Научная статья на тему 'Непрерывность как основа качества инклюзивного образования'

Непрерывность как основа качества инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1952
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / INCLUSIVE EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION / FACILITIES FOR CONTINUOUS INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / QUALITY OF EDUCATION / CONTINUITY / CONSISTENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзоров Борис П., Загузина Нина Н., Боков Алексей В.

В статье представлена ступенчатая модель непрерывного инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, описано краткое содержание работы каждой ступени, отмечена важность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в течение всего периода обучения. Вместе с тем определены условия непрерывного инклюзивного образования и их влияние на качество образования, предложено создание регионального ресурсного центра непрерывного инклюзивного образования для взаимодействия ступеней. Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе становится весьма актуальной социально-педагогической проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ необходимо создание специальных условий, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специального программно-методического и дидактического оснащения, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Кроме того, должны быть обеспечены услуги ассистента (помощника), оказывающего данной категории детей необходимую техническую помощь как при проведении групповых, так и индивидуальных коррекционных занятий, доступ в здания организаций, осуществление содействия образовательной деятельности. В целом это складывается в условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Механизм реализации преемственности состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, что составляет непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Таким образом, с самого начала должна проводиться качественная профориентация с учетом нозологий обучающихся с ОВЗ, так как часто их интересы и здоровье не соответствуют требованиям профессиональной квалификации, выбранной профессии. В то же время правильно выбранный образовательный маршрут для получения профессии обучающимися с ОВЗ даст им возможность реализовать себя в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзоров Борис П., Загузина Нина Н., Боков Алексей В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS A BASIS FOR THE QUALITY OF INCLUSIVE EDUCATION

The article presents the graded model of continuous inclusive education for individuals with disabilities. It describes in brief the content of work within each grade. The importance of psycho-pedagogical support for students with disabilities over a period of training is pointed out. Besides, data are given about the special conditions for inclusive education and their impact on the quality of education. It contributes the idea to establish the Regional Resource Center of continuous inclusive education for liaising with the participants of the process in all grades. Professional self-determination among secondary school students with disabilities is a topical issue in social pedagogy. To arrange the supplementary education for children with disabilities it is necessary to provide facilities which include special software, methodological and didactic materials, special technical equipment for teaching in groups and for individuals. Moreover, there should be a guarantee of unassisted access to the building, education aid, and the assistant to provide an adequate technical aid for this category of children in conducting classes for groups as well as individuals with special needs. As a whole these make up an environment inducing to master education programs by students with disabilities. Attempts are made to develop a mechanism of an easy pass from one level (grade) of education to another to make the process of education consistent. So, there should be qualified career guidance at elementary schools with due regard for ICD code to help the disabled students to choose the direction in professional education. The right target for future profession, corresponding to health and medical advice, enables the students with disabilities to realize their potential in professional activity.

Текст научной работы на тему «Непрерывность как основа качества инклюзивного образования»

УДК 376:37.04

НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Борис П. Невзоров1, Нина Н. Загузина2, ®2, Алексей В. Боков2

1Кемеровский государственныйуниверситет, Россия, 650000, г. Кемерово,ул. Красная, б

2 Кемеровскую общеобразовательную школу для детей с нарушениями слуха (ГОУ «КОШ»), Россия, 650023, г. Кемерово,

пр. Ленина, 126 «А»

[email protected] ®2 [email protected]

Поступила вредакцию 29.08.2017. Принята кпечати 13.10.2017.

Ключевые слова: инклюзивное образование, непрерывное обучение, условия непрерывного инклюзивного образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, качество образования, преемственность, последовательность.

Аннотация: В статье представлена ступенчатая модель непрерывного инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, описано краткое содержание работы каждой ступени, отмечена важность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в течение всего периода обучения. Вместе с тем определены условия непрерывного инклюзивного образования и их влияние на качество образования, предложено создание регионального ресурсного центра непрерывного инклюзивного образования для взаимодействия ступеней.

Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе становится весьма актуальной социально-педагогической проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ необходимо создание специальных условий, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специального программно-методического и дидактического оснащения, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Кроме того, должны быть обеспечены услуги ассистента (помощника), оказывающего данной категории детей необходимую техническую помощь как при проведении групповых, так и индивидуальных коррекционных занятий, доступ в здания организаций, осуществление содействия образовательной деятельности. В целом это складывается в условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Механизм реализации преемственности состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, что составляет непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Таким образом, с самого начала должна проводиться качественная профориентация с учетом нозологий обучающихся с ОВЗ, так как часто их интересы и здоровье не соответствуют требованиям профессиональной квалификации, выбранной профессии. В то же время правильно выбранный образовательный маршрут для получения профессии обучающимися с ОВЗ даст им возможность реализовать себя в профессиональной деятельности.

Для цитирования: Невзоров Б. П., Загузина Н. Н., Боков А. В. Непрерывность как основа качества инклюзивного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 26-34 . 001:10.21603/2542-1840-2017-3-26-34.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья законодательно закреплено как приоритетное направление в политике государства по созданию системы ранней помощи детям с проблемами здоровья и развития в связи с тем, что в последние десятилетия не только сохраняются, но и нарастают негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей, начиная с раннего возраста. Данные официальной статистики последних лет, приведенные в работе [1, с. 179], показывают: среди новорожденных с проблемами в состоянии здоровья более трёх четвертей, в том числе с физиологической незрелостью - 74 %, а с неврологической патологией и того больше - около 86 %, абсолютно здоровыми можно считать около 10 % детей дошкольного возраста и не более 4 % - подросткового возраста.

Эта вопиюще тревожная статистика ставит жесткую необходимость немедленной трансформации модели специального образования. И именно непрерывность инклюзивного образования может оказаться полезной и своевременной для организации более эффективного и качественного образования и сопровождения обучения, создаст условия, необходимые для эффективного преодоления негативных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Следует отчетливо помнить, что в связи с особенностями развития детей с ОВЗ требуется непрерывность образовательной траектории, последовательность и преемственность на всех уровнях инклюзивного образования - от ранней помощи до трудоустройства, своеобразные ступени образования. Обобщение опыта о построения ступеней инклюзивного образования ученых и специалистов - прак-

тиков из Дании, Австралии, США, Великобритании, России и других стран - показывает, что специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о целесообразности интеграции, особенно в форме инклюзии [3].

В педагогике давно известен один из важнейших принципов - максимально возможная индивидуализация обучения. В целях его реализации при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья отечественные ученые разрабатывали условия, соответствующие оптимальной организации обучения каждого типа нозологии - нарушений развития, оптимального содержания и методов, а также наибольшей доступности соответствующего уровня знаний для них.

В результате исследований были разработаны теории, концепции, методические рекомендации, рабочие программы, положения, основы реабилитации и мн. др. Исследования по данному направлению работы современной наукой усилились, особенно в последнее десятилетие: появились интересные теоретические разработки, а главное - серия методических и учебных пособий, нашедших широкое практическое применение [4-8 и др.]. Большой практический интерес представляет недавнее исследование условий формирования социальной успешности студентов-инвалидов в системе непрерывного инклюзивного образования на основе ценностного подхода, в котором авторы пришли к заключению, что на основе «ценностного подхода важную роль играет обеспечение непрерывности формирования социальной успешности инвалидов в многоуровневой системе инклюзивного образования «семейно-дошкольное образование - общее образование - дополнительное образование детей - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование - дальнейшее профессиональное образование»; создание системы непрерывного инклюзивного образования с учетом особенностей медицинских и социальных моделей инвалидности у студентов; организованная работа преподавателя с использованием специальных методов и средств обучения, соответствующих индивидуальным особенностям студентов-инвалидов; деятельность образовательной организации, связанная с созданием особых условий для обучения и воспитания студентов и обеспечения взаимопонимания между субъектами учебного процесса; ориентированного обучения со студентами-инвалидами в режиме внедрения» [9].

Настоящее исследование и построение ступенчатой модели непрерывного инклюзивного образования опирается на нормативно-правовую основу по организации образования лиц с ОВЗ в Российской Федерации. Надо отметить, что оно устанавливается в соответствии с решениями, отраженными в документах нескольких уровней: международных; Федеральных; ведомственных; региональных. Расширение и детализация существующих прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья в каждом последующем документе соответствует преобразованиям в ситуации общественного понимания проблемы.

На международном уровне:

- Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 г.);

- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 г.);

- Всемирная Декларация «Об образовании для всех» (1990) определила минимальное содержание базовых образовательных потребностей для всех людей;

- Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.). В ст. 24 данного документа - «Образование» - уточняется необходимость обеспечения государственных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, создания условий для эффективного участия в жизни свободного общества, доступа наравне с другими к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания, с созданием эффективных мер по организации индивидуальной поддержки.

На федеральном уровне:

- Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12 декабря 1993 г., вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 г. Ст. 43.

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, содержит ряд статей (ст. 2, 3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

- Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 247) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

- Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 4 января 1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

На региональном уровне:

- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 октября 2015 г. № 585-р утвержден план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг («дорожной карты») на 2016-2020 гг., определены уполномоченные органы исполнительной власти Кемеровской области, ответственные за реализацию плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг («дорожной карты»). Таковыми являются органы власти в сфере социальной защиты населения, культуры, спорта, охраны здоровья, транспорта, связи, градостроительства.

- Приказ Администрации Кемеровской области № 674 от 04 апреля 2017 г. и приложение к приказу о плане мероприятий по реализации в Кемеровской области межведомственных планов по вопросу образования детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на период до 2020 года. Изучение и анализ научных исследований, а также нормативно-правовой базы в области инклюзивного образования показало, что нововведения инклюзивного образования коснулись: ранней помощи, дошкольного образования, начального, общего, среднего и дополнительного образования, среднего профессионального и высшего образования, трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важным аспектом современной системы образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных ступенях развития и переход обучающихся с одной ступени инклюзивного образования на другую. Механизм реализации преемственности состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, что составляет непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Обеспечение непрерывности и преемственности в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья - это реализация идей непрерывного инклюзивного образования, которая влияет на качество образования.

Анализ полученной информации способствует с опорой на известный опыт выстраиванию ступени развития непрерывного инклюзивного образования, начиная от 0 лет до трудоустройства.

Прежде чем описывать ступени непрерывного инклюзивного образования, отметим, что инклюзивное образование начинается с доступной среды. Считаем, что «доступная среда» является одним из составляющих элементов качества инклюзивного образования, поскольку именно с «доступной среды» начинается непрерывное инклюзивное образование.

Итак, первая ступень - диагностика отклонений в психофизическом развитии у детей и проведение коррекци-онно-педагогической работы на как можно более раннем этапе (в возрасте от 0 до 3-х лет). В мировой практике образование детей с ОВЗ в раннем возрасте основано на гуманной, экономически эффективной и ресурсосберегающей педагогической технологии. Такая ранняя коррек-ционно-педагогическая помощь позволяет к школьному возрасту уменьшить количество детей с ОВЗ до 30 %.

Проведя исследования организации инклюзивного образования в детских садах России и Германии (сравнительный анализ Якутск-Гамбург), П. Р. Егоров исследования приходит к выводу: «Сегодня правильный выбор инклюзивного детского сада является обязательным условием успешной социализации детей со здоровьем. Включение ребенка в общество должно происходить в первом учебном заведении - детском саду. В этом случае дети будут ходить в школу и поступать в университет, поскольку вполне подготовленные молодые люди и университеты не будут тратить свои ресурсы на их адаптацию, как это происходит сегодня в некоторых российских университетах» [10].

Пониманию развития инклюзивных практик посвящено исследование М. Ainscow с соавторами [11], которые отмечают, что в настоящее время в школах Англии уделя-

ется большое внимание проблеме включенного образования. Утверждается, что разработка инклюзивной практики предполагает совместные рабочие процедуры; что их можно поощрять благодаря взаимодействию с различными формами доказательств, которые прерывают способы мышления; и что пространство, созданное в результате таких перерывов, может позволить участвующим признавать забытые или действительно новые возможности для продвижения практики вперед.

Серьёзную озабоченность в системе образования всех уровней вызывает готовность учительских (преподавательских) кадров к ведению инклюзивного образования не только в России. Этой проблеме посвящено исследование Е. Walton и других [12], проведенное среди учителей Южной Африки и показавшее, что учителя на международном уровне озабочены тем, как лучше всего подготовить и обучить учителей педагогическому реагированию на все более разнообразное учащееся население. Поскольку инклюзивное образование укоренилось в школьной системе, и многие учителя утверждают, что у них нет знаний и навыков, необходимых для обучения в классах, которые представляют собой разнообразные ученики и потребности в обучении, авторы на основании полученной информации поддерживают теорию сложности обучения учителей (преподавателей), которые готовятся к обеспечению инклюзивного образования, и утверждают, что педагогическое образование для включенного обучения должно учитывать индивидуальность учителей, учебные мероприятия, представленные преподавателям, и институциональный контекст. Они рекомендуют и призывают сообщества профессионального обучения к продолжению исследований в области обучения учителей для инклюзивного образования и постоянному обмену опытом работы с различными категориями детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья.

К сожалению, в реальных условиях к коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев приступают только в дошкольном возрасте (после З-х-5-ти лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. В результате оказывается упущенным (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, как правило, приходящийся на первые три года жизни ребенка.

«Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля» [1, с. 179]. А главная сущность системы ранней помощи - основополагающий комплексный междисциплинарный подход к развитию и образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Система ранней помощи реализуется в различных формах: службах ранней помощи в учреждениях здравоохранения, дошкольных учреждениях, центрах семьи, психолого-педагогических центрах, группах кор-рекционной направленности, инклюзивных группах и других формах. Ранняя помощь оказывает огромное влияние на усвоение знаний и качество образования в дальнейшем.

С учетом реформирования системы образования в целом и дошкольного образования в частности альтернативой специального образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ становится инклюзивное образование, предполагающее включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий. При этом в дошкольной образовательной организации встраиваются специальные образовательные условия, учитывающие его образовательные потребности, а специальное и инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС дошкольного образования. Особое внимание должно быть уделено проблеме реализации ФГОС ДО, поскольку в ФГОС ДО учтены специфические образовательные потребности детей с ОВЗ, что непосредственно влияет на качество образования.

Вторая ступень согласно преемственности и непрерывности инклюзивного образования адресована деятельности образовательных организаций по предоставлению начального, общего, среднего и дополнительного инклюзивного образования (в том числе дистанционного) таким детям.

Задачи образования, профориентации, реабилитации, абилитации, социально-бытовой направленности, психолого-педагогической поддержки детей с особыми потребностями решает система образования, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Органы управления образованием определяют где, в каком учреждении в шаговой доступности и в какой форме целесообразнее создать требуемые условия для инклюзивного образования: в отдельном учреждении, реализующем адаптированную образовательную программу (специальные школы), или в обычной школе путем совместного обучения со здоровыми сверстниками, или в (специальном) классе в массовой школе. Учитывая, что инклюзия есть «обеспечение равного доступа», то за наличие выбора (спектра вариантов) в обеспечении доступа отвечают органы власти, школы. Проблему о совместном обучении в одном классе со здоровыми сверстниками, в отдельном классе обычной школы или в отдельном образовательном учреждении решают родители в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с учетом тех условий доступности, которые созданы органами власти и школы.

В заключении ПМПК согласно Положению о ПМПК, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 [13] определяется не вид образовательного учреждения, а указывается:

1) признание ребенка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, если ребенок имеет проблемы в физическом и(или) психологическом развитии, делаются выводы о наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

2) рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

В ПМПК могут быть отражены специальные условия обучения, например: образовательная программа, адапти-

рованная для обучения детей с определенным видом нарушений, указаны: какие конкретно специалисты - дефекто-лог, логопед - ему необходимы, условия доступности (например, для детей на колясках), а также потребность в услугах помощника и другие условия. Всё это определяет потребности в создании специализированной среды для получения образования - обычный класс, специальный класс в обычной школе, специальная школа, специальный класс в специальной школе. Заключение может содержать запись о том, что ребенок может обучаться совместно с обучающимися, не обремененными ОВЗ, и совместно с обучающимися с аналогичными нарушениями и т. п.

Нормативы в отношении совместного обучения детей с ОВЗ с детьми без ограничений или с детьми с другими нарушениями предусмотрены Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в котором предусмотрены нормативы в отношении совместного обучения детей с ОВЗ с детьми без ограничений или с детьми с другими нарушениями [14]. Соблюдение этих норм влияет на качество предоставляемых образовательных услуг.

Введенный федеральный государственный стандарт для обучающихся с ОВЗ (Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07) как раз показывает, на каком уровне должно быть качество образования для данной категории обучающихся [15].

Инклюзивное дополнительное образование находится на этой же ступени и дополняет основное образование, дополнительное образование должно быть доступным для детей с ОВЗ, в том числе в дистанционной форме. Вступившие в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г., с изменениями и дополнениями 2017 г.) [16], Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 г. [17] способствуют усилению роли дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ, позволяют детские объединения сделать инклюзивными: в них занимаются дети с разным уровнем познавательного, эмоционального, речевого, психофизического и личностного развития, обладающие разными творческими возможностями.

Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся организуют учебные заведения, осуществляющие образовательную деятельность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с указанными нормативами.

Учреждения дополнительного образования также должны создавать специальные условия, поскольку без них невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ данными категориями обучающихся в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка.

Специальные условия для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ полагают условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специального программно-методического и дидактического оснащения, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального поль-

зования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего данной категории детей необходимую техническую помощь. При этом обязательно предусматривается проведение групповых и индивидуальных коррекци-онных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Вовремя проведенная абилитация или реабилитация, учеба по адаптированным образовательным программам, созданные условия для получения дополнительного образования играют важную роль в предоставлении качественного инклюзивного начального, основного общего и среднего образования, которое дает возможность для получения среднего профессионального и высшего образования.

Третья ступень непрерывности и преемственности будет ориентирована на предоставление инклюзивного среднего специального и высшего профессионального образования, в том числе дистанционно.

Каждый второй выпускник школы, имеющий инвалидность, стремится сегодня поступить в вуз, каждый пятый планирует окончить колледж. Сфера претерпевает глубокие изменения в целях создания необходимых условий получения качественного образования для лиц с инвалидностью.

Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе становится весьма актуальной социально-педагогической проблемой. Выбор профессионального пути для такой категории выпускников стоит особо остро, так как нужно учитывать не только личные интересы, но и психологическое состояние, физические возможности, интеллектуальные способности. Поэтому с самого начала должна проводиться качественная профориентация с учетом нозологий обучающихся с ОВЗ, так как часто их интересы и здоровье не соответствуют требованиям профессиональной квалификации, выбранной профессии. В то же время правильно выбранный образовательный маршрут для получения профессии обучающимися с ОВЗ даст им возможность реализовать себя в профессиональной деятельности.

В целях создания необходимых организационных и методических условий для обеспечения реализации в субъектах Российской Федерации инклюзивного СПО лиц с ОВЗ в настоящее время создан Федеральный методический центр, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с базовыми профессиональными образовательными организациями. Для реализации этих целей создан портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья [18].

В настоящее время средние специальные и высшие учебные заведения создают условия для поступления и получения образования для выпускников школ с ОВЗ, и, конечно, качество получения профессионального образования зависит от доступной среды, правильного выбора профессии, преподавателей, владеющих методологией проведения занятий в инклюзивной группе, психолого-педагогического сопровождения обучающихся и поддержки специалистов, поддержки родителей и близких. На сегодняшний день данное направление активно развивается [19].

На данном этапе разработаны методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию учебно-методических центров, обеспечивающих получение высшего образования лицам с ОВЗ с различными нозологиями, - Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Министерство образования постоянно проводит конкурсы по грантам для организации ресурсных центров инклюзивного образования на базе высших учебных заведений. Отметим, что создаются благоприятные условия для непрерывного инклюзивного образования и получения выпускниками школ с ОВЗ высшего образования.

Четвертая ступень - трудоустройство выпускников с ОВЗ. Согласно законодательству РФ общая занятость определяется деятельностью граждан, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречащих законодательству, и приносящая доход в виде заработка [20]. После получения лицами с ОВЗ соответствующего образования дальнейшей их социализацией в общество является трудоустройство.

Следует признать, что в РФ в настоящее время рынок труда не соответствует потенциальным возможностям лиц с ОВЗ. По-прежнему остаётся ряд острых проблем, связанных с процессом их трудоустройства: помимо недостаточного финансирования процесса, большая нехватка рабочих мест на предприятиях для указанных лиц [21]. И это несмотря на то, что в целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных организаций инвалидов устанавливаются нормативы по бронированию рабочих мест на предприятиях не менее 3 % от численности работающих, а региональным законодательством в разных субъектах Российской Федерации регулируется квотирование рабочих мест. Принимаются меры по созданию льготных условий в организациях, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья: организации имеют право на снижение налогооблагаемой базы на сумму средств, которые должны быть использованы на мероприятиях по социальной защите и реабилитации инвалидов, - что направлено на повышение заинтересованности работодателей иметь на своем предприятии сотрудников с ОВЗ. Но в условиях кризиса пока такая система мер по квотированию рабочих мест является малоэффективной, о чем свидетельствуют имеющиеся сложности при трудоустройстве инвалидов в России.

Департаменты труда и занятости населения в регионах активно работают по данному направлению - в службах занятости населения лицам с ограниченными возможностями здоровья могут оказать разностороннюю помощь: подбор вакансии, помощь в получении новой профессии, консультации по открытию собственного дела, психологическая поддержка. Многие центры занятости работают не только с теми, кто сам пришел в службу занятости, но и обеспечивают условия доступности, сформировав группы специалистов, которые при необходимости окажут услуги на дому.

Кроме того, совершенствуется общероссийский портал «Работа в России», где действует специальный раздел для инвалидов [22]. В нем представлена информация о социальных услугах и правилах их оформления, о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчи-

тывать те, кто ухаживает за инвалидами. В разделе «Поиск вакансий» можно подобрать вакансию с учетом конкретных ограничений по здоровью, узнать о свободных квотируемых рабочих местах у конкретного работодателя. Данные услуги повышают возможности найти работу для выпускников с ОВЗ. Активную позицию в этой проблеме занимают общественные организации инвалидов, они ведут работу по трудоустройству лиц с ОВЗ, исходя из индивидуальных возможностей каждого. Все это дает возможность на улучшение и качественную возможность найти работу для выпускников с ОВЗ.

Важной частью всех ступеней непрерывного инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, которое является одной из составляющих условий получения качественного образования.

Также значимой частью является повышение квалификации педагогического состава образовательных организаций в областях специальной психологии, коррекцион-ной педагогики, обучение и применение методик проведения занятий с обучающимися с ОВЗ в инклюзивных группах, влияющих на качество образования [18].

В то же время нужно отметить, что в пилотный период в Российской федерации в ряде регионов проведены эксперименты по созданию ресурсных центров инклюзивного образования для детей и молодежи с ОВЗ в Пермском крае, Самарской, Новгородской, Псковской, Архангельской, Владимирской, Ленинградской областях, городе Томск, Республике Карелия, городе Ухта (Республика Коми), городе Москва. За время экспериментов апробированы модели ресурсных центров. Заметную роль в этом деле играют некоторые вузы Москвы - региона, интенсивно развивающего инклюзивные подходы в образовании. Накопленный опыт заслуживает внимания, в первую очередь, в силу распространения различных подходов к практическому решению вопросов инклюзивного образования. «В каждом регионе Российской Федерации формируется своя модель новой инклюзивной образовательной системы, это:

- окружные ресурсные центры инклюзивного образования;

- городские ресурсные центры инклюзивного образования;

- модель деятельности территориального ресурсного центра развития инклюзивного образования;

- модель на базе муниципального образовательного учреждения при сопровождении высшего учебного заведения;

- создание лабораторий по специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста;

- региональные службы ранней специализированной помощи ребенку;

- центры специального образования; и другие модели» [23].

В текущий период усиления внимания государства к

категории населения с отклонениями в развитии и специфическим состоянием здоровья ресурсные центры рассматриваются как наиболее эффективный путь развития

инклюзивного образования [24]. Это дает надежду на то, что региональные ресурсные центры непрерывного инклюзивного образования появятся в регионах для решения проблем непрерывного инклюзивного образования на всех перечисленных ступенях.

Таким образом, условиями для качественного преемственного непрерывного инклюзивного образования на всех ступенях его развития можно считать следующие виды организационно-педагогической деятельности:

1. Доступная среда.

2. Оснащение специализируемым оборудованием учебного процесса (в том числе дистанционного).

3. Обеспечение непрерывного инклюзивного образования научно-методической и учебно-методической литературой.

4. Повышение квалификации специалистов: воспитателей, учителей, педагогов, преподавателей, методистов, тьюторов в области специальной психологии, коррекцион-ной педагогики, методологии проведения занятий в инклюзивной группе согласно нозологиям обучающихся с ОВЗ.

5. Разработанные адаптированные программы для конкретных обучающихся с ОВЗ.

6. Взаимодействие образовательных организаций с психолого-медико-педагогическими (ПМПК) и психолого-педагогическими центрами (ППЦ), социальными службами для реабилитации, абилитации, сопровождения обучающихся с ОВЗ.

7. Взаимодействие образовательных организаций с родителями обучающихся с ОВЗ по различным аспектам инклюзивного образования, профессионального самоопределения.

8. Разработка специальных программ по профориентации для обучающихся с ОВЗ согласно нозологиям.

9. Создание региональных ресурсных центров непрерывного инклюзивного образования.

10. Преемственность, последовательность каждой ступени непрерывного инклюзивного образования.

Представленная ступенчатая модель развития непрерывного инклюзивного образования может дать положительный результат в перспективе, для этого нужно объединить все ступени в единую работающую цепь, которая бы определяла преемственность, последовательность, непрерывность и решала возникающие проблемы инклюзивного образования. Такой организацией на региональном уровне должен стать ресурсный центр непрерывного инклюзивного образования при сопровождении высшего учебного заведения, что даст в последствии качественное инклюзивное образование.

Следует подчеркнуть, что последовательность, преемственность, непрерывность влияют на качество инклюзивного образования и способствуют более эффективной социализации той части населения, особенно молодёжи, которая в силу каких-либо жизненных обстоятельств имеет отклонения в развитии или состоянии здоровья.

Литература

1.Приходько О. Г. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. М.: AHO «НМЦ «СУВАГ», 2015. С. 179-183.

2. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М: Смысл, 2017. 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лубовский В. И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 32-37.

4.Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.

5.Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб, и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 544 с.

6. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / отв. ред. С. А. Войтас. М.: МГППУ, 2011. 278 с.

7. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013. 324 с.

8. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сборник научных статей / отв. ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2014. 156 с.

9.Nasibullov R. R., Kashapova L. М., Shavaliyeva Z. S. Conditions of formation of social successfulness of students with disabilities in the system of continuous inclusive education on the basis of value approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2015. № 10(4). P. 543-552.

10.Egorov P. R. Inclusive education in Russian and German kindergartens (Comparative analysis Yakutsk-Hamburg) // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 13A. P. 91-95.

11. Ainscow M., Howes A., Farrell P., Frankham J. Making sense of the development of inclusive practices // European Journal of Special Needs Education. 2003. № 18(2). P. 227-242. DOI: 10.1080/0885625032000079005.

12. Walton E., Nel N. M., Muller H., Lebeloane O. 'You can train us until we are blue in our faces, we are still going to struggle': Teacher professional learning in a full-service school // Education as Change. 2014. № 18(2). P. 319-333.

13. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 // Российская газета. 01.11.2013. № 247.

14. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, и среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) // Российская газета. 16.10.2013. № 232.

15. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07.

16. Об образовании в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. и доп. 2017 г.) // Российская газета. 31.12.2012. № 303.

17. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.

18.0 работе портала. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2016 г. № 06-265 // Портал информационно-методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/06_265.pdf (дата обращения: 12.10.2017).

19. Елисеев Ю. В., Тимохина Т. В. Тенденции в развитии профессиональной подготовки в условиях инклюзивного образования // Образование и общество. 2016. Т. 2. № 97. С. 53-56.

20.0 занятости населения в РФ. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.03.2017). Режим доступа: http://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 12.10.2017).

21.Кудаева Е. Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2009. 218 с.

22. Работа в России: портал. Режим доступа: https://trudvsem.ru/vacancy/search (дата обращения: 12.10.2017).

23. Загузина Н. Н., Боков А. В., Невзоров Б. П. Инновационный проект по организации Кузбасского регионального ресурсного центра непрерывного инклюзивного образования // Учитель Кузбасса. 2017. № 3. С. 3-11.

24. Стахеева Е. А. Ресурсные центры как путь развития инклюзивного образования // Молодежь в науке: Новые аргументы: сборник научных работ 1-го Международного конкурса (Россия, г. Липецк, 06 октября 2014 г.). Отв. редактор А. В. Горбенко. Липецк: Аргумент, 2014. Ч. III. С. 186-189.

CONTINUITY AS A BASIS FOR THE QUALITY OF INCLUSIVE EDUCATION

Boris P. Nevzorov1' Nina N. Zaguzina2' ®2, Aleksey V. Bokov2

'Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000

2Kemerovo Comprehensive Schoolfor Children with Hearinglmpairment, 126 «A», Lenin Avenue, Kemerovo, Russia, 650023

[email protected] ®2 [email protected]

Received29.08.2017. Accepted 13.10.2017.

Keywords: inclusive Abstract: The article presents the graded model of continuous inclusive education for

education, continuous individuals with disabilities. It describes in brief the content of work within each grade. The

education, facilities for importance of psycho-pedagogical support for students with disabilities over a period of

continuous inclusive training is pointed out. Besides, data are given about the special conditions for inclusive

education, students with education and their impact on the quality of education. It contributes the idea to establish the

disabilities, quality of Regional Resource Center of continuous inclusive education for liaising with the participants

education, continuity, of the process in all grades.

consistency. Professional self-determination among secondary school students with disabilities is a topical

issue in social pedagogy.

To arrange the supplementary education for children with disabilities it is necessary to provide facilities which include special software, methodological and didactic materials, special technical equipment for teaching in groups and for individuals. Moreover, there should be a guarantee of unassisted access to the building, education aid, and the assistant to provide an adequate technical aid for this category of children - in conducting classes for groups as well as individuals with special needs. As a whole these make up an environment inducing to master education programs by students with disabilities.

Attempts are made to develop a mechanism of an easy pass from one level (grade) of education to another - to make the process of education consistent. So, there should be qualified career guidance at elementary schools with due regard for ICD code - to help the disabled students to choose the direction in professional education. The right target for future profession, corresponding to health and medical advice, enables the students with disabilities to realize their potential in professional activity.

For citation: Nevzorov B. P., Zaguzina N. N., Bokov A. V. Nepreryvnost' kak osnova kachestva inkliuzivnogo obrazovaniia [Continuity as a Basis for the Quality of Inclusive Education], Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 27-35. DOI:10.21603/2542-1840-2017-3-27-35.

References

1.Prikhod'ko O. G. Sistema rannei kompleksnoi pomoshchi detiam s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia i ikh roditeliam [System of early comprehensive care for children with disabilities and their parents]. Osobye deti v obshchestve: sbornik nauchnykh dokladov i tezisov vystuplenii uchastnikov I Vserossiiskogo s»ezda defektologov. 26-28 oktiabria 2015 g. [Special children in the society: a collection of scientific reports and abstracts of speeches by the participants of the 1st All-Russian congress of defectologists. October 26-28, 2015]. Moscow: ANO «NMTs «SUVAG», 2015, 179-183.

2. Leont'ev D. A., Aleksandrova L. A., Lebedeva A. A. Razvitie lichnosti i psikhologicheskaia podderzhka uchashchikhsia s OVZ v usloviiakh inkliuzivnogo professional'nogo obrazovaniia [Personality development and psychological support for students with disabilities in the context of inclusive vocational education], Moscow: Smysl, 2017, 80.

3. Lubovskii V. I. Inkliuziia - tupikovyi put' dlia obucheniia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami [Inclusion - a Developmental Dead End for the Education of Disabled Children]. Sovremennoe doshkol 'noe obrazovanie. Teoriia i praktika = Preschool Education Today: Theory and Practice, no. 2 (2017): 32-37.

4. Mudrik A. V. Sotsial'naiapedagogika [Social pedagogy]. Ed. Slastenin V. A. 3rd ed. Moscow: Akademiia, 2000, 200.

5. Stoliarenko L. D. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. 2nd ed. Rostov-on-Don: Feniks, 2003, 544.

6. Leongard E. I., Samsonova E. G., Ivanova E. A. Normalizatsiia uslovii vospitaniia i obucheniia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov 'ia v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia [Normalization of the conditions for the upbringing and education of children with disabilities in conditions of inclusive education], Ed. Voitas S. A. Moscow: MGPPU, 2011, 278.

7. Organizatsiia inkliuzivnogo obrazovaniia dlia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [Organization of inclusive education for children with disabilities], Ed. Alekhina S. V., Kutepova E. N. Moscow: MGPPU, 2013, 324.

8. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie v inkliuzivnom obrazovanii [Psychological and pedagogical support in inclusive education], Ed. Alekhina S. V., Kutepova E. N. Moscow: MGPPU, 2014, 156.

9.Nasibullov R. R., Kashapova L. M., Shavaliyeva Z. S. Conditions of formation of social successfulness of students with disabilities in the system of continuous inclusive education on the basis of value approach. International Journal of Environmental and Science Education, no. 10(4) (2015): 543-552.

10. Egorov R R. Inclusive education in Russian and German kindergartens (Comparative analysis Yakutsk-Hamburg). World Applied Sciences Journal, 27, no. 13A(2013): 91-95.

11.Ainscow M., Howes A., Farrell R, Frankham J. Making sense of the development of inclusive practices. European Journal of Special Needs Education, no. 18(2) (2003): 227-242. DOI: 10.1080/0885625032000079005.

12. Walton E., Nel N. M., Muller H., Lebeloane O. 'You can train us until we are blue in our faces, we are still going to struggle': Teacher professional learning in a full-service school. Education as Change, no. 18(2) (2014): 319-333.

13. Ob utverzhdenii Polozheniia o psikhologo-mediko-pedagogicheskoi komissii. Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 20 sentiabria 2013 g. № 1082 [On the approval of the Regulations on the Psycho-Medical-Pedagogical Commission. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 20, 2013 No. 1082]. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 247 (01.11.2013).

14. Ob utverzhdenii Poriadka organizatsii i osushchestvleniia obrazovatel'noi deiatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam - obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, i srednego obshchego obrazovaniia. Prikaz Minobrnauki RF ot 30.08.2013 № 1015 (red. ot28.05.2014) [On the approval of the Order of organization and implementation of educational activities in basic general education programs - educational programs of primary general, basic general, and secondary general education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1015 of August 30,2013 (as amended on May 28, 2014)]. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 232 (16.10.2013).

15. Metodicheskie rekomendatsii po voprosam vnedreniia federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniia obuchaiushchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia i federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obrazovaniia obuchaiushchikhsia s umstvennoi otstalost'iu (intellektual'nymi narusheniiami) [Methodical recommendations on the implementation of the federal state educational standard of primary general education for students with disabilities and the federal state educational standard of education for students with mental retardation (intellectual disabilities)]. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 11,

2016 No. VK-452/07.

16. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ (s izm. i dop.

2017 g.) [On education in the Russian Federation. The Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended and supplemented in 2017)]. Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 303 (31.12.2012).

17. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiia dopolnitel'nogo obrazovaniia detei do 2020 g. [On the approval of the Concept for the development of additional education for children up to 2020]. Order of the Government of the Russian Federation of 04.09.2014 No. 1726-r.

18. O rabote portala [On the work of the portal]. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 24, 2016 No. 06-265. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/06_265.pdf (accessed 12.10.2017).

19. Eliseev Iu. V., Timokhina T. V. Tendentsii v razvitii professional'noi podgotovki v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia [Trends in the development of vocational training in the context of inclusive education]. Obrazovanie i obshchestvo = Education and Society, 2, no. 97 (2016): 53-56.

20. O zaniatosti naseleniia v RF [On employment in the Russian Federation], Law of the Russian Federation No. 1032-1 of April 19, 1991 (as amended onMarch 29, 2017). Available at: http://base.garant.ru/10164333/ (accessed 12.10.2017).

21. Kudaeva E. G. Sotsial'nye bar 'ery trudoustroistva invalidov v sovremennom rossiiskom obshchestve. Diss. kand. sotsiol. nauk [Social barriers of employment of invalids in a modern Russian society. Cand. sociol. Sci. Diss.]. Saransk, 2009, 218.

22. Rabota v Rossii [Work in Russia]. Available at: https://trudvsem.ru/vacancy/search (accessed 12.10.2017).

23. Zaguzina N. N., BokovA. V., Nevzorov B. P. Innovatsionnyi proekt po organizatsii Kuzbasskogo regional'nogo resursnogo tsentra nepreryvnogo inkliuzivnogo obrazovaniia [Innovative project on the organization of the Kuzbass regional resource center for continuous and inclusive education], Uchitel' Kuzbassa = Teacher of Kuzbass, no. 3 (2017): 3-11.

24. Stakheeva E. A. Resursnye tsentry kak put' razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia [Resource centers as a way of development of inclusive education], Molodezh 'v nauke: Novye argumenty: sbornik nauchnykh rabot I-go Mezhdunarodnogo konkursa (Rossiia, g. Lipetsk, 06 oktiabria 2014 g.) [Young people in science: New arguments: a collection of scientific works of the First International Competition (Russia, Lipetsk, October 06, 2014)]. Ed. Gorbenko A. V. Lipetsk: Argument, Part III (2014): 186-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.