Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы'

Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2987
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гочошвили Наталья Гочевна

В статье рассматривается инклюзивная образовательная среда как одна из актуальных проблем обучающихся с ОВЗ. Инклюзивная образовательная среда определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, если будут соблюдены в общеобразовательном учреждении условия организации инклюзивной среды. Реализация данной программы позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником образовательной деятельности. Для создания общедоступной образовательной среды необходимо использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION: CHARACTERISTICS, ESSENCE, PRINCIPLES

The article deals with the inclusive educational environment, as one of the urgent problems of students with disabilities. Inclusive educational environment is defined as ensuring equal access to education for all students, taking into account their educational needs and individual capabilities. Students with disabilities in a regular secondary school can not only get a quality education, but also successfully adapt to life if the conditions for organizing an inclusive environment are met in a general educational institution. The implementation of this program allows turning a person with disabilities into a subject capable of becoming a full participant in educational activities. To create an open-access educational environment, it is necessary to use special educational programs and teaching and education methods, special textbooks, teaching aids and didactic materials, special technical tools for teaching collective and individual use, providing services of an assistant (assistant) providing the necessary technical assistance to students, conducting group and individual remedial classes, providing access to the buildings of educational organizations activities, and other conditions, without which it is impossible or difficult to master educational programs for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы»

Таким образом, развитие индивидуального стиля работы учителя обусловлено его индивидуальными особенностями, профессиональной подготовленностью, степенью переизбрания и его творческой активностью.

Работы по формированию и развитию индивидуального стиля необходимо начинать еще со времен получения профессионального образования, способствуя формированию творческих способностей студента. Следовательно, формирование и развитие индивидуального стиля учителя способствует эффективной организации и реализации в дальнейшем инновационных процессов.

Список литературы / References

1. ДрукерП.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1978. 99 с.

3. КларинМ.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997. 223 с.

4. Левыкина О.В. Подготовка студентов к построению инновационной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения // Информация в свободном доступе в Интернете в PDF-формате. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8322/1/Levykina_Podgotovka.pdf/ (дата обращения: 18.06.2019).

5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 718 с. ISBN 985-443-481-8.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.

7. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. // Среднее профессиональное образование, 2011. № 10. С. 12-13.

8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие. // Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. 83 с.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА, СУЩНОСТЬ,

ПРИНЦИПЫ Гочошвили Н.Г. Email: Gochoshvili666@scientifictext.ru

Гочошвили Наталья Гочевна - магистр, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: в статье рассматривается инклюзивная образовательная среда как одна из актуальных проблем обучающихся с ОВЗ. Инклюзивная образовательная среда определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе могут не только получить качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, если будут соблюдены в общеобразовательном учреждении условия организации инклюзивной среды. Реализация данной программы позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником образовательной деятельности. Для создания общедоступной образовательной среды необходимо использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, доступная среда.

INCLUSIVE EDUCATION: CHARACTERISTICS, ESSENCE,

PRINCIPLES Gochoshvili N.G.

Gochoshvili Natalya Gochevna - Master, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PEDAGOGICAL AND SOCIAL EDUCATION, NIZHNEVARTOVSK STATE UNIVERSITY, NIZHNEVARTOVSK

Abstract: the article deals with the inclusive educational environment, as one of the urgent problems of students with disabilities. Inclusive educational environment is defined as ensuring equal access to education for all students, taking into account their educational needs and individual capabilities. Students with disabilities in a regular secondary school can not only get a quality education, but also successfully adapt to life if the conditions for organizing an inclusive environment are met in a general educational institution. The implementation of this program allows turning a person with disabilities into a subject capable of becoming a full participant in educational activities. To create an open-access educational environment, it is necessary to use special educational programs and teaching and education methods, special textbooks, teaching aids and didactic materials, special technical tools for teaching collective and individual use, providing services of an assistant (assistant) providing the necessary technical assistance to students, conducting group and individual remedial classes, providing access to the buildings of educational organizations activities, and other conditions, without which it is impossible or difficult to master educational programs for students with disabilities. Keywords: education, educational environment, students with disabilities, inclusive education, accessible environment.

УДК 1174

На сегодняшний день актуальной проблемой детей с особыми образовательными потребностями является их изолированность от социума. Общеобразовательные учреждения не все предусматривают условия организации учебного процесса для данной категории обучающихся. Поэтому обучающиеся с ОВЗ вынуждены получать образование, не покидая дом.

Вопрос о социализации ребят с ОВЗ был поднят на заседании Правительства РФ по делам инвалидов Д.А. Медведевым, где была четко сформулирована задача: создать условия организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде, которое способствовало бы адаптации данных детей в социуме [3, с. 3].

В современной психолого-педагогической науке и практике понятие «образовательная среда» широко используется при обсуждении условий обучения и воспитания. Исследованию проблем образовательной среды посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых (Я. Корчак, Дж. Гибсон, В.А. Ясвин, С.В. Тарасов, Г.А. Ковалев и др.).

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.) [7].

В Российской Федерации образование является общедоступным для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье 2 273-Ф3 «Об образовании в РФ» затрагивается отдельная категория обучающихся с ОВЗ, для которых предусматривается инклюзивное образование.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. Инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей [4].

Нормативными основаниями разработки концепции инклюзивного образования являются документы Международного и Федерального уровня:

■ Всемирная декларация прав человека;

■ Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

■ Саламанская декларация, принятая на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями (Саламанка (Испания) 7-10 июня 1994г.);

■ Конвенция о правах инвалидов, подписанная Россией 24 сентября 2008г. и основанная на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод;

■ Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специфическими образовательными потребностями), разработанная при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО, Министерства образования и науки РФ, Института коррекционной педагогики РАО;

■ Конституция Российской Федерации;

■ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие.

В 2011 году было принято постановление № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года», ожидаемым результатом программы является увеличение доли общеобразовательных организаций с безбарьерной средой для детей-инвалидов: включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, совместно с другими детьми.

Доступная среда - это специальная инклюзивная среда, способствующая внедрению людей с ОВЗ в социум, для удовлетворения своих социальных потребностей. Реализация данной программы позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником образовательной деятельности.

Для создания общедоступной образовательной среды, необходимо использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [1].

Среди принципов организации доступной образовательной среды для детей с ОВЗ в психолого-педагогических исследованиях ключевым является принцип соответствия. Он предполагает реализацию возрастного и индивидуального подхода, адекватность педагогических воздействий индивидуальным особенностям и способностям обучающихся. Среди принципов инклюзивной образовательной среды выделяют:

- принцип раннего включения (первоначальное формирование способностей к социальному взаимодействию);

- принцип коррекционной помощи;

- принцип социализирующей направленности;

- принцип индивидуализации и персонификации образовательного пространства;

- принцип интегративности сопровождения субъектов инклюзивного образовательного процесса;

- принцип активности родителей и их ответственности за результаты развития ребенка;

- принцип ценностного и толерантного отношения к субъектам образовательного процесса, их деятельности в условиях инклюзивного обучения [5].

Инклюзивное образование способствует расширению личностных возможностей детей, помогает выработать такие качества как гуманность, толерантность, готовность к помощи и приспосабливает детей с ОВЗ к социальной жизни.

Список литературы / References

1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве //

Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 6-11.

2. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории

образования // Педагогическое образование и наука, 2003. № 1. С. 29—31.

3. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: методич. пособие. М.:

УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. 28 с.

4. Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст]: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.

5. Симаева И. Н., ХитрюкВ. В. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 31- 39.

6. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.