Научная статья на тему 'Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе'

Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION / ACCESSIBILITY OF EDUCATION / MONITORING / DISABLED PEOPLE / PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенкова Дарья Феликсовна

Обеспечение доступности среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных задач современной государственной социальной политики. В статье рассмотрены основные показатели развития инклюзивного СПО в Российской Федерации и Уральском федеральном округе, полученные в ходе мониторинга инклюзивного образования, осуществляемого в рамках мониторинга качества подготовки кадров. Проанализированы данные о контингенте обучающихся этой категории, об образовательных программах, по которым они обучаются, в том числе адаптированных образовательных программах, о наличии специалистов, осуществляющих сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, о повышении квалификации в сфере инклюзии, о наличии специальных технических и программных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенкова Дарья Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ACCESSIBILITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

Ensuring the availability of secondary vocational education for disabled persons and persons with disabilities is one of the urgent tasks of modern state social policy. The article discusses the main indicators of the development of inclusive vocational education in the Russian Federation and the Urals Federal District, obtained during the monitoring of inclusive education, carried out in the framework of monitoring the quality of training. The data on the contingent of students in this category, on the educational programs for which they are trained, including adapted educational programs, on the availability of specialists who accompany people with disabilities and disabilities in educational organizations, on advanced training in the field of inclusion, on the availability of special technical and software training are analyzed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе»

Сведения для цитирования: Романенкова, Д. Ф. Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 77-81.

УДК 376 ББК 74.57

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Д. Ф. Романенкова

Обеспечение доступности среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных задач современной государственной социальной политики. В статье рассмотрены основные показатели развития инклюзивного СПО в Российской Федерации и Уральском федеральном округе, полученные в ходе мониторинга инклюзивного образования, осуществляемого в рамках мониторинга качества подготовки кадров. Проанализированы данные о контингенте обучающихся этой категории, об образовательных программах, по которым они обучаются, в том числе адаптированных образовательных программах, о наличии специалистов, осуществляющих сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, о повышении квалификации в сфере инклюзии, о наличии специальных технических и программных средств обучения.

Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование, доступность образования, мониторинг, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья.

За последние пять лет произошли существенные изменения в развитии инклюзивного профессионального образования, однако задачи обеспечения доступности среднего профессионального образования (далее — СПО) и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ) остаются чрезвычайно актуальными в Российской Федерации [1]. В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития системы инклюзивного СПО:

- создание сети базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ, и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов по программам СПО;

- создание условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ через разработку нормативно-методической базы;

- профессиональная ориентация и содействие трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с потребностями региональных рынков труда;

- развитие конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ

«Абилимпикс» на региональном, национальном и международном уровнях в части создания новой эффективной системы профессиональной ориентации, мотивации, социальной реабилитации и трудоустройства людей с инвалидностью;

- подготовка и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе профессионального образования.

Для эффективного обеспечения доступности и качества профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, планирования региональных мероприятий по развитию инклюзивного образования требуется получение полной и достоверной информации о контингенте обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО и профессионального обучения, условиях доступности профессионального образования, созданных в образовательных организациях, трудоустройстве выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Челябинским государственным университетом по поручению Минобрнауки России с 2014 г. проводится мониторинг инклюзивного СПО. В 2018 г. внедрена новая модель проведения мониторинга инклюзивного образования путем его интеграции в мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы СПО (мониторинг качества подготовки кадров).

Полученные данные за 2017 г легли в основу информационно-аналитической системы поддержки деятельности профессиональных образовательных организаций в сфере инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ [2].

Рассмотрим некоторые показатели развития инклюзивного СПО в России. Согласно предварительным результатам мониторинга, в 2017 г. инвалиды и лица с ОВЗ обучались по образовательным программам СПО в 69 % от общего количества головных образовательных организаций (юридических лиц), реализующих образовательные программы СПО. По сравнению с предыдущим годом их число выросло на 4 %. Для профессиональных образовательных организаций, подведомственных субъектам РФ, этот показатель выше и составляет 79 %.

В завершившемся 2017/18 уч. г. по образовательным программам СПО обучалось 24 875 человек из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. По программам подготовки квалифицированных

Наибольшее количество инвалидов и лиц с ОВЗ обучается по программам СПО в следующих профессиональных образовательных организациях: Свердловский областной медицинский колледж, Екатеринбургский промыш-ленно-технологический техникум им. В. М. Ку -рочкина, Курганский технологический колледж им. Героя Советского Союза Н. Я. Анфино-генова, Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова, Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, Сысертский социально-экономический техникум «Родник», Карпинский машиностроительный техникум, Западно-Сибирский государственный колледж.

рабочих, служащих обучались 5651 человек, что на 11 % больше, чем в предыдущем году, по программам подготовки специалистов среднего звена — 19 226 человек (рост по сравнению с предыдущим годом на 14 %).

В Уральском федеральном округе (далее — УрФО) по образовательным программам СПО в 2017 г обучалось 1825 человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, что составляет 7,3 % от всех обучающихся этой категории в РФ. По сравнению с предыдущим годом их количество увеличилось на 10,5 %.

Всего в мониторинге 2018 г. приняли участие 408 образовательных организаций УрФО и их филиалов, в том числе 305 профессиональных образовательных организаций, подведомственных субъектам УрФО. По программам СПО лица с инвалидностью и ОВЗ обучаются в 73,4 % профессиональных образовательных организаций и их филиалов, учредителем которых являются субъекты УрФО (табл. 1).

По программам профессионального обучения в образовательных организациях УрФО, реализующих программы СПО, обучается 2800 человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, что составляет 12,3 % от всех обучающихся этой категории в РФ. Доля профессиональных образовательных организаций субъектов УрФО, реализующих программы профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ, составляет 22 %.

Большинство обучающихся с инвалидностью и ОВЗ УрФО учится в общих учебных группах (91 %); обучение в отдельных группах организовано для 9 % обучающихся; обучение, осуществляемое по индивидуальному учебному плану, реализуется для 7,2 % обучающихся этой категории. Отдельные группы для лиц с ин-

Таблица 1

Профессиональные образовательные организации, подведомственные субъектам УрФО

Субъект РФ Кол-во ПОО, подведомственных субъектам РФ Кол-во обучающихся % ПОО, в которых обучаются инвалиды и лица с ОВЗ по программам СПО

Курганская область 18 112 58,1 %

Свердловская область 103 806 76,9 %

Тюменская область 16 137 100,0 %

Ханты-Мансийский автономный округ 24 180 68,6 %

Челябинская область 54 364 68,4 %

Ямало-Ненецкий автономный округ 9 58 90,0 %

валидностью и ОВЗ по программам СПО есть только в семи профессиональных образовательных организациях.

Наибольшее количество инвалидов и лиц с ОВЗ обучается по программам профессионального обучения в следующих профессиональных образовательных организациях, реализующих программы СПО: Тюменский колледж водного транспорта, Ишимский многопрофильный техникум, Тобольский многопрофильный техникум, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства, Сухоложский многопрофильный техникум, Магнитогорский строительно-монтажный техникум, Варгашинский профессиональный техникум, Шадринский политехнический колледж, Заводоуковский агропромышленный техникум.

Лица с инвалидностью и ОВЗ в УрФО обучаются по 181 программе СПО (54 профессии квалифицированных рабочих, служащих и 127 программ подготовки специалистов среднего звена) и 41 программе профессионального обучения. Наиболее массовыми в округе являются следующие профессии и специальности СПО: «сестринское дело», «программирование в компьютерных системах», «медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)», «повар, кондитер», «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «технология продукции общественного питания», «информационные системы (по отраслям)», «документационное обеспечение управления и архивоведение», «мастер по обработке цифровой информации», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Наиболее массовые профессии профессионального обучения: «штукатур», «швея», «маляр», «столяр строительный», «каменщик», «кондитер», «слесарь-ремонтник», «кухонный рабочий», «плотник», «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

По адаптированным образовательным программам СПО в образовательных организациях, подведомственных субъектам УрФО, обучается 27 % от всех обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, что выше среднего показателя по РФ. Лидеры: Курганская область, Тюменская область, Свердловская область. Ни одного обучающегося по адаптированным образовательным программам СПО нет в Ямало-Ненецком автономном округе. Следует отметить, что в мониторинге качества подготовки кадров удельный

вес численности студентов, обучающихся по адаптированным программам, в общей численности инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся по программам СПО по очной форме обучения, вошел в критерий «социальная ответственность».

Адаптированные образовательные программы СПО в УрФО реализуют 27 % образовательных организаций, подведомственных субъектам РФ, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО. Лидерами также являются Курганская и Тюменская области.

Важное условие готовности образовательной организации к реализации инклюзивной практики — это наличие специалистов, осуществляющих сопровождение образовательного процесса лиц с инвалидностью и ОВЗ. В своем штате педагога-психолога имеют 56,3 % образовательных организаций УрФО, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ; социального педагога — 63,4 %; специалист по специальным техническим и программным средствам работает в 7,6 % организаций; в 5,4 % организаций в штате есть тьютор; в 3,6 % — ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь. Сурдопереводчики есть только в 7 профессиональных образовательных организациях, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ в УрФО.

Еще одним значимым фактором, обеспечивающим готовность организации к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, является подготовка педагогических работников к работе в условиях инклюзии. В 24,5 % образовательных организаций УрФО сотрудники прошли курсы повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку по вопросам получения СПО инвалидами и лицами с ОВЗ. Из всех сотрудников образовательных организаций, прошедших за отчетный период курсы повышения квалификации, доля сотрудников, повысивших квалификацию по тематике инклюзивного образования, составила в УрФО 30 %. Это несколько выше среднероссийского показателя, который составил 26 %. Однако удельный вес численности педагогических работников, прошедших за последний год повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку по вопросам получения СПО инвалидами и лицами с ОВЗ, в общей численности педагогических работников остается достаточно низким и составляет по РФ 3,8 %. Также низок охват образовательных организаций курсами повышения квалификации по вопросам инклюзии.

В 2017 г. наибольшее количество педагогических работников прошли повышение

квалификации по вопросам инклюзивного образования в следующих образовательных организациях: Югорский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Югорский политехнический колледж, ЗападноСибирский государственный колледж, Талицкий лесотехнический колледж им. Н. И. Кузнецова, Уральский государственный аграрный университет, Новоуральский технологический колледж, Ямальский многопрофильный колледж, Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность», Слободотуринский аграрно-экономический техникум.

Также пока недостаточно оснащение образовательных организаций УрФО специальными техническими и программными средствами для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Наиболее популярными техническими средствами являются звукоусиливающая аппаратура, к которой относятся специальные технические средства усиления звука, предназначенные для слабослышащих (система свободного звукового поля, радиокласс, индукционная система и пр.), и устройства воспроизведения информации (видеомагнитофоны, устройства для воспроизведения компакт-дисков, диктофоны, тифло-флеш-плееры и пр.) — такие средства, по данным мониторинга, есть соответственно в 21 % и 16 % образовательных организаций УрФО, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ (в среднем по РФ — 25 % и 20 % соответственно). Из технических средств для лиц с нарушениями зрения наиболее распространены видеоувеличители (стационарные или ручные), которые позволяют слабовидящим людям читать плоскопечатный текст, просматривать рисунки, увеличивая их в несколько раз, настраи-

вая нужный масштаб, контрастность, цветовые сочетания. Такие средства есть в 13,4 % образовательных организаций УрФО, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ (в среднем по РФ — 12,6 %). Программы невизуального доступа к информации, некоторые из которых, например, ^УБЛ, являются свободно распространяемыми, есть лишь в 8 % образовательных организаций УРФО, а программы синтезаторов речи — в 10 % организаций. Альтернативными устройствами ввода информации, предназначенными для лиц с нарушениями двигательных функций (джойстики, роллеры, выносные кнопки мыши, альтернативные мыши и пр.), располагают, по данным мониторинга, 7 % образовательных организаций УрФО.

Таким образом, в УрФО ежегодно происходит увеличение контингента обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ и увеличение доли профессиональных образовательных организаций, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ, однако недостаточно развиты формы индивидуализации обучения, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана, адаптацией образовательных программ, использованием дистанционных образовательных технологий. Недостаточно оснащение образовательных организаций специальными техническими и программными средствами, которые позволяют обучающимся с различными видами нарушений здоровья получать учебную информацию в доступной форме. Однако следует отметить, что образовательные организации начали рассматривать деятельность по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ и развитию условий инклюзивного образования как неотъемлемую часть развития системы профессионального образования.

Библиографический список

1. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] /Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

2. Романенкова, Д. Ф. Основные подходы к разработке информационно-аналитической системы поддержки деятельности профессиональных образовательных организаций в сфере инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии : сб. трудов XV Международной науч.-практ. конференции. — М. : Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского, 2018. — С. 137-141.

For citation: Romanenkova, D. F. Ensuring accessibility of secondary vocational education for disabled people and persons with disabilities in the Ural federal district [Text] / D. F. Romanenkova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 77-81.

ENSURING ACCESSIBILITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

D. F. Romanenkova

Ensuring the availability of secondary vocational education for disabled persons and persons with disabilities is one of the urgent tasks of modern state social policy. The article discusses the main indicators of the development of inclusive vocational education in the Russian Federation and the Urals Federal District, obtained during the monitoring of inclusive education, carried out in the framework of monitoring the quality of training. The data on the contingent of students in this category, on the educational programs for which they are trained, including adapted educational programs, on the availability of specialists who accompany people with disabilities and disabilities in educational organizations, on advanced training in the field of inclusion, on the availability of special technical and software training are analyzed.

Key words: inclusive vocational education, accessibility of education, monitoring, disabled people, people with disabilities.

References

1. Romanenkova D. F. Realizacija meroprijatij po obespecheniju dostupnosti srednego professional'nogo obrazovanija dlja invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossijskoj Federacii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, no 3 (11), pp. 25-30. (In Russian)

2. Romanenkova D. F. Osnovnye podhody k razrabotke informacionno-analiticheskoj sistemy podderzhki dejatel'nosti professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij v sfere inkljuzivnogo obrazovanija invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Innovacionnye, informacionnye i kommunikacionnye tehnologii: sb. trudov XV Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii, 2018, pp. 137-141. (In Russian)

Романенкова Дарья Феликсовна, заместитель начальника Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Romanenkova D. F., deputy head, Resource educational and methodological center for teaching disabled persons and persons with disabilities, Chelyabinsk state university, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Сидоров, В. В. Модель взаимодействия ПОО по профессиональному обучению и образованию инвалидов и лиц с ОВЗ [Текст] / В. В. Сидоров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 81-86.

УДК 376 ББК 74.57

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

В. В. Сидоров

В статье рассматривается один из подходов к взаимодействию ПОО по организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Предлагается вариант выстраивания данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.