию контекстного обучения, автор А.А. Вербицкий; технологию учения через обучение, разработанную и впервые примененную на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Представлена авторская модель педагогических условий. Важная проблема сохранения здоровья таких студентов, как того требует законодательный акт, может быть решена путем реализации педагогического процесса с опорой на здоровьесберегающий подход.

The Russian Federation Educational Act № 27Э-ФЗ dated 29.12.2014 highlights of the total number of enrolled persons with special educational needs. Today there is the problem of preserving the contingent of students because of their low educational success. The Act requires organizations of higher professional education to create a special conditions for the students with special educational needs. The article suggests organization of the educational process with such students based on the following educational technology: technology multi-level learning by M. Bukharkina; contextual learning technology, by A. Verbitsky; learning through learning technology developed and first applied in practice by Ayhshtett University professor Dr. Jean-Paul Martan. The article presents the author's model of pedagogical conditions. Important problem of maintaining the health of these students, as required by legislation, can be solved by implementing the pedagogical process suppored by health-preserving approach.

Ключевые слова: Закон об образовании; студенты с особыми образовательными потребностями; адаптация к обучению; педагогические технологии.

Key words: Education Act; students with special educational needs; adaptation to learning; educational technologies.

© Скамьянова Т. Ю., 2016

Введение

В последние десятилетия среди студентов высших инженерных учебных заведений из года в год увеличивается доля лиц, характеризующихся ограниченными возможностями здоровья, отсутствием социального благополучия. В нормативных документах такие лица названы студентами с особыми образовательными потребностями. Федеральным законом № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. определен круг обучающихся с особыми образовательными потребностями. К студентам с особыми образовательными потребностями закон № 273-Ф3 относит лиц с ограниченными возможностями здоровья [20, ст. 5, п. 5, п.п. 1; ст.11, п. 6; ст. 48, п. 1, п.п. 6; ст. 79, п. 10]; лиц с особенностями развития [20, ст. 3, п.1. п.п. 8; ст. 34, п. 1, п.п. 2] и лиц с нарушениями развития и социальной адаптации [20, ст. 5, п. 5, п.п. 1]. К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся: студенты-сироты; студенты-инвалиды или лица с серьезными хроническими заболеваниями; беременные студентки; студенты с длительным перерывом в образовании; лица, склонные к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки. Студентами с особенностями развития следует считать студентов-сирот, студентов-инвалидов. У этих категорий студентов, а также у студентов, склонных к переутомлению от интенсивной интеллектуальной нагрузки, возможны нарушения развития и социальной адаптации.

Краткая характеристики студентов

с особыми образовательными потребностями

К категории студентов, склонных к переутомлению при интенсивных интеллектуальных нагрузках, относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения, обладающих ситуационно-обусловленными личностными реакциями, неврозами при выполнении нормативных учебных заданий. О таких студентах пишут как педагоги высшей школы, так и наблюдающие их врачи. Так, Т.Б. Дмитриева среди диагностических критериев таких обучающихся на первое место выдвигает дефицит внимания пациентов; Е.М. Ревенко, В.А. Сальников отмечают, что условия и содержание тех или иных задач ставят учащихся, различающихся психофизиологическими особенностями, в неравные условия [13, с. 84]. О.Е. Пискун считает, что в технические высшие учебные заведения стали поступать лица, интеллектуальные способности (логическое мышление) которых недостаточны для успешной адаптации к процессу обучения [9, с. 125]. У таких лиц занижена скорость освоения нормативного учебного материала.

К категории студентов зрелого возраста относят субъектов педагогической системы высшего учебного заведения по достижении

ими 23 лет, т. е. по завершении юношеского периода социализации. Такого мнения придерживаются А.В. Мудрик, Р.К. Мертон, А.Ю. Маленова. Исследователи отмечают у этих студентов наличие различных стратегий сопротивления стрессам [7, с. 60]. Студенты зрелого возраста страдают от дефицита времени.

Студентки в состоянии беременности испытывают чувство тревоги, нуждаются в поддержке [б, с. 14; 18, с. 9]. Им необходимы дополнительные перерывы в учении.

Учебную деятельность студентов-сирот регламентирует множество нормативных материалов [2, 5]. Эти абитуриенты с трудом овладели предметами общеобразовательного цикла, не могут применять даже имеющиеся у них знания для решения новых задач, им проще работать по образцу [5, с. 19].

Студенты-инвалиды - неоднородная группа. Международные требования предусматривают доступность для инвалидов любых форм профессионального обучения [10, с. 4; 4, с. 31]. Студенты с хроническими заболеваниями также неоднородная группа. Объединяющих их признаком может стать необходимость получения каждым таким студентом специализированной медицинской помощи, в том числе и за счет учебного времени, регламентируемой стандартами Министерства здравоохранения и социального развития РФ [12].

Проблема сохранения контингента таких студентов

Анализ учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями показал, что они с существенным запозданием от нормативных сроков осваивают учебную программу [9, с. 125; 17, с. 24], поэтому в настоящее время существует проблема сохранения контингента таких студентов. Во исполнение требований Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования обязаны создавать для таких обучающихся специальные условия [20, ст. 48, п. 1, п.п. 6; ст. 79, п. 10], используя различные педагогические подходы и методы [20, ст. 5, п. 5, п.п. 1]. Для выбора педагогических условий успешной адаптации студентов с особыми образовательными возможностями к педагогическому процессу важно выявить, с какими трудностями встречаются эти студенты в учебной деятельности.

Программа исследования

Работа проводится в Пермском национальном исследовательском политехническом университете во исполнение требований Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.

Программа исследования включала пять этапов: начальный -для определения спектра проблем, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники с особыми образовательными потребностями; второй - для проверки выявленных причин слабой учебной успешности таких студентов на большом количестве респондентов; третий - для подбора педагогических условий, позволяющих повысить учебную успешность таких студентов; четвертый - для экспериментальной проверки выбранных педагогических условий и пятый - для анализа повышения учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями [19].

В первом этапе исследования принимали участие три группы студентов с особыми образовательными потребностями. Во втором и четвертом этапах исследования принимали участие студенты трех факультетов: прикладной механики и математики (ФПММ), 44 чел.; аэрокосмического (АКФ), 50 чел.; механико-технологического (МТФ), 41 чел. На третьем этапе исследования после анализа полученных данных определялись педагогические условия наиболее эффективные для реализации педагогического процесса с участием студентов с особыми образовательными потребностями. На пятом этапе исследования проводился анализ его результатов.

Причины слабой учебной успешности студентов

В результате проведения первого этапа исследования мы выявили, что чаще других причин своей низкой учебной успешности студенты с особыми образовательными потребностями называют следующие: недостаточность школьных знаний; пропуск аудиторных занятий по уважительным причинам, связанным с состоянием здоровья респондентов; отсутствие желания учиться на специальности, которая им неинтересна, респонденты подтвердили, что выбирали специальность поспешно. Второй этап исследования подтвердил выявленные причины слабой учебной успешности таких студентов.

Результаты второго этапа исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Причины низкой учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями, % от числа респондентов

Причины Количество респондентов, назвавших их

Пропуск не менее 10 % ч аудиторных занятий 46-50

Недостаточность школьных знаний 32-34

Поспешность в выборе специальности 20-25

Наличие диапазона в количестве процентов объясняется небольшой разницей в ответах респондентов с разных факультетов.

Таким образом, педагогический процесс, субъектами которого являются лица с особыми образовательными потребностями, необходимо проектировать и осуществлять с учетом их наличных учебных возможностей. Прежде всего, это организация здоровьесберегающей среды образовательного процесса.

Подбор эффективных педагогических условий

Считаем, что для лиц с особыми образовательными потребностями необходимо подобрать педагогические условия, снимающие их учебные трудности и постепенно повышающие их учебные возможности до нормативных. Систематическое взаимодействие педагогов и студентов по преодолению учебных трудностей будущих инженеров рационально проводить в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе [15, с. 87].

Для совершенствования образовательной практики Н.М. Борыт-ко рекомендует создавать модель педагогических условий как педагогической среды становления исследуемого свойства [1, с. 127]. Модель педагогических условий как педагогической среды становления адаптированности (рис.) включает содержательно-технологические, кадровые и материальные условия. В нашем исследовании понятие «адаптированность» отражает результативную сторону процесса адаптации.

Мы предлагаем при организации педагогического процесса, участниками которого являются студенты с особыми образовательными потребностями, опираться на следующие подходы, важные для организации инклюзивного образования: здоровьесберегающий (Н.Ф. Измеров и др.) и компетентностный (А.В. Хуторской, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.).

Продуктивная практика адаптации, в основу которой положены принципы функционирования образовательной среды (принцип доступности, принцип связи с жизнью, принцип предметно-практической деятельности, принцип оптимизма, принцип фасили-тации [14, с. 246]), по нашему убеждению, может быть усилена следующими принципами: учета индивидуальных особенностей субъектов образования, элективности и конфиденциальности.

Определив подходы и принципы, наиболее полно повышающие эффективность педагогического взаимодействия студентов с особыми образовательными потребностями и преподавателей, мы подобрали такие педагогические технологии, которые позволяют их реализовать.

Содержательно-

Рисунок. Модель педагогических условий

Из многих десятков традиционных и современных педагогических технологий нами отобраны и экспериментально проверены следующие.

Технология контекстного обучения, автор А.А. Вербицкий; технология разноуровневого обучения, автор М.Ю. Бухаркина; технология учения через обучение, разработанная и впервые примененная на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном.

Выбранные нами педагогические технологии разработаны для обучения практически здоровых студентов. Авторская адаптация педагогических технологий учитывает ценностные ориентации каждой категории таких лиц и их характерные черты, наиболее значимые для осуществления педагогического процесса получения высшего образования [16].

Содержание педагогического процесса в системе адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе определяется специально отобранным объемом определенных государственным образовательным стандартом компетенций, ориентированных на формирование профессиональной компетентности будущего инженера, а именно: общекультурных, специализированных, профессиональных, специальных. Этот объем определяется разницей между нормативными и наличными учебными возможностями студента-первокурсника, которая фиксируется педагогами-предметниками в самом начале учебной деятельности студентов и осваивается только студентами с особыми образовательными потребностями (см. рис.).

Специализированные адаптационные дисциплины (модули) образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных нужд студентов с особыми образовательными потребностями, дисциплины выбираются самим студентом, это требование отражено в Методических рекомендациях [8, с. 12]. Спектр нормативных дисциплин (модулей) также от семестра к семестру изменяется в зависимости от учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями.

Организует работу системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе педагог организационно-педагогического сопровождения (см. рис.). Он выполняет следующие виды деятельности: проводит диагностику студентов-первокурсников, по результатам которой выявляет лиц с особыми образовательными потребностями; осуществляет мониторинг состояния здоровья таких студентов; содействует индивидуализации их обучения. Не реже одного раза в неделю он обсуждает с каждым студентом с особыми образовательными потребностями социальные и учебные условия его адаптации, обращая внимание на динамику формирования профессионально важных качеств личности молодого человека.

Педагог организационно-педагогического сопровождения участвует в подготовке и реализации специализированных дисциплин (модулей), направленных на дополнительную индивидуальную коррекцию нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации таких студентов на этапе высшего образования (см. рис.), как того требуют нормативные документы [8, с. 12].

Студенты с особыми образовательными потребностями, имеют, как правило, ослабленное состояние здоровья, они нуждаются в его улучшении. Поэтому среди сотрудников системы адаптации необходимы дипломированные медицинские работники, в том числе психотерапевт (см. рис.).

Для реализации социального сопровождения среди сотрудников системы адаптации имеются специалисты по социальному обеспечению.

Материальная база системы адаптации представляет собой оснащенные соответствующим образом помещения для учебных занятий, рекреации и лечебной профилактики таких обучающихся.

Результатом взаимодействия субъектов педагогического процесса в рамках системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе является воспитание профессионально компетентных инженеров: ответственных, критически мыслящих, способных к обучению и т. д.

Экспериментальная проверка педагогических условий

Экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в техническом вузе, подтвердила эффективность предложенного взаимодействия между субъектами педагогического процесса. Система позволяет тем студентам, которые из-за своей слабой успеваемости с большой вероятностью были бы отчислены с курса, восполнить тот объем определенных государственным образовательным стандартом компетенций, который им необходим для формирования профессиональной компетентности инженера (табл. 2).

Таблица 2

Своевременное выполнение нормативных требований учебного процесса студентами с особыми образовательными потребностями

Уровень успешности Факультет

ФПММ АКФ МТФ

Сессию сдали в нормативные сроки «без троек» с одной или несколькими отличными оценками, % 30 25 20

Сессию сдали в нормативные сроки, % 40 30 45

Сессию сдали позже нормативных сроков, % 20 40 30

Имеют 1-2 долга по зачетам или экзаменам, % 10 5 5

Анализ повышения учебной успешности студентов

По результатам анализа повышения учебной успешности студентов трех факультетов политехнического университета можно сделать вывод о том, что от 55 до 70 % студентов с особыми образовательными потребностями после одного семестра взаимодействия с педагогами в рамках системы адаптации повысили свою учебную успешность до нормативного уровня. Кроме того, предложенные педагогические условия позволяют, например, студентам-первокурсникам с особыми образовательными потребностями сохранять и даже улучшать (до одной трети респондентов) состояние здоровья.

Выводы

Две трети студентов с особыми образовательными потребностями после одного семестра взаимодействия с педагогами в рамках системы адаптации повышают свою учебную успешность до нормативного уровня. После двух семестров адаптационного взаимодействия с педагогами студенты с особыми образовательными потребностями могут выйти на уровень «хорошо» по большинству изучаемых ими предметов. После семи семестров взаимодействия студенты с особыми образовательными потребностями осуществляют смену познавательных потребностей на профессиональные [3, с. 129], корректируют выбор специальности и осознанно повышают учебную успешность до запланированного ими уровня («хорошо», «хорошо и отлично»). По данным Министерства образования и науки РФ, число бюджетных мест, выделяемых вузам России, в настоящее время превышает 576 тыс. [11]; число контрактных мест также исчисляется сотнями тысяч. Ежегодно с дневной и заочной форм обучения по причине неуспеваемости отчисляются до 10 % студентов. Поэтому сохранение в контингенте студентов до двух третей лиц с особыми образовательными потребностями, которые из-за своей слабой успеваемости с большой вероятностью были бы отчислены с курса, весьма значимо для сферы образования.

Список литературы

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Борытко. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

2. В добрый путь выпускник!: сб. норматив. правовых док. и метод. материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. - Пермь: ПОНИЦАА, 2006. - 72 с.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

4. Вопросы труда инвалидов. Кодекс практики МБТ. - Женева: Междунар. бюро труда, 2002. - 46 с.

5. Дополнительная образовательная программа «Соучастие в судьбе»: сб. прогр.-метод. материалов. - Пермь: «ОТ и ДО», 2010. - 64 с.

6. Жаркова О.С., Уразаев А.М., Берестнева Е.В. Личностные особенности беременных женщин, ожидающих рождения первого ребенка // Бюллетень Вост.-Сибир. науч. центра СО РАМН. - 2013. - № 3-1 (91 ). - С. 13-15.

7. Маленова А.Ю. Особенности отношения и копинг-поведения студентов зрелого возраста в ситуации экзаменационной аттестации // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Психология. - 2012. - № 1. - С. 59-67.

8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. № АК-44/05 вн, от 8.04.2014 г. М-во образования и науки РФ. - М., 2014. - 19 с.

9. Пискун О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 11. - С. 123-125.

10. Право детей с ограниченными возможностями на образование: подход к инклюзивному образованию, основанный на соблюдении прав человека, в регионе ЦВЕ/СНГ. 2011. United Nations Children's Fund (UNICEF).

11. Пресс-служба Минобрнауки. - URL: http://ria.ru/society/20150226/ 1049709642.html (дата обращения: 9.03.2016).

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.05.2007 г. № 327 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с хронической обструктивной болезнью легких (при оказании специализированной помощи)».

13. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Типологические особенности проявления свойств нервной системы у студентов, различающихся уровнем интеллекта // Казан. пед. журн. - 2008. - № 3. - С. 76-86.

14. Ситаров В.А. Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере // Знание. Понимание. Умение. - № 3. - 2013. - С. 243-248.

15. Скамьянова Т.Ю. Адаптационное педагогическое взаимодействие // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 9. - С. 86-90.

16. Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. - 2015. - № 7. - С. 261-266.

17. Скамьянова Т.Ю. Анализ учебной успешности студентов-первокурсников виктимного типа поведения // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 5. - С. 23-24.

18. Скамьянова Т.Ю. Педагогическая поддержка беременных студенток. -Саарбрюкен (Германия): LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 72 с.

19. Скамьянова Т.Ю. Повышение учебной успешности студентов с особыми образовательными потребностями // Пед. журн. - 2016. - № 3.

20. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. РФ 21.12.2012: одобр. Советом Федерации Федер. собр. РФ 26.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.