Научная статья на тему 'Инклюзивные практики в России: аналитические исследования по федеральным округам'

Инклюзивные практики в России: аналитические исследования по федеральным округам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2292
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INCLUSIVE EDUCATION / SUPPORT / DISABILITIES / INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна, Ярая Татьяна Анатольевна

В рамках исследования представлены некоторые аспекты анализа системы инклюзивного образования в Приволжском, Центральном, Уральском и Южном федеральных округах. Авторами раскрыта проблематика инклюзивной образовательной практики в проекции усовершенствования системы сопровождения и образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства Республики Крым. Проведено обобщение и систематизация статистических данных и практического опыта в рамках разработки и реализации совместных проектов и проведения мероприятий научно-практического характера по вопросам организации системы инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна, Ярая Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE PRACTICES IN RUSSIA: ANALYTICAL STUDY IN FEDERAL DISTRICTS

The study presents some aspects of the analysis of the system of inclusive education in the Volga, Central, Urals and southern Federal districts. The authors revealed the problems of inclusive educational practices in order to improve the system of maintenance and education of people with disabilities in the inclusive educational space of the Republic of Crimea. The generalization and systematization of statistical data and practical experience within development and implementation of joint projects, scientific and practical events concerning the organization of an inclusive education system were provided.

Текст научной работы на тему «Инклюзивные практики в России: аналитические исследования по федеральным округам»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-5-80-26 УДК 376.3

Рокотянская Леся Олеговна

Старший преподаватель, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Ялта, Россия)

E-mail: [email protected]

Ярая Татьяна Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Ялта, Россия) E-mail: Тапиа_уаг@таД.га

ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

© Рокотянская Л.О., Ярая Т.А., 2017

Rokotyanskaya Lesya Olegovna

Lecturer,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia) E-mail: [email protected]

Yaraya Tatyana Anatolievna

PhD in Psychology Sciences, Associate Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia) E-mail: Т[email protected]

INCLUSIVE PRACTICES IN RUSSIA: ANALYTICAL STUDY IN FEDERAL DISTRICTS

Аннотация. В рамках исследования представлены некоторые аспекты анализа системы инклюзивного образования в Приволжском, Центральном, Уральском и Южном федеральных округах. Авторами раскрыта проблематика инклюзивной образовательной практики в проекции усовершенствования системы сопровождения и образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства Республики Крым. Проведено обобщение и систематизация статистических данных и практического опыта в рамках разработки и реализации совместных проектов и проведения мероприятий научно-практического характера по вопросам организации системы инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, сопровождение, ограниченные возможности здоровья, инновационные технологии

Abstract. The study presents some aspects of the analysis of the system of inclusive education in the Volga, Central, Urals and southern Federal districts. The authors revealed the problems of inclusive educational practices in order to improve the system of maintenance and education of people with disabilities in the inclusive educational space of the Republic of Crimea. The generalization and systematization of statistical data and practical experience within development and implementation of joint projects, scientific and practical events concerning the organization of an inclusive education system were provided.

Keywords: inclusive education, support, disabilities, innovative technology

Введение

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и внедрения передового опыта использования ресурсов и научно-образовательного потенциала в сфере обучения и воспитания детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для формирования единой системы инклюзивного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство. Вместе с тем, в условиях современных тенденций и новой ситуации для Республики Крым, необходимо не только распространять накопленный опыт работы, но и изу-

чать опыт российских образовательных организаций высшего образования. В данном исследовании представлен опыт инклюзивных площадок следующих федеральных округов: Центральный, Южный, Уральский и Приволжский.

Методы исследования: мониторинг потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе получения профессионального образования; изучение и анализ нормативно-правовой документации и методического обеспечения сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; сравнение практического опыта сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях открытого образовательного пространства сети площадок, реализующих инклюзивные практики; обобщение научно-методических и практических результатов исследования.

Исследование проблемы реализации инклюзивных практик основывается на сре-довом подходе. Это связано с тем, что включение личности с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации образовательной среды, обуславливает изменения ее структурно-функциональных, организационно-методических, архитектурно-технологических, психолого-педагогических других компонентов.

Основная часть

Провозглашенный в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для всего контингента населения предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей, соответствующих этому требованию, новых форм и способов организации обучения, в том числе и инклюзивного образования, что является важным компонентом общей стратегии совершенствования системы социального обеспечения населения. В связи с этим инклюзивное образование в целом приобретает все более широкие масштабы. Оно поддержано законодательно, обосновано международными требованиями и процессами мировой интеграции.

Отечественный опыт показывает, что внедрение инклюзивного образования требует взаимодействия всех участников образовательного и социального процесса [1], [2], [3],[4], [5], [6], [9].

Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования, с социальной политикой, проводимой в отношении инвалидов. Развитие инклюзивных практик в сфере профессионального образования обусловлено рядом противоречий:

- увеличением количества молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которая стремится к социальному и профессиональному становлению на равных с другими членами общества и отсутствием должного архитектурно-пространственного дизайна образовательных организаций, обеспечивающего безбарьерность и равные возможности социализации и интеграции данной категории обучающихся;

- задачами инклюзивного образования и не полной готовностью социальной и образовательной среды к восприятию людей с инвалидностью как полноценных членов общества;

- необходимостью специальной подготовки профессорско-преподавательского состава к организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с инвалидностью и недостаточной разработанностью учебно-методического и технического обеспечения.

Сейчас инклюзивная образовательная практика все еще во многом экспериментальна и поэтому крайне неустойчива. Необходимо изучение успешного опыта и подробное описание процессов и механизмов ее запуска и сопровождения.

Научный и практический интерес в данном исследовании представляет опыт реализации инклюзивного образования Центрального, Южного, Приволжского и Уральского округов. Выбор обусловлен рядом причин: численностью обучающихся с инвалидностью по нозологическим группам, наличием инновационных проектов и площадок по инклюзивному обучению, уровнем обеспечения безбарьерности и доступности, наличием развитой научно-методической базы сопровождения инклюзивного образования и прочее.

Логика исследования предполагает анализ статистических данных по ряду параметров. Так, по данным внутреннего мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации 2016 года, большинство инвалидов обучаются в вузах, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации -70 %; в вузах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, обучается 26,9 % инвалидов; в негосударственных вузах обучается лишь 3,1 % таких студентов.

В табл. 1 представлены вузы по указанным пяти федеральным округам, обучающие более 150 инвалидов.

Таблица 1

Количественный состав обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вузам Центрального, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов

Вуз Общее количество студентов Количество обучающихся инвалидов Процент численности обучающихся инвалидов от общего числа студентов

Московский государственный гуманитарно-экономический университет 812 487 60,1

Московский государственный психолого-педагогический университет 4390 187 4,3

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 16004 160 1,9

Российский государственный социальный университет 37272 410 1,1

Южный федеральный университет 28201 282 1,0

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 20502 205 1,0

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых 23001 161 0,7

Крымский федеральный университет 35000 272 0,7

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 28167 169 0,6

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 26504 159 0,5

Казанский (Приволжский) федеральный университет 44750 179 0,4

Среди инвалидов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, наибольшее число студентов с соматическими заболеваниями (29 %) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (17,9 %). Почти 7 % студентов-инвалидов имеют нарушения слуха, 8,5 % имеют нарушения зрения, 1,6 % - нервно-психические нарушения.

Проблемным аспектом реализации инклюзивной практики является создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации (обеспечение архитектурной доступности); оснащение образовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и процесса обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также наличие в образовательной организации специального отдела (отделения, центра), оказывающего поддержку студентам-инвалидам.

Анализ перечня вузов по федеральным округам на предмет доступности высшего образования для молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки Российской Федерации позволил получить данные о полной, частичной или отсутствии доступности для обучающихся по следующим нозологическим группам: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Полученные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анализ доступности вузов Центрального, Приволжского, Южного и Уральского федерального округов

Нозологические группы Центральный федеральный округ

Общее количество вузов Безбарьерная среда доступна Безбарьерная среда частично доступна Безбарьерная среда недоступна

Нарушения слуха 12 3 8 1

Нарушения зрения 7 2 5 -

Нарушение ОДА 6 2 3 1

Все группы 4 1 2 1

Приволжский ( »едеральный округ

Нарушения слуха 5 - 5 -

Нарушения зрения 5 2 3 -

Нарушение ОДА 4 1 4 -

Все группы 2 - 2 -

Южный федеральный округ

Нарушения слуха 7 1 5 1

Нарушения зрения 5 - 5 -

Нарушение ОДА 7 - 5 1

Все группы 4 - 3 1

Уральский федеральный округ

Нарушения слуха 5 3 2 -

Нарушения зрения 4 2 2 -

Нарушение ОДА 4 2 2 -

Все группы 3 2 1 -

Полученные данные свидетельствуют о наличии проблемного поля в обеспечении полной доступности образования для всех нозологических групп.

Относительно материально-технического обеспечения инклюзивного образовательного процесса в высшей школе необходимо отметить, что в 94,6 % образовательных организаций инвалиды обучаются в общих группах; обучение в отдельных группах организовано в 2,8 %; смешанную форму обучения (частично в общих группах, частично - в отдельных) практикуют 10,6 % образовательных организаций; обучение, осуществляемое по индивидуальному учебному плану, реализует 31 % образовательных организаций высшего образования, обучающих инвалидов.

Для решения указанных проблем в каждом федеральном округе создана система деятельности, ориентированная на обеспечение преемственности в реализации инклюзии на всех уровнях образования.

Исследование инклюзивных практик Южного, Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов основывалось на взаимообмене практическим опытом в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности. Так, например, участие в проекте «Академическая мобильность молодых ученых России» (АММУР) позволило изучить основные аспекты реализации инклюзивного подхода в Южном федеральном округе. Объектом исследования выступил процесс сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра инклюзивного образования Южного федерального университета (ЮФУ). Определено, что Центр инклюзивного образования ЮФУ имеет в своей структуре Научно-образовательный центр, включающий в себя научно-методический, диагностико-аналитический, учебный отделы. Особое внимание уделено тьюторской деятельности и обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Одним из направлений сопровождения детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Южном федеральном округе выступает разработка вопроса инклюзивного туризма и внедрение системы лечебной педагогики [8].

Опыт указанных федеральных округов свидетельствует о том, что в ныне существующих условиях при активной и заинтересованной образовательной и социальной политике возможно создание и развитие новой образовательной системы, ориентированной на эффективное внедрение инклюзивного опыта.

В то же время аналитические исследования развития инклюзивного образования по федеральным округам показали, что комплексное изучение инновационных практик в инклюзии и мониторинг потребностей студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с различными аспектами учебно-воспитательной деятельности образовательной организации и ее сопровождения не являлся предметом специального изучения, что обусловило необходимость более детального рассмотрения данного вопроса в дальнейших исследованиях.

Выводы

Таким образом, анализ опыта инклюзивного образования в Центральном, Южном, Приволжском, Уральском федеральных округах показал, с одной стороны, наличие некоторых проблемных аспектов в обеспечении доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, развитие инновационных подходов и технологий сопровождения указанной категории лиц, что обеспечивает продуктивное определение путей усовершенствования системы инклюзивного образования с целью решения указанных трудностей.

В целом результаты, полученные в ходе аналитического исследования, позволят усовершенствовать систему обеспечения доступности образования и сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного пространства Республики Крым, что возможно посредством сотрудничества с площадками, реализующими инклюзивные практики в Центральном, Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах в виде разработки и реализации совместных проектов и проведения мероприятий научно -практического характера по вопросам организации системы инклюзивного образования.

С учетом полученных результатов данного исследования можно выделить ряд научных проблем и перспективных направлений, требующих дальнейшего рассмотрения: анализ опыта реализации инклюзивных практик в федеральных округах, не вошедших в исследование; изучение региональных моделей развития инклюзивного образования в Российской Федерации; разработка технологии проектной деятельности в практике организации инклюзивного образования.

Литература

1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Вып/ 1. М., 2010. С. 6-12.

2. Айсмонтас Б.Б. О проекте «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 15-12.

3. Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика. Ялта: РИО РВУЗ КГУ, 2012. 384 с.

4. Денисова О.А., Леханова О. Л. Роль высшего образования в создании условий для инклюзивного образования в Вологодской области // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 2015. С. 235-244.

5. Леонгард Э.И., Краснов Н.А., Пирожник Н.Т., Прудников М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. Вып. 1, 2010. С. 139-149.

6. Мартынова Е.А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. 353 с.

7. Мелина Е.В. Инклюзивное образование в вузе: создание доступной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Казань, 2013. С. 37-53.

8. Рокотянская Л.О., Ярая Т.А. Опыт работы сети площадок, реализующих инклюзивные практики в Южном федеральном округе // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Ялта, 2016. С. 176-182.

9. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов // Социология образования. Университетское управление. 2015. № 1(34). С. 89-99.

References

1. Alekhina S.V. Sovremennyi etap razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia v Moskve [The current stage of development of inclusive education in Moscow]. Inkliuzivnoe obrazovanie. [Inclusive education]. Moscow, 2010, no. 1, pp. 6-12.

2. Aismontas B.B. O proekte «Razrabotka i aprobatsiia modeli uchebno-metodicheskogo tsentra, obespechivaiushchego poluchenie vysshego obrazovaniia invalidami i litsami s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia s razlichnymi nozologiiami» [About the project «Development and approbation of a model training center that provides higher education for persons with disabilities and

persons with disabilities with different nosology»]. Inkliuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt ipers-pektivy. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: results, experiences and prospects. Proceedings of III International scientific-practical conference]. Moscow, 2015, pp. 15-12.

3. Boginskaia Iu.V. Sotsial'no-pedagogicheskaia podderzhka studentov s ogranichennymi voz-mozhnostiami v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh: teoriia i praktika [Socio-pedagogical support for students with disabilities in higher education: theory and practice]. Yalta, 2012. 384 p.

4. Denisova O.A., Lekhanova O.L. Rol' vysshego obrazovaniia v sozdanii uslovii dlia inkliuziv-nogo obrazovaniia v Vologodskoi oblasti [The role of higher education in creating conditions for inclusive education in the Vologda region]. Inkliuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt iperspektivy. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: results, experiences and prospects. Proceedings of III International scientific-practical conference], 2015, pp. 235-244.

5. Leongard E.I., Krasnov N.A., Pirozhnik N.T., Prudnikov M.S. Inkliuzivnoe obrazovanie v raz-lichnykh usloviiakh integratsii [Inclusive education in the various conditions of integration]. Inkli-uzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Moscow, 2010, pp. 139-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Martynova E.A. Teoreticheskie osnovy postroeniia i funktsionirovaniia sistemy vysshego ob-razovaniia dlia lits s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostiami [Theoretical bases of construction and functioning of the system of higher education for individuals with disabilities. Dr. dis.]. Chelyabinsk, 2003. 353 p.

7. Melina E.V. Inkliuzivnoe obrazovanie v vuze: sozdanie dostupnoi obrazovatel'noi sredy dlia studentov s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Inclusive education in the University: creating an accessible learning environment for students with disabilities]. Kazan, 2013, pp. 37-53.

8. Rokotianskaia L.O. Iaraia T.A. Opyt raboty seti ploshchadok, realizuiushchikh inkliuzivnye praktiki v Iuzhnom federal'nom okruge [The experience of a network of sites that implement inclusive practices in the southern Federal district]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. Pedagogika i psikhologiia [Problems of modern pedagogical education. Pedagogy and psychology]. Yalta, 2016, pp.176-182.

9. Iarskaia-Smirnova E.R., Romanov P.V. Dostupnost' vysshego obrazovaniia dlia invalidov [Accessibility of higher education for people with disabilities]. Sotsiologiia obrazovaniia. Universi-tetskoe upravlenie [Sociology of education. University management], 2015, no. 1(34), pp. 89-99.

Рокотянская Л.О., Ярая Т.А. Инклюзивные практики в России: аналитические исследования по федеральным округам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №5(80). С. 200-206.

For citation: Rokotyanskaya L.O., Yaraya T.A. Inclusive practices in Russia: analytical study in federal districts. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 5 (80), pp. 200-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.