Научная статья на тему 'История развития инклюзивного образования в Республике Крым'

История развития инклюзивного образования в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2147
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ДЕТИ ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тен Е.П.

В статье рассматривается история развития инклюзивного образования в Крымском регионе, освещены нормативно-правовые документы, приведены статистические данные. Специальное образование в Республике Крым на современном этапе развития общества характеризуется наличием разных типов школ в зависимости от нарушений, наблюдаемых у детей. Данный вид образования имеет свою собственную нормативно-правовую базу, которая регламентирует государственную систему коррекционной поддержки, социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, оно также помогает в реализации их прав на получение образования Изучение опыта организации научно-методической работы в некоторых учебно-воспитательных учреждениях Республики Крым дало возможность определить, что образовательными учреждениями в зависимости от определенной темы, целей, задач, организационной структуры, было разработано нормативно-правовое обеспечение научно-методической работы, положения о методическом совете учреждения, предметные кафедры, методический кабинет, школьный конкурс педагогического мастерства учителей, методический день учителя дефектолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития инклюзивного образования в Республике Крым»

XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»

Тен Е.П.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Anna6619@mail.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация: в статье рассматривается история развития инклюзивного образования в Крымском регионе, освещены нормативно-правовые документы, приведены статистические данные. Специальное образование в Республике Крым на современном этапе развития общества характеризуется наличием разных типов школ в зависимости от нарушений, наблюдаемых у детей. Данный вид образования имеет свою собственную нормативно-правовую базу, которая регламентирует государственную систему коррекционной поддержки, социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, оно также помогает в реализации их прав на получение образования

Изучение опыта организации научно-методической работы в некоторых учебно-воспитательных учреждениях Республики Крым дало возможность определить, что образовательными учреждениями в зависимости от определенной темы, целей, задач, организационной структуры, было разработано нормативно-правовое обеспечение научно-методической работы, положения о методическом совете учреждения, предметные кафедры, методический кабинет, школьный конкурс педагогического мастерства учителей, методический день учителя дефектолога.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, доступная среда, дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, нормативно-правовое обеспечение, научно-методическая работа.

Актуальность. Специальное образование в Республике Крым на современном этапе развития общества характеризуется наличием разных типов школ в зависимости от нарушений, наблюдаемых у детей. Данный вид образования имеет свою собственную нормативно-правовую базу, которая регламентирует государственную систему коррекционной поддержки, социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, оно также помогает в реализации их прав на получение образования. Однако необходимо отметить, что проблема организационно-педагогического обеспечения специального образования в регионах изучалась не так обширно, данная тема нашла отражение лишь в нескольких работах (Ю.А. Корчагин, А.М. Попов, Л.Ф. Сербина).

Цель статьи. Рассмотреть историю развития инклюзивного образования в Республике

Крым.

Анализ последних исследований. Немаловажная роль при изучении организационно-педагогического обеспечения отводится психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с проблемами в развитии, их адаптации, интеграции в общество (О.А. Денисова, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, Е.И. Казакова, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, Д.М. Маллаев, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Г.В. Никулина, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына).

Проблемы состояния и перспективы развития также находили отражение в работах некоторых авторов (М.Л. Баранова, Н.В. Груздева, Л.А. Гаранина, С.С. Захарова, Д.В. Зубкевич, Л.И. Иванова, П.Е. Кондрашев, Н.Н. Малофеев, М.М. Семаго).

Теорией и практикой модернизации отечественного образования на региональном уровне, разработкой путей его совершенствования посвящены работы М.В. Воронцовой, Т.А. Пениной, Л.Н. Харченко, Н.В. Шевцовой.

Изложение основного материала. Историю внедрения инклюзивного образования в республике Крым следует начинать с нормативно-правовых документов. В нормативно-правовом документе Приказ № 133 от 26.11.2014. (Минобразования Крыма) «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы» утвержден порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым. В данном документе был рассмотрен порядок организации инклюзивного обучения в образовательных учреждениях (город, район), реализующих основные общеобразовательные программы.

Нормативно-правовой документ от 31.08.2015 (Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым) отдел образования, молодежи и спорта администрации (город, район) «О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы» содержит приказ о создании ПМПк школы; раскрывает особенности организации деятельности консилиума образовательной организации в условиях инклюзии; алгоритм взаимодействия педагогов специалистов сопровождения в рамках деятельности консилиума образовательной организации в условиях инклюзии; задачи специалистов ПМПк в рамках реализации индивидуальной программы развития обучающегося с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях инклюзии.

В нормативно-правовом документе закон Республики Крым от 17 июня 2015 г. «Об образовании в Республике Крым» в статье 22 определена организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в условиях инклюзивного обучения» определяет ведения постоянного контроля за состоянием здоровья учащихся, проведение коррекционно-развивающих занятий, выполнение индивидуальных учебных планов.

Приказ «Об открытии классов с инклюзивным обучением» содержит распоряжение об организации открытия классов с инклюзивным обучением.

Региональное законодательство, которое регулирует осуществление государственной политики в области образования (законодательство субъектов Российской Федерации), как и федеральное, имеет особенность множественных и разнообразных видов нормативно-правовых актов.

В ходе анализа нормативно-правовой базы Д.Ю. Каракулов и Т.И. Касьянова выделяют следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:

1) региональные законы, которые регулируют осуществление государственной политики в сфере образования. Основой для таких законов в субъектах Российской Федерации положен федеральный Закон «Об образовании»;

2) законы субъекта Российской Федерации, которые касаются общих вопросов в сфере учебно-воспитательной деятельности и регулируются на федеральном уровне, по мнению регионального законодателя, несомненно недостаточно для положительной реализации;

3) законы, регулирующие экономические взаимоотношения относительно субъектов и объектов в образовательной сфере деятельности;

4) законы, которые определяют взаимоотношения сотрудников учебно-воспитательных учреждений (трудовые, социальные и др.);

5) нормативно-правовые акты, которые помогают осуществлять реализацию государственной политики в сфере образования, а также других, граничащих с ней1.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 г. № 272 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым», распоряжением Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2015 г. № 808-р «Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым» Совет министров Республики Крым постановил утвердить прилагаемую государственную программу Республики Крым «Доступная среда» на 2016 - 2018 гг. от 22 декабря 2015 г. № 810 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 649».

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Однако следует отметить, что несмотря на существующее законодательное обеспечение специального образования, его систему, согласно мнению отечественных исследователей, российское специальное образование все же несовершенно, т.к. находится на этапе эволюционного перехода от осознания прав людей с отклонением в развитии на образование к реализации данных прав в различных институтах.

Как отмечает А.Р. Ибрагимова в статье «Приоритеты развития инклюзивного образования», возникает необходимость тесного взаимодействия между тремя главными звеньями системы комплексной реабилитации детей с ОВЗ: сферой социальной защиты, образования и занятости. Появляется необходимость принятия на себя учреждениям социальной защиты населения системообразующей функции. Важно, чтобы специалисты учреждений социальной защиты населения (реабилитологи, социальные педагоги, психологи) прививали детям с ограниченными возможностями здоровья коммуникативные навыки, формировали у их родителей позитивные установки по отношению к инклюзивному образованию. Также необходимо организовывать консультирование педагогических работников дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений по вопросам взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ2.

1 Швец Е.А. Организационно-педагогические условия профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья// Городской методический центр. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoe-obrazovanie-lits-s-ovz/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-professiomlnogo-obrazovamya-i-obucheniya-lits-s-

ogranich.html (дата обращения: 20.04.2017).

2 ИбрагимоваА.Р. Приоритеты развития инклюзивного образования// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2014. Вып. 48. С. 8-12.

Следует отметить, что Крымская область являлась пилотной в проекте «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» с 2008 г. и данная программа реализовалась при финансовой поддержке Канадского агентства по Международному развитию (КАМР) и международного фонда «Возрождение». Инклюзия предусматривала приспособление школ, их убеждений, взглядов и политики к потребностям всех учеников, как одаренных, так и имеющих особые потребности. Основные задачи проекта заключаются в укреплении возможностей учебно-воспитательных заведений и общественных организаций в развитии инклюзивного образования; разработке необходимой законодательной базы и механизмов внедрения модели инклюзивного образования; обеспечении надлежащей профессионально-педагогической подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного класса/группы в общеобразовательном пространстве; формировании позитивного отношения к людям с нарушениями психофизического развития в обществе. В рамках проекта одним из ведущих учебно-воспитательных заведений избрана школа-лицей № 3 им. А.С. Макаренко в Симферополе, которой Приказом Министерства образования и науки Украины был предоставлен статус экспериментальных педагогических площадок.

5 октября 2010 г. в Министерстве образования Республики Крым состоялся «круглый стол», посвященный внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Крым. Были определены стратегические цели и этапы реализации инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях, которые предлагают осуществление организационно-правовых мероприятий, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, подготовку педагогов и работу с родителями. В октябре 2010 г. в Крыму был подписан меморандум по внедрению инклюзивного образования в школах. Для реализации программы необходимы немалые средства на оборудование школ и привлечение дополнительных сотрудников. Для более эффективного внедрения инклюзивного образования в школах необходимо обучить учителей, оборудовать школы пандусами и другими приспособлениями для передвижения детей с ограниченными физическими возможностями.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. в 97 образовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, также ведутся работы по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования ещё в 28 образовательных организациях.

Также, в рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Крым на 2016-2018 гг., утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 № 204, предусмотрены средства на мероприятия по созданию в 2016 г. в 50 общеобразовательных организациях Республики Крым условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в 2017 г. еще в 50 образовательных организациях. Информация о доступности объектов образования Республики Крым представлена на Карте доступности Интернет-портала «Жить вместе» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг.

В системе образования Республики Крым функционирует 16 государственных бюджетных общеобразовательных учреждений интегративного типа, из них в 14 обучаются дети-инвалиды:

1) 7 - специальных (1 - для глухих детей, 1 - для слабослышащих детей, 1 - для слабовидящих и слепых детей, 3 - для детей с умственной отсталостью, 1 - для детей с тяжелыми нарушениями речи);

2) 5 - санаторных (1 - для детей с малыми затухающими формами туберкулеза, 1 - для детей с психоневрологическими заболеваниями, 1 - для детей с сердечнососудистыми заболеваниями, 1 - для детей с заболеваниями гастроэнтерологическими, 1 - для детей с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания);

3) 2 - для одаренных детей.

Также в Республике Крым функционирует 5 муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды (1 -для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 - для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 - для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью). Для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение качественного образования во всех регионах республики в 2016-2017 учебном году в 240 образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционируют 329 классов и 71 группа с инклюзивным обучением.

В данных образовательных организациях обучается 462 ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, из них 170 детей с инвалидностью. Актуальная информация о получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, представлена на сайте Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, осуществляющего обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».

В планах на будущее - внедрять инклюзивное образование в ВУЗах и ПТУ Крыма. Чтобы дети после выпуска из школ отправлялись не в психоневрологические интернаты, а в самостоятельную жизнь.

Следует отметить, что с целью кадрового обеспечения реализации ФГОС ОВЗ (Федеральный государственный стандарт ограниченные возможности здоровья) на базе Крымского инженерно-педагогического университета создана кафедра специального дефектологического образования, которая выпускает педагогов-дефектологов для специальных (коррекционных) школ; на базе КРИППО (Крымский Республиканский институт повышения профессионального образования) проводятся курсы повышения квалификации для руководителей и педагогических работников в соответствии с планом-заказом «КРИППО» на выполнение государственной услуги по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических кадров организаций, в том числе тьюторов, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Крым в 2016 г., утвержденным Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.12.2015 № 1323.

Важнейшим условием успешного функционирования региональной системы специального образования является организационно-педагогическое обеспечение, выступающее как преобразование системы с целью ее совершенствования, развития на основе сохранения исторических социокультурных достижений и образовательных традиций.

Совершенствование организационно-педагогического обеспечения региональной системы специального образования строится на основе концептуальных подходов, предполагающих осуществление комплекса организационно-структурных преобразований, наследующих традиции специального образования региона и обеспечивающих новое качество и эффективность данной системы.

Организационно-педагогическими факторами, обеспечивающими продуктивность функционирования региональной системы специального образования, выступают: наличие

нормативно-правового поля специального образования в регионе; сбалансированность сети специальных учреждений и их доступность для всех детей с ограниченными возможностями здоровья; качество управления региональной системой специального образования; комплексность системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; мобилизация кадрового и материально-технического потенциала специальных учреждений; условия для начальной профессионально-трудовой подготовки обучающихся и развитие интеграционных процессов в регионе.

Выводы. Изучение опыта организации научно-методической работы в некоторых учебно-воспитательных учреждениях Республики Крым дало возможность определить, что образовательными учреждениями в зависимости от определенной темы, целей, задач, организационной структуры, было разработано нормативно-правовое обеспечение научно-методической работы, положения о методическом совете учреждения, предметные кафедры, методический кабинет, школьный конкурс педагогического мастерства учителей, методический день учителя дефектолога.

Литература:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Государственная программа Республики Крым «Доступная среда» на 2016 -2018 гг.

3. Швец Е.А. Организационно-педагогические условия профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья// Городской методический центр. -URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoe-obrazovanie-lits-s-ovz/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-professionalnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-lits-s-ogranich.html (дата обращения: 20.04.2017).

4. Каракулов Д.Ю. Реализация государственной политики в сфере образования// Международный студенческий научный вестник, 2015. № 2. С. 7-15.

5. Ибрагимова А.Р. Приоритеты развития инклюзивного образования// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2014. Вып. 48. С. 8-12.

References:

1. Federal'nyi zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 29.12.2015) «O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii».

2. Gosudarstvennaia programma Respubliki Krym «Dostupnaia sreda» na 2016-2018 gg.

3. Shvets E.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia professional'nogo obrazovaniia i obucheniia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia// Gorodskoi metodicheskii tsentr. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoe-obrazovanie-lits-s-ovz/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-professionalnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-lits-s-ogranich.html (data obrashcheniia: 20.04.2017).

4. Karakulov D.Iu. Realizatsiia gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniia// Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, 2015. № 2. S. 7-15.

5. Ibragimova A.R. Prioritety razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia// Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta, 2014. Vyp. 48. S. 8-12.

THE HISTORY OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Ten E.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Speech Pathology) Education, State Educational Institution of Higher Professional Education «Crimean Engineering and Pedagogical University» Anna6619@mail.ru

Abstract: In the article the history of the development of inclusive education in the Crimean region is considered, regulatory and legal documents are elucidated, statistical data are given. Special education in the Republic of Crimea at the present stage of the development of society is characterized by the availability of different types of schools, depending on the offense which is observed in children. This type of education has its own regulatory and legal basis that regulates the state system of correctional support, social protection of children with disabilities. It also helps in realization of their rights to receive education

Studying the experience of organization of scientific and methodological w ork in some educational institutions of the Republic of Crimea made it possible to determine that the educational institutions, depending on a certain topic, goals, objectives, organizational structure, developed the legal and regulatory support for scientific and methodological work, the thesis on the methodological council institutions, subject departments, methodical cabinet, school competition of pedagogical skill of teachers, methodical day of the teacher of the speech pathologist.

Keywords: inclusive education; special education; accessible environment;, children with disabilities; children with limited health; psycho-medical and pedagogical consultation; legal support; scientific and methodical work.

Для цитирования: Тен Е.П. История развития инклюзивного образования в Республике Крым// Архонт, 2018. № 1(4). С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.